0

Закон о безопасности критической информационной инфраструктуры

Содержание

Александр Бондаренко
Яков Гродзенский
Александр Евтеев
Дмитрий Кузнецов
Дмитрий Огородников
Василий Степаненко
Антон Таран

Среди достаточно большого числа законодательных ИТ/ИБ-новшеств, вступивших в силу в 2018 г., можно выделить Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Его актуальность видна уже потому, что он принят в виде самостоятельного закона, а не поправок к ранее действовавшим документам. Но это же показывает, что речь идет о регулировании новой (для законодательства) ИТ-сферы, а потому можно ожидать, что процесс практического применения закона будет проходить вполне естественную «притирку».

С вопросами о том, как может повлиять на развитие ситуации на корпоративном ИТ/ИБ-рынке, о перспективах его применения, возможных проблемах и вариантах их решения, мы обратились к ряду экспертов.

Что регулирует новый закон

Одна из главных новаций закона — механизм реализации «Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации» (ГосСОПКА), которая, по-видимому, должна взять под государственный контроль все уже существующие системы ИБ и стать единым центром управления всем этим хозяйством.

Закон расширяет перечень информационных систем (для них вводится понятие «критическая информационная инфраструктура», КИИ), к которым предъявляются обязательные требования по безопасности со стороны государства и владельцы которых теперь несут ответственность, в том числе уголовную. Как пояснил директор по методологии и стандартизации Positive Technologies Дмитрий Кузнецов, под КИИ понимаются ИТ-системы государственных и коммерческих организаций, сбои в которых (в том числе в результате хакерских атак) могут привести к тяжелым социальным, политическим, экологическим и прочим последствиям.

С точки зрения директора по ИБ компании РТ-ИНФОРМ (Центр компетенций по ИТ и ИБ госкорпорации Ростех) Александра Евтеева, важным является то, что закон определяет порядок категорирования значимых объектов КИИ, порядок госконтроля в области обеспечения их безопасности, права и обязанности организаций, которым принадлежат субъекты КИИ.

В плане регулирования отношений в области обеспечения безопасности КИИ в условиях проведения хакерских атак закон выделяет два направления — обеспечение безопасности и противодействие атакам. В этом связи директор департамента ИБ компании «Сервионика» (ГК «АйТеко») Василий Степаненко напоминает, что в соответствии с Указом Президента РФ от 25.11.2017 № 569 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности КИИ, является ФСТЭК России, а согласно Указу Президента РФ от 15.01.2013 № 31с полномочия по созданию ГосСОПКИ возложены на ФСБ России.

«ГосСОПКА должна контролировать степень защищенности критической информационной инфраструктуры РФ от компьютерных атак, — отметил Дмитрий Огородников, директор по развитию Angara Technologies Group. — При этом до сих пор не было четкого понимания, кто должен конкретно подключаться к этой системе. Теперь, с выходом появилась ясность в данном вопросе. А именно, в законе указали, что к ГосСОПКЕ должны подключаться все субъекты КИИ, причем вне зависимости, есть ли у них значимые объекты КИИ или нет».

Начальник информационно-аналитического управления Московской городской Думы Антон Таран среди ключевых идей закона выделяет необходимость создания единого центра мониторинга и управления ИБ для важных с точки зрения государства ИТ-систем. «Сегодня центральная власть может не знать, что на какой-нибудь центр управления ТЭЦ в Ханты-Мансийске напали хакеры и вывели на два часа из строя систему пожаротушения. А теперь будут знать и как-то реагировать», — пояснил он.

Действительно, теперь закон напрямую обязывает службы ИБ таких объектов передавать информацию о зафиксированных атаках в ФСБ. Генеральный директор R-Vision Александр Бондаренко считает, что это позволит наладить обмен информацией между специалистами по ИБ и в целом повысит уровень защищенности объектов КИИ.

Что предстоит сделать субъектам КИИ и регуляторам для реализации закона

«В части ФСТЭК всем субъектам КИИ необходимо будет выполнить ряд мероприятий, в том числе выделение и категорирование объектов КИИ, выполнение требований по безопасности. Но у большинства организаций на сегодняшний день уже реализованы определенные меры безопасности (например, в соответствии с нормативными актами по ГИС и/или ПДн), поэтому им потребуется соотнести имеющуюся систему защиты информации с требованиями ФСТЭК в части КИИ и при необходимости ее доработать», — считает Дмитрий Огородников. В части ФСБ, добавил он, потребуется провести работы по подключению к ГосСОПКЕ, что, наверно, является самым обременительным мероприятием.

«Сейчас мы ждем утверждения правительством правил категорирования объектов КИИ, а также утверждения требований ФСТЭК по внедрению мер по защите информации на объектах КИИ в зависимости от присвоенной категории, — рассказал руководитель направления ИБ компании „Системный софт“ Яков Гродзенский. — После того, как эти документы будут утверждены, видимо определенное время займет у ФСТЭК работа по категорированию объектов КИИ. После этого начнется массовое внедрение соответствующих решений».

«В соответствии с приказом ФСТЭК № 227 от 6.12.2017 об утверждении порядка ведения реестра КИИ данный реестр будет закрытым. Сведения из него направляются в ГосСОПКУ, а также могут предоставляться только государственным органам или российским юридическим лицам, выполняющим функции по разработке, проведению или реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию в установленной сфере», — отметил Дмитрий Огородников. Добавим, что в соответствии с Указом Президента от 02.03.2018 № 98 сведения, раскрывающие меры по обеспечению безопасности КИИ, а также сведения, раскрывающие состояние ее защищенности, отнесены к государственной тайне.

Совершенно определенном можно сказать, что реализация потребует от участников рынка дополнительных усилий, в том числе финансовых затрат.

«В силу того, что количество объектов и организаций, которые подпадают под действие данного закона, внушительно, а уровень обеспечения ИБ на них не очень высокий, это потребует серьезных инвестиций в безопасность. Таким образом, обеспечение защиты объектов КИИ может стать очередным драйвером рынка, каким в свое время стал пресловутый закон о персональных данных», — уверен Александр Бондаренко.

«На рынке ИБ появится новый вид услуг, ориентированных на приведение в соответствие требованиям ФСТЭК в части КИИ, а также услуги по подключению к ГосСОПКЕ. Здесь возможны различные варианты: создание ведомственных центров, подключение к корпоративным центрам и т. д. Все варианты также потребуют закупки соответствующих средств защиты информации», — полагает Дмитрий Огородников.

По словам Якова Гродзенского, организациям, подпадающим под определение субъектов КИИ, неминуемо придется создавать центры ГосСОПКИ в своей инфраструктуре. В связи с этим будет необходимо реализовать интерфейс обмена информацией с Головным центром. «В том числе на основе уже существующих решений отечественных разработчиков нужно внедрить систему учета инцидентов и реагирования на них (IRP), основанную на SIEM-решениях, которые являются частью SOC организации. Кроме того, необходимо проводить анализ защищенности инфраструктуры и внедрить решения по повышению осведомленности сотрудников по вопросам ИБ», — пояснил он.

«Для поставщиков средств безопасности закон несет позитивные новости, но как это отразится на ИТ-рынке — сказать сложно, ведь вполне возможно, что дополнительные усилия в направлении безопасности будут реализовываться за счет сокращения активности по другим ИТ-проектам», — делится своими опасениями Антон Таран.

Но Александр Евтеев высказывает мнение, что реализация закона скажется позитивно на деятельности организаций, которые сегодня зачастую несут прямые потери от своего невнимания к проблемам безопасности: «В последние годы существенно увеличилось число инцидентов, связанных с компьютерными атаками, злоумышленники постоянно находят новые способы атак. Тенденция последних лет к ужесточению требований ИБ, особенно для госсектора и КИИ, является необходимой ответной мерой».

По-видимому, одним из важных направлений, которые попадают в поле применения являются системы управления технологическими процессами. На это, в частности, обращает внимание Дмитрий Кузнецов: «Владельцы промышленных предприятий и разработчики средств промышленной автоматизации осознали, насколько промышленность уязвима к атакам, и сейчас происходит кооперация между производителями систем АСУ ТП и компаниями, специализирующимися на анализе защищенности таких систем».

В свою очередь, Василий Степаненко отмечает, что закон подразумевает не проведение некоторой одноразовой акции по усилению безопасности ИТ-систем, а постоянную работу в этом направлении: «Заказчикам нужно теперь постоянно разрабатывать и осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности, планировать бюджеты на это, информировать ФСБ об инцидентах, расследовать инциденты и оказывать содействие представителям ФСБ и ФСТЭК». По его словам, аттестация КИИ будет проходить не в привычном формате выдачи аттестата соответствия, а в виде проверки выполнения установленному ФСТЭК минимуму требований и постоянной оценки эффективности мер защиты со стороны ФСБ.

Читайте также:  Ионизатор воздуха для квартиры отзывы польза

Все ли гладко в

Опыт предыдущих лет показывает, что реализация принятых законов в области ИТ порой проходит довольно сложно. Оказывается, что какие-то положения принятых актов трудновыполнимы на практике, а каким-то важным аспектам законодатели уделили недостаточное внимание или вовсе упустили их из виду. Регулярно возникает и проблема финансирования исполнения требований закона.

«Качество не лучше и не хуже аналогичных законов, связанных с ИТ, — отмечает Антон Таран. — Есть не до конца проработанные определения, допускающие неоднозначные толкования. Есть размытость формулировок. Как обычно бывает, довольно подробно прописаны алгоритмы администрирования и функционал уполномоченных органов, поскольку от этого зависит дальнейшее нормотворчество и зоны ответственности, а соответственно и бюджетополучатели. Пока не понятно, каковы будут затраты бюджета на создание и функционирование системы. Учитывая, что законом предусмотрено создание национального координационного центра по компьютерным инцидентам, затраты все же предстоят. Если только это не будет виртуальный центр».

С тем, что исполнение потребует существенных затрат как со стороны владельцев информационных систем, так и со стороны государства, согласны все эксперты. Но Дмитрий Кузнецов уверен, что такие расходы просто необходимы: «Проблема ИБ многими организациями игнорировалась. Необязательность защиты привела к тому, что во многих жизненно важных информационных системах отсутствуют элементарные механизмы защиты. Болезнь стала запущенной, и сейчас ее лечение требует серьезных усилий».

Александр Бондаренко видит потенциальную проблему закона в том, что на его внедрение в реальную жизнь потребуется несколько лет, так как критические объекты в силу своих особенностей потребуют серьезной адаптации существующих механизмов защиты.

То, что государство в столь явном виде проявило озабоченность вопросами безопасности КИИ, — хорошо. Но Василий Степаненко видит проблему в том, что он, по его мнению, плохо состыкован с другими законами, которые уже давно действуют в ряде отраслей, обозначенных как потенциальные субъекты КИИ. Не ясно пока и с ответственностью по исполнению требований закона, например, где лежит зона ответственности руководителя субъекта, а где — иных должностных лиц. Не все понятно и с финансированием. «Обязать всех выделять бюджеты и бояться проверок можно, но без должного финансирования, в том числе со стороны государства, сложно добиться реальных результатов», — считает эксперт.

Что же касается перспектив закон, то, по мнению Антона Тарана, об этом говорить пока сложно. С одной стороны, чисто теоретически, систематизация, координация и стандартизация никому еще не вредили, и если будущая система будет реально работать, а издержки для экономики субъектов КИИ не будут превышать потенциальные риски, то можно ожидать повышения уровня безопасности. С другой, говорить об оценке эффективности закона будет очень сложно, пока не будут определены количественные показатели обеспечения безопасности.

Главную же проблему закона он видит в издержках для бизнеса. Ведь отдельно взятый субъект вполне способен обеспечить себя защитой от компьютерных атак и в целом должен владеть технологиями ИБ не хуже государства. Создание же дополнительных организационных и, возможно, материальных затрат для любого бизнеса должно компенсироваться дополнительными доходами, при этом есть риск, что дополнительные затраты не будут компенсированы повышением уровня безопасности.

В целом все эксперты согласны с тем, что практическая реализация закона в решающей степени будет зависеть от системы последующий нормативных подзаконных актов, которые в том числе должны определить ответственность тех или иных лиц за исполнение закона.

В связи с утверждением ряда нормативных правовых актов в области безопасности КИИ после выхода данной статьи, 22.03.2018 в текст статьи были внесены изменения и дополнения.

1 января, с приходом нового 2018 года, в нашей стране вступил в действие закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры» (далее – Закон). Начиная с 2013 года, еще на этапе проекта, этот закон бурно обсуждался ИБ-сообществом и вызывал много вопросов относительно практической реализации выдвигаемых им требований. Теперь, когда эти требования вступили в силу и многие компании столкнулись с необходимостью их выполнения, мы постараемся ответить на самые животрепещущие вопросы.

Для чего нужен Закон?

Новый Закон предназначен для регулирования отношений в области обеспечения безопасности объектов информационной инфраструктуры РФ, функционирование которых критически важно для экономики государства. Такие объекты в законе называются объектами критической информационной инфраструктуры (далее – объекты КИИ). Согласно Закону, к объектам КИИ могут быть отнесены информационные системы и сети, а также автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере:

  • здравоохранения;
  • науки;
  • транспорта;
  • связи;
  • энергетики;
  • банковской и иных сферах финансового рынка;
  • топливно-энергетического комплекса;
  • атомной энергии;
  • оборонной и ракетно-космической промышленности;
  • горнодобывающей, металлургической и химической промышленности.

Объекты КИИ, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия между ними, составляют понятие критической информационной инфраструктуры.

Что является целью Закона и как он должен работать?

Главной целью обеспечения безопасности КИИ является устойчивое функционирование КИИ при проведении в отношении нее компьютерных атак. Одним из главных принципов обеспечения безопасности является предотвращение компьютерных атак.

Объекты КИИ или КСИИ?

До появления нового закона о КИИ в сфере ИБ существовало похожее понятие ключевых систем информационной инфраструктуры (КСИИ). Однако с 1 января 2018 года понятие КСИИ было официально заменено на понятие «значимые объекты КИИ».

Какие организации попадают в сферу действия Закона?

Требования Закона затрагивают те организации (государственные органы и учреждения, юридические лица и индивидуальных предпринимателей), которым принадлежат (на праве собственности, аренды или ином законном основании) объекты КИИ или которые обеспечивают их взаимодействие. Такие организации в Законе называются субъектами КИИ.

Какие действия должны предпринять субъекты КИИ для выполнения Закона?

Согласно закону, субъекты КИИ должны:

  • провести категорирование объектов КИИ;
  • обеспечить интеграцию (встраивание) в Государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (ГосСОПКА);
  • принять организационные и технические меры по обеспечению безопасности объектов КИИ.

Что подлежит категорированию?

Категорированию подлежат объекты КИИ, которые обеспечивают управленческие, технологические, производственные, финансово-экономические и (или) иные процессы в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъектов КИИ.

Что в себя включает категорирование объектов КИИ?

Категорирование объекта КИИ предполагает определение его категории значимости на основе ряда критериев и показателей. Всего устанавливается три категории – первая, вторая или третья (в порядке убывания значимости). Если объект КИИ не соответствует ни одному из установленных критериев, ему категория не присваивается. Те объекты КИИ, которым была присвоена одна из категорий, называются в законе значимыми объектами КИИ.

По завершению категорирования сведения о его результатах должны направляться субъектом КИИ во ФСТЭК России для ведения реестра значимых объектов КИИ. В реестр включается следующая информация:

  • наименование значимого объекта КИИ;
  • наименование субъекта КИИ;
  • сведения о взаимодействии значимого объекта КИИ и сетей электросвязи;
  • сведения о лице, эксплуатирующем значимый объект КИИ;
  • присвоенная категория значимости;
  • сведения о программных и программно-аппаратных средствах, используемых на значимом объекте КИИ;
  • меры, применяемые для обеспечения безопасности значимого объекта КИИ.

Важно отметить, что если в процессе категорирования было определено отсутствие категории значимости у объекта КИИ, результаты категорирования все равно должны быть представлены во ФСТЭК России. Регулятор проверяет представленные материалы и при необходимости направляет замечания, которые должен учесть субъект КИИ.

Если субъект КИИ не предоставит данные о категорировании, ФСТЭК России вправе потребовать эту информацию.

Порядок ведения реестра значимых объектов КИИ определяется приказом ФСТЭК России от 06.12.2017 №227 «Об утверждении Порядка ведения реестра значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Как проводить категорирование объектов КИИ?

Показатели критериев значимости, а также порядок и сроки категорирования определены в «Правилах категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» утверждённых соответствующим постановлением правительства от 8 февраля 2018 г. № 127 (далее – Правила). Правила регламентируют процедуру категорирования, а также содержат перечень критериев и их показатели для значимых объектов КИИ первой, второй и третьей категории.

Согласно Правилам, процедура категорирования включает в себя:

  1. Определение субъектом КИИ перечня всех процессов, выполняемых в рамках своей деятельности.
  2. Выявление критических процессов, то есть тех процессов, нарушение и (или) прекращение которых может привести к негативным социальным, политическим, экономическим, экологическим последствиям, последствиям для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка.
  3. Определение объектов КИИ, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения критических процессов, управления и контроля ими.
  4. Формирование перечня объектов КИИ, подлежащих категорированию. Перечень объектов для категорирования подлежит согласованию с ведомством-регулятором, утверждается субъектом КИИ и в течение 5 рабочих дней после утверждения направляется во ФСТЭК России.
  5. Оценку масштаба возможных последствий в случае возникновения компьютерных инцидентов на объектах КИИ в соответствии с показателями, указанных в Правилах. Всего предусматривается 14 показателей, определяющих социальную, политическую, экономическую значимость объекта КИИ, а также его значимость для обеспечения правопорядка, обороны и безопасности страны.
  6. Присвоение каждому из объектов КИИ одной из категорий значимости в соответствии с наивысшим значением показателей, либо принятие решения об отсутствии необходимости присвоения категории.

Категорирование должно проводиться как для существующих, так и для создаваемых или модернизируемых объектов КИИ специальной комиссией под председательством руководителя субъекта КИИ (или уполномоченного им лица), его работников и, при необходимости, приглашённых специалистов ведомств-регуляторов в соответствующей сфере. Решение комиссии оформляется соответствующим актом и в течение 10 дней после его утверждения направляется во ФСТЭК России. Предоставленные материалы в тридцатидневный срок со дня получения проверяются регулятором на соответствие порядку осуществления категорирования и оценивается правильность присвоения категории.

Максимальный срок категорирования объектов КИИ – 1 год со дня утверждения субъектом КИИ перечня объектов КИИ.

Категория значимого объекта КИИ может быть изменена по мотивированному решению ФСТЭК России в рамках государственного контроля безопасности значимых объектов КИИ, в случае изменения самого объекта КИИ, а также в связи с реорганизацией субъекта КИИ (в том числе ликвидацией, изменением его организационно-правовой формы и т.д.).

Читайте также:  Как восстановить битый пиксель на мониторе

Что такое ГосСОПКА и для чего она нужна?

ГосСОПКА представляет собой единый территориально распределенный комплекс, включающий силы и программно-технические средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (далее – силы и средства ОПЛ КА).

К силам ОПЛ КА относятся:

  • уполномоченные подразделения ФСБ России;
  • национальный координационный центр по компьютерным инцидентам, который создается ФСБ России для координации деятельности субъектов КИИ по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных инцидентов;
  • подразделения и должностные лица субъектов КИИ, которые принимают участие в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак и в реагировании на компьютерные инциденты.

ГосСОПКА предназначена для обеспечения и контроля безопасности КИИ в Российской Федерации и в дипломатических представительствах страны за рубежом.

В данной системе должна собираться и агрегироваться вся информация о компьютерных атаках и инцидентах, получаемая от субъектов КИИ. Перечень информации и порядок ее предоставления в ГосСОПКА будет определен соответствующим приказом, проект которого был представлен на общественное обсуждение. Согласно текущей версии документа, срок предоставления информации о кибератаке составляет 24 часа с момента обнаружения.

Кроме того, в рамках ГосСОПКА организуется обмен информацией о компьютерных атаках между всеми субъектами КИИ, а также международными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты.

Технически ГосСОПКА будет представлять собой распределённую систему из центров ГосСОПКА, развёрнутых субъектами КИИ, объединённых в иерархическую структуру по ведомственно-территориальному признаку, и подключённых к ним технических средств (средств ОПЛ КА), установленных в конкретных объектах КИИ. При этом центры ГосСОПКА могут быть ведомственными, то есть организованными государственными органами, а также корпоративными – построенными государственными и частными корпорациями, операторами связи и другими организациями-лицензиатами в области защиты информации.

Кто является собственником ГосСОПКА?

Для ГосСОПКА не предусматривается единый собственник: каждый из центров ГосСОПКА будет принадлежать отдельному владельцу, вложившему свои средства в его построение. Государство же будет выступать только в качестве регулятора и координатора.

Что подразумевается под интеграцией с ГосСОПКА?

Интеграция в ГосСОПКА требует от субъекта КИИ:

  • информировать о компьютерных инцидентах ФСБ России, а также Центральный Банк Российской Федерации, если организация осуществляет деятельность в банковской сфере и иных сферах финансового рынка;
  • оказывать содействие ФСБ России в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак, установлении причин и условий возникновения компьютерных инцидентов.

Кроме того, по решению субъекта КИИ на территории объекта КИИ может быть размещено оборудование ГосСОПКА. В этом случае субъект дополнительно обеспечивает его сохранность и бесперебойную работу. Иными словами, субъектом КИИ может быть организован собственный центр ГосСОПКА.

Может ли субъект КИИ не создавать собственный центр ГосСОПКА?

Решение о создании собственного центра ГосСОПКА субъект КИИ принимает самостоятельно. То есть создание центра ГосСОПКА не является обязательным, и, более того, данный шаг должен быть согласован с ФСБ России.

Однако для значимых объектов КИИ субъектам КИИ придется реализовать меры по обнаружению и реагированию на компьютерные инциденты. А для этого в любом случае потребуются специальные технические средства и квалифицированный персонал, которые, по сути, и являются составляющими собственного центра ГосСОПКА.

Что требуется для построения собственного центра ГосСОПКА?

Согласно документу «Методические рекомендации по созданию ведомственных и корпоративных центров ГосСОПКА», для построения собственного центра ГосСОПКА необходимо обеспечить функционирование совокупности технических средств и процессов, выполняющих следующие функции:

  • инвентаризация информационных ресурсов;
  • выявление уязвимостей информационных ресурсов;
  • анализ угроз информационной безопасности;
  • повышение квалификации персонала информационных ресурсов;
  • прием сообщений о возможных инцидентах от персонала и пользователей информационных ресурсов;
  • обеспечение процесса обнаружения компьютерных атак;
  • анализ данных о событиях безопасности;
  • регистрация инцидентов;
  • реагирование на инциденты и ликвидация их последствий;
  • установление причин инцидентов;
  • анализ результатов устранения последствий инцидентов.

Для этого в составе технических средств ОПЛ КА могут использоваться:

  • средства обнаружения и предотвращения вторжений, в том числе обнаружения целевых атак;
  • специализированные решения по защите информации для индустриальных сетей, финансового сектора;
  • средства выявления и устранения DDoS-атак;
  • средства сбора, анализа и корреляции событий;
  • средства анализа защищенности;
  • средства антивирусной защиты;
  • средства межсетевого экранирования;
  • средства криптографической защиты информации для защищенного обмена информацией с другими центрами ГосСОПКА.

Технические средства должны быть интегрированы в единый комплекс, управляемый из центра ГосСОПКА и взаимодействующий с другими центрами ГосСОПКА.

Помимо технического обеспечения для создания центра ГосСОПКА необходимо разработать соответствующие методические документы, включающие настройки средств обеспечения ИБ, решающие правила средств обнаружения компьютерных атак, правила корреляции событий, инструкции для персонала и т.п.

Центр ГосСОПКА может быть реализован субъектом КИИ как самостоятельно (с использованием собственных технических и кадровых ресурсов), так и с привлечением сторонних специалистов путем передачи на аутсорсинг части функций, например, анализ угроз информационной безопасности, повышение квалификации персонала, прием сообщений об инцидентах, анализ защищенности и расследование инцидентов.

Что требуется для обеспечения безопасности объектов КИИ?

Для объектов КИИ, не являющихся значимыми, в обязательном порядке должна быть обеспечена только интеграция с ГосСОПКА (канал обмена информацией). Остальные мероприятия по обеспечению безопасности объекта КИИ реализуются на усмотрение соответствующего субъекта КИИ.

Для значимых объектов КИИ, помимо интеграции в ГосСОПКА субъекты КИИ должны:

  • Cоздать систему безопасности значимого объекта КИИ;
  • Реагировать на компьютерные инциденты. Порядок реагирования на компьютерные инциденты должен быть подготовлен ФСБ России до конца апреля текущего года;
  • Предоставлять на объект КИИ беспрепятственный доступ регуляторам и выполнять их предписания по результатам проверок. Законом предусматриваются как плановые, так и внеплановые проверки.

Система безопасности значимого объекта КИИ представляет собой комплекс организационных и технических мер.

Порядок создания системы и требования к принимаемым мерам безопасности определяются приказом ФСТЭК России от 21.12.2017 №235 «Об утверждении Требований к созданию систем безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и обеспечению их функционирования».

Кто контролирует выполнение требований Закона?

Основные функции контроля в области обеспечения безопасности объектов КИИ, включая нормативно-правовое регулирование, возложены на ФСТЭК России и ФСБ России.

ФСТЭК России отвечает за ведение реестра значимых объектов КИИ, формирование и контроль реализации требований по обеспечению их безопасности.

ФСБ России обеспечивает регулирование и координацию деятельности субъектов КИИ по развёртыванию сил и средств ОПЛ КА, осуществляет сбор информации о компьютерных инцидентах и оценку безопасности КИИ, а также разрабатывает требования к средствам ОПЛ КА.

В отдельных случаях, касающихся сетей электросвязи и субъектов КИИ в банковской и иных сферах финансового рынка, разрабатываемые ФСТЭК России и ФСБ России требования должны согласовываться с Минкомсвязью России и Центральным Банком Российской Федерации соответственно.

Порядок госконтроля в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ определен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2018 №162 «Об утверждении Правил осуществления госконтроля в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ РФ».

А если требования Закона не будут выполнены?

Вместе с утверждением ФЗ «О безопасности КИИ» в УК РФ была добавлена новая статья 274.1, которая устанавливает уголовную ответственность должностных лиц субъекта КИИ за несоблюдение установленных правил эксплуатации технических средств объекта КИИ или нарушение порядка доступа к ним вплоть до лишения свободы сроком на 6 лет. Пока данная статья не предусматривает ответственности за невыполнение необходимых мероприятий по обеспечению безопасности объекта КИИ, однако в случае наступления последствий (аварий и чрезвычайных ситуаций, повлекших за собой крупный ущерб) непринятие таких мер подпадает по состав 293 статьи УК РФ «Халатность». Дополнительно следует ожидать внесения изменений в административное законодательство в части определения штрафных санкций для юридических лиц за неисполнение Закона. С большой долей уверенности можно говорить о том, что именно введение существенных денежных штрафов будет стимулировать субъекты КИИ к выполнению требований Закона.

Содержание

Федеральный закон "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" от 26.07.2017 N 187-ФЗ вступил в силу 1 января 2018 года и ввел понятия объектов и субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ), а также обязанности организаций по обеспечению безопасности объектов КИИ.

Субъектами КИИ, на которые распространяются требования закона, являются государственные и коммерческие учреждения, работающие в сферах, составляющих основу функционирования государства: здравоохранении, науке, транспорте, связи, энергетике, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетическом комплексе, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности. Под объектами КИИ понимаются информационные системы (ИС), информационно-телекоммуникационные сети (ИТС), автоматизированные системы управления (АСУ) субъектов КИИ.

В соответствии с требованиями закона, предприятия и организации должны провести категорирование своих объектов КИИ и уведомить о результатах ФСТЭК России. Рекомендуемый срок – январь 2019 года. Однако в настоящее время многие организации либо еще не начали категорирование своих объектов, либо находятся в самом начале пути. При этом у ряда компаний и предприятий нет понимания не только того, как проводить категорирование, но и подпадают ли они вообще под действие данного ФЗ.

В статье, подготовленной экспертом компании «Стэп Лоджик», предлагается оптимальный вариант реализации требований по защите объектов КИИ, уточняется, на что стоит обратить внимание при проведении данных работ, а также рассказывается о факторах, влияющих на стоимость таких проектов.

С чего начать?

Самый первый вопрос, на который необходимо ответить: является ли ваша организация субъектом КИИ. Для этого регулятор (ФСТЭК России) рекомендует осуществить поиск указанных в тексте закона тринадцати видов деятельности в уставах, ОКВЭД, лицензиях организации [1] . Если ваше предприятие соответствует данному критерию, необходимо приступать к категорированию объектов.

Почему к категорированию не стоит относиться как к очередной формальности

Без категорирования объектов КИИ невозможно определить необходимые технические и организационные меры защиты. Именно от результатов категорирования зависят дальнейшие объемы работ в области ИБ.

Читайте также:  Дипольная антенна своими руками

В случае расследований инцидентов ИБ возможна ситуация, когда привлекаемые органы установят нарушения в защите объектов КИИ по причине отсутствия категорирования или его занижения. Это может повлечь за собой уголовную ответственность в соответствии с УК РФ (ст. 274.1).

Кроме того, уже анонсировано введение в начале 2019 года административной ответственности за некорректное категорирование объектов КИИ и нарушение установленных сроков. Сроки категорирования будут жестко регламентированы, и, если не начать процесс заранее, есть вероятность в них не уложиться.

Категорирование – отдать подрядчику или провести самостоятельно?

Многие организации предпочитают отдать эту часть работ подрядчикам. Есть множество примеров, когда заказчик просит не только провести категорирование, но и в целом «привести все объекты КИИ в соответствие с 187-ФЗ». Специалисты «Стэп Лоджик» рекомендуют осуществлять категорирование самостоятельно, а если и привлекать сторонних исполнителей, то только для консультации по частным вопросам.

Во-первых, в соответствии с законодательством, вся ответственность за принятие решений ложится исключительно на руководителя организации и комиссию, включающую руководителей подразделений и иных ответственных работников, а не на подрядную организацию.

Во-вторых, основа категорирования – оценка последствий от нарушений функционирования критических процессов и соответствующих объектов КИИ. Интеграторы и консультанты априори не могут знать все детали и нюансы вашей деятельности, все возможные последствия и их взаимосвязи. По опыту «Стэп Лоджик», даже в рамках группы компаний одни и те же процессы иногда реализованы по-разному, и такие нюансы могут оказать существенное влияние на результаты категорирования. Поэтому сторонние специалисты, изучив, например, десять заводов, не смогут быстро и идеально описать одиннадцатый без его обследования – вся информация в итоге будет снова запрашиваться у ответственных сотрудников. Таким образом, массив данных для категорирования предоставляется самой организацией, а суть услуг подрядчиков в 90% случаев состоит в наличии у них отработанных шаблонов и отчетных форм, а также имеющегося опыта работы с конкретной сферой.

В-третьих, для того чтобы подрядчик смог качественно провести категорирование, ему необходимо полностью изучить все бизнес-процессы организации, ее инфраструктуру, показатели деятельности (договоры, финансовую отчетность, иную статистику). Очевидно, что в данном случае проект займет не один месяц, а стоимость работ может оцениваться в миллионы рублей, если речь идет о крупных предприятиях или группах компаний. Насколько это оправдано с учетом сказанного выше?

Проведение категорирования своими силами – это еще один повод детально разобраться в бизнес-процессах организации, оценить все риски и ответить на главный вопрос: к каким последствиям может привести недостаточное соблюдение организационных и технических мер защиты информации. Это важно понимать самой организации, в том числе при дальнейшей реализации мер защиты и обосновании соответствующих проектов.

Если вы решились проводить категорирование самостоятельно, получить ответы на отдельные вопросы можно из следующих источников:

  • По телефону горячей линии ФСТЭКРоссии: 8 (499) 246-11-89, на методических сборах регулятора и конференциях, где выступают специалисты ФСТЭК;
  • В подробной методике категорирования объектов КИИ от «Стэп Лоджик» с шаблонами необходимых документов и ответами на часто задаваемые вопросы. Методика распространяется на безвозмездной основе, доступна для скачивания на сайте компании и постоянно обновляется с учетом взаимодействия с регулятором и полученного опыта;
  • На профильных ресурсах (например, чат КИИ 187-ФЗ в Telegram);
  • Также можно привлекать консультантов для решения конкретных вопросов. Но в данном случае это частное мнение, основанное на субъективных знаниях и опыте, и оно не всегда будет верным. Лучше сопоставлять информацию из нескольких источников.

Категорирование выполнено. Что дальше?

Дальнейшие шаги будут различаться в зависимости от того, есть ли у организации значимые объекты КИИ по результатам категорирования.

Если значимых объектов нет, то дополнительные требования по защите объектов КИИ, определяемые ФСТЭК России, не требуются. Но это не значит, что защищать ничего не нужно – вполне вероятно, что после оценки возможного ущерба при инцидентах организация сама пересмотрит важность безопасности своих ресурсов и будет заинтересована в реализации дополнительных мер защиты. В соответствии с требованиями 187-ФЗ, необходимо будет обеспечить взаимодействие с ГосСОПКА в части предоставления сведений об инцидентах ИБ. Детали по передаваемой информации и организации взаимодействия можно найти в соответствующих приказах ФСБ России и методических документах НКЦКИ (органа, ответственного за оперирование ГосСОПКА).

Если у организации есть значимые объекты КИИ, то ей потребуется реализовать систему безопасности для защиты данных объектов в соответствии с нормативными документами ФСТЭК России.

Организация проектов по защите объектов КИИ. Рекомендации

С учетом высокой загрузки отделов и департаментов по ИБ и нехватки профильных специалистов в самих организациях, данные работы обычно реализуют в виде проектов с привлечением подрядчиков. Далее рассмотрим рекомендации «с другой стороны баррикад», так как часто организации сами загоняют себя в угол, и из-за банальных неточностей в постановке задачи получают не те результаты, на которые рассчитывали.

1. Разбейте проект на части

Не стоит объединять в один проект (договор) все работы «под ключ». Есть несколько этапов, от результата которых зависит объем всех последующих работ, поэтому до их завершения подрядчик не сможет корректно оценить сроки и бюджет проекта. Соответственно, будет или демпинг и не слишком качественный результат, в случае объема работ выше ожидаемого, или, наоборот, попытка перезаложиться для закрытия своих рисков. Поэтому в «Стэп Лоджик» рекомендуют разбить проект на этапы и реализовывать их последовательно, приступая к следующему этапу только после завершения предыдущего:

  • Категорирование объектов. На данном этапе фактически определяется область дальнейших работ – перечень объектов КИИ и их границы;
  • Разработка требований ИБ. Это ключевой этап, на котором осуществляется оценка угроз и формируются требования к необходимым мероприятиям и средствам защиты или обосновывается возможность использования существующих мер защиты;
  • Все последующие работы, связанные с реализацией мер, определенных на втором этапе.

2. Используйте результаты предыдущих работ

Нередко объекты КИИ также являются информационными системами персональных данных (ИСПДн) и/или государственными информационными системами (ГИС). В таких случаях необходимо выполнить требования нормативных документов из нескольких сфер. Стоит включить в работы ревизию уже выполненных ранее проектов и ответить на следующие вопросы:

  • Соответствуют ли друг другу «старая» и «новая» модели угроз, выполненные для одной и той же системы – например, для ГИС (ИСПДн), которая стала еще и объектом КИИ?
  • Насколько соответствуют реализованные ранее требования по защите информации новым, какие из существующих средств защиты планируется использовать для защиты объекта КИИ?
  • Насколько соответствуют существующие нормативно-методические документы организации по вопросам ИБ новым требованиям?

3. Не стоит изобретать велосипед

В приказах ФСТЭК №235 и №239 в явном виде определены все работы, их содержание и документация, которая должна быть разработана в ходе реализации проектов по защите объекта КИИ. При формировании задания на работы рекомендуется строго придерживаться этих формулировок, чтобы четко выполнить поставленную задачу и не увеличить сроки и бюджет проекта. Даже незначительная корректировка может иногда повлечь заметные изменения в проекте.

4. Используйте средства защиты, «прошедшие оценку соответствия»

Применение сертифицированных средств защиты не во всех случаях является обязательным. Чтобы не загнать себя и исполнителя в угол, пропишите в требованиях формулировку из нормативных документов: «использование средств защиты, прошедших оценку соответствия». Грамотный исполнитель сам определит необходимость применения сертифицированных средств защиты и возможность использования альтернатив.

Факторы, влияющие на стоимость работ по реализации требований 187-ФЗ

Напоследок следует затронуть немаловажный вопрос – стоимость проектов, а точнее, факторов, которые могут на нее повлиять.

Объем работ. Большая часть работ напрямую связана с числом объектов КИИ в организации, так как все объекты необходимо изучить в отдельности, понять их взаимосвязи, интеграцию в общую инфраструктуру. Кроме того, многие обязательные документы разрабатываются для каждого объекта. Меры защиты в части случаев также могут реализовываться раздельно для объектов.

Возможная оптимизация. Рекомендуется укрупнять объекты КИИ при категорировании. Если 10 систем реализуют один технологический процесс и размещены в едином сегменте сети, то их можно обобщить (в части случаев это стоит делать даже с распространением повышенной категории значимости на все системы).

Гетерогенность объектов. Если в организации 20 «офисных» ИС, расположенных в стандартной ЛВС, то объем работ будет меньший, чем, например, для 10 «офисных» ИС и 10 АСУ ТП. Данные типы систем различаются в архитектуре, будут иметь различные риски ИБ и подходы к их защите.

Централизация. Для групп компаний имеет смысл проводить работы в рамках централизованного проекта. В данном случае будет обеспечен стандартизованный подход с использованием типовых документов и проектных решений. Суммарный объем объектов защиты останется прежним, но повысится коэффициент типизации систем, что позволит уменьшить общую стоимость работ.

Зрелость существующих процессов обеспечения ИБ. Если в организации уже реализованы проекты по защите ИСПДн, ГИС, АСУ ТП, существует система управления ИБ с налаженными процессами, такими как управление рисками, мониторинг и выявление инцидентов ИБ, управление конфигурацией и т.д., то весьма вероятно, что проект сведется к грамотному обоснованию достаточности существующих мер и предоставлению ссылок на соответствующую документацию.

Принадлежность к органам государственной власти. Для объектов КИИ, являющихся ГИС, становятся актуальными требования по использованию сертифицированных мер защиты и аттестации объектов. Если данные требования еще не были выполнены, то это значительно повлияет на увеличение бюджета и сроков работ. Для юридических лиц рекомендуется не включать эти требования в задания на работы, так как они не являются обязательными.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *