0

Закон о фильтрации интернета

Содержание

Вчера в Госдуме в первом чтении приняли закон об изоляции Рунета. Разбираемся, что это и к чему готовиться простым пользователям

В Госдуме в первом чтении был принят так называемый закон о суверенном интернете — пакет дорогостоящих мер, которые должны обеспечить автономное функционирование Сети в случае, если кому-то за рубежом придёт в голову отключить Россию от мирового интернета. Этот проект стал очередным шагом в попытке отрегулировать Рунет и поставить его под контроль Роскомнадзора — причём на сей раз эту идею поддержали такие капитаны индустрии, как Mail.ru и «Яндекс», в то время как экспертное сообщество выступило резко против. Как и в случае с другими законодательными инициативами вроде «пакета Яровой», обычному пользователю стоит готовиться к увеличению счетов за связь, а также к ухудшению её качества и проблемам с доступом к Telegram.

Авторами законопроекта стали сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова и депутат от ЛДПР Андрей Луговой — все трое по-своему одиозные фигуры. Если верить им, главная причина, по которой необходимо сделать Интернет потенциально автономным, — это техническая возможность иностранных игроков отключить Россию от мировой Сети, которая якобы высвечивается в новой стратегии национальной кибербезопасности США (депутаты от ЛДПР, голосовавшие против закона, ничего такого в нём не обнаружили).

Суверенизация Рунета означает в первую очередь широкий контроль над маршрутизацией российского трафика со стороны Роскомнадзора (того самого, который блокирует Telegram). Выглядеть это будет следующим образом: Роскомнадзор создаст реестр точек обмена трафиком, через которые должен проходить интернет-трафик на территории России, и будет отслеживать, чтобы за рубеж передавалось минимально возможное количество данных. Операторы связи и сервисы будут обязаны использовать эти авторизованные точки обмена трафиком и лишатся к ним доступа в случае несоответствия требованиям Роскомнадзора и российского законодательства (рациональность которых, как известно, зачастую оставляет желать лучшего). При возникновении же конкретных угроз и ЧП управление российским сегментом сети переходит специальному центру под контролем Роскомнадзора. Проще говоря, Рунет из более-менее сети превращается в строгую вертикальную структуру.

Кроме того, согласно закону, провайдеры должны будут устанавливать специальное оборудование для отслеживания трафика и предотвращения возможных угроз, среди которых, скорее всего, подразумевается и доступ к определённым сервисам. Это оборудование якобы будет предоставляться провайдерам бесплатно, но при этом не уточняется, о каких именно технологиях идёт речь. Самый очевидный претендент — DPI (Deep Packet Inspection), которая хоть и не обеспечит доступ к конкретному контенту, но даст возможность отслеживать пакеты информации нежелательных ресурсов и эффективней их блокировать.

Достаточно ленивая критика закона последовала от правительства: не определён характер угроз, при которых надо суверенизировать Интернет, непонятно, за счёт чего обеспечивать функционирование оборудования для слежки и кто будет компенсировать ущерб, если что-то пойдёт не так. С похожими резонами выступил и представитель «Яндекса», однако в целом главный российский IT-гигант закон поддержал. Также в позитивном ключе высказались и в Mail.ru — якобы законопроект позволит российскому интернету «спать спокойно».

Эксперты были менее оптимистичны: в АНО «Цифровая экономика» отметили, что централизация только увеличит уязвимость российской сети, так как в случае сбоев будет нарушена работа всего Рунета. Главный интернет-омбудсмен России Дмитрий Мариничев рассказал, что это непонятный закон, который должен дать власти «возможность волшебным образом выключать в интернете какие-то отдельные куски информации», но при этом скажется на качестве услуг. Ключевой же вопрос суверенного интернета — откуда взять на него деньги? Сначала один из инициаторов проекта Клишас говорил, что бюджетных средств не понадобится, потом прозвучала сумма в 20 миллиардов, а если верить правительственной группе экспертов, то поддержка всей системы ежегодно будет обходиться интернет-индустрии в 134 миллиарда рублей. В связи с чем становится очевидным ответ на следующий вопрос.

Как нетрудно догадаться, оплачивать всё это суверенное чудо в итоге будет рядовой пользователь. Провайдерам придётся устанавливать и обслуживать обозначенные технические устройства для предотвращения угроз, что со стопроцентной вероятностью отразится на стоимости услуг. Никто, конечно, не будет открыто говорить, что причиной подорожания является новый закон, но всем всё будет понятно.

Другая очевидная потеря для простого пользователя — качество и разнообразие услуг. Сложное фильтрующее оборудование наверняка скажется на средней скорости связи, а сам рынок станет более консолидированным и однородным. Все потуги государства отрегулировать Интернет у нас обычно идут в формате «запретить» — стимулирование и развитие новых сервисов обычно маячит где-то вдалеке.

Кроме того, мы все помним, как Роскомнадзор в погоне за Telegram нарушил работу огромного числа сайтов и сервисов. При дальнейшей централизации управления вероятность таких моментальных коллапсов только вырастет. С другой стороны, если новая система фильтрации всё-таки будет реализована, то обходить блокировки станет сложней — тот же Telegram не сможет реагировать на них так же оперативно, как сегодня.

Впрочем, есть и хорошие новости: как известно, все такого рода законы пишутся для вполне определённых лиц с вполне определёнными интересами и доступом к бюджету, и, как это часто бывает, главная надежда для простого пользователя — что по пути половину разворуют, реализуют только часть идей, да и те будут работать со скрипом. Но к лишним расходам и проблемам готовиться, увы, стоит.

Закон о «суверенном интернете»
О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Вид Федеральный закон
Номер 90-ФЗ
Принятие Государственной думой 16 апреля 2019 года [1]
Одобрение Советом Федерации 22 апреля 2019 года [2]
Подписание Президентом 1 мая 2019 года [3]
Вступление в силу 1 ноября 2019 года
Первая публикация «Российская газета» № 97(7855) от 7 мая 2019 года

Закон о «суверенном интернете» — нормативный правовой акт, предусматривающий создание национальной системы маршрутизации интернет-трафика, инструментов централизованного управления и др. Вступил в силу 1 ноября 2019 года [4] . Вносит изменения в федеральный закон «О связи» и федеральный закон «Об информации…» [5] . Еще на стадии внесения в Госдуму закон вызвал дискуссию о регулировании интернета в России [6] .

Читайте также:  Бесплатные внутриигровые покупки android

Ввиду оживлённой дискуссии кроме основного названия «О внесении изменений в Федеральный закон „О связи“ и Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“» документ также назывался в СМИ как закон «Об изоляции Рунета», «О Чебурнете».

Содержание

Обсуждение законопроекта [ править | править код ]

Предпосылки [ править | править код ]

Экспертное обсуждение необходимости принятия специализированного правового акта, направленного на обеспечение безопасности российского сегмента сети Интернет, велось на протяжении нескольких лет [7] . 29 декабря 2016 года советник президента РФ по интернету Герман Клименко заявил о необходимости разработки защитных сценариев на случай дальнейшего ухудшения внешнеполитических отношений между Россией, США и странами Европейского союза. Вероятность отключения России от мирового Интернета он оценил как очень высокую [8] [9] .

В этом же месяце ФСБ сообщила о подготовке иностранными спецслужбами серии кибератак с целью дестабилизировать финансовую систему России. «Ростелеком» подтвердил эту информацию и добавил, что отразил атаки на пять крупнейших банков и финансовых организаций [10] [11] .

По оценкам американской аналитической кампании NetBlocks, в случае внешнего отключения России от «всемирной паутины» страна ежедневно будет терять около 20,4 млрд рублей (примерно 307,4 млн долларов) [12] [13] . В частности, внутри страны станут недоступны сайты и онлайн-клиенты банковских приложений, не будет работать система предоставления электронных госуслуг, в большинстве государственных и частных организаций будет парализован электронный документооборот.

Цель законопроекта [ править | править код ]

Согласно официальной версии, законопроект предполагает создание независимой инфраструктуры для бесперебойного функционирования интернета в России. Она позволит обеспечить работоспособность сайтов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам интернета [14] [15] [16] . Законопроект наделяет Роскомнадзор полномочиями следить за функционированием интернета и сетей связи общего пользования в целях выявления угроз устойчивости. А на операторов связи, обеспечивающих доступ в интернет, возлагается обязанность установки у себя в сети технических средств противодействия таким угрозам.

Согласно авторам законопроекта, его реализация позволит обеспечить безопасность страны, так как официально принятая стратегия кибербезопасности США [ уточнить ] предусматривает «возможность использования киберпространства для наступательных операций» [17] [18] . Авторами также приводился пример отключения Сирии от интернета в ноябре 2012 года, что было названо спецоперацией, проведенной АНБ США (мнения по этому вопросу расходятся) [17] [19] [20] .

По информации экспертов ПИР-Центра, стратегия кибербезопасности США не содержит угроз по отключению России от сети и в качестве возможных ответных мер на кибератаки предусматривает санкции [21] . Согласно заявлению официальных властей Сирии, отключение Интернета в 2012 году было осуществлено «террористами, атаковавшими кабели» [22] . Согласно другой версии, это произошло из-за случайного действия американской «закладки» в маршрутизаторе, находившемся под контролем правительства страны [23] [17] .

Согласно отзыву комиссии по связи и информационно-телекоммуникационным технологиям РСПП, угроза отключения от зарубежных корневых серверов неактуальна, поскольку соответствующие функции выполняют уже имеющиеся в России корневые сервера (однако из 13 корневых серверов DNS большинство расположено в США, несколько — в Европе и Японии [24] [21] ) [25] .

Директор Института развития интернета Сергей Петров заявил, что закон предписывает создать на территории РФ корневые сервера, чтобы обеспечить устойчивость интернета в России, а не задействовать работу российских серверов, в том числе финансовых и государственных, напрямую через глобальную сеть [26] .

В середине марта 2019 года применение технологии, которая будет использоваться при реализации закона о суверенном Рунете, нарушило работу сервисов Яндекса из-за сетевой атаки. По словам представителя компании, «по причинам, связанным с блокировками Роскомнадзора, трафик пошёл через существующие сейчас у операторов системы DPI, после этого большинство сервисов обвалилось». [27] [28] [29]

Дискуссия об устойчивости работы сети [ править | править код ]

Внешний фактор [ править | править код ]

Обсуждение необходимости принятия специализированного правового акта, направленного на обеспечение безопасности российского сегмента сети Интернет, велось на протяжении нескольких лет. В 2014 году учения, проведенные Минкомсвязи, показали, что «Рунет уязвим», и обсуждались меры по «минимизации рисков», в том числе и возможность «временного отключения» Рунета от внешнего мира [30] . 29 декабря 2016 года советник президента РФ по интернету Герман Клименко заявил о необходимости разработки защитных сценариев на случай дальнейшего ухудшения внешнеполитических отношений между Россией, США и странами Европейского союза. Вероятность отключения России от мирового Интернета он оценил как очень высокую [31] [32] .

Безопасность обмена трафиком [ править | править код ]

Согласно законопроекту, полностью меняется система организации обмена трафиком внутри территории страны — он должен проходить только через точки обмена, внесенные в специальный реестр и по правилам, определённым Роскомнадзором [21] .

Риски реализации законопроекта [ править | править код ]

Согласно экспертному заключению комиссии по связи и информационно-телекоммуникационным технологиям РСПП, реализация законопроекта приведет к снижению устойчивости интернета в России. Предусмотренная проектом система централизованного управления сетью связи общего пользования может стать единой точкой катастрофического отказа работы связи в стране. Кроме того, проект направлен на обеспечение работоспособности интернета в России в случае отключения от зарубежных корневых серверов, но эта задача неактуальна, поскольку в России уже есть 11 корневых серверов, которых вполне достаточно [25] .

Риски эксцесса исполнителя [ править | править код ]

В заключении Экспертного совета при правительстве РФ говорится, что «законопроект о „суверенном интернете“ при реализации создаст риски нарушения работы рунета и чрезмерно расширит полномочия Роскомнадзора по прямому управлению отраслью связи». Риск нарушений работы сети в результате реализации закона эксперты оценивают как «высокий». Правительственные эксперты отмечают, что топология сети постоянно изменяется и требование закона к оператором связи передать «схемы маршрутизации» технически неисполнимо [33] .

Согласно директору по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирины Левовой, централизация управления трафиком в руках Роскомнадзора в случае его взлома может полностью парализовать работу интернета в России. Она отметила, что «протокол IP разработан таким образом, что передача данных осуществляется по оптимальному маршруту, а не так, как пожелает определённое ведомство» [21] . По мнению исполнительного директора Общества защиты Интернета Михаила Климарева, реализация закона снизит эффективность работы сети, что, вероятно, сделает её медленнее и дороже [34] . По словам пресс-секретаря сотовой компании МТС Алексея Меркутова, «использование средств контроля содержимого трафика может стать причиной деградации качества услуг связи, как для обычных потребителей, так и для устройств интернета вещей» [35] .

Читайте также:  В вайбере пропало время посещения контакта

Выявленные подспудные цели [ править | править код ]

Среди прочих мер закон предусматривает, что обмен трафиком на территории страны будет осуществляться только через специально одобренные и внесённые в соответствующий реестр точки обмена. Операторы, не исполняющие указания Роскомнадзора или правоохранительных органов, могут быть отключены от точек обмена. При этом операторы связи, установившие в своей сети «технические средства противодействия угрозам», освобождаются от обязанности ограничивать доступ к сайтам с запрещенной информацией [36] .

Если ранее фильтрация осуществлялась самими провайдерами по спискам блокировок Роскомнадзора, то с реализацией закона её будет обеспечивать оборудование, установленное государством [37] [38] .

Глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил 9 апреля 2019 года, что закон о «суверенном рунете» поможет в борьбе с запрещёнными на территории России ресурсами, в том числе обеспечит блокировку Telegram. [39] [40]

Протесты против принятия законопроекта [ править | править код ]

10 марта в Москве на проспект Сахарова состоялся митинг в поддержку свободного Интернета, организаторами которого выступили активисты незарегистрированной Либертарианской партии, которая в прошлом году проводила массовую акцию против блокировок мессенджера Telegram, а также Общество защиты интернета. По данным полиции, в акции приняло участие около 6,5 тыс. человек, при подсчёте прошедших на митинг через рамки — 15,3 тыс. [41] [42] .

Рассмотрение законопроекта [ править | править код ]

Законопроект на рассмотрение депутатов Государственной думы был внесен 14 декабря 2018 года. Авторы проекта — глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, его первый заместитель Людмила Бокова и депутат Госдумы Андрей Луговой [43] [44] . В пояснительной записке авторы подчеркивают, что учитывали «агрессивный характер принятой в сентябре 2018 года стратегии национальной кибербезопасности США». По мнению парламентариев, в ней содержится принцип «сохранения мира силой», а Россия «бездоказательно» обвиняется в хакерских атаках. Законопроект также позволит сократить данные россиян, передаваемые за рубеж и определяет трансграничные линии связи и точки обмена трафиком [45] .

Авторы проекта отмечали, что не ставят перед собой задачи создания в России собственного интернета, ограничившись исключительно на формировании «дублирующей инфраструктуры». Первый зампред комитета по законодательству Совета Федерации Людмила Бокова прокомментировала документ следующим образом [46] :

«Не может быть международной сети в одной стране. Мы создаем замещающую инфраструктуру. Дублируем у себя, чтобы в случае чрезвычайных обстоятельств не остаться без доступа к интернету».

Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин назвал инициативу сенаторов актуальной. Однако, по его словам, некоторые положения законопроекта нужно изучить на предмет «технологической реализуемости в рамках инфраструктурных возможностей российского сегмента сети Интернет».

17 декабря проект правового акта был направлен на экспертизу в Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, выступающий в качестве профильного по данному вопросу. После более чем двухмесячного обсуждения и внесения ряда корректировок комитет вынес положительное заключение, рекомендовав концепцию законопроекта к принятию. Обеспечение безопасного функционирования технологических сетей предполагалось возложить на операторов связи и собственников [47] [48] [49] .

Законопроект в целом поддержали Минкомсвязи, Роскомнадзор, Россвязь, ФСО и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, представив каждый свои замечания на него. Счетная палата не поддержала инициативу, отметив риски роста стоимости товаров и услуг в связи с его исполнением. Заключение СП РФ оспорил председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, заявивший, что основной объём финансового обеспечения законопроекта об устойчивой работе Рунета уже предусмотрен федеральным бюджетом. Замглавы Минкомсвязи Олег Иванов также подтвердил, что наибольшая часть затратных предложений уже учтена в программе «Цифровая экономика» [50] [51] .

12 февраля законопроект успешно проходит обсуждение Государственной думой в первом чтении, определив поправки, нуждающиеся в дальнейшей экспертной доработке [52] [53] [54] .

11 апреля на пленарном заседании Госдума принимает законопроект во втором, основном чтении. За время подготовки была произведена консультация с профильными ведомствами, в результате которых в текст было внесено 27 поправок, направленных на уточнение полномочий госорганов [55] [56] [57] [58] .

16 апреля законопроект был принят Госдумой в третьем чтении 307 голосами «за» из 375 учтенных системой голосов [59] [60] . Отдельные иностранные СМИ заявили, будто бы система голосования учла несколько голосов депутатов, которые не присутствовали на заседании [61] . 22 апреля проект был одобрен в Совете Федерации [62]

1 мая 2019 года законопроект был подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и был опубликован как «Федеральный закон от 01.05.2019 № 90-ФЗ» на официальном портале. Закон вступил в силу с 1 ноября 2019 года [5] [63] .

Реализация закона [ править | править код ]

Техническая реализация [ править | править код ]

СМИ сообщали, что в марте 2019 года при участии Роскомнадзора проводилось изучение эффективности работы систем DPI-анализа трафика в задаче блокирования Telegram; при этом наилучшие результаты показал комплекс от компании «РДП.ру». По данным неназванных сотрудников операторов связи, подобные системы могут применяться в будущих системах фильтрации трафика (в роли «технических средства противодействия угрозам», ограничивающих доступ к информации из ЕРЗС) [64] [40] . Сходные DPI системы иногда применяются в корпоративных сетях [64] .

В августе-сентябре 2019 года тестирование оборудования производилось на Урале [65] [66] . По состоянию на конец октября 2019 года были приняты не все подзаконные акты, необходимые для реализации проекта.

Стоимость и экономические последствия [ править | править код ]

В рамках программ «Цифровая экономика Российской Федерации» (более 20 миллиардов рублей) и «Информационное общество» (1,842 миллиарда) на реализацию закона в госбюджете на 2019—2021 годы уже заложено 30,8 млрд рублей, включая 20,8 млрд на «закупку IT-систем» [51] [67] . Кроме того, по оценке Экспертного совета при правительстве РФ, затраты операторов связи составят 134 млрд рублей [68] .

Счётная палата России не поддержала законопроект и высказала ряд замечаний. В отзыве Палаты, в частности, отмечается, что «реализация законопроекта приведет к росту стоимости товаров и услуг на российском рынке». [69]

Законопроект о «суверенном рунете» может замедлить развитие в России интернета вещей, чувствительного к потенциальным задержкам передачи данных. Согласно письму Ассоциации участников рынка интернета вещей (объединяет ведущих операторов связи России), это может негативно сказаться на реализации перспективных проектов «умных городов», а также сказаться на цифровизации транспортной инфраструктуры и промышленном интернете [70] .

Возможность изоляции Рунета от мировой сети [ править | править код ]

По мнению ряда экспертов, реализация закона создаст техническую возможность отделения российского сегмента сети от зарубежного, а также блокировки интернета в отдельных регионах [37] [38] [71] . Ранее Совет безопасности России обсуждал необходимость временного отключения России от глобального интернета в случае чрезвычайной ситуации [30] .

Читайте также:  Бэкап приложений андроид без рут прав

Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что после принятия закон будет находиться в «спящем состоянии», «как ядерное оружие» [72] . Он подчеркнул, что перспективы отключения России от интернета в настоящее время нет [73] .

Оценка закона [ править | править код ]

В СМИ законопроект получил названия «Об изоляции Рунета» [74] [75] [76] , «О Чебурнете» [77] .

Соавтор законопроекта, сенатор Андрей Клишас [78] :

«Реализация предлагаемых мер по созданию инфраструктуры обеспечит бесперебойное функционирование и устойчивую работу Интернета на территории России, надёжный доступ пользователей к российским сайтам, а также предоставят возможность использования российскими пользователями интернет-сервисов с высокой степенью конфиденциальности передаваемых сообщений. Законопроект поможет скоординировать отрасль связи для устойчивого Рунета».

Член Совета Федерации Людмила Бокова [79] :

«Еще раз хочу обратить внимание, что данная законодательная инициатива направлена на создание устойчивой инфраструктуры безопасного интернета, который может реагировать на любые ситуации. Всего интернета. Это безопасность сетей на случай, если не только угрозы внешние могут быть, но и внутренние угрозы — например, неустойчивый трафик».

Разработчик компьютерной сети интернет внутри Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) Бен Сегал [80] :

«Это также исключительно сложно осуществить, если под термином „суверенный“ имеется в виду создание национального самоуправляемого подвида интернета, который исключает любые не национальные данные или ресурсы. Я не вижу, как предлагаемые преимущества такого отделения могут оправдать потерю всех средств существующего интернета».

Об избыточных полномочиях Роскомнадзора высказался глава Минкомсвязи Константин Носков: он заявил о большом количестве жалоб на регуляторный орган от СМИ за придирки «для галочки», вроде ошибок в фамилиях редакторов или неправильной возрастной маркировки. Министерство дало отрицательное заключение на законопроект об изоляции Рунета [81] , но затем поддержало его.

Замглавы Минкомсвязи Олег Иванов [82] :

«Сейчас очень многое зависит от интернета экономически, социально и политически, и нельзя пустить его развитие на самотек. В противном случае мы можем потерять суверенитет».

Из заключения рабочей группы «Связь и IT» при Экспертном совете при правительстве России [83] :

«Ни законопроект, ни пояснительная записка не описывают ни сами угрозы, ни недостатки текущего законодательства»

Глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин [14] :

«Никаких дополнительных ограничений свободы слова или свободы распространения информации законопроект не несет».

Ряд экспертов высказывает опасения, что эти изменения являются частью стратегии правительства и президента на усиление контроля над Интернетом и ужесточение цензуры в стране, а реальная причина принятия закона — падение рейтинга власти [84] [64] . Кроме того, требование закона использовать только отечественное шифрование в сочетании с законом Яровой о хранении трафика, по предположению отдельных экспертов, в случае наличия уязвимостей в криптоалгоритмах («закладок») позволило бы следить за перепиской и звонками граждан [85] .

1 ноября вступила в силу большая часть поправок в законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации», получивших неофициальное название закон о «суверенном Рунете».

Его авторы — сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой – позиционируют его, как документ, который должен защитить российский интернет в случае возникновения угроз извне.

Согласно данным национальной программы «Цифровая экономика», расходы на реализацию закона должны составить более 30 млрд руб., из которых 20,8 млрд руб. должно пойти на закупку оборудования.

Что предписывает закон

  • Все операторы связи в стране должны установить на свои сети специальное оборудование, предоставленное Роскомнадзором.
  • В случае возникновения угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования интернета ведомство сможет управлять маршрутизацией трафика через это оборудование.
  • Указанное оборудование также будет фильтровать трафик, ограничивая доступ пользователей к запрещенным на территории России ресурсам.
  • Должен быть создан реестр точек обмена трафиком, вводятся ограничения на подключение сетей связи к таким точкам.
  • Владельцы сетей связи, интернет-компании и другие игроки рынка должны принимать участие в учениях, которые будут проводить раз в год.
  • К 1 января 2021 года должна быть создана национальная система доменных имен, которая будет дублировать список доменных имен и номеров автономных систем, делегированных российским пользователям.

Заработает ли закон

Правительство должно было утвердить нормативно-правовые акты, которые уточняли бы многие положения закона. Например, список угроз, при которых управление сетью должно переходить Роскомнадзору, перечень оборудования, которое должно использоваться, и др. Согласно графику, утвержденному вице-премьером Максимом Акимовым в мае, к 1 августа должно было быть разработано и принято 29 актов. Затем государство должно было закупить оборудование и установить его на сети операторов.

По словам источника РБК в правительстве, некоторые подзаконные акты уже приняты, многие находятся на регистрации в Минюсте, а остальные — «в высокой степени готовности». В частности, правительство утвердило постановление о правилах взаимодействия владельцев технологических сетей связи с органами госбезопасности.

Однако на сетях операторов пока не установлено оборудование, предназначенное для централизованного управления трафиком и его фильтрации (Deep Packet Inspection; DPI). Пока оно проходит тестирование. Лабораторные испытания различных систем фильтрации трафика начались еще в августе 2018 года на сети «Ростелекома». По результатам этих тестов одним из лучших было признано оборудование от компании «РДП.РУ», которое в дальнейшем Роскомнадзор предложил протестировать МТС, «МегаФону» и «ВымпелКому» (бренд «Билайн»).

В конце сентября глава Роскомнадзора Александр Жаров впервые официально подтвердил факт тестирования оборудования для фильтрации трафика в рамках закона «о сувереном Рунете». Источники РБК сообщали, что оборудование от компании «РДП.РУ» установлено на сетях крупнейших операторов Уральского федерального округа: «Ростелекома», МТС, «МегаФона», «ВымпелКома», «ЭР-Телеком Холдинга» и «Екатеринбург-2000» (бренд «Мотив»). Причем собеседники РБК говорили, что завершить тестирование планируется к концу года, после чего будет принято решение о развертывании системы в других регионах. «После сдачи пилота будут оценивать, насколько «токсичным» он был для пользователей, то есть влиял ли на сервис, а также было ли заблокировано все из реестра запрещенных сайтов Роскомнадзора и не заблокировали ли что-то лишнее», — утверждал один из участников пилота на Урале.

Собеседник РБК в правительстве утверждает, что условием подключения оборудования будет сохранение качества связи. «Ключевое условие для использования специального оборудования — это недопущение негативного влияния для конечного пользователя. Без выполнения этих требований идея установки DPI теряет свою актуальность, и никто сознательно на такие риски не пойдет», — сказал он.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *