0

Законопроект о запрете телефона в школах

oksun70 / Depositphotos.com

Службой при участии Минпросвещения России, Рособрнадзора и Российской академии образования подготовлены Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. В них предлагаются меры по возможному ограничению использования мобильных телефонов в школах.

Так, в целях минимизации вредного воздействия на детей устройств мобильной связи и повышения эффективности образовательного процесса органам госвласти субъектов РФ в сфере образования, местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, общеобразовательным организациям рекомендуется:

  • рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации обучающимися, а также педагогическими работниками и родителями;
  • ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во время уроков, обеспечив психолого-педагогическое сопровождение процесса, связанного с таким ограничением;
  • разработать памятки, инструкции, иные средства наглядной агитации по разъяснению порядка упорядочения использования устройств мобильной связи в образовательной организации для педагогических работников, родителей и обучающихся и т. п.

Кроме того, разработчики методичк и считают необходимым предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим "без звука" при входе в образовательную организацию, а также организовать места хранения мобильных телефонов учеников во время уроков (при наличии такой возможности и необходимости). Отмечается, что общеобразовательные организации смогут согласовать с родителями вопросы коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения внештатной ситуации, а также обеспечить при необходимости использование устройств мобильной связи по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения) на переменах. Оговаривается, что ограничение использования телефонов не должно касаться детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (например, для мониторинга сахара крови при сахарном диабете и т. п.).

Должны ли родителям предоставлять информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В приложении к документу содержится памятки для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи. Она призвана напомнить пользователям о необходимости исключения ношения мобильных телефонов на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье, о максимальном сокращении времени контакта с устройствами связи, максимальном удалении телефона от головы в момент разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры). Также рекомендуется ограничивать звонки с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (в автобусе, метро, поезде, автомобиле) и размещать устройства мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 м от головы.

Методические рекомендации подготовлены на основе анализа международного опыта использования устройств мобильной связи школьниками, который показал, что длительное время использования мобильных телефонов, а также их использование во время пребывания в школе могут привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, а также снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания. Также при разработке документа учтены результаты проведенного социологического опроса, выявившего, что 61% обучающихся, 89% родителей и 90% педагогов поддерживают ограничение использования мобильных телефонов школьниками во время уроков.

Рекомендации будут направлены в регионы до начала нового учебного года. В течение года Роспотребнадзор намерен провести мониторинг функционального состояния здоровья школьников при ограничении использования мобильных устройств связи и выборочный мониторинг повышения эффективности образовательного процесса.

Читайте также:  Все поколения процессоров amd

В российских школах планируют запретить пользоваться мобильными телефонами. С такой инициативой выступила председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко. Причем она четко обозначила сроки – запрет должен быть разработан уже к 1 сентября 2019 года. После чего Роспотребнадзор приступил к разработке новых правил использования телефонов в школах. По словам главы этого ведомства Анны Поповой, уже создана рабочая группа, которая за месяц подготовит предложения по введению запрета на использование гаджетов в учебных заведениях.

Поэтому, вполне возможно, что закон о запрете телефонов в школе в 2019 году с 1 сентября уже заработает. Рассмотрим подробнее, к чему готовиться в новом учебном году школьникам и их родителям.

Законодательное обоснование

Идея введения запрета на использование телефонов в школе появилась уже довольно давно. Считается, что абсолютное большинство учителей и родителей поддерживают такое нововведение. По данным ВЦИОМ, около 83% россиян готовы поддержать запрет на использование телефонов в учебных заведениях среднего образования. В современных школах дети большое внимание уделяют своим гаджетам. Пользуются ими не только на переменах, но даже на уроках. Запрет телефонов необходим, чтобы школьники сосредоточились на учебе хотя бы в то время, когда они находятся в здании школы.

Тем не менее, далеко не все поддерживают данную инициативу. Ещё год назад министр образования Ольга Васильева о запрете телефонов в школах высказывала совсем другое мнение. Она посчитала такую меру излишней. По мнению министра, наилучшим вариантом будет хранение телефонов в определённом месте. Однако, такую систему воплотить в жизнь очень сложно. Администрации школы необходимо будет организовать систему хранения для телефонов, а также отвечать за их сохранность. Нести ответственность за дорогие гаджеты никто не хочет. Поэтому самым простым оказался вариант – полностью запретить телефоны в школе.

Уже сейчас школы могут запретить приносить гаджеты на занятия. Запрет телефонов в школе Закон об образовании в 2019 году не предусматривает. Но в пункте 1 статьи 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» указано, что обучающиеся должны соблюдать требования устава школы. Соответственно, если в уставе образовательной организации указан запрет на использование телефонов, то ученики должны его выполнять.

С 1 сентября 2019 года такой запрет должен получить общероссийский характер. Законопроект ещё не опубликован, но так как разработкой новых правил занимается Роспотребнадзор, скорее всего, данное ведомство издаст приказ, который и будет регулировать вопрос телефонов в школах.

Ситуация с телефонами

Использование телефонов в школах вызывает тревогу у многих учителей и экспертов. Дети используют перемены вместо отдыха для игры в гаджеты. А это дополнительная нагрузка на нервную систему и на зрительные органы. При этом, дети позволяют себе пользоваться смартфонами и на уроках (переписываются, общаются в социальных сетях, играют в игры и даже смотрят мультики). Конечно, от этого страдает образовательный процесс.

В то же время, ситуация не столько однозначная. Если ребёнок играет в телефон на уроке, значит, учитель не смог его заинтересовать. Не надо забывать – в российских школах далеко не все преподаватели блестяще знают свою дисциплину. То же относится и к переменам. Годами в школах боролись за то, чтобы дети не играли в подвижные игры и не бегали по коридору. Когда же этого удалось добиться с помощью гаджетов, вдруг, появилась обратная реакция.

Читайте также:  Игра про космос с открытым миром 2017

Вместе с тем, даже не все учителя выступают против запрета телефонов. Например, некоторые прогрессивные преподаватели, наоборот, используют гаджеты учеников себе во благо. Например, на уроке литературы просят открыть текст нужного произведения в электронном виде, или же разрешают пользоваться источниками из интернета для написания сочинения. Таким образом, сильные педагоги проблемы в телефонах не видят.

Плюсы и минусы запрета телефонов

Запрет использования телефонов в школе – инициатива неоднозначная. Такое решение имеет как ряд достоинств, так и недостатки. Несомненно, нововведения есть положительные стороны. Это:

  • дети не отвлекаются на уроках;
  • сокращение времени, которые дети тратят на компьютерные игры и социальные сети;
  • устранение неравенства в классе по принципу «у кого телефон лучше»;
  • отдых зрительных органов во время перемены;
  • уроки не нарушают случайные звонки на телефоны учеников.

Но на каждый плюс запрета телефонов найдётся свой минус. Недостатков у данной идеи тоже предостаточно:

  • отсутствует постоянная связь ребёнка с родителями. При необходимости передать срочную информацию необходимо будет связываться через учителя, который во время урока может просто не брать трубку;
  • детей необходимо будет чем-то дополнительно занимать во время перемен и в группе продлённого дня;
  • ребёнок не сможет использовать телефон как доказательство жестокого обращения (например, снять видео или записать на диктофон действия учителя или одноклассников);
  • отсутствие доступа к информации, необходимой в учебных целях.

Данная инициатива вызвала неоднозначную реакцию среди граждан, как показывают последние новости. Запрет сотовых телефонов в школе имеет как сторонников, так и противников. Причем, опросы разных агентств приводят совершенно разные цифры. Поэтому сложно сказать, как в действительности будет воспринят новый закон родителями школьников. Нельзя исключать вероятность, что родители всё-таки захотят быть на связи со своими детьми, даже если они находятся в школе. Поэтому вполне возможны выступления против данного запрета, например, может быть создана петиция против запрета телефонов.

В какой форме будет создан запрет на использование телефонов, родители школьников узнают ближе к 1 сентября 2019 года. А как он будет работать на практике — покажет новый учебный год.

Звонки только на урок или перемену – и никаких телефонных. В нескольких российских регионах сейчас проходит эксперимент, в ходе которого школы ограничили или вовсе отказались от использования мобильных.

Телефоны на уроках – проблема, которая уже давно волнует учителей и родителей. Специалисты уверены, современные гаджеты не только отвлекают от занятий и мешают общению, но и вредят здоровью.

Абонент недоступен. Попробуйте перезвонить позднее, после урока. Теперь только так: телефон в ячейку, а сам за парту. И пусть все звонки подождут. Учителя таким отказом от мобильных очень довольны.

– Дети не прячут телефоны под учебниками. Теперь они сосредоточены на том, что происходит на уроке, – говорит Екатерина Гусева, заместитель директора школы, психолог.

Роспотребнадзор к началу учебного года разослал педагогам рекомендации, в которых эксперты, изучив научные работы, призвали пользоваться телефоном в школах как можно реже. Исследования канадского ученого Линды Пагани среди прочих стали основой этих рекомендаций: «Дети заходят в соцсети, постоянно перекидываются сообщениями, смотрят видео бесконтрольно. А ведь школа создана для коммуникации с учителем, а на переменах со сверстниками. Школа призвана научить выстраивать отношения с другими, это базовый необходимый навык для взрослой жизни».

Читайте также:  Встроенный картридер что это такое

На перемене шум и беготня. Девочки рисуют, мальчики играют в салки. Хотя еще недавно тут была тишина, дети замирали у телефонов. В этой школе в Ставрополе прочли рекомендации и решили вообще отказаться от мобильных. Хотя бы на время.

– День без сотового телефона — это акция. Могу сказать, что этот класс был в восторге, – делится Ирина Шатская, директор школы №1 г. Ставрополя.

Сдавать мобильные или нет — решали всем миром. Учителя и родители проголосовали «за». Дети помладше охотно следуют правилам взрослых, а вот подростки настроены по-другому.

– Нельзя так строго относиться к мобильным телефонам, нужно правильно ограничивать использование телефонов на территории школы. Полностью убрать их из жизни нельзя, – считает учащийся Андрей Самоханец.

– Большинство материалов, которые я готовлю к урокам, я храню в виде информации на своем телефоне. Мне не надо носить книги, брать их в библиотеке, я могу сфотографировать материал на телефон и перед уроком повторить, – говорит Никита Баромин.

Классика как по учебнику — отцы и дети не понимают друг друга. Да и как понять, если раньше и деревья были большими, и сотовых еще не было.

– Мы прекрасно учились, росли без телефонов, общались на переменах, – вспоминает Наталья Фесянова.

Зачастую родители и сами долго не отрывают глаза от экрана смартфона. Но ученые выяснили — электромагнитное излучение от сотового для ребенка гораздо опаснее, чем для взрослого.

Научные исследования проходят уже 14 лет. Детям предлагают задачки на моторику, внимание, память и скорость реакции.

Это уникальное исследование проводится всего в одной школе в нашей стране. Ученые работают с ребятами. А потом родителям выдают вот такие рекомендации. Например, строго ограничить работу с компьютером и просмотр телевизора до 30 минут в день.

– Те, кто прислушались к нашим рекомендациям и минимизировали время подноса этого гаджета непосредственно к голове, у них физиологические показатели в той или иной степени возвращаются в норму, – говорит Наталия Хорсева, старший научный сотрудник Института биохимической физики им. Н. М. Эмануэля РАН.

Во многих странах, например, во Франции и Италии, телефоны в школах под запретом. А в США и Германии некоторые ученики даже судились за право быть всегда на связи. В России радикального решения пока нет.

В этом петербургском лицее поняли: нет смысла прятаться от гаджетов. Вместо старой доброй доски и мела — экран. Вместо дневника — телефон. Можно моментально получить всю информацию с доски по штрих-коду. Дети и взрослые здесь учатся сочетать технологии и знания. Неизбежный компромисс, за которым будущее.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *