0

Закупка оборудования за рубежом

Закупки и поставки товаров за рубежом без их ввоза (импорта) в РФ не относятся к категории обычных проектов ВЭД. Их отличает ряд правовых нюансов не просто как некоторых особенностей, а как явных и неявных правовых факторов, существенно влияющих на реализацию таких нетипичных проектов ВЭД. В частности, среди таких нюансов можно выделить следующие:

    В целях законодательства РФ закупки и поставки товаров за рубежом не являются импортом и экспортом и в части товаров также не подпадают под правовые понятия "внешнеторговой деятельности", "внешней торговли товарами". При этом сопутствующие услуги, работы, передача информации могут подпадать под эти понятия, с соответствующими правовыми последствиями в РФ.

В связи с недобросовестной практикой по выводу средств из РФ по фиктивным проектам ВЭД без ввоза в РФ данные операции вызывают повышенные подозрения банков в целях как сомнительных операций, так и валютного контроля.

В случае проведения расчетов через зарубежные счета российских компаний или ИП такие валютные операции подпадают под специфическое правовое регулирование счетов резидентов РФ за рубежом.

В случае использования для проекта своей контролируемой иностранной компании (КИК) у владельцев и контролирующих лиц этой компании в РФ возникают налоговые обязанности и последствия по КИК.

В целях избежания неблагоприятных налоговых последствий за рубежом в случае отгрузки и поставки в одной стране или группе стран с общим налоговым регулированием (ЕС, ЕАЭС) возникает необходимость организации именно международных отгрузок товаров.

В правовых целях в РФ, в том числе для принятия на учет товаров в РФ по первичным документам, возникает необходимость оформления именно международных, а не иностранных национальных документов на товары, и в целом документооборота по контрактам. По возможности, также целесообразно оформление документов согласно российским формам.

  • В целях условий контрактов по таким зарубежным проектам и вообще в целях отношений с иностранными партнерами возрастает значение применения к ним "наилучшей" международной практики (best practices) и международных правовых актов, в особенности правил Инкотермс и других публикаций МТП, Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА, Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров и др. В особенности, возрастает значение грамотного английского языка контрактов и документов на основе терминов, формулировок, речевых оборотов из этих общеизвестных международных правовых актов.
  • ▲ Правовые схемы (формы) проектов за рубежом без ввоза в РФ ▲

    Правовая схема или форма проекта – определенная система контрактных отношений между участниками проекта с учетом их стран регистрации, организационно-правовых форм, их коммерческих прав и обязанностей, валютно-правовых, налоговых и прочих правовых последствий в РФ. Правильный выбор и реализация оптимальной правовой схемы проекта позволяет добиться снятия или существенного снижения рисков и в ряде случаев – дополнительных коммерческих и финансовых выгод по проекту. В зависимости от особенностей конкретной ситуации правовыми схемами по проектам за рубежом без ввоза в РФ могут быть:

    • закупка по контракту поставки и поставка также по контракту поставки
    • закупка по дистрибьюторскому контракту и поставка покупателю в другой стране
    • закупка и поставка в качестве агента или комиссионера по поручению другой компании
    • закупка в дальнем зарубежье и поставка в страну ЕАЭС без импорта в РФ
    • закупка и поставка за рубежом с использованием своей компании КИК
    • закупка за рубежом с оплатой со счетов резидентов РФ за рубежом
    • закупка оборудования за рубежом и поставка с сервисным обслуживанием за рубежом
    • закупка давальческого сырья и контракт на изготовление товаров за рубежом
    • закупка за рубежом и дистрибуция товаров за рубежом без ввоза в РФ

    Также возможны и другие более специфические правовые схемы с тем или иным комбинированием различных правовых элементов проектов, в том числе лицензионных платежей за объекты интеллектуальной собственности, аккредитивов, займов, инвестиционных правоотношений, зачетов и др.

    ▲ Взаимосвязанные контракты и документы по проектам за рубежом ▲

    Основная особенность контрактов и документов по проектам купли-продажи товаров без ввоза в РФ – в том, что их условия и формулировки должны быть взаимосвязаны. При этом настоятельно рекомендуется не повторять условия сделок покупки и продажи на "зеркальной" основе. Наоборот, необходима "дельта" в правах и обязательствах перепродавца в отношениях с продавцом товаров и с конечным покупателем, чтобы в случае незначительных нарушений со стороны продавца были возможности не нарушить свои обязательства перед конечным покупателем. Таким образом, с точки зрения защиты коммерческих интересов перепродавца товаров, следует идти по пути расширения прав перепродавца по отношению к начальному поставщику товаров и сужения обязательств перепродавца перед конечным покупателем товаров. В первую очередь это касается взаимосвязанности базовых условий поставки по Инкотермс, сроков поставок, сроков и условий расчетов, условий о качестве товаров, в особенности ответственности производителя за продукт, о претензиях, в целом алгоритмов закупки и поставки товаров и последствий нарушений контрактов.

    В формальных целях в РФ такие контракты обычно требуют предварительного согласования с банком, в особенности, но не только, для избежания взимания "заградительных" (очень крупных) комиссионных банка по платежам за рубеж на покупку товаров без ввоза в РФ. В этом плане существенную роль играет построение понятного нефиктивного документооборота по контрактам, подтверждающим реальность поставки товаров, места и сроки поставок.

    Отдельным блоком вопросов по контрактам может стать использование аккредитивов, особенно если они будут применяться по обоим контрактам – покупки и поставки, что требует взаимосвязанности аккредитивных условий.

    Консультации
    по проектам без ввоза в РФ ▲
    Устные и письменные консультации по правовым нюансам , рискам, правовым схемам (формам) , контрактам и документам, отдельным правовым вопросам проектов на закупку и поставку товаров за рубежом без ввоза (импорта) в РФ. В случае необходимости, консультации с учетом сопутствующих моментов по проверкам иностранных партнеров, терминам ВЭД, правовым и лингвистическим особенностям англоязычных контрактов, правовому режиму счетов за рубежом, контролируемых иностранных компаний (КИК), ЕАЭС и другим правовым сферам ВЭД. ▲

    Экспертиза, правовой аудит, проверка операций, документов, контрактов ▲ Правовая оценка, аудит на предмет соответствия или несоответствия формулировок, условий, операций, документов, контрактов, проектов по закупкам и поставкам товаров за рубежом без ввоза в РФ требованиям законодательства РФ и обычным требованиям банков РФ, "наилучшей" международной практике (best practices), на предмет рисков для стороны клиента и вариантам их исключения или минимизации, а также, в случае необходимости, в целях сопутствующих вопросов по правовому режиму счетов за рубежом, контролируемых иностранных компаний (КИК), контрактам без НДС в РФ и по другим вопросам и сферам правового регулирования ВЭД в РФ. ▲

    Редактирование формулировок, условий, документов, конт­рак­тов англ., англ./рус. ▲ Редактирование представленных формулировок, условий, документов, конт­рак­тов, обоснований, писем на английском и в случае необходимости на русском языках, в двуязычном формате англ./рус. для их приведения в соответствие с требованиями международного права и законодательства РФ, обычных требований банков РФ, "наилучшей" международной практике (best practices) и в целях защиты интересов стороны клиента и исключения или минимизации рисков, а также, в случае необходимости, с учетом сопутствующих вопросов по другим сферам правового регулирования ВЭД в РФ. Удаление проблемых условий и формулировок. Внедрение в редактируемые условия и формулировки контрактов и документов целесообразных сведений и общих ответов на вероятные вопросы, запросы, требования банков. ▲

    Составление формальных контрактов и документов англ., англ./рус. ▲ Составление формальных взаимосвязанных контрактов и документов по проектам ВЭД без ввоза в РФ между аффилированными лицами или по простым проектам без необходимости защиты интересов перепродавца на английском и в случае необходимости на русском языках, в двуязычном формате англ./рус. согласно требованиям международного права, законодательства РФ, с презентабельными для банков содержанием и формой, с акцентированием нужных реальных элементов конкретных ситуаций, с недопущением признаков сомнительных (подозрительных) операций, недопущением фиктивных сведений и с соблюдением прочих обычных требований банков и контролирующих органов РФ, а также, при необходимости, с учетом вопросов по другим сферам правового регулирования ВЭД в РФ. Внедрение в условия и формулировки составляемых контрактов и документов целесообразных сведений и общих ответов на вероятные вопросы, запросы, требования банков. Применение в английском тексте англо- и двуязычных контрактов и документов терминов, формулировок, выражений, речевых оборотов из известных многоязычных международных актов, а также структуры, стиля изложения из оригинальных договоров партнеров из США и Великобритании для придания контрактам и документам большей презентабельности в банке и ясности для англоязычных партнеров. ▲
    Читайте также:  Две фазы на счетчике

    Разработка правовых схем, контрактов и документов
    для защиты интересов англ., англ./рус. ▲
    Углубленная разработка правовых схем (форм) , взаимосвязанных контрактов и документов по проектам ВЭД без ввоза в РФ между независимыми лицами или по важным проектам с защитой интересов перепродавца на английском и в случае необходимости на русском языках, в двуязычном формате англ./рус. согласно требованиям международного права, законодательства РФ, на основе "наилучшей" международной практики (best practices), с презентабельными для банков содержанием и формой, с акцентированием нужных реальных элементов конкретных ситуаций, с недопущением признаков сомнительных (подозрительных) операций, недопущением фиктивных сведений и с соблюдением прочих обычных требований банков и контролирующих органов РФ, а также, при необходимости, с учетом вопросов по другим сферам правового регулирования ВЭД в РФ. Данная услуга может включать услуги экспертизы и правового аудита по операциям по проекту, письменные консультации и правовые обоснования, аргументацию предлагаемых решений. Анализ исходных данных по проекту и выявление основных факторов, влияющих на проблему и ее решения, с уточнением у клиента необходимых для этого сведений. Использование для разработки решения проблемы сложившейся практики отношений между участниками проекта, сторонами контрактов, особенностей взаимодействия клиента с банком. ▲

    Поддержка заключения контрактов и реализации проектов без ввоза в РФ ▲ Юридические консультации и экспертиза по правовым вопросам контрактов, возникающим в ходе переговоров, переписки с иностранными партнерами. Правовая аргументация условий стороны клиента для иностранных партнеров на английском языке или англ./рус. Подготовка новых редакций контрактов и (или) документов по итогам (этапов) переговоров. Подготовка итоговых редакций контрактов для подписания. Предложение или разработка оптимальных правовых решений по текущим проблемам, задачам, вопросам реализации проекта, с правовым обоснованием. Разработка изменений контрактов, дополнительных соглашений, измененных документов. ▲
    ▲ Договор и документы на правовые услуги и форматы услуг ▲

    Как правило, договор на правовые услуги, счета и акты вначале направляются в отсканированной форме по e-mail, а оригиналы позже передаются при случае на встрече или отправляются по обычной почте. В случае необходимости, оформляются отдельные заказы с детализацией содержания услуг как приложения к договору. Правовые услуги не облагаются НДС, счета-фактуры не выставляются в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН). Все расчеты с клиентами – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляются только в безналичной форме. Платежи от иностранных компаний из-за рубежа или нерезидентов в РФ могут производиться в различных иностранных валютах, но предпочтительнее в евро. Как правило, услуги оказываются посредством обсуждений в офисе или по Скайп и (или) в форме переписки по e-mail. Подробнее на странице Форматы решений вопросов, проблем, задач по ситуациям, проектам ВЭД.

    Нередко организации необходимое им оборудование приобретают за рубежом. Одни не могут найти аналогичного отечественного, другие пользуются ситуацией с изменением курса валют, когда импортное оборудование становится дешевле российского. Не являются препятствием для импортеров хлопоты, возникающие в связи с таможенным оформлением. Тем не менее организация, решившая приобрести оборудование за границей, должна иметь ввиду возникающие при этом особенности, связанные, главным образом, с исчислением НДС. Об этом пойдет речь в данной статье.

    Необходимые понятия

    Налоговым кодексом предусмотрено, что ввоз товаров на таможенную территорию РФ облагается НДС. Товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). При этом следует учитывать, что согласно п. 4 ст. 11 НК РФ в отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ, используются понятия, определенные Таможенным кодексом РФ (ТК РФ), а в части, не урегулированной им, – НК РФ. Пунктом 3 ст. 38 НК РФ предусмотрено, что в целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится также иное имущество, определенное ТК РФ. Так как согласно пп. 3 п. 1 ст. 318 ТК РФ к таможенным платежам относится и НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, надо учесть, что ТК РФ причисляет к товарам любые перемещаемые через таможенную границу движимое имущество и отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства (ТС), кроме используемых в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатных запасных частей, принадлежностей и оборудования, если они перевозятся вместе с ТС (пп. 1 и 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

    – по ремонту, техническому обслуживанию и других подобных операций, необходимых для обеспечения его сохранности и эксплуатации, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза;

    – по ремонту, осуществляемых бесплатно в силу закона или договора;

    – по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления ТС после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории РФ.

    В случае осуществления капитального, среднего регламентированного, планового, межрейсового видов ремонта, а также ремонта по техническому состоянию, текущего или поддерживающего ремонта (при условии если техническое состояние ТС улучшилось по сравнению с техническим состоянием, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза) и иных видов ремонта, не соответствующих ст. 276 ТК РФ, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляются.

    Товар будет считаться ввезенным на таможенную территорию РФ при фактическом перемещении таможенной границы и совершении с ним всех предусмотренных ТК РФ действий до разрешения таможенными органами пользоваться товаром в соответствии с таможенным режимом (пп. 8 и 23 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Таким образом, товаром будет являться и оборудование, приобретенное за границей и ввозимое на территории РФ с целью его использования в интересах российской организации.

    Начисление НДС на таможне

    Согласно пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ ввоз оборудования на таможенную территорию РФ является объектом обложения НДС за исключением случаев, указанных в ст. 150 НК РФ, когда ввоз оборудования освобождается от налогообложения. Обязаны уплачивать НДС при ввозе оборудования и те организации, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 000 000 руб. и которые в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС (п. 3 ст. 145 НК РФ), а также организации, применяющие спецрежимы (п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11 и абз. 3 п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Таможенный кодекс, в соответствии со ст. 143 НК РФ, определяет лиц, которые признаются плательщиками НДС при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Согласно ст. 320 ТК РФ за уплату НДС отвечает лицо, декларирующее товары, которым может быть и таможенный брокер.

    Читайте также:  Искать изображение по фото

    Если предприятие помещает ввезенное оборудование под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, то есть оно остается на территории РФ без обязательства о его вывозе, в том числе с целью предварительной переработки, такое оборудование облагается НДС в полном объеме ( пп. 1 и 7 п. 1 ст. 151 НК РФ ). Налоговая база при этом, согласно ст. 322 ТК РФ , складывается из таможенной стоимости оборудования с учетом его количества. Методы определения таможенной стоимости приведены в разд. IV Закона РФ № 5003 1 [1] . Кроме того, в налоговую базу включаются подлежащая уплате таможенная пошлина и акцизы (если товар подакцизный) ( п. 1 ст. 160 НК РФ ). В соответствии с п. 5 ст. 166 НК РФ НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. НДС уплачивается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится вне места их прибытия ( п. 1 ст. 329 ТК РФ , абз. 2 п. 1 ст. 174 и ст. 177 НК РФ ).

    Пример.
    Организация приобрела у иностранного контрагента оборудование, предназначенное для осуществления операций, подлежащих обложению НДС. Таможенная стоимость равна контрактной стоимости оборудования и с учетом курса, установленного ЦБ РФ на дату оформления ГТД, и уплаты таможенных платежей составила 200 000 руб. Таможенная пошлина – 10%, таможенный сбор – 1% таможенной стоимости.

    Организация в учете сделает следующие проводки:

    Таможенные пошлины и сборы не относятся к налоговым платежам, предусмотренным ст. 13 НК РФ.

    Вычет НДС по ввезенному оборудованию

    Начисление НДС к уплате в бюджет при ввозе оборудования обычно не вызывает у налогоплательщиков споров с таможенными и налоговыми органами (за исключением применения льгот), так как этот процесс регламентирован, к тому же налогоплательщики стараются обосновать сумму налога таможенным органам до того, как она будет перечислена в бюджет. Товары в таможенных целях приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности ( п. 1 ст. 164 ТК РФ ).

    Иная ситуация с последующим применением вычетов НДС. Сумма налога, уплаченная налогоплательщиком при ввозе оборудования на таможенную территорию РФ в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, согласно п. 2 ст. 171 НК РФ подлежит вычету. Основанием для него, согласно п. 1 ст. 172 НК РФ , являются документы, подтверждающие уплату сумм налога, а также таможенная декларация, которая регистрируется в книге покупок наравне с платежными документами ( п. 10 Постановления Правительства РФ от № 914 [2] ). Предъявление иных документов для подтверждения вычетов (технических паспортов, сведений о стороне, передающей оборудование, и т. д.) налоговым законодательством не предусмотрено ( Постановление ФАС СЗО от 13.03.06 № А56 39168/2005 ). Организации, применяющие спецрежимы, как следует из Письма ФНС РФ от 19.10.05 № ММ-6 03/886@ , НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе оборудования, к вычету не принимают, а учитывают в стоимости ввезенного оборудования. Далее в этом письме указано, что такая организация, перейдя на общий режим налогообложения, вправе при соблюдении всех вышеперечисленных условий принять к вычету НДС, уплаченный при ввозе оборудования, если эти суммы налога в период применения организацией упрощенной системы налогообложения не были отнесены ею к числу расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения.

    При ввозе оборудования вычеты применяются после постановки его на учет ( п. 1 ст. 172 НК РФ ). В отношении оборудования, требующего монтажа, у контролирующих органов особое мнение. Ссылаясь на п. 5 ст. 172 НК РФ , они утверждают, что вычет по такому оборудованию возможен только с момента начала начисления амортизации ( Письмо МФ РФ от 19.10.05 № 03-04-08/293 ). Однако начало эксплуатации оборудования в качестве условия предоставления вычета не предусмотрено, кроме того, не имеет значения, что оборудование первоначально учтено на счете 07 «Оборудование к установке» (см., например, Постановление ФАС ВВО от 30.08.06 № А31 1857/2005-19 ).

    Отметим, налоговые органы упорно настаивают на своей позиции, несмотря на то, что по данной проблеме в 2004 году в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.02.04 № 10865/03 в пользу налогоплательщиков было указано, что при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и фактической уплате таможенному органу НДС для применения налогового вычета следует руководствоваться не особым порядком, установленным п. 5 ст. 172 НК РФ для объектов завершенного или незавершенного капитального строительства, а абз. 2 и 3 п. 1 ст. 172 НК РФ , предусматривающими вычет НДС, уплаченного на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Арбитражные суды налоговиков не поддерживают ( Постановление ФАС ВСО от 21.06.06 № А78-11833/05-С2-28/808-Ф02-2925/06-С1 ).

    В связи с этим следует упомянуть и о попытках налоговых органов отказать в вычете НДС, уплаченного на таможне, организациям, ввозящим оборудование для последующей передачи его в лизинг. В Постановлении ФАС СЗО от 25.04.05 № А56-32673/04 суд, опровергая доводы налоговых органов, указал, что, во-первых, учесть оборудование можно и на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», во-вторых, предназначенное для передачи в лизинг имущество, в соответствии со ст. 11 ТК РФ , признается товаром в целях уплаты таможенных платежей. То есть в этой ситуации организация выполнила все условия для правомерного вычета НДС.

    В соответствии со ст. 330 ТК РФ налогоплательщик в счет предстоящих таможенных платежей может внести денежные средства на счет таможенного органа авансом. Обязанность по уплате НДС при этом будет считаться исполненной согласно п. 4 ст. 332 ТК РФ с момента зачета аванса в счет уплаты. Вычет в этом случае налогоплательщик получит при предъявлении платежного поручения на перечисление указанных авансовых платежей ( Письмо ФНС РФ от 07.07.06 № ШТ-6-03/688@ ) [3] . Также суд допускает вычет, если авансовые платежи вносил за организацию ее контрагент. В Постановлении ФАС ДВО от 05.07.06 № Ф03-А37/06-2/1959 указано, что порядок уплаты НДС в составе таможенных платежей регулирует ТК РФ и внесение авансовых платежей контрагентом импортера не противоречит ст. 328 ТК РФ . Кроме того, судьи указали, что контрактом может быть предусмотрена уплата таможенных платежей, например, организацией-продавцом.

    В случае если оборудование ввозил комиссионер по поручению комитента, и он же уплатил НДС таможенному органу, последний может применить вычеты, но для этого комиссионер должен предоставить ему копии платежного документа и таможенной декларации ( Письмо МФ РФ от 23.03.06 № 03-04-08/67 ). Уплата налога комиссионером, заключившим договор поставки товаров с иностранным лицом от своего имени и за счет и по поручению комитента, не будет являться для него препятствием в применении вычетов ( Постановление ФАС ЦО от 17.05.06 № А35-1884/04-С3 ).

    Возникает вопрос: можно ли применять вычеты в том случае, если ввозимое оборудование предполагается использовать для операций, не признаваемых реализацией в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ и не являющихся объектом обложения НДС, в том числе не признаваемых реализацией согласно п. 3 ст. 39 НК РФ ? Минфин в Письме от 19.12.05 № 03-04-15/116 высказался против вычета сумм НДС, уплаченных таможенным органам российским учредителем организации при ввозе на территорию РФ товаров, передаваемых в последующем на территории РФ в качества вклада в уставный (складочный) капитал этой организации. Данная позиция обоснована тем, что в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. С финансистами согласился ФАС ДВО в Постановлении от 28.12.05 № Ф03-А51/05-2/4437 , указав, что сумма налога в этом случае должна быть включена в стоимость приобретенного оборудования. Однако есть и иные судебные решения, в которых судьи считают, что оборудование, ввозимое в качестве вклада в уставный капитал, предназначено также для использования в определенной деятельности. Если целью этой деятельности является извлечение прибыли, то не может быть препятствий для применения вычетов по НДС в отношении такого оборудования ( постановления ФАС СЗО от 16.06.06 № А56 42630/2005 , ФАС МО от 10.10.05 № КА-А40/9827 05 ). Учитывая такой неоднозначный подход к решению данного вопроса, налогоплательщику следует оценить риски, которые могут возникнуть при его решении применить вычеты.

    Читайте также:  В какой город подмосковья лучше переехать жить
    Освобождение ввоза товаров
    на территорию РФ от обложения НДС

    Согласно п. 1 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ оборудования в качестве безвозмездной помощи (содействия) РФ в соответствии с Федеральным законом № 95-ФЗ [4] . В соответствии со ст. 1 данного закона отнесение оборудования, предоставляемого юридическим лицам в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, к безвозмездной помощи (содействию) подтверждается удостоверениями, форма и порядок выдачи которых установлены Постановлением Правительства РФ № 1335 [5] . Удостоверение может быть получено как до, так и после ввоза товара – на предоставление льготы это не влияет ( Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.05 № 09АП-7954/05-АК ).

    Пунктом 2 ст. 150 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДС ввоза в РФ медицинского оборудования, перечисленного в Постановлении Правительства РФ № 19 [6] . Принадлежность медицинского оборудования к перечню, приведенному в данном постановлении, определяют по коду Общероссийского классификатора продукции ОК 005 93 (ОКП) [7] . Из этого постановления также следует, что указанное оборудование должно иметь регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом РФ порядке.

    Не облагается НДС ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций ( п. 7 ст. 150 НК РФ ). Таможенная служба ограничила применение данной льготы перечнем такого оборудования, приведенным в Приложении № 1 к Приказу ГТК РФ от 07.02.01 № 131 . Как следует из Постановления Правительства РФ № 883 [8] , условием освобождения оборудования от таможенных платежей, в том числе НДС, является ввоз в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

    В 2006 году ФАС СЗО рассматривал дела, из которых следовало, что таможня округа делает попытки отказать налогоплательщикам в предоставлении данной льготы, ссылаясь на Распоряжение ГТК РФ от 11.07.03 № 375-р [9] (не действует с 28.07.06), согласно которому если уставный капитал организации превышает 1 500 000 руб., то она может воспользоваться льготой по НДС, получив заключение ГТК РФ, подтверждающее освобождение от обложения НДС. ФАС СЗО указывал в постановлениях от 10.07.06 № А56 11488/2005 и от 29.06.06 № А26 9459/2005 22 , что данное распоряжение, так же как и Приказ ГТК РФ от 07.02.01 № 131 , не является нормативно-правовым актом и не вправе дополнять законодательство о налогах и сборах. При этом ни НК РФ, ни ТК РФ не связывают отнесение оборудования к технологическому с положительным заключением ГТК РФ или с определенным перечнем. Очевидно, что данный вывод суда можно распространить и на Постановление Правительства РФ № 883 , определившее дополнительные условия для применения льготы, не предусмотренные НК РФ. Кроме того, по мнению судей, сфера деятельности, в которой будет использоваться технологическое оборудование, ввезенное в качестве вклада в уставный капитал, не имеет значения ( Постановление ФАС СЗО от 10.07.06 № А56 11488/2005 ).

    [1] [1] Закон РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе».

    [2] Постановление Правительства РФ от 02.12.00 № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

    [3] Подробный обзор данного письма дан в журнале «АВБН» № 20, 2006, в статье В. А. Шеменева «Особенности применения нулевой ставки по НДС по отдельным видам операций».

    [4] Федеральный закон от 04.05.99 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

    [5] Постановление Правительства РФ от 04.12.99 № 1335 «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации».

    [6] Постановление Правительства РФ от 17.01.02 № 19 «Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».

    [7] Утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301.

    [8] Постановление Правительства РФ от 23.07.96 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».

    [9] Распоряжение ГТК РФ от 11.07.03 № 375-р «Об освобождении от обложения НДС ввоза на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций».

    Вопрос:

    Компания планирует начать закупку товара в Европе, Турции – запчасти и комплектующие для текстильного оборудования, сопутствующая химия.
    Что необходимо для ведения такой деятельности со стороны бухгалтерии? Например, если компания заказывает в Европе 10 одинаковых деталей и потом продает российской компании.

    Ответ:

    При ввозе товаров на территорию РФ, импортер обязан заплатить ввозной НДС в составе таможенных платежей. Фактически это обязанность декларантов ввозимых товаров. Базой для расчета НДС в данном случае будет закупочная стоимость товара.

    Кроме того, Вы можете столкнуться с необходимостью оформления паспорта сделки. Оформлять его нужно, если сумма контракта составляет 50 000 долларов США и более в эквиваленте.

    Для открытия паспорта сделки Вы должны обратиться в отдел валютного контроля Вашего банка и предоставить туда заключенный договор минимум на двух языках и написать заявление на открытие паспорта сделки. Если договор предполагает предоплату, то сделать это необходимо до момента перечисления денег . Если оплата будет производиться по факту, то в банк нужно будет предоставить двусторонние подписанные накладные о передаче товаров или акты об оказании услуг. То есть после выполнения всеми сторонами сделки своих обязательств, все документы по сделке должны оказаться в банке. После банк закроет паспорт сделки.

    По данному вопросу логичнее проконсультироваться в отделении валютного контроля Вашего банка, поскольку в разных банках могут быть немного разные требования к оформлению и предоставлению документов, их переводу на русский язык и т.д.

    Стоит также отметить, что даже если сумма контракта меньше, чем требуется для оформления паспорта сделки, банк все равно запрашивает ровно те же документы в целях осуществления валютного контроля, т.е. договор, акты и т.д. Просто не оформляется сам паспорт.

    ИФНС же в данном вопросе полагается на информацию, полученную из банка, который в данном случае и служит источником сведений для контролеров.

    В остальном же учет закупки товара заграницей ничем не отличается от работы с российским поставщиком. Принять стоимость купленного товара в расходы по УСН Вы сможете после того, как продадите данный товар конечному покупателю.

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *