0

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора на конденсаторах

Устали тратить немалые деньги на зарядные устройства для вашего автомобильного аккумулятора? не хотите с собой таскать в машине громадную и тяжеленную зарядку? тогда эта статья именно для вас, поскольку в ней я расскажу как из подручных средств сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора с минимальным затратам времени, а самое главное – устройство очень надежное, а размеры не более спичечного коробка. Такая зарядка была придумана на днях, но схема не новая и активно применяется в устройствах с автономным питанием (фонарики и т.п.).

Схема выполнена на бестрансформаторной основе и имеет ряд особенностей – не боится короткого замыкания на выходе, имеет компактные размеры, не греется даже при очень долгой работе, простая и содержит минимальное количество компонентов. Единственный недостаток схемы – не имеет гальванической развязки, аккумулятор заряжается напрямую от сетевого напряжения, точнее сетевое напряжение поступает через блок конденсаторов.

Поскольку аккумулятор нужно заряжать от постоянного тока, а сетевое напряжение переменное, то нам нужен выпрямитель. В схеме можно использовать готовый диодный мост или собрать тот же мост из выпрямительных диодов. В случае использования готовой сборки, нужно подобрать мост с напряжением не менее 400 Вольт (в моем случае 600 Вольт), допустимый ток не менее 3х Ампер (в моем случае 6 Ампер).
Суммарная емкость блока конденсаторов 8 мкФ, на выходе ток доходит до достаточно приличного номинала в 1Ампер.

На выходе устройства напряжение 180-200 Вольт , поэтому запрещено дотрагиваться выходных проводов или клемм когда устройство включено в сеть 220 Вольт. На счет коротких замыканий – замкните сколько хотите – схема не выйдет из строя, только будет наблюдаться несильное тепловыделение на диодах.

Конденсаторы желательно подобрать на 400 Вольт , в моем случае всего 250 – их ставьте только в крайнем случае и не забывайте, что сетевое напряжение не имеет стабильного номинала, возможны скачки в широких пределах.

После выключения схема на конденсаторах остается напряжение, поэтому параллельно им ставится резистор с номиналом 220-810 кОм для разряжения емкостей. Можно также использовать один конденсатор с емкостью 8-10 мкФ если такой имеется.
Готовая схема получается такой компактно, что ее можно засунуть куда угодно, в моем случае использовался корпус от китайского ночника, но выбор огромный.

Такое ЗУ может применяться для зарядки буквально любых типов аккумуляторов с любой емкостью, только нужно будет уменьшать или увеличивать емкость конденсаторов и все! Ну а я на этом с вами прощаюсь, в будущем доработаю устройство и представлю вашему суду.

Читайте также:  Взлом с помощью телефона

Это зарядное устройство я сделал для зарядки автомобильных аккумуляторов, выходное напряжение 14.5 вольт, максимальный ток заряда 6 А. Но им можно заряжать и другие аккумуляторы, например литий-ионные, так как выходное напряжение и выходной ток можно регулировать в широких пределах. Основные компоненты зарядного устройства были куплены на сайте АлиЭкспресс.

Вот эти компоненты:

Еще потребуется электролитический конденсатор 2200 мкФ на 50 В, трансформатор для зарядного устройства ТС-180-2 (как распаивать трансформатор ТС-180-2 посмотрите в этой статье), провода, сетевая вилка, предохранители, радиатор для диодного моста, крокодилы. Трансформатор можно использовать другой, мощностью не менее 150 Вт (для зарядного тока 6 А), вторичная обмотка должна быть рассчитана на ток 10 А и выдавать напряжение 15 – 20 вольт. Диодный мост можно набрать из отдельных диодов, рассчитанных на ток не менее 10А, например Д242А.

Провода в зарядном устройстве должны быть толстые и короткие. Диодный мост нужно закрепить на большой радиатор. Необходимо нарастить радиаторы DC-DC преобразователя, или использовать для охлаждения вентилятор.

Схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора

Сборка зарядного устройства

Подсоедините шнур с сетевой вилкой и предохранителем к первичной обмотке трансформатора ТС-180-2, установите диодный мост на радиатор, соедините диодный мост и вторичную обмотку трансформатора. Припаяйте конденсатор к плюсовому и минусовому выводам диодного моста.

Подключите трансформатор к сети 220 вольт и произведите замеры напряжений мультиметром. У меня получились такие результаты:

  1. Переменное напряжение на выводах вторичной обмотки 14.3 вольта (напряжение в сети 228 вольт).
  2. Постоянное напряжение после диодного моста и конденсатора 18.4 вольта (без нагрузки).

Руководствуясь схемой, соедините с диодным мостом DC-DC понижающий преобразователь и вольтамперметр.

Настройка выходного напряжения и зарядного тока

На плате DC-DC преобразователя установлены два подстроечных резистора, один позволяет установить максимальное выходное напряжение, другим можно выставить максимальный зарядный ток.

Включите зарядное устройство в сеть (к выходным проводам ничего не подсоединено), индикатор будет показывать напряжение на выходе устройства, и ток равный нулю. Потенциометром напряжения установите на выходе 5 вольт. Замкните между собой выходные провода, потенциометром тока установите ток короткого замыкания 6 А. Затем устраните короткое замыкание, разъединив выходные провода и потенциометром напряжения, установите на выходе 14.5 вольт.

Защита от переполюсовки

Данное зарядное устройство не боится короткого замыкания на выходе, но при переполюсовке может выйти из строя. Для защиты от переполюсовки, в разрыв плюсового провода идущего к аккумулятору можно установить мощный диод Шоттки. Такие диоды имеют малое падение напряжения при прямом включении. С такой защитой, если перепутать полярность при подключении аккумулятора, ток протекать не будет. Правда этот диод нужно будет установить на радиатор, так как через него при заряде будет протекать большой ток.

Читайте также:  Драйвера для хбокс джойстик

Подходящие диодные сборки применяются в компьютерных блоках питания. В такой сборке находятся два диода Шоттки с общим катодом, их нужно будет запараллелить. Для нашего зарядного устройства подойдут диоды с током не менее 15 А.

Нужно учитывать, что в таких сборках катод соединен с корпусом, поэтому эти диоды нужно устанавливать на радиатор через изолирующую прокладку.

Необходимо еще раз отрегулировать верхний предел напряжения, с учетом падения напряжения на диодах защиты. Для этого, потенциометром напряжения на плате DC-DC преобразователя нужно выставить 14.5 вольт измеряемых мультиметром непосредственно на выходных клеммах зарядного устройства.

Как заряжать аккумулятор

Протрите аккумулятор тряпицей смоченной в растворе соды, затем насухо. Выверните пробки и проконтролируйте уровень электролита, если необходимо, долейте дистиллированную воду. Пробки во время заряда должны быть вывернуты. Внутрь аккумулятора не должны попадать мусор и грязь. Помещение, в котором происходит заряд аккумулятора должно хорошо проветриваться.

Подключите аккумулятор к зарядному устройству и включите устройство в сеть. Во время заряда напряжение будет постепенно расти до 14.5 вольт, ток будет со временем уменьшаться. Аккумулятор можно условно считать заряженным, когда зарядный ток упадет до 0.6 – 0.7 А.

Это зарядное устройство я сделал для зарядки автомобильных аккумуляторов, выходное напряжение 14.5 вольт, максимальный ток заряда 6 А. Но им можно заряжать и другие аккумуляторы, например литий-ионные, так как выходное напряжение и выходной ток можно регулировать в широких пределах. Основные компоненты зарядного устройства были куплены на сайте АлиЭкспресс.

Вот эти компоненты:

Еще потребуется электролитический конденсатор 2200 мкФ на 50 В, трансформатор для зарядного устройства ТС-180-2 (как распаивать трансформатор ТС-180-2 посмотрите в этой статье), провода, сетевая вилка, предохранители, радиатор для диодного моста, крокодилы. Трансформатор можно использовать другой, мощностью не менее 150 Вт (для зарядного тока 6 А), вторичная обмотка должна быть рассчитана на ток 10 А и выдавать напряжение 15 – 20 вольт. Диодный мост можно набрать из отдельных диодов, рассчитанных на ток не менее 10А, например Д242А.

Провода в зарядном устройстве должны быть толстые и короткие. Диодный мост нужно закрепить на большой радиатор. Необходимо нарастить радиаторы DC-DC преобразователя, или использовать для охлаждения вентилятор.

Схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора

Сборка зарядного устройства

Подсоедините шнур с сетевой вилкой и предохранителем к первичной обмотке трансформатора ТС-180-2, установите диодный мост на радиатор, соедините диодный мост и вторичную обмотку трансформатора. Припаяйте конденсатор к плюсовому и минусовому выводам диодного моста.

Подключите трансформатор к сети 220 вольт и произведите замеры напряжений мультиметром. У меня получились такие результаты:

  1. Переменное напряжение на выводах вторичной обмотки 14.3 вольта (напряжение в сети 228 вольт).
  2. Постоянное напряжение после диодного моста и конденсатора 18.4 вольта (без нагрузки).
Читайте также:  Как в майле отправить папку с фото

Руководствуясь схемой, соедините с диодным мостом DC-DC понижающий преобразователь и вольтамперметр.

Настройка выходного напряжения и зарядного тока

На плате DC-DC преобразователя установлены два подстроечных резистора, один позволяет установить максимальное выходное напряжение, другим можно выставить максимальный зарядный ток.

Включите зарядное устройство в сеть (к выходным проводам ничего не подсоединено), индикатор будет показывать напряжение на выходе устройства, и ток равный нулю. Потенциометром напряжения установите на выходе 5 вольт. Замкните между собой выходные провода, потенциометром тока установите ток короткого замыкания 6 А. Затем устраните короткое замыкание, разъединив выходные провода и потенциометром напряжения, установите на выходе 14.5 вольт.

Защита от переполюсовки

Данное зарядное устройство не боится короткого замыкания на выходе, но при переполюсовке может выйти из строя. Для защиты от переполюсовки, в разрыв плюсового провода идущего к аккумулятору можно установить мощный диод Шоттки. Такие диоды имеют малое падение напряжения при прямом включении. С такой защитой, если перепутать полярность при подключении аккумулятора, ток протекать не будет. Правда этот диод нужно будет установить на радиатор, так как через него при заряде будет протекать большой ток.

Подходящие диодные сборки применяются в компьютерных блоках питания. В такой сборке находятся два диода Шоттки с общим катодом, их нужно будет запараллелить. Для нашего зарядного устройства подойдут диоды с током не менее 15 А.

Нужно учитывать, что в таких сборках катод соединен с корпусом, поэтому эти диоды нужно устанавливать на радиатор через изолирующую прокладку.

Необходимо еще раз отрегулировать верхний предел напряжения, с учетом падения напряжения на диодах защиты. Для этого, потенциометром напряжения на плате DC-DC преобразователя нужно выставить 14.5 вольт измеряемых мультиметром непосредственно на выходных клеммах зарядного устройства.

Как заряжать аккумулятор

Протрите аккумулятор тряпицей смоченной в растворе соды, затем насухо. Выверните пробки и проконтролируйте уровень электролита, если необходимо, долейте дистиллированную воду. Пробки во время заряда должны быть вывернуты. Внутрь аккумулятора не должны попадать мусор и грязь. Помещение, в котором происходит заряд аккумулятора должно хорошо проветриваться.

Подключите аккумулятор к зарядному устройству и включите устройство в сеть. Во время заряда напряжение будет постепенно расти до 14.5 вольт, ток будет со временем уменьшаться. Аккумулятор можно условно считать заряженным, когда зарядный ток упадет до 0.6 – 0.7 А.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

0

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора характеристики

Содержание

Зарядные устройства для автомобильных аккумуляторных батарей на сегодняшний день представлены в широком ассортименте. На рынке можно встретить как качественные, так и некачественные модели, не соответствующие заявленным характеристикам. Какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора лучше, расскажем в статье.

Критерии выбора

При определении того, какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора лучше, необходимо учитывать разные нюансы. Приборы с ручной регулировкой тока доступны по цене и позволяют реанимировать аккумуляторы, разряженные на протяжении длительного времени, поскольку не принимают ток в самом начале процесса зарядки. Автоматические модели, напротив, в таких ситуациях не начинают зарядку, поскольку не воспринимают нагрузку на клеммах. Автоматические модели предпочтительнее для полной зарядки аккумуляторной батареи, поскольку плавно снижают ток и отключаются после завершения зарядки. Аккумулятор, заряжаемый постоянным током, нельзя оставлять без присмотра, так как это может привести к взрыву из-за кипения электролита.

Качественные и хорошие зарядные устройства должны иметь режим десульфатации. На пластинах свинцово-кислотных аккумуляторов за время эксплуатации образуются кристаллы сульфата свинца в больших количествах, особенно если батарея длительное время находилась в разряженном состоянии. Это приводит к понижению токоотдачи и емкости АКБ. С целью профилактики и восстановления на аккумулятор подаются кратковременные импульсы высокой мощности, после чего батарея подключается к нагрузке, что позволяет улучшить состояние АКБ и продлить его эксплуатационный срок.

Категории ЗУ

Все устройства для зарядки АКБ подразделяются по назначению на несколько категорий:

  • Пусковые. Запускают двигатель от стороннего источника.
  • Пускозарядные. Предназначены для запуска двигателя и зарядки аккумулятора. Применяются в ситуациях, когда необходимо срочно завести автомобиль, не заряжая аккумулятор до нужного уровня.
  • Зарядные. Используются только для зарядки батареи автомобиля. Прокрутка двигателя стартером во время зарядки невозможна, поскольку стартер потребляет ток, превышающий 100 А, что может привести к повреждению мотора или активированию встроенной защиты.

Первые два типа зарядных устройств есть смысл приобретать в случаях, когда автомобиль хранится в гараже с подключением к электросети напряжением 220 В. При отсутствии подобных условий лучше приобретать портативное зарядное устройство.

В зависимости от конструкции зарядные устройства делятся на два вида:

  • Трансформаторные. Собираются вручную и представлены понижающим трансформатором и регулировочным блоком.
  • Импульсные. Отличаются компактными габаритами и защищены от короткого замыкания и перезаряда. Характерна автоматическая подзарядка.

Характеристики зарядных устройств

При определении того, какое зарядное устройство лучше для автомобильного аккумулятора, необходимо учитывать режим заряда и значения напряжения и тока. Рассмотрим эти характеристики далее более подробно.

Режим работы

Выделяют два типа зарядок для аккумуляторов – с ручным и автоматическим режимом работы. Автоматические приборы обладают функцией тестеров емкости АКБ и используются для подзаряда всех видов аккумуляторных батарей. Устройства защищены от короткого замыкания и перезарядки. Зарядные устройства с ручным управлением предназначены для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Уровень выдаваемого напряжения

Зарядные устройства классифицируются по напряжению – 24, 12 и 6 В. Универсальные модели работают на всех диапазонах напряжения, выбор необходимого режима осуществляется при помощи переключателей.

Выдаваемый ток

В нормальном режиме зарядка любых аккумуляторов должна производиться током, не превышающим 10 % от номинальной емкости батареи. Интенсивный режим с током нагрузки менее 30 % используется для аварийного подзаряда АКБ. Быстрая зарядка противопоказана, поскольку приводит к деформации и разрушению пластин батареи.

Виды защиты и безопасность

Безопасное проведение работ по подзарядке аккумуляторной батареи гарантируется наличием защиты у зарядного устройства. Автоматические приборы в идеале должны обладать следующими видами защиты:

  • Защита от перезаряда. Считается основной, поскольку перезарядка может привести к выходу аккумулятора из строя.
  • Контроль температуры. Используется для отключения зарядного устройства при нагреве пластин, что может привести к их деформации.
  • Защита от короткого замыкания. Применяется для исключения замыкания банок АКБ.

Рейтинг лучших ЗУ для АКБ

При выборе того, какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора лучше, стоит обращать внимание не только на их характеристики и классификацию, но и на марки, и модели. Рейтинг зарядных приборов включает устройства от различных производителей.

"Кедр-Авто-10"

Среди автоматических зарядных устройств данная модель считается бесспорным лидером и работает в 3 режимах:

  • Автоматический. Зарядка батареи начинается с тока в 5 А, который плавно снижается по мере заряда.
  • Предпусковой. Зарядка стартует с 10 А, что позволяет быстро подзарядить батарею. Отключение предпускового режима происходит спустя определенное время, и последующая зарядка осуществляется безопасным током в 5 А.
  • Циклический. Режим десульфатации, в котором чередуются паузы и кратковременные импульсы тока до 5 А. Прибор не имеет встроенной нагрузки, ввиду чего к нему подключают внешнюю.

Уровень заряда "Кедра-Авто-10" контролируется по встроенному амперметру. Прибор отличается компактными габаритами, что позволяет хранить его дома или в гараже.

  • Доступная цена – около 2000 рублей.
  • Режим быстрой подзарядки аккумулятора.
  • Эффективный режим десульфатации.

Недостаток – невозможно регулировать максимальный ток.

"Орион PW-150"

Среди всех устройств, попавших в рейтинг, зарядка "Орион PW-150" является самой дешевой и аскетичной: у нее отсутствуют какие-либо регуляторы, индикаторы и переключатели. На передней панели размещены только два индикатора, информирующие о ходе зарядки: один работает до отключения прибора, второй меняет цвет в зависимости от уровня заряда аккумуляторной батареи.

Из-за отсутствия регулировок "Орион" считается узкоспециализированным зарядным устройством, предназначенным только для наиболее распространенных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей емкостью 45-70 А·ч. Примитивная схема автоматики не соответствует характеристикам прочих АКБ. Глубоко разряженную батарею зарядить данным прибором не выйдет: в начале процесса зарядки он не принимает ток, что служит сигналом к отключению для автоматики.

Впрочем, у подобной примитивности есть и свой плюс – использование устройства максимально простое. Прибор оснащен защитой от короткого замыкания и переполюсовки.

  • Стоимость – 800-900 рублей.
  • Простота эксплуатации.

Недостаток – слишком примитивный режим работы.

"Ника ЗПУ-135"

Зарядное устройство ЗПУ-135 производится в Тамбове и считается одним из самых мощных: длительный пусковой ток достигает 170 А, максимальный ток заряда – 13 А. Подобные характеристики позволяют использовать прибор для зарядки как 12-вольтовых, так и 24-вольтовых аккумуляторных батарей емкостью до 140 А·ч. Модель ЗПУ-135 широко применяется в автосервисах и транспортных цехах компаний благодаря универсальности и доступной цене.

Отсутствие защиты от короткого замыкания является единственным недостатком прибора, ввиду чего при подключении клемм к АКБ необходимо быть внимательным.

  • Доступная цена – 3-4 тысячи рублей.
  • Режимы зарядки и пуска с высокой мощностью.
  • Отсутствие защиты от КЗ.
  • Ручное переключение плюсовой клеммы при смене пускового режима на режим зарядки.

Зарядное устройство "Вымпел"

Компактный аппарат "Вымпел-32-2043" производится российской компанией и может функционировать от стандартной сети 220 В и от напряжения 12 В. Значение тока регулируется вручную в диапазоне от 0,8 до 20 А. Прибор отключается автоматически после достижения максимального уровня заряда АКБ. Предусмотрена защита от КЗ, перегревов и изменения полярности. Может работать в широком температурном диапазоне: от -10 до +40 градусов. Встроенный вентилятор охлаждает устройство при высоких температурах.

Отличительной чертой "Вымпела-32-2043" является возможность подключения электрических инструментов.

  • Информативная панель, легкость управления.
  • Маленький вес и компактные размеры.
  • Практически полное отсутствие шума во время работы.
  • Вентилятор выходит из строя с течением времени.
  • Хрупкий пластиковый корпус, требующий бережных транспортировки и хранения.
Читайте также:  Драйвера для хбокс джойстик

Smart Power SP-25N

Универсальное ЗУ, предназначенное для 12- и 24-вольтовых аккумуляторов. Предусмотрен автоматический режим работы. Функция тестера емкости АКБ осуществляет диагностику при подключении. При быстром заборе заряда автоматически включается режим десульфатации.

Преимущества Smart Power SP-25N Professional:

  • Автоматическое включение прибора при подключении к аккумулятору.
  • Устойчивость к воздействию влаги.
  • Универсальность – позволяет заряжать все виды аккумуляторных батарей.

Недостаток – высокая стоимость: 9 тысяч рублей минимум.

Устройство Fubag FORCE

Модель зарядного устройства, предназначенная для крупных автопарков и автосервисов. Функционал Fubag Force 420 позволяет зарядить АКБ и запустить двигатель с полностью разряженным аккумулятором.

  • Наличие колес, облегчающих транспортировку.
  • Диапазон работы – 12-24 В.
  • Пусковой ток равен 420 А.

Недостаток – крупные габариты.

"Сонар УЗП-210"

Зарядное устройство для аккумулятора "Сонар" является современной моделью с импульсным преобразователем напряжения. Прибор отличается компактными габаритами и простотой эксплуатации: достаточно подключения к аккумуляторной батарее в одном из двух режимов работы с максимальным током 12 А либо 6 А. Процесс зарядки осуществляется в три шага:

  • Быстрый режим стартует с максимального тока и высокого напряжения 14,8 В. Благодаря этому осуществляется быстрая подзарядка глубоко разряженной либо раскачка сульфатированной АКБ.
  • Режим стандартной зарядки, в ходе которой происходит плавное понижение тока.
  • Активация буферного режима происходит при практически полном заряде аккумулятора, что позволяет стабилизировать напряжение на отметке 13,8 В и поддержать уровень заряда.

Зарядка для АКБ в пусковом режиме может работать как от встроенного аккумулятора, так и от электрической сети. Режим бустера позволяет завести автомобиль в ситуациях, когда подключить зарядное устройство к электросети невозможно. Емкость встроенных аккумуляторов "Сонара" составляет 14 А·ч, чего достаточно для одной-двух попыток запуска двигателя.

  • Компактные габариты.
  • Возможность автономной работы в качестве пускового устройства.

Недостаток заключается в том, что встроенные аккумуляторы обладают небольшой емкостью.

Как зарядить аккумулятор?

Прежде чем приступать к процессу зарядки, необходимо определить, какое зарядное устройство лучше для автомобильного аккумулятора конкретной марки, модели и емкости. Автомобиль во время процесса должен находиться в проветриваемом помещении либо на свежем воздухе. Если подобные условия обеспечить невозможно, то лучше снять аккумулятор и вынести его из гаража. В процессе зарядки выделяется взрывоопасная смесь водорода и кислорода, в связи с чем в непосредственной близости от аккумулятора не должно быть источников возгорания. При проведении процедуры без снятия АКБ необходимо отключить все кабели и провода.

  • Для корректной зарядки батарею необходимо полностью разрядить. Для этого достаточно оставить световые приборы автомобиля включенными на несколько часов. Клеммы аккумулятора должны быть очищены от смазки и грязи. При помощи ареометра проверяется плотность электролита, которая при температуре +25 градусов должна равняться 1,25-1,27 г/см 3 . Проводящие ток свинцовые пластины должны быть полностью покрыты электролитом. В случае нехватки доливается дистиллированная вода.
  • Со всех банок снимаются крышки, к клеммам аккумулятора подключаются клеммы зарядного устройства. Сперва подсоединяется плюсовая клемма и только потом – минусовая. Устройство включается в сеть только после соединения с АКБ.
  • На зарядном устройстве выставляется ток для зарядки батареи, величина которого должна соответствовать десятой доли емкости АКБ.
  • При зарядке аккумулятора необходимо следить за тем, чтобы стрелка амперметра сдвигалась к нулю, а температура электролита оставалась неизменной. При нагреве электролита до +40 градусов понижают вдвое силу тока.

Зарядка выполнена правильно в том случае, если напряжение и плотность электролита остаются неизменными на протяжении двух часов. В среднем для полной зарядки требуется 10-12 часов. По этой причине многие специалисты, рассказывая, как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, советуют делать это в ночное время.

Зарядные устройства для автомобильных аккумуляторных батарей на сегодняшний день представлены в широком ассортименте. На рынке можно встретить как качественные, так и некачественные модели, не соответствующие заявленным характеристикам. Какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора лучше, расскажем в статье.

Критерии выбора

При определении того, какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора лучше, необходимо учитывать разные нюансы. Приборы с ручной регулировкой тока доступны по цене и позволяют реанимировать аккумуляторы, разряженные на протяжении длительного времени, поскольку не принимают ток в самом начале процесса зарядки. Автоматические модели, напротив, в таких ситуациях не начинают зарядку, поскольку не воспринимают нагрузку на клеммах. Автоматические модели предпочтительнее для полной зарядки аккумуляторной батареи, поскольку плавно снижают ток и отключаются после завершения зарядки. Аккумулятор, заряжаемый постоянным током, нельзя оставлять без присмотра, так как это может привести к взрыву из-за кипения электролита.

Качественные и хорошие зарядные устройства должны иметь режим десульфатации. На пластинах свинцово-кислотных аккумуляторов за время эксплуатации образуются кристаллы сульфата свинца в больших количествах, особенно если батарея длительное время находилась в разряженном состоянии. Это приводит к понижению токоотдачи и емкости АКБ. С целью профилактики и восстановления на аккумулятор подаются кратковременные импульсы высокой мощности, после чего батарея подключается к нагрузке, что позволяет улучшить состояние АКБ и продлить его эксплуатационный срок.

Категории ЗУ

Все устройства для зарядки АКБ подразделяются по назначению на несколько категорий:

  • Пусковые. Запускают двигатель от стороннего источника.
  • Пускозарядные. Предназначены для запуска двигателя и зарядки аккумулятора. Применяются в ситуациях, когда необходимо срочно завести автомобиль, не заряжая аккумулятор до нужного уровня.
  • Зарядные. Используются только для зарядки батареи автомобиля. Прокрутка двигателя стартером во время зарядки невозможна, поскольку стартер потребляет ток, превышающий 100 А, что может привести к повреждению мотора или активированию встроенной защиты.

Первые два типа зарядных устройств есть смысл приобретать в случаях, когда автомобиль хранится в гараже с подключением к электросети напряжением 220 В. При отсутствии подобных условий лучше приобретать портативное зарядное устройство.

В зависимости от конструкции зарядные устройства делятся на два вида:

  • Трансформаторные. Собираются вручную и представлены понижающим трансформатором и регулировочным блоком.
  • Импульсные. Отличаются компактными габаритами и защищены от короткого замыкания и перезаряда. Характерна автоматическая подзарядка.

Характеристики зарядных устройств

При определении того, какое зарядное устройство лучше для автомобильного аккумулятора, необходимо учитывать режим заряда и значения напряжения и тока. Рассмотрим эти характеристики далее более подробно.

Режим работы

Выделяют два типа зарядок для аккумуляторов – с ручным и автоматическим режимом работы. Автоматические приборы обладают функцией тестеров емкости АКБ и используются для подзаряда всех видов аккумуляторных батарей. Устройства защищены от короткого замыкания и перезарядки. Зарядные устройства с ручным управлением предназначены для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Уровень выдаваемого напряжения

Зарядные устройства классифицируются по напряжению – 24, 12 и 6 В. Универсальные модели работают на всех диапазонах напряжения, выбор необходимого режима осуществляется при помощи переключателей.

Выдаваемый ток

В нормальном режиме зарядка любых аккумуляторов должна производиться током, не превышающим 10 % от номинальной емкости батареи. Интенсивный режим с током нагрузки менее 30 % используется для аварийного подзаряда АКБ. Быстрая зарядка противопоказана, поскольку приводит к деформации и разрушению пластин батареи.

Виды защиты и безопасность

Безопасное проведение работ по подзарядке аккумуляторной батареи гарантируется наличием защиты у зарядного устройства. Автоматические приборы в идеале должны обладать следующими видами защиты:

  • Защита от перезаряда. Считается основной, поскольку перезарядка может привести к выходу аккумулятора из строя.
  • Контроль температуры. Используется для отключения зарядного устройства при нагреве пластин, что может привести к их деформации.
  • Защита от короткого замыкания. Применяется для исключения замыкания банок АКБ.

Рейтинг лучших ЗУ для АКБ

При выборе того, какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора лучше, стоит обращать внимание не только на их характеристики и классификацию, но и на марки, и модели. Рейтинг зарядных приборов включает устройства от различных производителей.

"Кедр-Авто-10"

Среди автоматических зарядных устройств данная модель считается бесспорным лидером и работает в 3 режимах:

  • Автоматический. Зарядка батареи начинается с тока в 5 А, который плавно снижается по мере заряда.
  • Предпусковой. Зарядка стартует с 10 А, что позволяет быстро подзарядить батарею. Отключение предпускового режима происходит спустя определенное время, и последующая зарядка осуществляется безопасным током в 5 А.
  • Циклический. Режим десульфатации, в котором чередуются паузы и кратковременные импульсы тока до 5 А. Прибор не имеет встроенной нагрузки, ввиду чего к нему подключают внешнюю.
Читайте также:  Как в майле отправить папку с фото

Уровень заряда "Кедра-Авто-10" контролируется по встроенному амперметру. Прибор отличается компактными габаритами, что позволяет хранить его дома или в гараже.

  • Доступная цена – около 2000 рублей.
  • Режим быстрой подзарядки аккумулятора.
  • Эффективный режим десульфатации.

Недостаток – невозможно регулировать максимальный ток.

"Орион PW-150"

Среди всех устройств, попавших в рейтинг, зарядка "Орион PW-150" является самой дешевой и аскетичной: у нее отсутствуют какие-либо регуляторы, индикаторы и переключатели. На передней панели размещены только два индикатора, информирующие о ходе зарядки: один работает до отключения прибора, второй меняет цвет в зависимости от уровня заряда аккумуляторной батареи.

Из-за отсутствия регулировок "Орион" считается узкоспециализированным зарядным устройством, предназначенным только для наиболее распространенных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей емкостью 45-70 А·ч. Примитивная схема автоматики не соответствует характеристикам прочих АКБ. Глубоко разряженную батарею зарядить данным прибором не выйдет: в начале процесса зарядки он не принимает ток, что служит сигналом к отключению для автоматики.

Впрочем, у подобной примитивности есть и свой плюс – использование устройства максимально простое. Прибор оснащен защитой от короткого замыкания и переполюсовки.

  • Стоимость – 800-900 рублей.
  • Простота эксплуатации.

Недостаток – слишком примитивный режим работы.

"Ника ЗПУ-135"

Зарядное устройство ЗПУ-135 производится в Тамбове и считается одним из самых мощных: длительный пусковой ток достигает 170 А, максимальный ток заряда – 13 А. Подобные характеристики позволяют использовать прибор для зарядки как 12-вольтовых, так и 24-вольтовых аккумуляторных батарей емкостью до 140 А·ч. Модель ЗПУ-135 широко применяется в автосервисах и транспортных цехах компаний благодаря универсальности и доступной цене.

Отсутствие защиты от короткого замыкания является единственным недостатком прибора, ввиду чего при подключении клемм к АКБ необходимо быть внимательным.

  • Доступная цена – 3-4 тысячи рублей.
  • Режимы зарядки и пуска с высокой мощностью.
  • Отсутствие защиты от КЗ.
  • Ручное переключение плюсовой клеммы при смене пускового режима на режим зарядки.

Зарядное устройство "Вымпел"

Компактный аппарат "Вымпел-32-2043" производится российской компанией и может функционировать от стандартной сети 220 В и от напряжения 12 В. Значение тока регулируется вручную в диапазоне от 0,8 до 20 А. Прибор отключается автоматически после достижения максимального уровня заряда АКБ. Предусмотрена защита от КЗ, перегревов и изменения полярности. Может работать в широком температурном диапазоне: от -10 до +40 градусов. Встроенный вентилятор охлаждает устройство при высоких температурах.

Отличительной чертой "Вымпела-32-2043" является возможность подключения электрических инструментов.

  • Информативная панель, легкость управления.
  • Маленький вес и компактные размеры.
  • Практически полное отсутствие шума во время работы.
  • Вентилятор выходит из строя с течением времени.
  • Хрупкий пластиковый корпус, требующий бережных транспортировки и хранения.

Smart Power SP-25N

Универсальное ЗУ, предназначенное для 12- и 24-вольтовых аккумуляторов. Предусмотрен автоматический режим работы. Функция тестера емкости АКБ осуществляет диагностику при подключении. При быстром заборе заряда автоматически включается режим десульфатации.

Преимущества Smart Power SP-25N Professional:

  • Автоматическое включение прибора при подключении к аккумулятору.
  • Устойчивость к воздействию влаги.
  • Универсальность – позволяет заряжать все виды аккумуляторных батарей.

Недостаток – высокая стоимость: 9 тысяч рублей минимум.

Устройство Fubag FORCE

Модель зарядного устройства, предназначенная для крупных автопарков и автосервисов. Функционал Fubag Force 420 позволяет зарядить АКБ и запустить двигатель с полностью разряженным аккумулятором.

  • Наличие колес, облегчающих транспортировку.
  • Диапазон работы – 12-24 В.
  • Пусковой ток равен 420 А.

Недостаток – крупные габариты.

"Сонар УЗП-210"

Зарядное устройство для аккумулятора "Сонар" является современной моделью с импульсным преобразователем напряжения. Прибор отличается компактными габаритами и простотой эксплуатации: достаточно подключения к аккумуляторной батарее в одном из двух режимов работы с максимальным током 12 А либо 6 А. Процесс зарядки осуществляется в три шага:

  • Быстрый режим стартует с максимального тока и высокого напряжения 14,8 В. Благодаря этому осуществляется быстрая подзарядка глубоко разряженной либо раскачка сульфатированной АКБ.
  • Режим стандартной зарядки, в ходе которой происходит плавное понижение тока.
  • Активация буферного режима происходит при практически полном заряде аккумулятора, что позволяет стабилизировать напряжение на отметке 13,8 В и поддержать уровень заряда.

Зарядка для АКБ в пусковом режиме может работать как от встроенного аккумулятора, так и от электрической сети. Режим бустера позволяет завести автомобиль в ситуациях, когда подключить зарядное устройство к электросети невозможно. Емкость встроенных аккумуляторов "Сонара" составляет 14 А·ч, чего достаточно для одной-двух попыток запуска двигателя.

  • Компактные габариты.
  • Возможность автономной работы в качестве пускового устройства.

Недостаток заключается в том, что встроенные аккумуляторы обладают небольшой емкостью.

Как зарядить аккумулятор?

Прежде чем приступать к процессу зарядки, необходимо определить, какое зарядное устройство лучше для автомобильного аккумулятора конкретной марки, модели и емкости. Автомобиль во время процесса должен находиться в проветриваемом помещении либо на свежем воздухе. Если подобные условия обеспечить невозможно, то лучше снять аккумулятор и вынести его из гаража. В процессе зарядки выделяется взрывоопасная смесь водорода и кислорода, в связи с чем в непосредственной близости от аккумулятора не должно быть источников возгорания. При проведении процедуры без снятия АКБ необходимо отключить все кабели и провода.

  • Для корректной зарядки батарею необходимо полностью разрядить. Для этого достаточно оставить световые приборы автомобиля включенными на несколько часов. Клеммы аккумулятора должны быть очищены от смазки и грязи. При помощи ареометра проверяется плотность электролита, которая при температуре +25 градусов должна равняться 1,25-1,27 г/см 3 . Проводящие ток свинцовые пластины должны быть полностью покрыты электролитом. В случае нехватки доливается дистиллированная вода.
  • Со всех банок снимаются крышки, к клеммам аккумулятора подключаются клеммы зарядного устройства. Сперва подсоединяется плюсовая клемма и только потом – минусовая. Устройство включается в сеть только после соединения с АКБ.
  • На зарядном устройстве выставляется ток для зарядки батареи, величина которого должна соответствовать десятой доли емкости АКБ.
  • При зарядке аккумулятора необходимо следить за тем, чтобы стрелка амперметра сдвигалась к нулю, а температура электролита оставалась неизменной. При нагреве электролита до +40 градусов понижают вдвое силу тока.

Зарядка выполнена правильно в том случае, если напряжение и плотность электролита остаются неизменными на протяжении двух часов. В среднем для полной зарядки требуется 10-12 часов. По этой причине многие специалисты, рассказывая, как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, советуют делать это в ночное время.

Всем счастливым обладателям автомобилей обязательно рекомендуется иметь зарядное устройство для аккумулятора, поскольку АКБ периодически нуждается в подзарядке. Кроме того, нередко бывают ситуации, когда автомобиль стоит продолжительное время. После этого для успешного запуска мотора обязательно потребуется зарядка. В зимнее время года потребность в зарядном устройстве становится ещё более актуальной, поскольку низкие температуры являются стрессом для аккумуляторной батареи. Так, что если приобрели автомобиль, то обязательно нужно купить зарядное устройство (ЗУ). Оно вам понадобится очень скоро. А мы поможем сделать выбор зарядного устройства для аккумуляторной батареи.

Перед выбором ЗУ

Ещё до похода в магазин или посещения интернет-магазина для выбора зарядного устройства вы должны выяснить всю информацию о своём аккумуляторе. Тип и характеристики автомобильного аккумулятора оказывают непосредственное влияние на выбор ЗУ.

Есть и другие виды аккумуляторов для автомобилей, но они распространены значительно меньше. Поэтому выбирать под них зарядное устройство не имеет смысла. В подавляющем большинстве автомобилей, передвигающихся по дорогам, установлены аккумуляторные батареи типа WET. Это стандартные свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом (водный раствор серной кислоты). Для того типа АКБ подходят все виды автомобильных зарядных устройств.

А вот для батарей AGM и GEL подходят далеко не все ЗУ. Эти аккумуляторы вместо жидкого электролита имеют серную кислоту в связанном виде: в виде пропитки стекловолокна (AGM) или геля (GEL). Эти аккумуляторы чувствительны к перезаряду и скачкам напряжения. Поэтому для их зарядки следует приобретать либо специальные ЗУ, либо универсальные модели, которые имеют отдельный режим для работы с подобными АКБ. Подробнее об этом читайте в статье «Зарядное устройство для гелевых аккумуляторов».

Читайте также:  Браузер без новостей и рекламы

Второе, на что нужно обратить внимание, это номинальное напряжение аккумулятора. Практически на всех легковых автомобилях стоят АКБ с напряжением 12 вольт. Некоторые модели аккумуляторов для грузовых автомобилей и спецтехники имеют номинал 24 вольта.

Также выясните номинальную ёмкость вашей батареи. Это значение также будет использоваться при выборе зарядного устройства. Теперь у вас на руках есть тип, напряжение и ёмкость АКБ. Переходим к выбору зарядного устройства для аккумулятора.
Вернуться к содержанию

Виды зарядных устройств для АКБ

По назначению ЗУ можно разделить на три основные группы:

При выборе типа устройства вам нужно продумать, как вы его будете использовать. Если автомобиль стоит у вас в месте, где подведено электричество, то можно взять пуско-зарядное устройство. Тогда при севшей АКБ можно будет осуществить пуск двигателя. Если вы собираетесь использовать устройство только для зарядки, то нет смысла переплачивать.

Можно также выделить виды зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов по их устройству:

Импульсные ЗУ имеют небольшой вес и габариты. В их составе имеется инвертор и защита от замыкания. Трансформаторные модели более громоздкие, поскольку в их конструкции предусмотрен выпрямитель и трансформатор. Импульсные ЗУ более современные, совершенные и удобные. Несмотря на то что они дороже трансформаторных, рекомендуем покупать именно импульсные модели.

Основные характеристики зарядных устройств

Ниже мы рассмотрим основные характеристики ЗУ, на которые следует обратить внимание при выборе, и дадим необходимые пояснения.

Режимы работы

Чтобы выбрать правильное ЗУ для своего аккумулятора, в начале статьи мы говорили о выяснении типа батареи. Для наиболее распространённых моделей WET подойдут все устройства, а вот для AGM и GEL. Но в продвинутых моделях должны присутствовать специальные режимы для зарядки гелевых аккумуляторов. Эти батареи очень чувствительны к превышению напряжения зарядки. Если для WET батареи напряжение в 15 вольт не критично, то для гелевых оно может привести к необратимым изменениям. От повышенного напряжения гель или стекловолокно начнёт отслаиваться от пластин и АКБ потеряет свои характеристики. В худшем варианте аккумулятор вспучит и он выйдет из строя.

Стоит также отметить, что в продаже есть устройства, которые позволяют заряжать сразу несколько автомобильных аккумуляторов при последовательном или параллельном соединении. Но это скорее может пригодиться профессиональным аккумуляторщикам, которые заряжают АКБ на поток. Для обычного автолюбителя нет смысла переплачивать за такие «фишки».
Вернуться к содержанию

Напряжение, выдаваемое ЗУ

Напряжение, которое выдаёт зарядное устройство, должно соответствовать номинальному напряжению АКБ, которое Вы должны были выяснить перед выбором. Практически все современные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов выдают напряжение 12 вольт. Вторые по популярности ЗУ с возможностью зарядки АКБ номиналом 24 вольта. Реже встречаются зарядные устройства, которые выдают напряжение 6 вольт. Этот режим пригодится при зарядке соответствующих батарей для мотоциклов, скутеров и т. п. В идеале ЗУ должно иметь возможность ручной установки напряжения, но такие модели встречаются редко.

Ток зарядки

Для того, чтобы правильно подобрать зарядное устройство по этому параметру, в начале статьи мы узнали номинальную ёмкость АКБ. Ток зарядки не должен быть выше 10 процентов от ёмкости батареи. То есть, распространённые аккумуляторы 55 А-ч для легковых автомобилей нужно заряжать током не более 5,5 ампер. Исключение режим Boost, о котором говорилось выше. Но и с ним нужно знать меру. Ток в при ускоренной зарядке не должен превышать 30 процентов от стандартного значения. Для той же батареи 55 А-ч это максимальное значение силы тока в режиме Boost не должно быть выше 5,5 + 5,5*0,3 = 7,15 ампер.

Помните, что заряжать высоким током следует только в нестандартных ситуациях, когда требуется срочная ускоренная зарядка. Постоянно этот режим использовать нельзя, поскольку это снижает срок службы АКБ.

В идеале зарядное устройство должно иметь возможность ручной регулировки тока. При прочих равных советуем выбирать именно такие ЗУ. Тогда при необходимости можно будет провести зарядку АКБ на малом токе. Ведь большинство ЗУ в автоматическом режиме сами подбирают ток. Но для более полной и качественной зарядки лучше вести её малым током при постоянном напряжении. Это будет дольше, но значительно лучше. Если аккумулятор заряжать в таком режиме, то его пластины значительно меньше будут подвержены сульфатации. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ЗУ с регулировкой тока заряда – это правильный выбор.
Вернуться к содержанию

Виды защиты и безопасность

При покупке зарядного устройства поинтересуйтесь у продавца, какие виды защиты имеет та или иная модель. Все современные ЗУ должны иметь защиту от перегрева, а также он неправильного подсоединения клемм устройства к выводам АКБ.

Некоторые компании-производители ЗУ

Давайте вкратце рассмотрим некоторых популярных производителей зарядных устройств, чтобы вам легче было сделать выбор. Трудно однозначно сказать, какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора лучше из всего изобилия на рынке. Но, рассматривая продукцию разных производителей, можно найти что-то оптимальное и сделать правильный выбор.

ЗУ «Калибр»

Начнём с российских производителей. Отечественная компания «Калибр» выпускает достаточно широкий спектр устройств для зарядки автомобильных аккумуляторов по демократичной цене.

В качестве примера можно привести ЗУ-100. Устройство обойдётся по цене около 3 тысяч рублей. Можно заряжать АКБ ёмкостью от 20 до 100 А-ч и номиналом 12─24 вольта. Также можно отметить ЗУИ-8, которое зарядит АКБ в полностью автоматическом режиме. Зарядное устройство Калибр ЗУ-700 подойдёт для зарядки мощных аккумуляторных батарей ёмкостью от 92 до 250 А-ч.

Зарядные устройства «Сорокин»

Доступные зарядные для аккумулятора продаются компанией «Сорокин». Инструмент под брендом «Сорокин» проектируется в России и выпускается на отечественных и зарубежных предприятиях. В качестве примеров можете посмотреть зарядные устройства ниже с различными характеристиками:

ЗУ Сорокин 4A 6/12В

ЗУ Сорокин 4A 6/12В

ЗУ Сорокин 15A 12В Boost

Как сообщается на сайте производителя, все эти устройства можно использовать для зарядки аккумуляторных батарей WET, AGM, GEL.
Вернуться к содержанию

ЗУ «Ресанта»

Этот латвийский производитель предлагает пусковые аккумуляторы, которые укомплектованы аккумуляторной батареей. Благодаря этому, устройство поможет запустить мотор, если сел аккумулятор вдали от электросетей.

ПУ-1 12В 7А-ч 250А

ПУ-2 12В 17А-ч 400А

Прибор ПУ-2, как более дорогая модель, ещё имеет интерфейс USB, компрессор, фонарик.
Вернуться к содержанию

Зарядные устройства «Telwin»

Известная итальянская фирма выпускает высококачественные ЗУ самого разного назначения.

Среди наиболее доступных можно назвать NEVATRONIC 12, T-CHARGE 12, которые подходят для зарядки всех типов аккумуляторов (WET, AGM, GEL) номиналом 12 вольт. Есть и профессиональные модели типа STARTRONIC 530 по заоблачным ценам.

ЗУ «Aiken»

Под брендом «Aiken» у нас выпускаются по лицензии широкая гамма зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов. Ниже приведены некоторые широко распространённые модели.

Диапазон цен на ЗУ «Aiken» составляет от 1700 до 3200 рублей.
Вернуться к содержанию

Непростой выбор

Выше была приведена лишь малая часть моделей и производителей зарядных устройств из тех, что присутствуют на рынке. На самом деле моделей ЗУ гораздо больше и неискушённый покупатель в них легко потеряется. Если отбросить все технические детали, то выбирать можно следующим образом.

Если Вам периодически требуется зарядное устройство (не ездили длительное время, аккумулятор сел в холодное время года и т. п.), тогда берите недорогую модель без лишних «наворотов». Лучше берите простое функциональное устройство без регулировок и переключателей.

Опытные автовладельцы, которые любят контролировать процесс зарядки могут приобрести функциональное ЗУ со встроенным амперметром, функцией регулировки зарядного тока и другими продвинутыми опциями.

Для владельцев батарей типа AGM и GEL нужно обязательно поинтересоваться, имеет ли зарядное устройство функционал для зарядки таких АКБ.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *