0

Использование икт в работе с дошкольниками

Это консультация для воспитателей по использованию ИКТ в работе с дошкольниками. Материалы разработаны педагогами педколледжа.

Скачать:

Вложение Размер
ikt.docx 17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникативных технологий при формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей во всем мире. Исследования, проводимые в США и Европе, показали, что до 80% информации, получаемой детьми к 11 годам, они черпают вне образовательных учреждений из источников, не имеющих бумажных носителей.

Сегодня нам трудно представить образовательное учреждение любого уровня, в котором не было бы ИКТ. Все больше и больше детей знакомятся с компьютером еще до школы, зачастую даже раньше, чем приходят в ДОУ.

Новые цифровые технологии уже вошли во все стороны реальности, в

которой мы живем, в том числе в семейный быт и жизнь детей и молодежи. ИКТ в любом случае оказывают влияние на игры и обучение дошкольников:

ИКТ важны в дошкольном образовании, поскольку неизбежно оказывают воздействие на людей и среду, в которой происходит повседневная жизнь иобучение детей дошкольного возраста.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

В реальных условиях компьютеры и другие ИКТ интегрированы в развивающие процессы ДОУ наряду со многими другими видами деятельности.

Педагоги в работе с детьми используют: аудио-, видеоаппаратуру и мультимедийное оборудование. В детском саду воспитателями успешно внедряются мультимедийные презентации в непосредственной образовательной деятельности. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Мероприятия с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.

В образовательной области "Безопасность" при помощи ИКТ педагоги решают проблему дефицита подвижной наглядности. анализируют взаимоотношения персонажей, принимают решения и обсуждают ситуации, демонстрируемые с помощью Power Point.

ИКТ позволяет широко использовать метод моделирования. Он заключается в исследовании, когда из числа предлагаемых вариантов ребенок выбирает, аргументируя, собственное решение. Экранные микромиры могут предоставлять ребенку возможности для их исследования и открытий, в них можно использовать различные средства и инструменты для достижения цели

Дидактические игры, созданные при помощи ИКТ, могут содержать важные элементы деятельности по построению алгоритмов. Способность управлять событиями, планировать правильный способ осуществления чего-либо в изменяющейся обстановке совместно с другими активными участниками событий играют важную роль в освоении правилами безопасного поведения. Пример управления событиями, происходящими на экране, — простая игра в одевании пожарного на выезд к месту пожара.

Любимы детьми обучающие анимационные фильмы, демонстрирующие не только правила безопасности жизнедеятельности, но и примеры «неправильного» поведения. Дошкольники активно участвую в викторинах по ОБЖ, созданных с помощью цифровых технологий.

Естественным образом возникают коммуникация и сотрудничество при

решении задач, рисовании,, обсуждении того, что дети видят на экране. Но

для достижения максимальной пользы от применения ИКТ требуется участие взрослых.

ИКТ также используются при освоении доступных способов изучения ОБЖ (наблюдение, запись, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) ; при развитии навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Хорошо сконструированные цифровые образовательные ресурсы стимулируют творчество, предоставляя широкие возможности для реакций детей, их самовыражения

Использование ИКТ в системе формирования ОБЖ у дошкольников позволяет улучшить качества развития ребенка, изменить методы и организационные формы работы с детьми, формировать у детей умение продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни.

Использование собственной возрастающей цифровой грамотности

для интеграции новых технологий и новых педагогических приемов

в повседневную жизнь ДОУ при формировании ОБЖ у дошкольников совершенствует процесс обучения и развития детей наиболее

эффективным, привлекательным, безопасным и продуктивным образом.

Залина САМВЕЛЬЯН
Методическая разработка «Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста»

Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повыситьэффективность образовательно деятельности педагога ДОУ.

Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для занятия.

Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ.

Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, экран.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваю с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.

Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и

развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

• Осуществление полисенсорного восприятия материала;

• Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

• Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

• Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

• Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

• Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками. Например:

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Практическое использование ИКТ на занятиях

Использование ИКТ для реализации интеграции образовательных областей обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов.

Использую информационные технологии на всех этапах занятия: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Читайте также:  Горячие клавиши майкрософт ворд

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера.

При разработке образовательной деятельности с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.

Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал воспитанников.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

• повышает качество знаний

• продвигает ребенка в общем развитии

• помогает преодолеть трудности

• вносит радость в жизнь ребенка

• позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

• создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Мною накоплен опыт использования ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста. ИКТ включаю в организацию НОД по формированию математических представлений детей дошкольного возраста. Использую для организации непосредственной образовательной деятельности детей, совместной развивающей деятельности педагога и детей, создания развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов). При использовании ИКТ опираюсь на то, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому они активно используют в работе принцип наглядности. Для реализации этого принципа использую разнообразный статичный и динамичный иллюстративный материал. Также использую ресурсы Интернета, что позволяет сделать им процесс формирования математических представлений детей дошкольного возраста наглядным, информационно насыщенным и комфортным в формировании математических представлений детей дошкольного возраста. В практике работы ДОУ используется компьютерная игровая программа «Уроки мудрой Совы» и «Учимся с Логошей»

Их цель: содействовать решению задач развития детей старшего дошкольного возраста, а именно: внимания, мышления (классификация, сериация, пространственных представлений, развитие речи, активизация словаря, закрепление понятия величины (большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий, закрепление цветов спектра, геометрических фигур, упражнение в прямом счете в пределах 10 и умения соотносить число с цифрой, развитие мелкой моторики руки. Мудрая Сова и Логоша в веселой и доступной детям форме помогают работать над формированием у детей математических преставлений, а также рассказать им много интересной и полезной информации. Особенностью этих программ являются яркость и доступность, простота управления, а веселые игры и интересные задания ожидают детей на каждом из этапов работы.

Отдаю предпочтение использованию программы PowerPoint для создания иллюстративного материала для показа с экрана. Обосновывание: необходимость использования ИКТ в НОД по формированию математических представлений детей дошкольного возраста потребностями в использовании большого количества наглядного материала, который не всегда отвечает современным требованиям.

Использую презентацию как часть занятия, например, для проведения дидактической игры, ознакомлении с новым материалом, для проверки знаний и т. п. Но основное назначение ИКТ вижу в выполнении отдельных заданий, а также в демонстрация иллюстративного материала. Кроме того, НОД с применением программы PowerPoint позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, стимулировать внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

ИКТ могут быть органично вписаны в любой этап образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей. Все зависит от темы занятия, поставленных целей и задач, а также от общего уровня группы обучаемых детей. Так, детей можно подвести к компьютеру в начале занятия. Это вызовет интерес к теме. Элементы ИКТ могут использоваться в середине занятия, что позволит сменить виды деятельности. Применение ИКТ возможно и уместно в заключительной части занятий на этапе оценки работы детей, тогда использование ИКТ выступает наградой за хорошую работу на занятии.

На занятиях по математическому развитию дошкольников при помощи компьютера решаю проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют прямой и обратный счет, состав числа, решают задачи на движение. Занятие включает в себя все виды игровой деятельности: игры на развитие математических способностей, игра на развитие внимания и мышления, подвижная игра, игры, совмещающие в себе речь и движение, игры на развитие моторики рук. Разработала серию дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на развитие логического мышления, внимания: «Найди лишнюю фигуру», «Логические задачи» «Игры с блоками Дьенеша», «Кто где живет?», они находятся в электронном банке данных ДОУ и рекомендованы воспитателям для работы с детьми. Для развития интереса к занятиям по развитию речи воспитанникам предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам. При ознакомлении дошкольников с художественной литературой, фольклором в содержание занятий включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Презентации помогают провести викторины, узнать произведение по иллюстрации.

Использование программы «Учимся говорить правильно» помогло сформировать у детей умение слушать и определять нужный звук определять количество слогов, развить лексико-грамматические навыки.

Для обучения дошкольников основам грамоты, разработала «Игротеку» с использованием дифференцированного подхода к заданиям детей. Презентация помогла избавиться от рутинной работы по изготовлению карточек.

В своей работе реализую программы «Игры для Тигры», «Игры развивай-ка для дошколят», «Учимся с Логошей».

Игровая компьютерная программа “Уроки Живой природы. Окружающий мир”.

С помощью игровой компьютерной программы “Уроки Живой природы. Окружающий мир” я помогаю детям не только познакомиться с окружающим миром, но знакомлю с правилами безопасного взаимодействия с ним. Учебный материал представлен в игровой форме, наиболее подходящей для детского восприятия. Многочисленные задания, которые ребенок выполняет, общаясь с анимированным персонажем, позволяют ему не только легко и прочно усвоить материал программы, но и развить внимание и логическое мышление.

Дети не только знакомятся с дикими животными, но и помогают им в разных проблемных ситуациях, взамен животные играют с детьми в различные развивающие игры.

Эти методические пособия помогают мне активизировать познавательную деятельность воспитанников, обеспечивают высокую степень визуализации образовательного процесса.

Основа занятия – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.

У дошкольников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал. Ознакомление детей с окружающим миром является именно той областью, где использование визуальных и аудио эффектов создает наиболее полную картину для восприятия и использования в жизни преподносимого материала.

Однако, даже большое количество наглядных пособий и демонстрационных плакатов не смогут в аналогичной степени охватить весь объем информации доступный для мультимедиа технологий, объединяющих текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении, позволяя создать наиболее точное представление у детей об окружающем мире.

Решая данный вопрос под управлением интерактивного программного обеспечения, с использованием современных технических и программных средств (теле и видеоаппаратура) с легкостью преподносится разноплановая

и точная информация о:

1. животных и растениях;

2. природных явлениях.

Использование мультимедийных средств на занятиях в дошкольном учреждении не меняет методов работы (использование наглядного и пояснительного материалов, но значительно углубляет и расширяет качество и объем информации преподносимого детям. Использование современных технологий на занятиях позволяет демонстрировать воспитанникам все явления природы, а так же всех ее обитателей. Возможна демонстрация не только изображения той или иной особи, или явления, но и видеоматериалов, прослушивать звуки, что, несомненно, повышает интерес к новой информации, создавая более четкие представления.

Читайте также:  Драйвера для установки принтера hp laserjet p1102

Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала.

Введение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) способствуют освоению образовательных задач, новых способов и новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_ikt_v_rabote_s_doshkolnikami.docx 42.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

г. ОЛЁКМИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ОЛЁКМИНСКИЙ РАЙОН»

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

«Использование ИКТ в работе

Автор: Барская Светлана Анатольевна

ВоспитательМБДОУ-Д/С №1 «Теремок»

Компенсирующего вида г.Олекминска

«Как много дел считались невозможными,

пока они не были осуществлены»

Информационные технологии необходимы современному человеку практически во всех сферах его деятельности. И в детском саду представить себе работу без них невозможно. Основная масса педагогов, являясь уже свободными пользователями, открывает для себя все новые и новые возможности этого «чуда техники».

Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала.

Введение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) способствуют освоению образовательных задач, новых способов и новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально.

ИКТ дает возможность педагогам создавать различные презентационные и наглядные материалы, электронные пособия разного уровня и доступности. В процессе работы идет постоянное дополнение и обновление материала.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы. Условия – это социальная ситуация развития ребенка. В данном документе определены также и требования к педагогам. Вот одно из них:

  • владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

А так как мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно вошел в нашу жизнь, стал необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании ИКТ в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным.

Данным требованиям уделяется пристальное внимание в Профстандарте педагога. Обладание ИКТ – компетентностью проходит красной нитью в данном документе и дифференцируется на три уровня:

  • Общепользовательская;
  • Общепедагогическая;
  • Предметно – педагогическая (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Общепользовательская ИКТ компетентность включает в себя:

  • умение использовать видео- и фотосъемку;
  • пользоваться системами мгновенных сообщений;
  • навыки поиска в Интернете и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ;
  • использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ;
  • соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации);
  • в идео-аудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе;
  • Клавиатурный ввод;
  • аудио-видиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками);
  • навыки поиска в Интернете и базах данных;с
  • систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
  • педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами: планирования и объективного анализа образовательного процесса;
  • прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа);
  • организации образовательного процесса:

– выдача заданий учащимся,

– проверка заданий перед следующим занятием,

– рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев, – составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного,

– дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, – поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.

  • Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:

– ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,

– следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),

– используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.

  • Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде;
  • организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде;
  • использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий;
  • визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа;
  • предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся;
  • оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования;
  • учет общественного информационного пространства, в частности молодежного;
  • поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся:
  • организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.

Требования к предметно-педагогическому компоненту зависит от той предметной области, в которой работает учитель. Этот компонент включает в себя знание информационных источников по своему предмету и умение качественно их использовать.

Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Компьютер, являясь современным инструментом обработки информации, способен играть роль незаменимого помощника в воспитании и развитии ребенка, служить мощным средством образования.
С целью оптимизации своей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, я стала использовать компьютерные технологии при организации воспитательно- образовательного процесса.

Для детей с ЗРР характерен ограниченный кругозор, низкий уровень сформированности словаря, ошибки в словообразовании и словоизменении. Кроме того, у многих детей отмечается тревожность, негативизм, неустойчивость внимания. Организация коррекционно – образовательной деятельности таких детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку.

Поэтому использование ИКТ при организации коррекционно–образовательной деятельности позволит:

  • повысить мотивационную готовность детей,
  • повысить их интерес к образовательной деятельности,
  • активизировать непроизвольное внимание,
  • расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует успешной коррекции речевых нарушений.

Мультимедийные технологии являются эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи.

Таким образом, в начале учебного года я поставила перед собой цель:

Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
  • разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса ( Power Point и Auto Play Media Studio);
  • расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе ( мультимедийный проектор, интерактивная доска);
  • создание медиатеки электронных пособий по лексическим темам;

«Я сам учусь, а не меня учат»

Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному специалисту необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

Воспитатель, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности.

В настоящее время дети могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка – представителя нового поколения – практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий – создание эффекта присутствия, у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес.

Читайте также:  Атмосферное давление в космосе

Основываясь на приоритетном направлении работы детского сада, мной было принято решение о создании медиатеки электронных пособий по познавательно – речевому развитию детей (ФЦКМ, развитие речи, чтение художественной литературы).

Я разрабатываю и внедряю в организацию игрового и воспитательно-образовательного процесса дидактические электронные пособия, которые позволяют:

  • предъявлять информацию на экране интерактивной доски в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
  • ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
  • поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
  • развивать у дошкольников исследовательское поведение;
  • расширять творческие возможности самого педагога.

А теперь перейдем к непосредственно к пособиям.

Система мультимедийных презентаций – одна из составляющих использования ИКТ при организации воспитательно–образовательного процесса. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Широкий выбор наглядного, музыкального и анимационного материала для меня открылся в интернет ресурсах, который я активно использую в своей работе, как для улучшения эффективности воспитательно -образовательной работы, так и для повышения уровня своего профессионального мастерства. Пользование информационной сетью Интернет даёт педагогу возможность

  • повышать своё профессиональное мастерство, узнавать самые последние новости в сфере воспитательно – образовательной работы с детьми;
  • находить нужные материалы для работы;
  • презентовать себя в Сети, создавая сайт или страницу на сайте учреждения;
  • участие в Интернет-проектах, конкурсах, фестивалях, вебинарах, мастер-классах;
  • повышать уровень самообразования и компетентности с помощью Интернет-ресурсов, дистанционных мероприятий.

Power Point – мастер создания презентаций.

Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций . Я составила ряд интересных презентаций по лексическим темам: Дикие животные, домашние животные и птицы, животные жарких стран, животные холодных стран, овощи, фрукты, одежда, обувь, дом, семья и другие для детей старшего дошкольного возраста. Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты. Часть презентаций подобрана из готовых, однако каждая из них отсмотрена и адаптирована для детей дошкольного возраста, для определенной группы.

Также в презентациях использовала элементы анимации для создания дидактических игр: «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «Скажи какой, какое, какая» и т.д. Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.

Использование презентаций Power Point для обучения заучиванию стихотворений и для ознакомления с художественной литературой увлекает детей, превращает занятие в игру. Особенно этот метод эффективен для дошкольников с речевой патологией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит непроизвольный характер, зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром иллюстраций на экране, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Autoplay Media Studio.

Также я хотела бы поделиться своим опытом (пусть и небольшим) работы в программе Autoplay Media Studio. На мой взгляд, это очень интересный программный продукт. При помощи неё можно создавать электронные пособия учебного назначения, CDDVD визитки, презентации, несложные игры, электронные фотоальбомы, сборники видеофайлов с удобным просмотром, простые аудио иили видео плееры, небольшие каталоги товаров или услуг и так далее. И всё это фактически без знания языков программирования.

Какие же возможности предоставляет нам, педагогам, данный программный продукт?

  • В программу входят уже готовые шаблоны для оформления меню с разнообразными кнопками для запуска программ, проигрывания звуков, печати файлов, открытия Интернет-сайтов.
  • Вы также сможете без труда оформить свой проект с помощью любого контента на ваш выбор – музыки, видео, flash-анимации, текста.
  • Приложение, созданное с помощью AutoPlay Media Studio, на заключительном этапе будет представлено в виде объектной модели. Эта модель состоит из группы отдельных страниц, наподобие того, как это реализовано на Интернет-сайтах. На этих страницах можно размещать любые объекты (графику, текст, видео, Flash, HTML и пр.).
  • Любому элементу проекта, будь то объект или страница, можно назначить определенное действие. Программа предоставляет сотни различных действий, которые можно связать с объектами.
  • Возможность записи CD-R (CD-RW) прямо из программы. Готовый проект может быть представлен в виде самораспаковывающегося архива или сохранен отдельной папкой на жестком диске.

Возможно, покажется, что AutoPlay Media Studio как программа для создания презентаций не очень удобна и слишком сложна (по сравнению с уже привычной нам Microsoft PowerPoint). Но это только потому, что Вы еще не начали с ней работать. Мне хватило недели, чтобы самостоятельно научиться создавать мультимедийные проекты в программе AutoPlay Media Studio.

Интерактивная доска и компьютерная программа «Paint»

Следующее направление, которое я использую в своей работе с дошкольниками – это использование интерактивной доски и компьютерной программы «Paint» в творческом развитии детей старшего дошкольного возраста через дополнительное образование «Дошколенок и компьютер»

(Обучение дошкольников элементам компьютерной графики).

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти, внимания креативности принимаемых решений. На занятиях изобразительной деятельностью ИД и компьютер рассматриваются, прежде всего, как инструмент для создания графического изображения, придуманного ребенком. В дошкольном возрасте у детей прекрасно развито воображение, и оно намного опережает развитие мелкой моторики и координации движений кисти рук. Очень часто малыш не может выразить придуманный им образ на бумаге с помощью обычных графических материалов: красок, мелков, карандашей, фломастеров и т.д. Педагогам и родителям знакомо разочарование ребенка от того, что круги, нарисованные им не круглые, линии не достаточно ровные, домики кривые, а краска растеклась по листу и все испортила. Компьютерные графические программы не только снабжают юного художника набором геометрических фигур идеальной формы и разнообразных способов закрашивания цветом изображения, но позволяют отменить не получившееся действие, исправить рисунок сколько угодно раз, добиться результата, удовлетворяющего строгим требованиям маленького автора и повышающего его самооценку.

Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня, продолжительность каждого занятия – 20-25 минут. Общее количество занятий в год 35-36.На каждом занятии предполагается физминутка в начале и в конце занятия, гимнастика для снятия усталости глаз, вводная беседа, освоение детьми теоретических навыков, практическая работа на компьютере 10 – 15 минут.

Занятия по обучению дошкольников элементам компьютерной графики не заменяют традиционные методы эстетического воспитания и обучения изобразительной деятельности, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Введение занятий компьютерной графикой в педагогический процесс детского сада позволяет:

– расширить кругозор дошкольника;

– развивать его интеллект;

– познакомить его с интересующей его компьютерной техникой;

– научить создавать с ее помощью графические изображения;

– подготовить к обучению в школе;

– заложить основы для успешной адаптации ребенка в информационном обществе.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов дошкольников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *