0

История радио в россии

День рождения радио отмечается в нашей стране 7 мая. В этот день в 1895 году российский физик Александр Попов осуществил первый в мире сеанс радиосвязи с помощью созданного им радиоприемника. Прошло всего 120 лет – и мы уже не представляем свою жизнь без радио и его продолжений: телевидения, мобильной связи, Интернета, то есть видов связи, основанных на передаче физического (электрического или электромагнитного) сигнала. Попробуем кратко проследить эволюцию технической мысли: от мечты человечества до ее современной реализации.

Сигнальные огни и воздушные змеи

Необходимость передавать информацию на большие расстояния возникла у человечества еще на заре первобытной цивилизации. Поначалу для этого использовали дым костра или отраженный солнечный свет, сигнальные огни или голубиную почту. Этими способами люди обходились на протяжении тысячелетий, вплоть до изобретения флажковой сигнализации (в конце XVIII века) и телеграфа (в 1832 году). Однако со временем передаваемая информация становилась все более сложной, что привело к созданию новых систем.

Британская голубиная почта

Слово «радио» в переводе с латинского radiare означает «излучать, испускать лучи». Основой радио являются электромагнитные волны. Сегодня это известно каждому школьнику, но человечество догадалось об их существовании лишь в конце XVII века – и то смутно. Потребовалось еще два столетия, чтобы английский ученый Майкл Фарадей в конце 1830-х годов, наконец, уверенно заявил об обнаружении электромагнитных волн. Еще через 30 лет другой ученый из Великобритании Джеймс Максвелл закончил построение теории электромагнитного поля, которая и нашла свое применение в физике.

Примерно в это же время американский дантист Малон Лумис (Mahlon Loomis) заявил о том, что открыл способ беспроволочной связи. Сигнал передавался при помощи двух воздушных змеев, к которым были прикреплены электрические провода. Один из них был антенной радиопередатчика, второй – антенной радиоприемника. При размыкании от земли цепи одного провода отклонялась стрелка гальванометра и в цепи другого провода. По утверждениям изобретателя, сигнал передавался на расстояние более 22 км. В 1872 году Лумис получил первый в мире патент на беспроводную связь. Но, к сожалению, документ не содержит детального описания устройств, использованных изобретателем. Чертежи его аппаратов также не сохранились.

В 1880–1890 годы практически одновременно ряд ученых провели успешные эксперименты по использованию электромагнитных волн, применив при этом усовершенствованные элементы. Вот почему сегодня сразу несколько стран претендуют на звание изобретателя радио.

В Германии первооткрывателем способов передачи и приема электромагнитных волн считают Генриха Герца. Он сделал это в 1888 году. Кстати, сами волны длительное время назывались «волнами Герца» (Hertzian Waves).

Усиливающий передатчик Тесла

В США уверены, что заслуга изобретения радио принадлежит Николе Тесле, запатентовавшему в 1893 году передатчик, а в 1895-м – приемник. Кстати, в 1943 году его приоритет перед Маркони был признан в судебном порядке. Это связано с тем, что аппарат Маркони и Попова позволял осуществлять только сигнальную функцию, используя в том числе азбуку Морзе. А устройство Теслы могло преобразовывать радиосигнал в акустический звук. Такую конструкцию имеют и все современные радиоустройства, в основе которых лежит колебательный контур.

Гульельмо Маркони

И все же большинство стран считает создателем первой успешной системы обмена информацией с помощью радиоволн (радиотелеграфии) итальянского инженера Гульельмо Маркони. Он добился этого в 1895 году. Российский физик Александр Попов отстал от него всего на один месяц.

Радио в России

7 мая 1895 года Александр Степанович выступил на заседании Русского физико-химического общества в Санкт-Петербурге с лекцией «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям», на которой, воспроизводя опыты Лоджа c электромагнитными сигналами, продемонстрировал прибор, схожий в общих чертах с тем, который ранее использовался Лоджем. Попов внес в конструкцию усовершенствования: в его радиоприемнике молоточек, встряхивавший когерер (трубку Бранли), работал не от часового механизма, а от радиоимпульса.

Первое радио Попова

Современники Попова признавали, что его конструкция представляла собой прибор, который впоследствии был использован для беспроводной телеграфии. Сам Попов приспособил прибор для улавливания атмосферных электромагнитных волн и назвал его «грозоотметчик».

Устройство Попова отличалось чувствительностью и надежностью. В первых опытах по радиосвязи, проведенных в физическом кабинете, а затем в саду Минного офицерского класса, приемник обнаруживал излучение радиосигналов, посылаемых передатчиком, на расстоянии до 60 м.

В апреле 1896 года опять же на заседании Русского физико-химического общества Попов, используя вибратор Герца и приемник собственной конструкции, передал на расстояние 250 м радиограмму: «Генрих Герц». Таким образом, можно считать, что именно Попов первым сумел продемонстрировать возможность передавать радиосигнал, который нес в себе определенную информацию.

Первые радиостанции в России были заказаны царем у французской компании «Дюкрет». Консультантом при выполнении этих работ был Попов.

К 1917 году радио уже стало средством массовой информации. А вскоре Российское телеграфное агентство стало рассылать информацию подписчикам за установленную плату.

В 1918 году появилась радиостанция «Вестник РОСТА», а с 1921 года стала возможна передача музыки и голосового вещания. В эфире Советского Союза зазвучали стихи призывного характера, сатирические рассказы, а в 1923-м был дан первый радиоконцерт.

Во время Великой Отечественной войны в эфир выходили передачи «Письма с фронта», «На фронт» и сводки от Советского информационного бюро, а 24 июня 1945 года была проведена трансляция Парада Победы на Красной площади.

В 1945 году 7 мая в СССР широко праздновалось 50-летие со дня изобретения радио. В связи с этим правительство страны приняло решение считать эту дату ежегодным Днем радио.

Уже не просто радио

Сегодня День радио – это профессиональный праздник не только тех, кто занимается передачей информации. Непосредственное отношение к нему имеют и те, кто занимается защитой информации, создает устройства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), системы навигации и прочее сложнейшее радиоэлектронное оборудование. Перечислить все невозможно, расскажем лишь о трех, самых новых разработках.

В 2014 году для российского YotaPhone была создана система защиты информации при помощи технологии ViPNet. Благодаря этому устройству, смартфон становится недоступен для взлома не только обычным злоумышленникам, но и профессиональным организациям и даже, возможно, спецслужбам других стран.

Из-за массовой компьютеризации и повсеместного внедрения сетевых технологий огромную актуальность приобретают разработки в области кибербезопасности. Под угрозой кибертерроризма находятся сегодня сведения, составляющие государственную тайну, и высокотехнологичные промышленные объекты, глобальные транспортные узлы и пропускные терминалы, системы электронных платежей и интеллектуальные устройства автоматизации. Разработками в сфере кибербезопасности активно занимаются специалисты КРЭТ. Недавно они отправили на экспертизу в Минкомсвязи России новейшие образцы отечественных средств защиты информации (СЗИ). А в 2015 году намерены приступить к организации технологической линейки по их созданию.

И наконец, новый комплекс средств коротковолновой связи для высших звеньев управления Сухопутных войск «Антей», серийное производство которого началось в феврале 2015 года. Он обеспечивает передачу данных на расстояние до 4 тыс. км (полевой радиоцентр) и до 8 тыс. км (стационарные радиоцентры) даже в сложной помеховой обстановке. «Антей» создан специалистами Объединенной приборостроительной корпорации. Подобных разработок в отечественной радиопромышленности не было около 30 лет.

События, связанные с этим

Как российскому стартапу построить глобальный бизнес по всему миру

Радиоэлектронная борьба в годы Великой Отечественной войны

Краткая история радиовещания в России

Прежде чем приступить к характеристике радио как средства массовой информации, стоит сначала рассказать, как зародилось радио. Когда радио появилось, не предполагалось, что оно станет общественным инструментом информатизации общества. Планировалось (по крайней мере, в России), что радио будет служить в военных целях и для простого гражданина не будет доступно. По этой причине Попов и не стал официальным отцом радио, а его опередил Гульельмо Маркони (1874-1937). В июне 1896 г. Маркони сделал заявку на патент для своего изобретения и тем самым лишил возможности Попова войти в историю как единственного изобретателя радио. Справедливости ради, стоит отметить, что изобретение Попова появилось раньше Маркони.

Александр Степанович Попов родился 16 марта 1859 года на Урале (поселок Турьинский рудник) в семье священника. После окончания в 1877 году общеобразовательных классов Пермской духовной семинарии он не стал продолжать духовное образование, а поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В университете его увлекала электротехника. Он работал монтером в товариществе “Электротехник”, и впервые его труды в 1882 году были посвящены динамоэлектрическим машинам. По роду своей служебной деятельности А. С. Попов был тесно связан с военно-морским флотом, и именно во флоте произошло рождение великого открытия. Исторические условия для открытия созрели, к нему разными путями в разных странах почти одновременно шли несколько людей: Попов, Резерфорд, Маркони и другие. Первым добился успеха А. С. Попов в 1889 году А. С. Попов прочитал в собрании минных офицеров цикл лекций “Новейшие исследования о соотношении между световыми и электрическими явлениями”. Эти лекции сопровождались демонстрациями опытов Герца. Очевидно, что А. С. Попов уже говорил в своих лекциях о возможности практического использования волн Герца, и руководящие лица русского военно-морского флота заинтересовались этим. Морское министерство согласилось на повторение лекций Попова в Петербурге и выделило необходимые средства на перевозку приборов. Попов сразу оценил практическое значение открытий Герца и начал развивать его идеи, думая о том, как их можно использовать. 7 мая 1895 года А. С. Попов на заседании физического отделения Русского физико-химического общества демонстрировал сконструированный им радиоприемник. Этот день в нашей стране ежегодно отмечается как день рождения радио.

Читайте также:  Дайте определение понятию операционная система

О том же когда началось первое массовое радиовещание в России, мнения расходятся [33]. Одни считают, что это произошло 12 октября 1924 года (в этот момент начались ежедневные передачи московской радиостанции имени А.С. Попова), другие утверждают, что этой датой нужно считать май 1921 года, когда на двух площадях Казани были установлены рупоры для массового обращения к аудитории. Я бы не хотел оспаривать то или иное мнение. Эти разногласия лишь показывают насколько непонятно было в то время будущее радиовещания.

Между тем политическая ситуация в стране резко менялась, и с приходам Сталина на место главы государства, радио начинает видеть свои цели. Сталин очень быстро понял, что радио мощное оружие, которое может влиять на настроения народа. Радио стало хорошим приспособлением, которое подкрепляло патриотические чувства. Поэтому за радио был поставлен жесткий контроль. В структуре Наркомата было образованно специальное радиоуправление, которое в 1931 году стало называться Всесоюзный Комитет по Радиовещанию (ВКР). И в 1933 году был образован самостоятельный орган управления – Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (ВРК).

Все программы, выходившие в эфир, строго проверялись. Аудиоматериалы транслировались только предварительно записавшись (кроме музыки). Подумать о том, чтобы сделать прямой эфир никто не мог. Несмотря на жесткую цензуру, преувеличение достижений и умалчивание неудач, радио, тем не менее, нельзя назвать только политической машиной. Радио несло просветительскую функцию. Давались в эфир оперные представления, всевозможные радиоконцерты с участием знаменитых в то время певцов. Шли программы для детей, научно-популярные программы. То есть единственное радио, которое, к тому же было под контролем правительства было способно нести какой-то позитив в массы. О роли радио во время отечественной войны вообще говорить не приходится. Радио сыграло огромную роль в победе СССР. Создавались радиостанции для партизан, функцией которых в первую очередь было поднятие боевого духа. Люди, жившие в относительно спокойных местах во время войны, получали каждый день сообщения о той или иной победе над немцами. Радио способно регулировать настроение людей.

Становление коммерческого радио в России происходило в конце 80-х, начале 90-х – это года перерождения российского радиовещания. Можно сказать полное изменение структуры эфира, целей эфира [33]. И самое главное и неслыханное ранее это то, что радио может служить средством получения огромных прибылей.

Политика перестройки дала новые силы для людей, которые верят в свои возможности, которые хорошо анализируют прошлое и строят планы на будущее и наконец, которые способны принимать нестандартные, оригинальные решения в неизвестной и новой обстановке. Именно такие люди стали творить в радиоиндустрии, начиная с 85-х. Уже существовавшие долгое время радиостанции начали расширять свою территорию охвата и менять концепцию заполнения эфирного времени. К концу 80-х существовало по сути только 2 радиостанции вещавшие на всю страну «Радио России» и «Маяк». Как вдруг в августе 1990 года в эфире появляется радиостанция «Эхо Москвы» обладающая отличными информативными качествами. Сетка эфира этой радиостанции заполняли (и заполняют) профессиональные, лаконичные информационные заметки, интервью в прямом эфире с видными политическими деятелями того времени и музыкальные вставки. Почти сразу за «Эхо Москвы», а именно 30 апреля 1991 года начинает вещание в УКВ-FM диапазоне первая в стране независимая коммерческая российско-французкая радиостанция «Европа Плюс». Открывал вещание из помещения Лентелерадиокомитета мэр Ленинграда Анатолий Собчак, первый почетный президент радиостанции. А на учредительных документах "Европы Плюс" стоит подпись Владимира Путина, возглавлявшего в то время комитет по внешним связям городской мэрии и во многом помогавшего становлению радио. "Европа Плюс" сразу же стала неотъемлемой частичкой города. Ее первая студия располагалась в святая святых – в Эрмитаже. Основное содержание передач составляли музыкальные программы, каждые два часа давались выпуски новостей по материалам телеграфных агентств. Музыкальное вещание в пять раз превосходило речевое. А вместо привычного всем диктора, появилось новое понятие Диск-Жокей (Ди-Джей). На этом изменения на средних, коротких и длинных волнах не закончились. В1991году государственное «Радио России» стало соучредителем проекта «Радио России Ностальжи» – совместной российско-французкой радиостанции, эфир которой заполняла музыка 50-х, 60-х годов.

Радиостанции стали появляться с невиданной скоростью. Если недавно, в радиоиндустрии царила монополия, как вот уже зарождается жесткая конкуренция между множеством радиостанций. После «Европы Плюс» открываются радиостанции «Максимум», «Хит-ФМ», «Радио-Рокс», «Русское Радио» и др. После того как в 1991 году было разрешено частное радиовещание, в Москве, Санкт-Петербурге и в областных центрах страны количество радиостанций увеличилось, в Москве, например, к 1994 году существовало уже 33 радиостанции. К 1998 году Российская Федерация выдала около1500 лицензий на коммерческое радиовещание.

Такой бурный рост связан не только с разрешением коммерческого вещания, но и со спросом. Люди смогли утолить информационную жажду. Зарубежная музыка, мировые новости и т. д. все это с начала 90-х появилось и укрепилось как, само собой разумеющееся на всех радиостанциях.

Сложившийся мощный сектор негосударственного вещания представляют независимые коммерческие, религиозные и другие радиостанции с объемом вещания от нескольких часов до круглосуточного. Рассмотрим некоторые из них.

Музыкальная радиостанция «Русское Радио» начала вещание в августе 1995 года. Эта станция вскоре вырвалась в лидеры коммерческого вещания, оставив позади «Европу Плюс» и радио «Максимум». Феномен «Русского Радио» заключается в том, что это первая национальная станция, реализовавшая принцип: музыкальные произведения только на русском языке. Отличное качество звучания, хорошее производство радиорекламы, популярные опытные ведущие – все это обеспечило ей успех. Программная политика «Русского Радио» оказало влияние и на другие коммерческие станции, которые так же пошли по пути частичной или полной переориентации на российскую музыку. Социологические исследования показывают, что период безоглядного увлечения западной музыкой быстро прошел.

«Европа Плюс» прибегает к услугам информационных агентств, а так же пользуется собственными источниками [11]. В новостных блоках станции – сообщения о важнейших событиях в стране и в мире, европейские новости, спорт, новости бизнеса и конечно европейская музыка.

«Свободное радио для свободных людей» – таков девиз работников станции «Эхо Москвы». Верность этому девизу, профессионализм в его реализации обеспечили быстрый и прочный успех этой радиостанции. С первых дней существования «Эха Москвы» были определены основополагающие критерии информационных материалов: четкое разделение факта и комментария, оперативность, достоверность, выделение основного события дня. В эфире этой радиостанции можно услышать интервью с крупнейшими политическими деятелями разных стран.

Также заслуживает внимания новый специализированный проект «Маяк-24», который начал вещание 26 апреля 2000 года. Эта станция явилась результатом расширения сетки вещания радио «Маяк» (основана 1 августа 1964 года). Это радио для социально-активных людей 30-40 лет, которых интересуют последние новости – политические, экономические, эксклюзивная оперативная информация из разных регионов страны и зарубежья.

Читайте также:  Как в ворде построить диаграмму по таблице

Зелевич Е. [12] отмечает, что российские СМИ в настоящее время хорошо развились, поделили между собой территорию и продолжают свое развитие и расширение. Широкий выбор теле- и радио-станций предоставляет человеку свободу выбора, возможность получать информацию, участвовать в теле и радио-конкурсах и просто наслаждаться музыкой. Сегодняшнее радио – это показатель демократизации Российского общества и относительной свободы слова. Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам, определилась аудитория различных станций, возросла оперативность информационного радиовещания благодаря использованию новейших технологий, развивается вещание практически всех станций в глобальной сети Internet в режиме реального времени (Real Audio – прослушивание радиостанции посредствам сети Internet в реальном времени).

Таким образом, до конца 20-го века в России складывалась государственная система радиовещания, которая сменилась в начале 90-х на коммерческое радиовещание. Тем самым изменились многие функции радиовещания, структура управления и тематика эфира. Коммерческое радиовещание должно быть окупаемо, для этого сотрудникам радиокомпании необходимо учитывать спрос на рынке, иметь конкурентную эфирную продукцию и т.д.

Издательство

Приднестровского

Университета

УДК

ББК

Р

Ю.В. Ткаченко, ст. преп.

С.Л. Распопова, доц., канд. филол. наук

С.В. Олейников, доц., канд. полит. наук

Основырадиожурналистики: Учебное пособие. / – Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2015. –

В учебном пособии рассматриваются основы радиожурналистики. В нем представлены типологические характеристики радио, классификация радиостанций, выразительные средства радиожурналистики. Книга рассказывает об истории развития радиовещания и предлагает практические рекомендации для радиоведущих. После каждой главы есть перечень вопросов и заданий по теме.

Книга предназначена для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика».

УДК

ББК

Р

Утверждено Научно-методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Ткаченко Ю.В., 2016

Оглавление

Радио в системе СМИ………………………………………………..

История развития радиовещания…………………………………

Классификация радиостанций…………………………………….

Выразительные возможности радиожурналистики……………………

Мастерство радиоведущего..………………………………………..

Радио в системе СМИ

Специфика радиовещания. Радио – уникальное средство массовой информации, обладающее огромным потенциалом в информировании и развлечении. Ни газеты, ни телевидение, ни даже Интернет не предоставляют аудитории таких широких возможностей для самовыражения и непосредственного участия в создании медиа-продукта, не оказывают такого значимого влияния на развитие воображения слушателей, как радио. И в то же время именно радио оставляет слушателю наибольшую свободу в принятии решений, формировании собственного мнения и обозначения собственной позиции, так как в ряду других СМИ не имеет столь мощного орудия для манипулирования как видеоряд.

Радио, пожалуй, единственное СМИ, более того, единственный информационный ресурс, который не является хронофагом, то есть пожирателем времени. Только радио не останавливает наше движение по жизни и не выдергивает из намеченных планов. Только радио позволяет концентрироваться на своих приоритетных делах, получая при этом полный набор полезной информации, любимой музыки, интересных радиопостановок и веселых шуток. Другие средства массовой информации в этом смысле более затратны – они безжалостно тратят наше время, требуя к себе внимания и сосредоточения. Радио время экономит. Более того, позволяет его наполнить новыми красками.

Популяризация произведений культуры, в частности, музыки и литературы – одна из миссий радиовещания. Палитра музыкальных жанров и направлений, встречающихся в радиоэфире, поистине безгранична. А количество радиоспектаклей, инсценировок, радиосериалов, радиофильмов, радиосказок, литературных и поэтических программ вообще не поддается исчислению. В фонотеках российских и зарубежных радиостанций есть радиоверсии произведений классиков и современных авторов, постановки для детей и взрослых. Радиотеатр – направление радиоискусства, которое сегодня не очень востребовано, но, тем не менее, продолжает развиваться и радовать слушателей новыми радиошедеврами.

Уникальность радио – в его мобильности. Недаром львиная доля аудитории многих радиостанций – это автомобилисты и их пассажиры. Получать информацию, находясь за рулем, можно только посредством радио, другие СМИ в силу своей специфики не дают такой возможности. Одной из тенденций последнего времени стало расширение спектра радиостанций именно для автолюбителей.

В системе современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Оно обладает такими ресурсами, которые дают возможность даже без подготовки выходить в эфир в момент совершения события. Этот факт позволяет использовать радиовещание для освещения наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений во всех сферах жизни. В этом смысле радио опережает и прессу, и телевидение, и Интернет.

Акустическая природа радио. Радио – это звучащая картина мира.В отличие от телевидения, где образы «подаются» потребителю информации в готовом виде, радио позволяет слушателю самому генерировать образный ряд. Как и книга, радио способствует развитию воображения, оказывает позитивное влияние на процессы ассоциативного мышления. Особыми возможностями для развития фантазии обладает радиотеатр. Звучащие образы в воображении слушателя преобразуются в зрительные и наполняются особым эмоциональным содержанием.

Как отмечает исследователь радиожурналистики А. Шерель, «радиовещание осуществляется в звуке и только в звуке. Акустичностьрадио наряду со способом доставки его сообщений составляет сердцевину специфики этого средства массовой коммуникации. Здесь заложены и большие возможности, и некоторые ограничения радиовещания».[1]

К слову сказать, ограничения в современных реалиях весьма условные. Новые технические возможности позволяют радио становиться не только аудиальным, но и визуальным средством массовой информации. На сайтах многих радиостанций появляется видеотрансляция эфира и другие визуальные материалы. У слушателей-зрителей радио появляются новые возможности в получении информации.

Особые ресурсы радио обусловлены его технологической спецификой. Оно обладает возможностью широкого распространения звукового сигнала, что позволяет достигать высочайшего уровня оперативности. А коммуникативная природа современного радиовещания, его диалогическая сущность вовлекают слушателя в радийное действо, делают его активным участником происходящего в студии.

Функции радиовещания. Понимание функциональной направленности радиопрограммы позволяет более грамотно структурировать информацию, работать с аудиторией, выстраивать формат радиостанции.

В учебнике «Радиожурналистика» многочисленные функции[2] радиовещания сгруппированы следующим образом.

I. Информационные: собственно информационная функция, рекламная.

II. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, функция общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.

III. Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения – рекреативная.

Одна и та же программа может выполнять несколько функций одновременно. Следует отметить, что сегодня приоритетными для радио становятся рекреативная, рекламная и информационная функции. Обилие музыкальных станций и разнообразие музыкальных форматов демонстрирует отношение современной аудитории к радио, прежде всего, как развлекательному средству массовой информации. В свою очередь радиостанции реализуют преимущественно свои рекламные бизнес-цели. Просветительские, эстетические и социальные функции в этом смысле отходят на второй план.

Можно выделить основные характеристики радиовещания:

• возможность аудирования – восприятия на слух, отсутствие видеоряда;

• возможность получать информацию в фоновом режиме;

• активизация воображения слушателей;

• возможность прямого эфира, интерактивность;

• разнообразие форматов, широкий спектр программ;

• условно бесплатное получение информации.

Контрольные вопросы:

1. Специфика радиовещания.

2. Акустическая природа радио.

3. Основные характеристики радиовещания.

4. Функции радиовещания.

Практические задания:

1. Проанализировать возможности взаимодействия радио и других СМИ.

2. Изучить каждую из функций радио, привести примеры программ.

3. Написать эссе на тему «Радио как средство массовой информации».

История развития радиовещания

Радио как СМИ и как средство связи. В книге «История мировой журналистики» так описывается начальный этап развития радиовещания: «Изобретенный А. Поповым и Г. Маркони способ бескабельной передачи информации посредством электромагнитных волн привел к рождению нового средства связи – радио. На заре своего существования «беспроволочный телеграф» был лишен главного признака, характерного для СМИ – массовой аудитории. Это объяснялось не только малой численностью наличных радиоприемников, но и тем, что в первые годы из-за несовершенства радиооборудования передача информации могла осуществляться только в закодированном виде. Как и в телеграфе, применялась система Морзе, позволявшая осуществлять передачу текстов, переведенных в точки и тире. Предпосылки для превращения радио в средство массовой информации были созданы в канун и во время первой мировой войны. В 1906 г. американец Ли Де Форест изобрел аудион – электронно-ваккуумную лампу, применение которой в радиоустройствах позволило передавать голосовые сообщения, музыку, шумовые эффекты. В 1908 г. изобретатель организовал первую в истории музыкальную передачу: радиосигналы, посланные с Эйфелевой башни в Париже, распространились в радиусе 500 миль. Дальнейшее применение усовершенствованных электронно-вакуумных ламп в радиотехнике неизмеримо повысило информационные и выразительные ресурсы радио, способствовало пробуждению интереса широкой общественности к возможностям радиовещания. Во многих странах мира зародилось движение радиолюбителей».[3]

Читайте также:  Как вконтакте убрать фотографии со мной

Развитие радиовещания в мире. Переломными в развитии радиовещания как средства массовой информации стали 1922–1923 гг., когда во многих странах мира начались экспериментальные и регулярные передачи. В 1922 г. в США начинается стремительный подъем радиоиндустрии. Если к маю этого года было выдано всего около 300 лицензий на право вещательной деятельности, то к концу года количество выданных лицензий достигло уже 570. В начале двадцатых годов наблюдался стремительный рост числа регулярно вещающих радиостанций. В первые годы вещания регулярная структура радиопрограмм была чрезвычайно редкой, а форма и содержание передач отличались пестротой. Из студий транслировались музыкальные концерты, литературные читки, драматические постановки, беседы, граммофонные записи. Были заложены основы радиоинтервью и радиорепортажа. Уже на заре радио питтсбургская RDKA передавала в прямом эфире отчеты о матчах бейсбольных команд высшей лиги, имевшие отчетливо выраженные репортажные признаки. С 1922 г. началась трансляция в радиоэфире коммерческой рекламы, которая оказала в дальнейшем решающее влияние на формирование характера и жанровой специфики вещания.[4]

В Европе становление массового радиовещания также происходило в начале двадцатых годов. Успешные опыты по передаче радиосигналов привели к существенному расширению количества действующих станций в Великобритании. В 1922 г. группой предпринимателей при участии Маркони была образована Британская вещательная компания – предшественница Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си). В декабре 1922 г. компания начала ежедневное радиовещание – вначале в Лондоне, затем в Бирмингеме и Манчестере.[5]

Развитие радиовещания в России. Великое открытие А.С. Попова, сделанное в 1895 г., определило дальнейшее развитие средств связи и произвело настоящую революцию в деле передачи сообщений на расстояния. Со времени первого практического применения радио прошло не так много времени, когда человечество поняло, что оно, радио, является мощным орудием, как в военной отрасли, так и в сфере воздействия на широкие массы населения не только в социальном, но и в идеологическом и политическом аспектах. Советское правительство с первых шагов своей деятельности поставило радио в разряд важнейших средств не только информации, но и пропаганды. Радио с удивительной быстротой завоевало популярность у населения. Информация о происходивших в стране и за границей событиях по радио доходила до людей намного раньше, чем сообщения в других СМИ, например, в газетах. Таким образом, информационные сводки того времени можно представить себе как звучащую летопись истории.[6]

Становление радиопрограмм. Первые попытки организовать распространение “газеты без бумаги и без расстояний” в России предпринимаются в первые годы Советской власти – в 1917-18 гг. Значительную роль для становления радиовещания в стране сыграли работы коллективов Нижегородской радиолаборатории под руководством М. А. Бонч-Бруевича и инженеров Казанской базы радиоформирований. Первые экспериментальные радиопередачи для широкой аудитории были организованы в Нижнем Новгороде в 1919г., а затем, с 1920г. – в Москве, Казани и др. С 1921 г. на главных площадях Москвы и некоторых других городов размещаются громкоговорящие радиотелефонные установки, через которые время от времени передаются сообщения РОСТА – Российского телеграфного агентства.[7]

С 12 октября 1924 г. начинаются ежедневные радиопередачи Сокольнической станции им. А. С. Попова, расположенной в Москве. Для активизации радиодела в том же году было создано Общество друзей радио и акционерное общество “ Радио для всех”, вскоре переименованное в а/о “Радиопередача”, просуществовавшее до 1928 г. 1924-1927 гг. – период, когда происходит становление основных жанров радиожурналистики. Так, первая радиогазета выходит 23 ноября 1924 г. Вскоре появляются первый радиожурнал, первые репортажи, утренняя гимнастика и другие виды программ.[8]

Радио тоталитарного государства. В течение 1920-х годов происходит стремительный рост объема радиовещания. Радио постепенно становится ведущим средством массовой коммуникации. Этому способствует создание в 1931 г. Всесоюзного комитета по радиовещанию. В тот же период радиовещание начинает активно использовать звукозапись. Это, в свою очередь, приводит к постепенному переходу от доминирования чисто словесных, вербальных элементов в радиовещании к увеличению доли элементов невербальных, прежде всего, музыкальных. Объем музыкального вещания неуклонно растет.[9]

Радиовещание в годы Великой Отечественной войны. В годы Великой отечественной войны телевизионное вещание прекращается, однако радиовещание не прерывается ни на один день (в отличие от многих других стран) и играет выдающуюся роль в консолидации сил для победы. Особое значение радио имело в период блокады Ленинграда для жителей города, где оно оповещало о налетах и артобстрелах, информировало о ходе военных действий, но в то же время транслировало передачи гуманитарного характера, которые оказывали гражданам сильную моральную поддержку. Вещание активно велось и на оккупированные захватчиками территории, и в частности, предназначалось партизанам. Регулярно передавались сводки Совинформбюро, “Последние известия” о событиях в стране и за рубежом, “Письма с фронта”, часто инструкции о том, как обращаться с теми или иными видами оружия, а также концерты популярных артистов и литературно-драматические постановки.[10]

Радио в послевоенный период. После войны активно продолжается процесс радиофикации, и к 1948 г. она была практически завершена как в городах, так и в сельской местности. В том же году Всесоюзное радио перешло на трехпрограммное вещание со средним объемом 45 часов в сутки. В конце 1940-х годов в технологию радиовещания начинает активно внедряться магнитофонная запись. Этот момент можно считать поворотным в истории радио, поскольку именно магнитофонная запись порождает широкое поле для звукового экспериментирования, развития линии шумовых эффектов, наложения записей и т.п. Создаются предпосылки для формирования нового, многокомпонентного, синтетического “языка радио”. С конца 1940-х годов подавляющее большинство радиопередач идет в записи.[11]

Радио в «перестроечный период». Наиболее радикальные изменения в телевизионном и радиовещании в России происходят с начала 1990-х годов. Сфера радио и телевидения находится в стадии быстрого количественного роста, претерпевая при этом существенные структурно-функциональные изменения, что связано с социально-экономическими реформами, проходящими в стране. Легализация различных форм собственности и предоставление широкой свободы слова привели к настоящему буму в развитии телерадиовещания, созданию пестрого телерадиоландшафта. Первыми чисто коммерческими радиостанциями в России стали петербургская “Радио Балтика” и московская “Европа Плюс”, созданные в 1990 г. Крупнейшие коммерческие радиостанции того периода – “Европа Плюс”, “Радио Максимум”, “Радио России – Ностальжи”, “Открытое радио 2х2”, “Радио – 7” и др. Наибольшую аудиторию имела “Европа Плюс”, распространявшаяся в 24 городах России. В этот период возникают медиахолдинги – группы медиапредприятий, имеющих общих владельцев. Крупнейший медиахолдинг данного периода – “Мост-Медиа”, объединивший телеканалы НТВ, ТНТ, систему спутникового ТВ “НТВ+”, радиостанцию “Эхо Москвы” и ряд печатных периодических изданий.[12]

Тенденции развития радио. Важнейшей тенденцией развития современного радиовещания можно, пожалуй, назвать конвергенцию СМИ. Прогресс в технологической сфере приводит к масштабной трансформации в области создания информационного контента и изменению способов получения информации, к исчезновению четких границ между традиционными и инновационными СМИ, к сближению и, подчас, слиянию различных по своей природе медиа. Все типы информационного содержания (текст, графика, аудио, видео, фото) в различных сочетаниях друг с другом создают единый медийный продукт, доступный на просторах Интернета. Это сопровождается появлением новых интерактивных форм общения с аудиторией. В целом этот процесс получил название конвергенция СМИ. Современные радиостанции одними из первых средств массовой информации увидели для себя в конвергенции массу преимуществ и активно пользуются ее плодами.

Использование мультимедийного контента – это своего рода отказ радиостанции от собственной акустической идентичности, что неизбежно приводит к изменению способов контакта с аудиторией и потере некоторых уникальных особенностей именно радийного аудиального взаимодействия со слушателем. С другой стороны, мультимедизация радио – это расширение круга возможностей, в том числе, по привлечению нового сегмента аудитории, вообще не слушающей радио в традиционном эфирном варианте.

Визуальность часто называется ведущей характеристикой мультимедийности. Таким образом, можно говорить о том, что радио приобретает «картинку», устраняя тем самым свой главный «недостаток». Современный слушатель может не только послушать, но и посмотреть радио. Недаром некоторые станции позиционируют себя уже не как радийные, а как мультимедийные СМИ.

Основные тенденции развития современного радиовещания:

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *