1. Выберите наиболее полное и корректное определение предмета теоретической экономики:
а) Экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами.
б) Экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т. д.).
в) Экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов.
г) Экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал.
Покажите, какая связь существует между этими определениями предмета теоретической экономики.
2. По названиям научных трудов определите, какой раздел теоретической экономики они представляют: микроэкономику или макроэкономику:
а) Эдвин Дж. Доллан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл, Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика, М.-Л., 1991.
б) А. Пигу, Экономическая теория благосостояния, т. 1, 2, М., 1985.
в) Цены и ценообразование в рыночной экономике, Учебник (под ред. В. М. Гальперина, В. Е. Есипова), С.-Петербург, 1992
г) Клас Эклунд, Эффективная экономика. Шведская модель, М., 1991.
3. Содержат ли данные положения логические ошибки типа: «после этого, следовательно, по причине этого» (П = П), смешение корреляционных связей с причинно-следственными (К = П), отождествление частного с целым (Ч = Ц), игнорирование допущения «при прочих равных условиях» (РУ)? Да/Нет.
а) Рабочие в угледобывающей промышленности повысили свой доход в результате роста зарплаты. Следовательно, рабочие всех остальных отраслей выиграют, если и их зарплата увеличится.
б) Рост цен на бензин в России сопровождался расширением объема его продаж. Таким образом, очевидно, что увеличение спроса на бензин вызвано повышением его продажной цены.
в) После распада СССР структурный кризис в СНГ стал углубляться. Следовательно, его развитие вызвано политическими причинами.
г) Совокупный спрос повысился после роста доходов в обществе. Следовательно, динамика дохода определяет изменение потребительского спроса.
Список используемой литературы.
Основная:
1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю,М.:Республика, 2005 с.18-36
2) Вводный курс по экономической теории,Г.Н. Журавлева.
3) «Введение в рыночную экономику», под ред.А.П. Лит,
4) Курс экономической теории, под ред. Чепурина, Киселевой. с.37-39
5)Н.М. Зубко «Экономическая теория» с.13-22
6) И.П. Николаева, Москва «Экономическая теория» с.5-9
7) В.З.Баликоев, «Общая экономическая теория». с.16-43
8) Курс экономики.Райсберг Б.А. с.7-10
9) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов, с.35-60
10) «Вводный курс по экономической теории», под ред. Журавлевой с.5-23
11) «Экономическая теория», К.Ховард, Г.Журавлева, Н.Эриашвили, с.39-44
Дополнительная:
12) «Экономика», Самуэльсон Г.А. с.5-15
13) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева с.9-17
14) ЭКОНОМИКА, Под редакцией А.С Булатова с.1-4
15) Экономический образ мышления,Пол Хейне с.26-17
16)Е.Ф. Борисов, «Основы экономических знаний» с.13-20
17)«Микроэкономика.Глобальный подход»,Сакс Д.Д., Ларен Ф.б. с.20-39
Тема 2. Общие проблемы экономического развития
Учебные цели:
1.Сформулировать три основные проблемы, которые должна решать любая экономическая система, независимо от ее социальных характеристик и политической ориентации.
2. Показать механизм решения этих проблем в различных экономических системах.
3. Выяснить, что такое производственные ресурсы и каковы принципы их классификации.
4. Раскрыть понятие «экономическая эффективность».
5. Уяснить, что представляют собой модель и кривая производственных возможностей, каковы их основные функции в экономическом анализе.
6. Раскрыть с помощью кривой производственных возможностей сущность альтернативных издержек и закона убывающей производительности факторов производства.
7. Понять, как технология влияет на производственные возможности общества.
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1.Основы экономической теории.
2.Граница производственных возможностей и альтернативные издержки.
3.Экономический рост и будущее.
Контрольные вопросы:
1.Сформулируйте основную проблему экономической теории.
2.Перечислите факторы производства. Какие факторы влияют на расширение производственных возможностей? Чем определяется динамика редкости ресурсов?
3.Что включает в себя понятие «экономические ресурсы»? Какие свойства товаров и услуг вы можете перечислить?
4.Выбор положения на кривой производственных возможностей для настоящего времени служит важнейшим фактором экономического роста. Объясните, почему так.
5.Объясните, что понимают экономисты под «редкостью» и под «свободными товарами».
6.Если количество земли увеличивается путем ряда последовательных приращений, а количество труда остается неизменным, то можно ли сказать, что и в этом случае действует закон убывающей доходности? Проиллюстрируйте и объясните это.
7.Опишите и сопоставьте: а/ закон убывающей доходности; б/ тенденцию к возрастанию доходности в связи с увеличением масштаба.
8.Экономисты часто пытаются вычислить стоимость 1 часа рабочего времени через размер зарплаты или уровень средних зарплат. Если судить по этим переменным, то стоимость единицы рабочего времени постоянно растет. Как рост стоимости единицы времени влияет на разные виды новых товаров и услуг? Как рост стоимости рабочего времени связан с широким распространением микроволновых печей, видеомагнитофонов, автоответчиков в банках?
Темы рефератов и докладов:
1.Объективные условия и противоречия экономического развития.
2.Современные производственные альтернативы и будущий рост.
3.Эффективность использования ограниченных ресурсов.
Проверьте, как вы усвоили следующие основные термины и понятия:
Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами найдите соответствующий термин или понятие.
а. Экономические проблемы
б. Производственные ресурсы
е. Предпринимательский талант
ж. Потребительские товары
з. Средства производства
и. Экономическая эффективность
к. Полная занятость
л. Кривая (или линия) производственных возможностей
м. Альтернативные издержки
н. Экономический рост
о. Рыночная система
п. Командная экономика
р. Традиционное общество
с. Смешанная экономика
1. Экономическая система, основанная на частной собственности, хозяйственное развитие которой регулируется исключительно ценовым механизмом.
2. Увеличение реального объема продукции и/или его рост на душу населения.
3. Уровень занятости, который предполагает фрикционную и структурную безработицу, но исключает циклическую ее форму.
4. Отношение между затратами редких ресурсов и тем объемом товаров и услуг, которые созданы в результате использования этих ресурсов.
5. Техника и способы производства товаров и услуг.
6. Естественные ресурсы (пахотные земли, полезные ископаемые, водные, ресурсы).
7. Кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов (групп продуктов) в условиях полной занятости и полного использования других факторов производства в экономике, технологическая основа и запас ресурсов которой постоянны.
8. Оборудование, орудия труда, машины, сырье, с помощью которых производятся товары и услуги.
9. Способность человека рационально использовать производственные ресурсы, принимать рациональные решения, активно участвовать в инновационных процессах, уметь рисковать и выигрывать.
10. Экономическая система, основанная на различных формах собственности, развитие которой регулируется рынком, традициями и централизованными решениями.
11. Издержки (убытки), связанные с выбором варианта использования производственных ресурсов. Эти издержки измеряются потерями вследствие отказа от альтернативных вариантов применения упомянутых ресурсов.
12.Товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности людей.
13. Экономическая система, основанная на государственной собственности и централизованных методах управления.
14. Экономическая система, в которой традиции, обычаи, опыт определяют практическое использование производственных ресурсов.
15. Факторы производства, которые используются в процессе производства товаров и услуг.
16. Физические и умственные способности человека, которые затрачиваются при производстве товаров и услуг. ‘
17. Созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг и косвенно удовлетворяют потребности людей.
18. Что производить, как, для кого.
Вопросы и учебные задания:
1. «Экономическая теория – это наука, исследующая принципы, которые управляют распределением ограниченных ресурсов между конкурирующими целями, когда задача распределения заключается в том, чтобы максимизировать достижения этих целей». Объясните смысл этого утверждения.
2. Прокомментируйте следующее утверждение: «В младших классах нашей средней школы ученикам дают великолепные горячие завтраки стоимостью в 36 доллар, причем это ничего не стоит нашему налогоплательщику благодаря тому, что правительство их частично субсидирует».
3. «Неправильно, что потребности насытить невозможно. Я могу это доказать. Я получаю все то количество кофе, которое хочу выпивать каждое утро за завтраком». Критически проанализируйте это утверждение. Объясните данное положение: «Товаров и услуг не хватает потому, что ресурсов недостаточно». Проанализируйте следующее: «Всем экономическим проблемам присуще одно и то же коренное свойство, а именно то, что мы не располагаем абсолютным их решением».
4. Что такое экономические ресурсы? Каковы главные функции предпринимателя?
5. Почему проблема занятости ресурсов является составной частью предмета экономической теории? Объясните разницу между эффективностью производства и эффективностью распределения ресурсов. Приведите пример достижения эффективности производства, но не распределения ресурсов.
6.Таблица производственных возможностей выпуска военной и гражданской продукции:
Производственные альтернативы | |||||
Вид продукции | А | В | С | D | Е |
автомобили | |||||
Управляемые ракеты |
а) Представьте эти данные графически. На каких конкретных допущениях основана эта кривая производственных возможностей?
б) Если экономика находится в точке. С, каковы издержки производства одного дополнительного автомобиля, ракеты? Объясните, каким образом эта кривая отражает закон возрастающих альтернативных издержек.
в) Как должна вести себя экономика, чтобы оказаться в какой-либо точке на кривой?
7. Каковы альтернативные издержки учебы в университете?
8. Предположим, что вы приходите в магазин, собираясь заплатить 100 руб. За товар, и узнаете, что в магазине в двух милях от сюда его можно купить за 50 руб. Поедете ли вы его туда покупать? Сколько вы выгадаете. От такого решения? Каковы альтернативные издержки решения? Теперь, предположим, что вы приходите в магазин и готовы отдать за товар 6000 руб., но узнаете, что в другом магазине за этот, же товар установлена цена в 5950 руб. Примите ли вы то же решение, что и раньше? Почему?
9.Опишите и объясните форму кривых предельных выгод и предельных издержек и используйте эти кривые для определения оптимального распределения ресурсов для конкурентного продукта. Если объем производства таков, что предельные издержки превышают предельные выгоды, то больше или меньше количества ресурсов следует выделить на производство этого продукта? Объясните ответ.
10. Обозначьте точку кривой производственных возможностей, которую вы построили (вопрос 6). Что она означает? Теперь обозначьте точку вне кривой. Что означает эта точка? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, обозначаемого точкой, находящейся вне кривой производственных возможностей?
11. Возвращаясь к вопросу 6, предположим, что в технологии производства ракет произошло усовершенствование, а технологии производства автомобилей остались неизменной. Постройте новую кривую производственных возможностей. Теперь, предположим, что технологический процесс, затронут производство автомобилей, а не ракет. Постройте новую кривую производственных возможностей, а затем – кривую производственных возможностей. Отражающую развитие технологии в производстве и ракет, и автомобилей.
12. Объясните, как каждый из перечисленных ниже факторов влияет на положение кривой производственных возможностей.
а) Средние экзаменационные отметки студентов университетов и колледжей снижаются.
б) Уровень безработицы падает с 9 до 6% численности рабочей силы.
в) Расходы на оборону сокращаются, что позволяет государству тратить больше средств на здравоохранение.
г) Общество приходит к выводу, что ему требуются компакт-диски, а не долгоиграющие пластинки.
д) Новая технология повышает эффективность извлечения меди из руды.
е) Новый всплеск рождаемости увеличивает численности рабочей силы в стране.
13. Объясните смысл фразы: «Завтрашнее изобилие требует сегодняшних жертв».
14. Объясните, как дефицит внешней торговли может позволить экономике получить набор товаров, превышающий её внутренний производственный потенциал. Объясните, почему страна стремиться избегать внешнеторгового дефицита.
15. Покажите, как различаются подходы к решению проблемы экономической нехватки ресурсов в таких экономических системах, как чистый капитализм, рыночный социализм и командная экономика.
16. Опишите действия экономики чистого капитализма с помощью модели кругооборота. Покажите рынки продуктов и ресурсов и подчеркните в вашем ответе факт нехватки ресурсов. Укажите ограничения модели кругооборота.
17. Каковы основные причины снижения производственных возможностей Кубы?
Список используемой литературы.
Основная:
1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю с.36-51
2) Вводный курс по экономической теории,Г.Н. Журавлева. с.348
3) Курс экономики.Райсберг Б.А. с.14-15
4) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов, с.19-28
5) «Экономическая теория»,К.Ховард,Г.Журавлева,Н.Эриашвили, с.273-276
Дополнительная:
6) «Экономика», Самуэльсон Г.А. с.15-32
7) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева с.24-42
8) ЭКОНОМИКА, Под редакцией А.С Булатова с.25-26
9) Джек Харвей, «Постигаем экономику» с.10-11
10)«Микроэкономика.Глобальный подход»,Сакс Д.Д., Ларен Ф.б. с.3-20
11)Е.Ф. Борисов, «Основы экономических знаний» с.13-20
Тема 3. Собственность в системе экономических отношений.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9469 – | 7451 – или читать все.
78.85.5.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:50, контрольная работа
Работа состоит из 1 файл
Микроэкономика.docx
5) сравнительное преимущество- по Д. Рикардо — концепция, согласно которой экономические субъекты, будь то отдельные люди или целые страны, оказываются наиболее производительными, когда они специализируются на производстве тех товаров и услуг, в изготовлении которых они проявляют особую эффективность или располагают значительным опытом и квалификацией.
Ситуации, тесты, задачи
1. Производственные возможности общества, в котором все имеющиеся ресурсы расходуются на производство двух товаров – мороженного и компакт-дисков, представлены в таблице:
Определите альтернативные издержки производства одного компакт- диска при переходе от альтернативы Б к альтернативе В и при переходе от альтернативы Г к альтернативе Д. Объясните различие полученных результатов.
При переходе от альтернативы Б к альтернативе В снизится производство мороженного при увеличении производства компакт – дисков на 10 шт. альтернативные издержки производства 20 дисков составляют 150 мороженного.
При переходе от альтернативы Г к альтернативе Д произойдет снижение выпуска мороженного на 50 шт. и увеличение количества компакт дисков до 40 шт.
2. Фирма производит легковые автомобили и самосвалы
Верно ли, что альтернативные издержки производства одного самосвала равны 4 легковым автомобилям. Докажите.
Представим производственные возможности на рис. 3
Нет верно. 10 20 самосвалы
3. Найдите максимальную и минимальную альтернативные стоимости 10 пушек на кусочно-линейной кривой производственных возможностей, заданной точками А (0,50), Б (10, 45), В (20, 35), Г (30, 20), Д (40, 0), где первая координата – это пушки, а вторая – тонны масла. Объясните различие полученных результатов.
- На одном поле фермер может вырастить 300 кг свеклы или 100 кг моркови, а на другом 200 кг свеклы или 400 кг моркови, засевая поле полностью либо свеклой либо морковью, либо линейно их комбинируя. Нарисуйте кривую производственных возможностей фермера. Каковы альтернативные издержки производства 300 кг моркови?
Точка А – наиболее эффективное сочетание имеющихся ресурсов: первое поле нужно полностью засаживать свеклой и выращивать 300 кг свеклы, второе поле полностью засаживать морковью и выращивать 400 кг моркови
Б) С точки зрения максимальной эффективности производства, 300 кг моркови рациональнее вырастить на втором поле. Известно, что засевая второе поле полностью какой –то одной культурой, можно вырастить либо 200 кг свеклы, либо 400 кг моркови, т.е. на 1 кг моркови приходится 0,5 кг свеклы. Альтернативные издержки производства 300 кг моркови – 0,5 кг свеклы.
В) 300 кг моркови рациональнее вырастить на втором поле. Известно, что, засевая второе поле полностью какой –то одной культурой, можно вырастить либо 200 кг свеклы, либо 400 кг моркови, т.е. на 1 кг моркови приходится 0,5 кг свеклы. Следовательно , совокупные альтернативные издержки производства 300 кг моркови – это 150 кг свеклы(300*0,5)
5. В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса. Гизия располагает 200 ед. труда с производительностью 1 м ткани или 6 кг мяса. Буридания и Гизия решили объединиться. Нарисуйте КПВ нового государства «Буригизия». Доступно ли объединенной экономике производство 500 м ткани и 600 кг мяса? Если доступно, то каковы альтернативные издержки производства 1 кг мяса и 1 м ткани?
КПВ Буридания мяса КПВ Гизия рыба
Если все ресурсы обоих островов будут направлены на производство ткани, то объединенное государство сможет произвести ее в количестве. После принятия решения о начале производства рыбы (и о снижении производства ткани) первыми сменят сферу деятельности те работники, результативность которых в производстве ткани относительно ниже, а в производстве рыбы – выше, т.е бывшие граждане _____________
Таким образом, произойдет снижение производства ткани с 600 м до 400 м (и рост производства рыбы от нуля до 1200 м).
Альтернативные издержки производства 1 рыбы будут постоянны и равны 1/6 м ткани (альтернативные издержки производства 1 м ткани равные 6 кг рыбы). В точке, где объединенная экономика производит 400 м ткани и 1200 кг рыбы все граждане трудятся в той сфере, где их производительность максимальна: бывшие граждане Буридании производят ткань, граждане Гизии – рыбу. В случае необходимости дальнейшего наращивания производства рыбы альтернативные издержки 1 кг вырастут и окажутся равными 2 м ткани (альтернативные издержки 1 м ткани равны ½ кг рыбы, так как менять профессию придется уже бывшим жителям Буридании , которые более искусны в ткацком деле, нежели в рыболовстве.
И наконец, если все граждане объединенного государства будут производить рыбу, ее количество достигнет 1400 кг. Таким образом, КПВ объединенного государства состоит из двух участков. На первом участке наклон будет определятся альтернативными издержками производства рыбы на острове Гизя (1кг рыбы = 1/6 м ткани), на втором острове Буридании ( 1кг рыбы =1/2 ткани)
600 Буридания: 200 м ткани и 1200 кг рыбы
400 Гизия 400 м ткани или 200 кг рыбы
1200 1400 рыба, кг
В) доступно 500 м ткани будут изготовлены, если в их производстве будут заняты все бывшие жители Буридании и еще 100 бывших жителей Гизии, а оставшиеся 100 бывших жителя Гизии будут заниматься производством рыбы, ее количество составит 600 кг ( 100 чел * 6кг)
Г) совокупные альтернативные издержки производства 1200 кг рыбы равны 200 м ткани, так как для увеличения производства рыбы с нуля до 1200, необходимо сократить производство ткани с 600 до 400, т.е на 200 м.
6. Объясните в чем смысл фразы: «Завтрашнее
изобилие требует сегодняшних жертв».
Экономический рост создал материальное изобилие, повысил уровень жизни и смягчил проблемы, порождаемые дилеммой между неограниченными потребностями и ограниченными ресурсами.
Экономический рост создал материальное изобилие, повысил уровень жизни и смягчил проблемы, порождаемые дилеммой между неограниченными потребностями и ограниченными ресурсами.
Рост реального продукта влечет за собой возрастание материального изобилия и помогает хотя бы отчасти справиться с проблемой экономики.
В США имеется изобилие плодородных земель, здесь благоприятные климатические и погодные условия, вполне достаточные запасы многих минеральных и энергетических ресурсов.
Первейший аргумент в пользу экономического роста состоит в том, что именно он открывает нам путь к материальному изобилию и более высокому уровню жизни.
Но при имеющемся изобилии запасов воды общество скорее предпочтет получить дополнительный бриллиант, чем дополнительный галлон воды.
С точки зрения пенсионера, живущего на скромное пособие и в изобилии располагающего временем, целесообразно тратить по нескольку часов в день на поиск наиболее дешевых товаров.
Эти составляющие экономического роста стимулируют друг друга в цикле производительности и изобилия, а в целом приводят к улучшению нашей жизни».
Завтрашнее изобилие сегодня требует от нас жертв.
В конце концов американцы считают, что живут в обществе изобилия.
Как сочетается эта угнетающая статистика бедности с тем изобилием, которое они видят ежедневно?
Например, Япония обладает многочисленной и хорошо образованной рабочей силой; квалифицированный труд стоит дешево, поскольку имеется в изобилии.
Бразилия имеет плодородные почвы, тропический климат, там выпадает большое количество осадков, в изобилии имеется неквалифицированный труд, то есть существует все необходимое для производства дешевого кофе.
Вы отвергаете абстрактные теории и не много значения придаете дешевизне и изобилию.
Бедность среди общего изобилия остается одной из основных экономических и политических проблем общества.
В первые десятилетия социализма правительство заключило со своими гражданами некий «социальный контракт» в том смысле, что, жертвуя потребительскими благами ради высокого уровня накопления и инвестирования, необходимого для быстрой индустриализации и роста, население будет вознаграждено потребительским изобилием в будущем (см.
Во-вторых, российские домохозяйства создали огромные запасы денег и вкладов в сберегательных банках в течение многих лет ожидания времени, когда редкие потребительские товары появятся в изобилии.
Цены на все более редкие ресурсы повышаются, побуждая к поискам новых технологий для производства продукции с меньшим использованием дорогостоящих ресурсов или с использованием ресурсов, встречающихся в изобилии.
Точно так же торговые ограничения ЕС затрудняют Восточной Европе экспорт металлов, текстиля и сельскохозяйственных продуктов – товаров, которые восточноевропейские страны производят в изобилии.
7. Определите, когда повышение производительности труда может не сопровождаться сдвигом кривой производственных возможностей: а) растет количество используемого капитала; б) происходят структурные сдвиги от трудоемких к капиталоемким технологиям; в) уменьшается количество работников; г) сокращается заработная плата.
8. Что из нижеперечисленного является фактором интенсивного роста экономики: а) открытие геологами новых месторождений железной руды; б) освоение целинных земель; в) рост численности занятого населения вследствие миграции из соседних стран; г) увеличение доли трудоспособного населения, имеющего высшее образование; д) увеличение энергоемкости продукции.
9. У студента, который имеет возможность получить работу с оплатой от 3000 до 4000 рублей в месяц, альтернативные издержки одного свободного (нерабочего) месяца: а) 4000 руб.; б) 2000 руб.; в) 3000 руб.; г) 7000 руб.; д) 5000 руб.
10. Альтернативные издержки получения образования не включают: а) заработную плату, которую вы бы получали, если бы вам не надо было бы ходить на занятия; б) деньги, потраченные на учебники; в) деньги, потраченные на питание за данный период; г) плату за обучение; д) плату за проезд до места учебы.
11. Термин «предельный» в микроэкономике означает: а) небольшое изменение экономической величины; б) пограничное изменение экономической величины; в) дополнительное изменение экономической величины; г) очень большое изменение экономической величины.
Список использованной литературы:
1. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник /Под общ. ред. Л.С. Тарасевича. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – М.: МГУ, Дис, 2007.
3. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: Пер. с англ. – СПб, Питер, 2004.
4. Макроэкономика /Под ред Н.П. Кетовой. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
5. Экономическая теория: учебник для вузов /М. А. Абрамова, Л. С. Александрова, М. З. Ильчиков; под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2010.
6. Экономика: учебник /А. С. Булатов, И. И. Большакова, В. В. Виноградов и др.; под ред. А.С. Булатова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005.
7. Расков Н.В. Макроэкономика для менеджеров: Учеб. пособ. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
8. Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учеб. пособие для вузов /О.Ю. Мамедов, О. Германова, Т. Игнатова и др.; науч. ред. О.Ю. Мамедов. – 5-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
9. Курс экономической теории: Учебник /Под ред. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ, 2010.
Описание
Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки.
Для того чтобы в большей степени удовлетворять потребности людей, надо рационально использовать ресурсы, которые мы имеем. Рациональное использование экономических ресурсов – главная задача любой экономической системы.
Рациональное использование ресурсов имеет 2 аспекта:
Рациональное размещение ресурсов между альтернативными вариантами их использования.
Эффективное или экономичное использование ресурсов.
Содержание
Теоретическая часть
1. Выбор и ограничения в экономике……………………………………………3
1. Технологичекие альтернативы и кривая производственных возможностей.3
2. Альтернативные издержки и проблема выбора. Закон возрастающих альтернативных издержек………………………………………………………..6
3. Кривая производственных возможностей и экономическая эффективность. Смещение кривой трансформации вправо………………………………………7
4. Взаимовыгодный обмен: абсолютное и сравнительное преимущество. Концепция сравнительного преимущества………………………………….…9
Практическая часть ……………………………………………………………12
Список использованной литературы………………………………………….19
2. Прокомментируйте следующее утверждение, появившееся в газетной статье: «В младших классах нашей средней школы ученикам дают великолепные горячие завтраки стоимостью в 1 дол., причем это ничего не стоит нашему налогоплательщику благодаря тому, что правительство их частично субсидирует».
3. «Неправильно, что потребности насытить невозможно. Я могу это доказать. Я получаю все то количество кофе, которое я хочу выпивать каждое утро за завтраком». Критически проанализируйте это утверждение. Объясните следующее положение: «Товаров и услуг не хватает потому, что ресурсов недостаточно». Проанализируйте следующее утверждение: «Всем экономическим проблемам присуще одно и то же коренное свойство, а именно то, что мы не располагаем абсолютным их решением».
4. Что такое экономические ресурсы? Каковы главные функции предпринимателя?
5. Ключевой вопрос. Почему проблема незанятости ресурсов является составной частью предмета «экономике»? Объясните разницу между эффективностью производства и эффективностью распределения ресурсов. Приведите пример достижения эффективности производства, но не распределения ресурсов.
6. Ключевой вопрос. Ниже представлена таблица производственных возможностей выпуска военной и гражданской продукции:
Вид продукта | Производственные | альтернативы | |||
А | В | С | D | Е | |
Автомобили | 2 | 4 | 6 | 8 | |
Управляемые ракеты | 30 | 27 | 21 | 12 |
а. Представьте эти данные графически. На каких конкретных допущениях основана эта кривая производственных возможностей ?
б. Если экономика находится в точке С, каковы издержки производства одного дополнительного автомобиля? Одной дополнительной ракеты? Объясните, каким образом эта кривая отражает закон возрастающих альтернативных издержек.
в. Как должна вести себя экономика, чтобы оказаться в какой-либо точке на кривой производственных возможностей ?
7. Каковы альтернативные издержки учебы в колледже?
8. Предположим, вы приходите в магазин, собираясь заплатить за товар 100 дол., и узнаете, что в магазине в двух милях отсюда его можно купить за 50 дол. Поедете ли вы туда покупать его? Сколько вы выгадаете от такого решения? Каковы альтернативные издержки вашего решения? Теперь предположим, что вы приходите в магазин, собираясь заплатить за товар 6000 дол., но узнаете, что в другом магазине он стоит 5950 дол. Примете ли вы то же решение, что и раньше? Как это ни удивительно, вам стоит это сделать! Объясните, почему.
9. Ключевой вопрос. Опишите и объясните форму кривых предельных выгод и предельных издержек и используйте эти кривые для определения оптимального распределения ресурсов для конкретного продукта. Если объем производства в настоящий момент таков, что предельные издержки превышают предельные выгоды, то большее или меньшее количество ресурсов следует выделить на производство этого продукта? Объясните ваш ответ.
10. Ключевой вопрос. Обозначьте точку С внутри кривой производственных возможностей, которую вы построили при ответе на вопрос 6. Что она означает? Теперь обозначьте точку Н вне кривой. А что означает эта точка? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, обозначенного точкой Н?
11. Ключевой вопрос. Возвращаясь к вопросу 6, предположим, что в технологии производства ракет произошло усовершенствование, а технология производства автомобилей осталась неизменной. Постройте новую кривую производственных возможностей. Теперь предположим, что технологический прогресс затронул производство автомобилей, а не ракет. Постройте новую кривую производственных возможностей, а затем — кривую производственных возможностей, отражающую развитие технологии в производстве и ракет, и автомобилей.
12. Объясните, как каждый из перечисленных ниже факторов влияет на положение кривой производственных возможностей.
а. Средние экзаменационные оценки студентов колледжей и учеников старших классов школ снижаются.
б. Уровень безработицы падает с 9 до 6% численности рабочей силы.
в. Расходы на оборону сокращаются, что позволяет государству тратить больше средств на здравоохранение.
г. Общество приходит к выводу, что ему требуются компакт-диски, а не долгоиграющие пластинки.
д. Новая технология повышает эффективность извлечения меди из руды.
е. Новый всплеск рождаемости увеличивает численность рабочей силы в стране.
13. Объясните смысл фразы: «Завтрашнее изобилие требует сегодняшних жертв».
14. Объясните, как дефицит внешней торговли может позволить экономике получить набор товаров, превышающий ее внутренний производственный потенциал. Объясните, почему страны стремятся избегать внешнеторгового дефицита.
15. Покажите, как различаются подходы к решению проблемы экономической нехватки ресурсов в таких экономических системах, как чистый капитализм, рыночный социализм и командная экономика.
16. Опишите действие экономики чистого капитализма с помощью модели кругооборота. Покажите рынки продуктов и ресурсов и подчеркните в вашем ответе факт нехватки ресурсов. Укажите ограничения модели кругооборота.
17. («Последний штрих».) Каковы основные причины снижения производственных возможностей Кубы?