0

Блок схема для детей

С 2011-2012 учебного года во всех школах России введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основу которого положен системно-деятельностный подход, ориентирующий начальную школу не только на изучение предметного содержания материала, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. В соответствии с примерной программой по математике основными целями изучения данного предмета стали:

  • математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, вести поиск информации;
  • освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Исходя из целей, названы и предполагаемые результаты освоения курса математики начальной школы.

Под метапредметными результатами освоения математики понимают:

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
  • познавательный интерес к математической науке;
  • способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи;
  • умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

На достижение этих результатов направлена, в том числе, и работа по обучению младших школьников умению решать задачи. Наибольшую трудность у детей вызывает решение составных задач. Для достижения высоких результатов в обучении детей данному умению я использую в своей деятельности различные способы, приёмы и методы работы над задачей. Один из них – составление алгоритма решения задачи в виде блок-схемы. Рассмотрим работу над задачей в 3-м классе на примере учебника “Математика” авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др. серии “Школа России”. (Страница 10, задача 1.)

М.А. Бантова выделяет следующие этапы работы над задачей:

1. Работа над содержанием задачи.

2. Поиск решения задачи.

3. Решение задачи.

4. Формулировка ответа.

5. Проверка решения задачи.

6. Последующая работа над решенной задачей.

Рассмотрим работу над задачей, проводимую на уроках, в соответствии с данными этапами, при этом наиболее подробно остановимся на работе, направленной на поиск решения задачи.

Работа над содержанием задачи.

В четырёх одинаковых банках засолили 8 кг огурцов. Сколько таких банок потребуется для засолки 40 кг огурцов?

– О чём говорится в задаче?

– Назовите условие задачи.

– Назовите вопрос задачи.

– Как вы понимаете выражение “огурцы засолили в одинаковых банках ”?

– Что обозначает в задаче число 8 (4, 40)?

– Что надо узнать в задаче?

Поиск решения задачи.

– Какие слова возьмём для составления краткой записи ?

Далее дети под руководством учителя (или самостоятельно с последующей проверкой) составляют и записывают краткую запись задачи.

Вместимость 1 банки. Количество банок. Всего огурцов.
? Одинаковая. 4б. 8 кг
? 40 кг

Поиск решения задачи предполагает составление алгоритма её решения. Для этого используют анализ задачи, который ведётся либо индуктивным методом (от данных к вопросу), либо дедуктивным (от вопроса к данным). Первый способ логично использовать при введении нового вида задач, а для последующей работы, направленной на обучение учащихся умению решать задачи, целесообразно использовать дедуктивный метод рассуждения. Рассмотрим каждый метод отдельно.

Индуктивный метод анализа задачи.

– Зная, что 8 кг огурцов засолили в 4 – ёх одинаковых банках, что можно узнать? (Сколько огурцов засолили в одной банке.)

– Каким действием? (Делением.)

– Зная, что всего надо засолить 40 кг огурцов и, узнав, сколько килограммов огурцов засолили в одной банке, что можно узнать? (Сколько банок потребуется для засолки 40 кг огурцов.)

– Каким действием? (Делением.)

– Ответили ли мы на вопрос задачи? (Да.)

В ходе такого анализа составляется блок-схема.

Дедуктивный метод анализа задачи.

– Назовите главный вопрос задачи? (Сколько банок потребуется для засолки 40 кг огурцов.)

– Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет.)

– Какие две величины нам надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Общее количество огурцов, которые надо засолить, и вместимость одной банки огурцов.)

– Какая из этих величин известна, а какая нет? (Известно количество огурцов, которые надо засолить, их 40 кг, а неизвестно, сколько килограммов огурцов можно засолить в одной банке.)

– Можем ли мы узнать, сколько килограммов огурцов можно засолить в одной банке? (Да.)

-Какие известные величины нам помогут ответить на этот вопрос? (Количество банок – их 4 и масса огурцов в этих банках – она составляет 8 кг.)

– Каким действием можно узнать, сколько килограммов огурцов засолили в одной банке? (Делением.)

– Что теперь можем узнать? (Сколько банок потребуется для засолки 40 кг огурцов.)

– Каким действием? (Делением.)

– Ответили ли мы на вопрос задачи? (Да.)

В результате такого анализа получается следующая схема.

В обоих случаях после составления алгоритма решения задачи имеет смысл повторить план решения задачи с опорой на блок-схему.

– Сколько действий в задаче? (2.)

– Что узнаем в 1-ом действии? Как?

– Что узнаем во 2-ом действии? Как?

– Ответили ли на вопрос задачи?

Решение задачи может быть записано по действиям с пояснением, с вопросами или с помощью выражения. Ниже будет приведён способ решения по действиям с пояснением.

  • 8 : 4 = 2 (кг) – вместимость 1-й банки с огурцами.
  • 40 : 2 = 20 ( б.) – потребуется для засолки 40-а килограммов огурцов.

– Назовите ответ задачи. (Двадцать банок потребуется для засолки сорока килограммов огурцов.)

Проверка решения задачи.

Составьте задачу, обратную данной. (Могут быть использованы другие способы проверки правильности решения задачи.)

Последующая работа над решённой задачей.

– Измените вопрос задачи так , чтобы её можно было решить одним действием.

Читайте также:  Безопасная настройка wifi на маршрутизаторе

– Составьте подобную задачу с другими данными.

Использование блок-схемы делает алгоритм решения задачи, составляемый в ходе её анализа, наглядным. Это способствует лучшему усвоению приёмов решения задач учащимися, даёт возможность каждому ученику безошибочно записать решение задачи при выполнении самостоятельной работы, то есть способствует формированию навыка самоконтроля, помогает ученику постепенно перейти от наглядно-образного способа мышления к словесно – логическому. Данный приём отвечает требованиям стандарта: способствует развитию логического и знаково-символического мышления, учит устанавливать количественные отношения объектов окружающего мира и моделировать эти отношения с помощью символов и схем, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи, своевременно корректировать действия учащихся, направленные на решение задачи.

Литература

  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. “Методика преподавания математики в начальных классах” — М.: Просвещение, 1984 г.
  2. Лавриненко Г.А. “Как научить детей решать задачи?”, Саратов, издательство “Лицей”, 2001 г.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа./(сост. Савинов) – М.: Просвещение, 2010 г.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 г.

Блоки Дьенеша-универсальный дидактический материал

Блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал, который позволяет успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.

Разработчиком логических блоков является венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш. Он настолько влюблен в свою науку, что задается вопросом, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвящает исследованиям и в итоге выясняет – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, фор-мой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки , на которых условно обозначены свой­ства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а кар­точки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Помимо самих блоков и карточек существуют всевозможные альбомы и пособия. Условно можно разделить «игры Дьенеша» по возрастам.

Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей 2-3 лет

«Блоки Дьенеша для самых маленьких» – красочный альбом- приложение к логическим блокам Дьенеша (14 страниц). Малыш выбирает подходящие фигуры и накладывает их на изображение, которое в итоге получается объемным. Можно также для этого альбома сделать блоки Дьенеша своими руками, например, вырезать геометрические фигуры из картона.

Альбом «Маленькие логики» – это тоже альбом (12 страниц), идущий в дополнение к блокам. На 8 страницах картинки, состоящие из блоков одинаковой формы. На развороте альбома расположены 2 игровых поля – «Цветочные полянки» и «Лесные лужайки» (на первом надо разложить блоки по цвету, на втором – по размеру).

Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей: 3-4 года

«Маленькие логики-2» – альбом-приложение к блокам Дьенеша. Вначале альбом надо разобрать на отдельные листы – получится 8 игровых полей. На них фигуры выкладываются по определенным правилам. Что приятно, задания можно усложнять.

Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей: 4-5 лет«Лепим нелепицы» – альбом-дополнение к блокам Дьенеша (8 страниц). Первые страницы подойдут для малышей – на картинку надо положить соответствующий блок. На следующих страницах блоки, из которых состоит изображение, зашифрованы специальными символами, принятыми для работы с методикой Дьенеша (цвет изображается кляксой того же цвета, толщина – худым и толстым человечком, размер – большим и маленьким домиком, форма – контуром фигур). Забавные небылицы сопровождают каждую картинку, например: «Мимо улья проходил косолапый…»

Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей: 5-7 лет

«Альбом с заданиями №1: Поиск затонувшего клада» – отличное пособие для начинающих изучать сложение и вычитание (14 страниц), включает в себя 48 заданий. Цель игры – найти волшебные драгоценные камни. 4 признака (форма, цвет, толщина, размер) определяют каждый камень-блок, признаки зашифрованы знаками-символами. Решив примеры на вычитание и сложение, можно расшифровать эти знаки.

«Альбом с заданиями №2: Праздник в стране блоков» содержит 4 основные игры и несколько тренировочных. Основное отличие от предыдущего варианта – альбом направлен на социально- нравственное развитие ребенка: дети учатся играть в коллективе, следовать правилам, соревнуются. Игры из этого альбома подойдут для семейных праздников, конкурсов.

«Альбом с заданиями №3: Спасатели приходят на помощь» (14 страниц) состоит из задач разного уровня сложности: есть игры, схемы интеллектуальные загадки, лабиринты. Так, в игре «Ступени успеха» дети знакомятся с блоками Дьенеша, тренируют память и внимание.

Методическое обеспечение.

«Давайте вместе поиграем» – это папка с методическими указаниями по использованию игр с блоками Дьенеша и наглядными пособиями (32 картонных листа). Наглядные пособия включают в себя 9 комплектов логических фигур и плоский вариант блоков; 2 комплекта карточек с символами свойств; 1 комплект кубиков Дьенеша. Почти два десятка игр, в которые можно поиграть при помощи этого набора, научат ребенка сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по разным признакам, а также познакомят с алгоритмами.

Ответственные родители придумывают для своего малыша интересные задания, используя многочисленные дидактические пособия – как покупные, так и изготовленные своими руками. К числу фаворитов, помогающих не только весело провести время, но и улучшить математические навыки и развить логику, относятся игры для детей с блоками Дьенеша. Они могут смело использоваться в работе с дошкольниками от 2 лет и младшими школьниками (до 10 лет).

Цель, задачи методики

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, направленный на развитие логики малышей. Дополнением набора являются карточки, на которых в схематичной форме представлены свойства, а также отрицание свойств.

Целью методики является развитие математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Задачи использования блоков Дьенеша довольного разнообразны:

  • развитие и совершенствование умения проводить анализ формы предметов;
  • улучшение умения сравнивать предметы между собой по одному или нескольким параметрам;
  • развитие фантазии и творческого начала у детей.

Занятия формируют у малышей настойчивость, стремление решить поставленную задачу, помогут приобрести веру в свои силы, стремление мыслить, принимать решения, догадываться.

Читайте также:  Вред смарт часов для здоровья

История создания

Замечательное пособие для развития математических навыков, мышления и воображения появилось благодаря трудам венгерского исследователя, педагога и математика Золтана Дьенеша, который поставил своей целью сделать постижение точной науки максимально увлекательным для детей. Основной принцип методики звучит так: обучение должно проводиться не в скучной форме, когда ребенку приходится внимательно слушать пояснения, а после – повторять за учителем, а в процессе увлекательной игры, дающей старт развитию умения мыслить самостоятельно и проявлять фантазию.

Дьенеш изучал специфику протекания познавательных процессов у дошкольников и выявил закономерность – дети хорошо осваивают числа и простейшие арифметические действия, но очень слабо понимают абстрактные категории. Малыши пытаются найти ответ, используя готовый шаблон, что получается отнюдь не всегда. Поэтому педагог и придумал такое пособие, в котором знакомство со сложнейшими понятиями происходит в наглядном виде.

В простой и понятной форме, получая удовольствие, маленький ребенок знакомится с абстрактными категориями и понятиями, что очень пригодится ему и в школе, и в дальнейшей жизни.

Сейчас подобрать для своего малыша, вне зависимости от его возраста, подходящую игру не составит труда. Можно приобрести один из альбомов, занятия с которыми будут очень интересны для дошкольников (это альбом для самых маленьких – детей 2-3 лет, «Давайте поиграем», «Лепим нелепицы» и так далее).

Лучший возраст

Заниматься с блоками Дьенеша могут дети разных возрастных групп.

  • Самые маленькие – от 2 лет – могут использовать элементы набора как замещающие предметы и играть в простейшие увлекательные игры (например, «Покорми животных»).
  • Средняя дошкольная группа. При помощи цветных фигурок ребята могут выстраивать различные картинки, пользуясь готовыми схемами или же подключая собственную фантазию.
  • Старшая дошкольная группа. Блоки становятся отличным способом улучшить математические навыки, научиться считать, получить важнейшие представления о том, что такое «больше» и «меньше».
  • Начальная школа. Многочисленные занятия с блоками Дьенеша позволят в увлекательной нескучной форме проработать моменты, с которыми не удалось разобраться на уроках, а также закрепить свои знания, улучшить способность мыслить логически.

Для каждого возраста разработаны свои упражнения, которые будут интересны и доступны детям. Родители могут воспользоваться уже готовыми вариантами из картотеки или же придумать что-то свое.

Положительное воздействие

Рассмотрим, на какие сферы в развитии ребенка влияет использование данного дидактического пособия. Их несколько:

  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • умение мыслить логически;
  • внимание;
  • аналитические способности;
  • настойчивость, желание справиться с поставленной целью самостоятельно.

Регулярное обращение к блокам Дьенеша способствует также развитию речи. В активный словарь ребенка постепенно начинают входить абстрактные слова, прилагательные, обозначающие цвета, размеры, формы. Реплики малыша становятся более сложными, он начинает приводить доказательства своей мысли, поскольку научился мыслить логически.

Таковы полезные свойства использования блоков Дьенеша. Однако следует отметить и некоторую однобокость методики, которая направлена на развитие в первую очередь математических способностей малыша. Поэтому родителям следует придумать, какие еще пособия они будут задействовать.

Как использовать блоки?

В набор, предназначенный для дидактической игры, входят не только сами блоки (48 геометрических фигур), но и альбомы, и описание игр, которые могут использоваться в организации занятия с детьми.

Сами фигуры различаются по нескольким параметрам, одинаковых элементов нет:

  • есть несколько цветов: желтый, красный, синий;
  • по форме блоки представляют собой геометрические фигуры – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник;
  • размеры также различны, элементы могут быть как большими, так и маленькими.
  • толщина: тонкие и толстые.

Дидактические игры с блоками Дьенеша отличаются разнообразием, и использование той или иной из них зависит от возраста и способностей конкретного ребенка. Причем современные педагоги советуют обращать внимание именно на развитие малыша: некоторые дети могут приступить к овладению новыми знаниями гораздо раньше (или позднее) сверстников, но ничего противоестественного в этом нет.

Создатель методики предложил опираться на несколько этапов работы с пособием.

  1. Свободная игра. Здесь нет каких-либо установленных правил, ребенок сам их придумывает. Таким образом происходит первое знакомство с миром математических фигур.
  2. Игра по правилам. Родители объясняют, что нужно делать, задача ребенка – повторить. Например, «повтори узор» – малыш должен сложить из фигурок набора представленный на рисунке готовый вариант.
  3. Математические игры.
  4. Знакомство с числами.
  5. Использование блоков Дьенеша для выполнения первых арифметических действий.

Переход на новый этап должен быть постепенным, происходить в тот период, когда ребенок к нему готов.

Игры с малышами

Использовать блоки Дьенеша можно начиная с 2 лет, однако средний возраст, когда дети начинают испытывать к ним интерес, – 3 года.

В расписание самых маленьких можно включить следующие увлекательные и полезные игры.

  • Распределение фигурок по группам. Самое простое задание – разложить элементы набора по кучкам в зависимости от цвета. Потом задание усложняется, родитель просит ребенка сгруппировать элементы одного размера, одной формы. Далее – еще интереснее: теперь необходимо найти среди элементов, например, желтый треугольник.
  • «Найди такой же». Родитель показывает ребенку определенную фигурку, например синий треугольник, и просит найти из набора похожий элемент, например треугольник любого другого цвета или же какой-либо желтый элемент. Аналогичным образом выполняется задание «Найди другой», но теперь задача ребенка – обнаружить отличающуюся фигурку (другого цвета, формы, размера).
  • Игры с альбомами. Для этого необходимо приобрести или скачать в интернете специальные красочные картинки, на которых изображены цветы, животные, автомобили из геометрических фигур. Ребенку нужно будет понять, какой именно из элементов набора следует приложить к картинке (например, круг – это колесо машины или лепесток цветка), определиться с цветом и размером и завершить рисунок.
  • «Покормим животных». Отличная игра для малышей, которая научит их распределять фигурки по группам. Родитель создает своеобразный зоопарк, рассаживая за столом игрушечных зверей. Далее дает задание – покормить их, используя в качестве пищи элементы из набора. Но каждый из жителей зверинца ест только свой собственный корм (например, львенку по душе красные фигурки). Задача ребенка – накормить зверей. Постепенно следует усложнять задания. Через некоторое время львенок должен полюбить не просто красные элементы, а именно квадраты.
  • Конструирование. Это очень интересная игра для малышей 3-3,5 лет, позволяющая развивать их творческое начало. Родители просят ребенка создать домик, предмет мебели, лесенку – малыш конструирует предложенные варианты.

Чтобы постепенно усложнять задачу, стоящую перед крохой, на первых этапах можно разрешить ему пользоваться схемой с готовыми вариантами, а после – предложить пофантазировать или попробовать вспомнить. И то, и другое будет полезно для получения важнейших навыков.


Очень интересны и занятия «Продолжи ряд», которые помогают развивать логическое мышление. Оптимальное время для начала тренировок – с 3 лет. Родители могут предложить разнообразные задания.

  • Разложить на столе простую «цепочку» из элементов красного, желтого и синего цветов и предложить малышу продолжить ряд. Его задача – в правильной последовательности распределить цвета.
  • Предложить ребенку продолжить цепочку таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых фигур (например, круги не располагались один за другим, красные элементы не находились рядом).
  • Самостоятельно придумать ряд так, чтобы рядом оказались фигуры одного размера, но различающиеся по цвету или форме.
Читайте также:  Выходная мощность источника питания

Такие задания помогут научиться выделять свойства фигур и проводить анализ.

Занятия в среднем дошкольном возрасте

В 4-5 лет можно продолжать работу с дидактическими играми, которые помогут сформировать у малышей первоначальные математические навыки и подготовить их к целенаправленным тренировкам в 6-7 лет. Родители могут предложить ребятам несколько увлекательных развлечений.

«Магазин»

Мама или папа заранее оформляет магазин, где товарами могут выступать игрушки, сладости, фрукты и тому подобное, а также выдает малышу определенные фигурки из набора, которые будут выполнять функцию денег. Каждый из товаров «магазина» имеет собственную стоимость (которая представлена также одной из фигурок). Задача малыша – разобраться, что именно он может себе позволить, и совершить покупку.

Постепенно критерии выбора могут усложняться – например, мишка будет стоить не просто треугольник, а именно красный большой или два маленьких – синий и желтый.

Играть в «Магазин» можно с несколькими детьми, так им будет гораздо интереснее.

«Что изменилось?»

Эта дидактическая математическая игра не только поможет улучшить память дошкольника, но и станет отличным приемом для развития мышления в увлекательной форме.

Перед ребенком выкладывается определенная последовательность фигур, он должен ее запомнить.

Есть два варианта игры.

  1. Одна из фигур убирается, задача дошкольника – вспомнить последовательность, сообразить, какого элемента нет, и вернуть его не место.
  2. Одна фигура заменяется другой, ребенок должен увидеть перемену и восстановить первоначальный ряд, исправить его.

Постепенно можно усложнять задание, поменяв местами несколько блоков или включая в последовательность сразу 2-3 новые фигуры.

«Второй ряд»

Это эффективная тренировка аналитического мышления. Для работы потребуется несколько фигурок из набора.

  1. Родитель выкладывает определенный ряд из блоков, например синий и красный круги. Задача ребенка – догадаться, что следующим должен быть желтый круг, и доложить его.
  2. Второй вариант – взрослый создает другую последовательность, например несколько фигур одного цвета, ребенок должен сообразить, что следующий элемент также должен иметь такую же окраску, и продолжить ряд.

Подсказывать не надо, дошкольник должен сам провести анализ и догадаться, какая фигура следующая.

«Заселяем в домик»

Для работы следует подготовить изображение домика, в котором будет несколько комнат. В каждом помещении следует нарисовать те фигуры, которые там «проживают», а также те, которых быть не должно (для этого рисуется элемент, например, круг, и перечеркивается). От ребенка требуется «поселить» элементы набора в предназначенные для них «помещения».

Задания для старшей дошкольной группы (5-6 лет)

Когда ребенок уже научился считать, можно закрепить этот навык при помощи игр с логическими блоками.

«Украсим елку»

Заранее следует подготовить елку своими руками: вырезать из зеленого картона либо нарисовать и раскрасить.

Также взрослый готовит и карточки-подсказки, на которых изображены сами фигуры, окрашенные в цвета блоков, рядом с ними поставлена цифра – столько элементов следует поместить на елку в виде украшения. Задача ребенка – понять схему и верно украсить елку, используя фигуры из набора.

Занятия с областями

Такие игры помогают сформировать начальное представление о множествах. Для занятия по математике следует нарисовать на листе бумаги два круга – множества, не пересекающие друг друга. Ребенку необходимо поместить внутрь одного из них синие фигурки, а внутрь другого – красные. Желтые элементы остаются вне пространства. Упражнение поможет объяснить дошкольнику, что такое «внутри» и «снаружи».

Когда упражнение станет получаться, задание усложняется: теперь два множества пересекаются, в один круг помещаются синие фигурки, во второй – желтые. Задача ребенка – догадаться, что должно находиться в области пересечения. Это могут быть элементы разных цветов, но одного размера и формы, например треугольники.

Для развития логического мышления можно формулировать задания с частицей «Не». Например, говорить не «Помести в круг синие квадраты», а «Помести в круг не желтые и не красные квадраты».

Цепочка усложненная

Ранее подобное упражнение уже рассматривалось, но детям постарше следует предложить более сложный вариант. Родитель просит создать такую цепочку, чтобы соседние варианты фигур имели сходный признак:

  1. первым кладется желтый круг;
  2. второй фигурой может быть круг любого другого цвета или желтый, но треугольник или квадрат.

Таким образом создается цепочка. Когда упражнение будет получаться легко и без проблем, следует попросить ребенка придумать такую последовательность, чтобы ее элементы полностью отличались друг от друга:

  1. желтый круг – первая фигура;
  2. вторая не должна быть ни кругом, ни любой желтой фигурой. Например, красный треугольник.
  3. третий элемент ряда – не треугольник и не красный.

Чем больше элементов включит в цепочку дошкольник, тем лучше.

Далее задание усложняется еще больше – родитель определяет число фигур, например шесть, ставит первый элемент и последний, от ребенка требуется так расставить блоки, чтобы получился законченный ряд из элементов, не совпадающих друг с другом по всем признакам.

Прежде чем предлагать ребенку такое задание, следует самим проверить, имеет ли оно решение, то есть родителям необходимо предварительно собрать весь ряд.

Занятия с блоками Дьенеша помогут подготовить дошкольника к поступлению в первый класс, развить его интеллект и творческий потенциал. Регулярные упражнения способствуют улучшению логического мышления, самостоятельности, умения анализировать, сопоставлять и противопоставлять. В доступной форме дети получают информацию о важнейших сложных категориях – цвете, размере, толщине, форме, а также представление о разнообразии предметов, огромном количестве вариантов, которые можно из них сложить.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

0

Блок схема для детей

С 2011-2012 учебного года во всех школах России введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основу которого положен системно-деятельностный подход, ориентирующий начальную школу не только на изучение предметного содержания материала, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. В соответствии с примерной программой по математике основными целями изучения данного предмета стали:

  • математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, вести поиск информации;
  • освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Исходя из целей, названы и предполагаемые результаты освоения курса математики начальной школы.

Под метапредметными результатами освоения математики понимают:

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
  • познавательный интерес к математической науке;
  • способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи;
  • умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

На достижение этих результатов направлена, в том числе, и работа по обучению младших школьников умению решать задачи. Наибольшую трудность у детей вызывает решение составных задач. Для достижения высоких результатов в обучении детей данному умению я использую в своей деятельности различные способы, приёмы и методы работы над задачей. Один из них – составление алгоритма решения задачи в виде блок-схемы. Рассмотрим работу над задачей в 3-м классе на примере учебника “Математика” авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др. серии “Школа России”. (Страница 10, задача 1.)

М.А. Бантова выделяет следующие этапы работы над задачей:

1. Работа над содержанием задачи.

2. Поиск решения задачи.

3. Решение задачи.

4. Формулировка ответа.

5. Проверка решения задачи.

6. Последующая работа над решенной задачей.

Рассмотрим работу над задачей, проводимую на уроках, в соответствии с данными этапами, при этом наиболее подробно остановимся на работе, направленной на поиск решения задачи.

Работа над содержанием задачи.

В четырёх одинаковых банках засолили 8 кг огурцов. Сколько таких банок потребуется для засолки 40 кг огурцов?

– О чём говорится в задаче?

– Назовите условие задачи.

– Назовите вопрос задачи.

– Как вы понимаете выражение “огурцы засолили в одинаковых банках ”?

– Что обозначает в задаче число 8 (4, 40)?

– Что надо узнать в задаче?

Поиск решения задачи.

– Какие слова возьмём для составления краткой записи ?

Далее дети под руководством учителя (или самостоятельно с последующей проверкой) составляют и записывают краткую запись задачи.

Вместимость 1 банки. Количество банок. Всего огурцов.
? Одинаковая. 4б. 8 кг
? 40 кг

Поиск решения задачи предполагает составление алгоритма её решения. Для этого используют анализ задачи, который ведётся либо индуктивным методом (от данных к вопросу), либо дедуктивным (от вопроса к данным). Первый способ логично использовать при введении нового вида задач, а для последующей работы, направленной на обучение учащихся умению решать задачи, целесообразно использовать дедуктивный метод рассуждения. Рассмотрим каждый метод отдельно.

Индуктивный метод анализа задачи.

– Зная, что 8 кг огурцов засолили в 4 – ёх одинаковых банках, что можно узнать? (Сколько огурцов засолили в одной банке.)

– Каким действием? (Делением.)

– Зная, что всего надо засолить 40 кг огурцов и, узнав, сколько килограммов огурцов засолили в одной банке, что можно узнать? (Сколько банок потребуется для засолки 40 кг огурцов.)

– Каким действием? (Делением.)

– Ответили ли мы на вопрос задачи? (Да.)

В ходе такого анализа составляется блок-схема.

Дедуктивный метод анализа задачи.

– Назовите главный вопрос задачи? (Сколько банок потребуется для засолки 40 кг огурцов.)

– Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет.)

– Какие две величины нам надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Общее количество огурцов, которые надо засолить, и вместимость одной банки огурцов.)

– Какая из этих величин известна, а какая нет? (Известно количество огурцов, которые надо засолить, их 40 кг, а неизвестно, сколько килограммов огурцов можно засолить в одной банке.)

– Можем ли мы узнать, сколько килограммов огурцов можно засолить в одной банке? (Да.)

-Какие известные величины нам помогут ответить на этот вопрос? (Количество банок – их 4 и масса огурцов в этих банках – она составляет 8 кг.)

– Каким действием можно узнать, сколько килограммов огурцов засолили в одной банке? (Делением.)

– Что теперь можем узнать? (Сколько банок потребуется для засолки 40 кг огурцов.)

– Каким действием? (Делением.)

– Ответили ли мы на вопрос задачи? (Да.)

В результате такого анализа получается следующая схема.

В обоих случаях после составления алгоритма решения задачи имеет смысл повторить план решения задачи с опорой на блок-схему.

– Сколько действий в задаче? (2.)

– Что узнаем в 1-ом действии? Как?

– Что узнаем во 2-ом действии? Как?

– Ответили ли на вопрос задачи?

Решение задачи может быть записано по действиям с пояснением, с вопросами или с помощью выражения. Ниже будет приведён способ решения по действиям с пояснением.

  • 8 : 4 = 2 (кг) – вместимость 1-й банки с огурцами.
  • 40 : 2 = 20 ( б.) – потребуется для засолки 40-а килограммов огурцов.

– Назовите ответ задачи. (Двадцать банок потребуется для засолки сорока килограммов огурцов.)

Проверка решения задачи.

Составьте задачу, обратную данной. (Могут быть использованы другие способы проверки правильности решения задачи.)

Последующая работа над решённой задачей.

– Измените вопрос задачи так , чтобы её можно было решить одним действием.

Читайте также:  Вред смарт часов для здоровья

– Составьте подобную задачу с другими данными.

Использование блок-схемы делает алгоритм решения задачи, составляемый в ходе её анализа, наглядным. Это способствует лучшему усвоению приёмов решения задач учащимися, даёт возможность каждому ученику безошибочно записать решение задачи при выполнении самостоятельной работы, то есть способствует формированию навыка самоконтроля, помогает ученику постепенно перейти от наглядно-образного способа мышления к словесно – логическому. Данный приём отвечает требованиям стандарта: способствует развитию логического и знаково-символического мышления, учит устанавливать количественные отношения объектов окружающего мира и моделировать эти отношения с помощью символов и схем, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи, своевременно корректировать действия учащихся, направленные на решение задачи.

Литература

  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. “Методика преподавания математики в начальных классах” — М.: Просвещение, 1984 г.
  2. Лавриненко Г.А. “Как научить детей решать задачи?”, Саратов, издательство “Лицей”, 2001 г.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа./(сост. Савинов) – М.: Просвещение, 2010 г.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 г.

Блоки Дьенеша-универсальный дидактический материал

Блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал, который позволяет успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.

Разработчиком логических блоков является венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш. Он настолько влюблен в свою науку, что задается вопросом, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвящает исследованиям и в итоге выясняет – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, фор-мой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки , на которых условно обозначены свой­ства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а кар­точки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Помимо самих блоков и карточек существуют всевозможные альбомы и пособия. Условно можно разделить «игры Дьенеша» по возрастам.

Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей 2-3 лет

«Блоки Дьенеша для самых маленьких» – красочный альбом- приложение к логическим блокам Дьенеша (14 страниц). Малыш выбирает подходящие фигуры и накладывает их на изображение, которое в итоге получается объемным. Можно также для этого альбома сделать блоки Дьенеша своими руками, например, вырезать геометрические фигуры из картона.

Альбом «Маленькие логики» – это тоже альбом (12 страниц), идущий в дополнение к блокам. На 8 страницах картинки, состоящие из блоков одинаковой формы. На развороте альбома расположены 2 игровых поля – «Цветочные полянки» и «Лесные лужайки» (на первом надо разложить блоки по цвету, на втором – по размеру).

Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей: 3-4 года

«Маленькие логики-2» – альбом-приложение к блокам Дьенеша. Вначале альбом надо разобрать на отдельные листы – получится 8 игровых полей. На них фигуры выкладываются по определенным правилам. Что приятно, задания можно усложнять.

Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей: 4-5 лет«Лепим нелепицы» – альбом-дополнение к блокам Дьенеша (8 страниц). Первые страницы подойдут для малышей – на картинку надо положить соответствующий блок. На следующих страницах блоки, из которых состоит изображение, зашифрованы специальными символами, принятыми для работы с методикой Дьенеша (цвет изображается кляксой того же цвета, толщина – худым и толстым человечком, размер – большим и маленьким домиком, форма – контуром фигур). Забавные небылицы сопровождают каждую картинку, например: «Мимо улья проходил косолапый…»

Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей: 5-7 лет

«Альбом с заданиями №1: Поиск затонувшего клада» – отличное пособие для начинающих изучать сложение и вычитание (14 страниц), включает в себя 48 заданий. Цель игры – найти волшебные драгоценные камни. 4 признака (форма, цвет, толщина, размер) определяют каждый камень-блок, признаки зашифрованы знаками-символами. Решив примеры на вычитание и сложение, можно расшифровать эти знаки.

«Альбом с заданиями №2: Праздник в стране блоков» содержит 4 основные игры и несколько тренировочных. Основное отличие от предыдущего варианта – альбом направлен на социально- нравственное развитие ребенка: дети учатся играть в коллективе, следовать правилам, соревнуются. Игры из этого альбома подойдут для семейных праздников, конкурсов.

«Альбом с заданиями №3: Спасатели приходят на помощь» (14 страниц) состоит из задач разного уровня сложности: есть игры, схемы интеллектуальные загадки, лабиринты. Так, в игре «Ступени успеха» дети знакомятся с блоками Дьенеша, тренируют память и внимание.

Методическое обеспечение.

«Давайте вместе поиграем» – это папка с методическими указаниями по использованию игр с блоками Дьенеша и наглядными пособиями (32 картонных листа). Наглядные пособия включают в себя 9 комплектов логических фигур и плоский вариант блоков; 2 комплекта карточек с символами свойств; 1 комплект кубиков Дьенеша. Почти два десятка игр, в которые можно поиграть при помощи этого набора, научат ребенка сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по разным признакам, а также познакомят с алгоритмами.

Ответственные родители придумывают для своего малыша интересные задания, используя многочисленные дидактические пособия – как покупные, так и изготовленные своими руками. К числу фаворитов, помогающих не только весело провести время, но и улучшить математические навыки и развить логику, относятся игры для детей с блоками Дьенеша. Они могут смело использоваться в работе с дошкольниками от 2 лет и младшими школьниками (до 10 лет).

Цель, задачи методики

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, направленный на развитие логики малышей. Дополнением набора являются карточки, на которых в схематичной форме представлены свойства, а также отрицание свойств.

Целью методики является развитие математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Задачи использования блоков Дьенеша довольного разнообразны:

  • развитие и совершенствование умения проводить анализ формы предметов;
  • улучшение умения сравнивать предметы между собой по одному или нескольким параметрам;
  • развитие фантазии и творческого начала у детей.

Занятия формируют у малышей настойчивость, стремление решить поставленную задачу, помогут приобрести веру в свои силы, стремление мыслить, принимать решения, догадываться.

Читайте также:  Виды датчиков давления в шинах

История создания

Замечательное пособие для развития математических навыков, мышления и воображения появилось благодаря трудам венгерского исследователя, педагога и математика Золтана Дьенеша, который поставил своей целью сделать постижение точной науки максимально увлекательным для детей. Основной принцип методики звучит так: обучение должно проводиться не в скучной форме, когда ребенку приходится внимательно слушать пояснения, а после – повторять за учителем, а в процессе увлекательной игры, дающей старт развитию умения мыслить самостоятельно и проявлять фантазию.

Дьенеш изучал специфику протекания познавательных процессов у дошкольников и выявил закономерность – дети хорошо осваивают числа и простейшие арифметические действия, но очень слабо понимают абстрактные категории. Малыши пытаются найти ответ, используя готовый шаблон, что получается отнюдь не всегда. Поэтому педагог и придумал такое пособие, в котором знакомство со сложнейшими понятиями происходит в наглядном виде.

В простой и понятной форме, получая удовольствие, маленький ребенок знакомится с абстрактными категориями и понятиями, что очень пригодится ему и в школе, и в дальнейшей жизни.

Сейчас подобрать для своего малыша, вне зависимости от его возраста, подходящую игру не составит труда. Можно приобрести один из альбомов, занятия с которыми будут очень интересны для дошкольников (это альбом для самых маленьких – детей 2-3 лет, «Давайте поиграем», «Лепим нелепицы» и так далее).

Лучший возраст

Заниматься с блоками Дьенеша могут дети разных возрастных групп.

  • Самые маленькие – от 2 лет – могут использовать элементы набора как замещающие предметы и играть в простейшие увлекательные игры (например, «Покорми животных»).
  • Средняя дошкольная группа. При помощи цветных фигурок ребята могут выстраивать различные картинки, пользуясь готовыми схемами или же подключая собственную фантазию.
  • Старшая дошкольная группа. Блоки становятся отличным способом улучшить математические навыки, научиться считать, получить важнейшие представления о том, что такое «больше» и «меньше».
  • Начальная школа. Многочисленные занятия с блоками Дьенеша позволят в увлекательной нескучной форме проработать моменты, с которыми не удалось разобраться на уроках, а также закрепить свои знания, улучшить способность мыслить логически.

Для каждого возраста разработаны свои упражнения, которые будут интересны и доступны детям. Родители могут воспользоваться уже готовыми вариантами из картотеки или же придумать что-то свое.

Положительное воздействие

Рассмотрим, на какие сферы в развитии ребенка влияет использование данного дидактического пособия. Их несколько:

  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • умение мыслить логически;
  • внимание;
  • аналитические способности;
  • настойчивость, желание справиться с поставленной целью самостоятельно.

Регулярное обращение к блокам Дьенеша способствует также развитию речи. В активный словарь ребенка постепенно начинают входить абстрактные слова, прилагательные, обозначающие цвета, размеры, формы. Реплики малыша становятся более сложными, он начинает приводить доказательства своей мысли, поскольку научился мыслить логически.

Таковы полезные свойства использования блоков Дьенеша. Однако следует отметить и некоторую однобокость методики, которая направлена на развитие в первую очередь математических способностей малыша. Поэтому родителям следует придумать, какие еще пособия они будут задействовать.

Как использовать блоки?

В набор, предназначенный для дидактической игры, входят не только сами блоки (48 геометрических фигур), но и альбомы, и описание игр, которые могут использоваться в организации занятия с детьми.

Сами фигуры различаются по нескольким параметрам, одинаковых элементов нет:

  • есть несколько цветов: желтый, красный, синий;
  • по форме блоки представляют собой геометрические фигуры – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник;
  • размеры также различны, элементы могут быть как большими, так и маленькими.
  • толщина: тонкие и толстые.

Дидактические игры с блоками Дьенеша отличаются разнообразием, и использование той или иной из них зависит от возраста и способностей конкретного ребенка. Причем современные педагоги советуют обращать внимание именно на развитие малыша: некоторые дети могут приступить к овладению новыми знаниями гораздо раньше (или позднее) сверстников, но ничего противоестественного в этом нет.

Создатель методики предложил опираться на несколько этапов работы с пособием.

  1. Свободная игра. Здесь нет каких-либо установленных правил, ребенок сам их придумывает. Таким образом происходит первое знакомство с миром математических фигур.
  2. Игра по правилам. Родители объясняют, что нужно делать, задача ребенка – повторить. Например, «повтори узор» – малыш должен сложить из фигурок набора представленный на рисунке готовый вариант.
  3. Математические игры.
  4. Знакомство с числами.
  5. Использование блоков Дьенеша для выполнения первых арифметических действий.

Переход на новый этап должен быть постепенным, происходить в тот период, когда ребенок к нему готов.

Игры с малышами

Использовать блоки Дьенеша можно начиная с 2 лет, однако средний возраст, когда дети начинают испытывать к ним интерес, – 3 года.

В расписание самых маленьких можно включить следующие увлекательные и полезные игры.

  • Распределение фигурок по группам. Самое простое задание – разложить элементы набора по кучкам в зависимости от цвета. Потом задание усложняется, родитель просит ребенка сгруппировать элементы одного размера, одной формы. Далее – еще интереснее: теперь необходимо найти среди элементов, например, желтый треугольник.
  • «Найди такой же». Родитель показывает ребенку определенную фигурку, например синий треугольник, и просит найти из набора похожий элемент, например треугольник любого другого цвета или же какой-либо желтый элемент. Аналогичным образом выполняется задание «Найди другой», но теперь задача ребенка – обнаружить отличающуюся фигурку (другого цвета, формы, размера).
  • Игры с альбомами. Для этого необходимо приобрести или скачать в интернете специальные красочные картинки, на которых изображены цветы, животные, автомобили из геометрических фигур. Ребенку нужно будет понять, какой именно из элементов набора следует приложить к картинке (например, круг – это колесо машины или лепесток цветка), определиться с цветом и размером и завершить рисунок.
  • «Покормим животных». Отличная игра для малышей, которая научит их распределять фигурки по группам. Родитель создает своеобразный зоопарк, рассаживая за столом игрушечных зверей. Далее дает задание – покормить их, используя в качестве пищи элементы из набора. Но каждый из жителей зверинца ест только свой собственный корм (например, львенку по душе красные фигурки). Задача ребенка – накормить зверей. Постепенно следует усложнять задания. Через некоторое время львенок должен полюбить не просто красные элементы, а именно квадраты.
  • Конструирование. Это очень интересная игра для малышей 3-3,5 лет, позволяющая развивать их творческое начало. Родители просят ребенка создать домик, предмет мебели, лесенку – малыш конструирует предложенные варианты.

Чтобы постепенно усложнять задачу, стоящую перед крохой, на первых этапах можно разрешить ему пользоваться схемой с готовыми вариантами, а после – предложить пофантазировать или попробовать вспомнить. И то, и другое будет полезно для получения важнейших навыков.


Очень интересны и занятия «Продолжи ряд», которые помогают развивать логическое мышление. Оптимальное время для начала тренировок – с 3 лет. Родители могут предложить разнообразные задания.

  • Разложить на столе простую «цепочку» из элементов красного, желтого и синего цветов и предложить малышу продолжить ряд. Его задача – в правильной последовательности распределить цвета.
  • Предложить ребенку продолжить цепочку таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых фигур (например, круги не располагались один за другим, красные элементы не находились рядом).
  • Самостоятельно придумать ряд так, чтобы рядом оказались фигуры одного размера, но различающиеся по цвету или форме.
Читайте также:  Беспроводной интернет модем для ноутбука

Такие задания помогут научиться выделять свойства фигур и проводить анализ.

Занятия в среднем дошкольном возрасте

В 4-5 лет можно продолжать работу с дидактическими играми, которые помогут сформировать у малышей первоначальные математические навыки и подготовить их к целенаправленным тренировкам в 6-7 лет. Родители могут предложить ребятам несколько увлекательных развлечений.

«Магазин»

Мама или папа заранее оформляет магазин, где товарами могут выступать игрушки, сладости, фрукты и тому подобное, а также выдает малышу определенные фигурки из набора, которые будут выполнять функцию денег. Каждый из товаров «магазина» имеет собственную стоимость (которая представлена также одной из фигурок). Задача малыша – разобраться, что именно он может себе позволить, и совершить покупку.

Постепенно критерии выбора могут усложняться – например, мишка будет стоить не просто треугольник, а именно красный большой или два маленьких – синий и желтый.

Играть в «Магазин» можно с несколькими детьми, так им будет гораздо интереснее.

«Что изменилось?»

Эта дидактическая математическая игра не только поможет улучшить память дошкольника, но и станет отличным приемом для развития мышления в увлекательной форме.

Перед ребенком выкладывается определенная последовательность фигур, он должен ее запомнить.

Есть два варианта игры.

  1. Одна из фигур убирается, задача дошкольника – вспомнить последовательность, сообразить, какого элемента нет, и вернуть его не место.
  2. Одна фигура заменяется другой, ребенок должен увидеть перемену и восстановить первоначальный ряд, исправить его.

Постепенно можно усложнять задание, поменяв местами несколько блоков или включая в последовательность сразу 2-3 новые фигуры.

«Второй ряд»

Это эффективная тренировка аналитического мышления. Для работы потребуется несколько фигурок из набора.

  1. Родитель выкладывает определенный ряд из блоков, например синий и красный круги. Задача ребенка – догадаться, что следующим должен быть желтый круг, и доложить его.
  2. Второй вариант – взрослый создает другую последовательность, например несколько фигур одного цвета, ребенок должен сообразить, что следующий элемент также должен иметь такую же окраску, и продолжить ряд.

Подсказывать не надо, дошкольник должен сам провести анализ и догадаться, какая фигура следующая.

«Заселяем в домик»

Для работы следует подготовить изображение домика, в котором будет несколько комнат. В каждом помещении следует нарисовать те фигуры, которые там «проживают», а также те, которых быть не должно (для этого рисуется элемент, например, круг, и перечеркивается). От ребенка требуется «поселить» элементы набора в предназначенные для них «помещения».

Задания для старшей дошкольной группы (5-6 лет)

Когда ребенок уже научился считать, можно закрепить этот навык при помощи игр с логическими блоками.

«Украсим елку»

Заранее следует подготовить елку своими руками: вырезать из зеленого картона либо нарисовать и раскрасить.

Также взрослый готовит и карточки-подсказки, на которых изображены сами фигуры, окрашенные в цвета блоков, рядом с ними поставлена цифра – столько элементов следует поместить на елку в виде украшения. Задача ребенка – понять схему и верно украсить елку, используя фигуры из набора.

Занятия с областями

Такие игры помогают сформировать начальное представление о множествах. Для занятия по математике следует нарисовать на листе бумаги два круга – множества, не пересекающие друг друга. Ребенку необходимо поместить внутрь одного из них синие фигурки, а внутрь другого – красные. Желтые элементы остаются вне пространства. Упражнение поможет объяснить дошкольнику, что такое «внутри» и «снаружи».

Когда упражнение станет получаться, задание усложняется: теперь два множества пересекаются, в один круг помещаются синие фигурки, во второй – желтые. Задача ребенка – догадаться, что должно находиться в области пересечения. Это могут быть элементы разных цветов, но одного размера и формы, например треугольники.

Для развития логического мышления можно формулировать задания с частицей «Не». Например, говорить не «Помести в круг синие квадраты», а «Помести в круг не желтые и не красные квадраты».

Цепочка усложненная

Ранее подобное упражнение уже рассматривалось, но детям постарше следует предложить более сложный вариант. Родитель просит создать такую цепочку, чтобы соседние варианты фигур имели сходный признак:

  1. первым кладется желтый круг;
  2. второй фигурой может быть круг любого другого цвета или желтый, но треугольник или квадрат.

Таким образом создается цепочка. Когда упражнение будет получаться легко и без проблем, следует попросить ребенка придумать такую последовательность, чтобы ее элементы полностью отличались друг от друга:

  1. желтый круг – первая фигура;
  2. вторая не должна быть ни кругом, ни любой желтой фигурой. Например, красный треугольник.
  3. третий элемент ряда – не треугольник и не красный.

Чем больше элементов включит в цепочку дошкольник, тем лучше.

Далее задание усложняется еще больше – родитель определяет число фигур, например шесть, ставит первый элемент и последний, от ребенка требуется так расставить блоки, чтобы получился законченный ряд из элементов, не совпадающих друг с другом по всем признакам.

Прежде чем предлагать ребенку такое задание, следует самим проверить, имеет ли оно решение, то есть родителям необходимо предварительно собрать весь ряд.

Занятия с блоками Дьенеша помогут подготовить дошкольника к поступлению в первый класс, развить его интеллект и творческий потенциал. Регулярные упражнения способствуют улучшению логического мышления, самостоятельности, умения анализировать, сопоставлять и противопоставлять. В доступной форме дети получают информацию о важнейших сложных категориях – цвете, размере, толщине, форме, а также представление о разнообразии предметов, огромном количестве вариантов, которые можно из них сложить.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *