0

Даны следующие названия городов

Ответ

1 Ярославль, Переяславь, Изяславль (оканчиваются на -ль)

2 Пронск, Алапаевск, Александровск, Амурск, Иркутск (оканчиваются на -ск)

3 Бабушкин, Ладушкин, Калязин (оканчиваются на -ин)

4 Лукоянов, Нариманов(оканчиваются на -ов)

Что это ( -ль, -ск, -ин, -ов) пожалуйста, узнайте сами

Содержание

Задание № 1 (5 баллов)

Прочитайте фрагмент статьи «Дети поправляют взрослых»: «На свете существует немало различных игр. Играют в шахматы и домино, в теннис и баскетбол, футбол и хоккей, в “классики” и казаков-разбойников. Играют и в слова. Разгадывают кроссворды, из букв одного слова составляют как можно большее количество слов или, прибавляя по одной букве к слову, образуют всё новые и новые слова. Эти игры многим известны. Думаем, что и вы в них играли. А вот можно ли играть в «энтимологию»? Оказывается, можно. Такую игру придумали учёные-лингвисты. Собрались как-то языковеды, и кто-то предложил составить необычный, оригинальный “Энтимологический словарик”. Какие же слова в него включаются? Возьмём для примера слово левша. Оно образовано от прилагательного лев(ый) + ш-а и означает “человек, который всё делает левой рукой». Но можно дать и шутливое толкование: к существительному лев прибавили суффикс -ш-, образовалось слово левша в значении “самка льва» по аналогии доктор + ш-а = докторша – “жена доктора”, “женщина-доктор”».

Учёные, составляя такой словарик, преследовали развлекательную, юмористическую цель, поскольку давали заведомо искусственное толкование слов русского языка, отсюда и необычное название «Энтимологический словарь» (Л. Введенская, Н. Колесников).

Дайте шутливое толкование предложенных слов.

  1. Радист (филос.) –
  2. Рогатка
  3. Полупроводник
  4. Предпосылка
  5. Спичка (англ.) –

Модель ответа.

  1. Радист (филос.) – оптимист, человек, который всему рад.
  2. Рогатка – корова.
  3. Полупроводник – один проводник на два вагона.
  4. Предпосылка – почтовое уведомление.
  5. Спичка (англ.) – маленькая речь.

Критерии оценивания.

За каждый пример – 1 балл. Учитывается любой ответ, по смыслу схожий с данным в модели. Принимается также любой ответ, который осмысленно толкует отдельные части предложенных слов.

Итого 5 баллов.

Задание № 2 (3 балла)

  1. Вставьте пропущенные слова: сбивчивость – 2) ……… – сбивка – сбивать – 1) ……… бить.
  2. Определите лексическое значение выделенного слова в предложении: Некоторую сбивчивость слога и перемену в почерке отнес он к изменчивости питерской погоды. (Борис Евсеев. «Евстигней» // «Октябрь», 2010).
Читайте также:  Во что поиграть вечером вдвоем

Модель ответа.

Сбивчивость – 2) сбивчивый – сбивка – сбивать – 1) сбить бить.

Сбивчивость – здесь: нелогичность, путаность, расплывчатость, противоречивость, неровность (и другие синонимы).

Критерии оценивания.

За каждое вставленное слово – по 1 баллу.

За верно определённое значение – 1 балл.

Итого 3 балла.

Задание № 3 (5 баллов)

Определите лексическое значение слова, выделенного в приведённом ниже фрагменте. Обоснуйте свой ответ с помощью словообразовательного анализа и анализа морфемного состава этого слова.

«… У нас они [реставрационные стремления] были и остались простым стремлением к очищению нашей народной самости, бытовой и исторической…»

(А. Григорьев. «Мои литературные и нравственные скитальчества»).

Модель ответа.

Особенность (или самобытность, или обособленность, или индивидуальность, или самостоятельность, или специфичность; допустимо: своеобразие.

Установить такое значение помогает тот факт, что, по-видимому, существительное самость было получено путём суффиксации основы местоимения сам. Суффикс —ость- – суффикс отвлечённых существительных, обозначающих абстрактные понятия, как кротость, близость и др.

Критерии оценивания.

  • За указание верного лексического значения или его адекватного эквивалента – 2 балла.
  • За верное указание на производящую основу – 1 балл.
  • За указание на значение суффикса -ость- и на то, что особенность/ самобытность и пр. – отвлечённые существительные, – по 1 баллу (всего – 2 балла).

Итого 5 баллов.

Задание № 4 (6 баллов)

Вставьте пропущенные термины во фрагмент текста из словарной статьи энциклопедического словаря «Русский язык».

«(1) __________ – морфема, несущая в слове дополнительное, служебное значение – словообразовательное или грамматическое – и противопоставленная корню. Виды (1) __________ различаются по их месту в слове. Для русского языка характерны следующие (1) __________: (2) __________, (3) __________, (4) __________, (5) __________, (6) __________. (2) __________, или флексия, как правило, конечная морфема словоформы; взаимозамена флексий в формах одного слова приводит к изменению грамматических значений рода, числа, падежа, лица. После флексии могут находиться только (1) __________, называемые (5) __________, например, глагольный (5) __________-ся. (1) __________, находящиеся в составе простой основы перед корнем, называются (3) __________, или префиксами, а стоящие между корнем и флексией – (4) __________. (1) __________, служащие для соединения двух простых основ в составе сложной основы, называются соединительными, или (6) __________».

Модель ответа и критерии оценивания.

  1. аффикс
  2. окончание
  3. приставка
  4. суффикс
  5. постфикс
  6. интерфикс

По 1 баллу за каждый правильно вставленный термин.

Итого 6 баллов.

Задание № 5 (5 баллов)

Даны белорусские слова: лёгкаатлет, жыццеапiсанне, цемнавокi, агнямёт, грязелячэнне Заполните пропуски: л_гк_верны, ц_мн_валосы, жыцц_радасны, в_гн_трывалы (огнеупорный), кра_вiд. Попробуйте перевести последнее слово.

Модель ответа и критерии оценивания.

Легкаверны, цёмнавалосы, жыццярадасны, вагнетрывалы, краявiд – по 0,5 балла за каждый верно заполненный пропуск, итого 4 балла (8 пропусков).

Краявiд – «пейзаж» (1 балл).

Пояснения

Важно отметить три явления:

  1. Русской е, не чередующейся с ё, в первой предударной позиции соответствует белорусское я, в остальных позициях е (это правило распространяется и на соединительный гласный).
  2. Если в первом корне сложного слова имеется чередование с о или ё, пишется а/е, если во втором слове ударение падает на первый слог, и о/ё, если не на первый.
  3. После твёрдых согласных соединительный гласный а (либо указание на аканье в целом).
Читайте также:  Восстановить плей маркет на андроид после удаления

Итого 5 баллов.

Задание № 6 (4 балла)

Даны словосочетания на чешском языке в именительном падеже единственного и множественного числа и их переводы на русский язык. При чешских существительных в скобках указан род:

dobrý vůz (муж. хороший воз (телега)) – dobré vozy (хорошие возы (телеги));

jídelní vůz (муж. вагон-ресторан, букв. «столовый воз») – jídelní vozy (вагонырестораны);

mezinárodní výbor (муж. международный комитет) – mezinárodní výbory (международные комитеты);

starý hrad (муж. старый зáмок) – staré hrady (старые зáмки);

nová kniha (жен. новая книга) – nové knihy (новые книги);

jarní řeka (жен. весенняя река) – jarní řeky (весенние реки);

malé město (сред. маленький город) – malá města (маленькие города);

podzimní jablko (сред. осеннее яблоко) – podzimní jablka (осенние яблоки).

Примечание. Буквы ý, í, é, á читаются как долгие гласные [и] после твёрдых, [и] после мягких, [э], [а]. Буква ů читается как долгий гласный [у]. Буква h читается как украинский звук [г]. Буква ř читается как слитный звук [рж]. Буквосочетание читается как [мн’э].

Переведите на чешский язык: старые книги, осенние возы (телеги), маленькие замки, весенние города.

Модель ответа и критерии оценивания.

Staré knihy (1 балл), podzimní vozy (1 балл), malé hrady (1 балл), jarní města (1 балл).

Итого 4 балла.

Задание № 7 (4 балла)

Этимология – это раздел языкознания, занимающийся исследованием происхождения слов. Так, данные, полученные этимологами и историками языка, позволяют установить, что слова из столбца А являются исторически однокоренными друг другу. Восстановите их, зная, что в столбце Б представлены их толкования или иные подсказки и что в столбце В указано количество букв слова в столбце А.

А Б В
орган защиты у некоторых насекомых 4
сокрушаться; сочувствовать, соболезновать, сострадать 6
официальное заявление с просьбой об устранении какого-либо непорядка, несправедливости 6
наушничать, ябедничать 10

Модель ответа и критерии оценивания

А Б В
жало орган защиты у некоторых насекомых 4
жалеть сокрушаться; сочувствовать, соболезновать, сострадать 6
жалоба официальное заявление с просьбой об устранении какого-либо непорядка, несправедливости 6
жаловаться наушничать, ябедничать 10

За каждое верное указанное слово – 1 балл.

Итого 4 балла.

Задание № 8 (10 баллов)

Даны следующие названия городов: Ярославль, Пронск, Переяславль, Алапаевск, Изяславль, Бабушкин, Александровск, Ладушкин, Амурск, Лукоянов, Калязин, Михайлов, Иркутск, Нариманов.

Разделите эти слова на 4 группы в соответствии с их историческим словообразовательным элементом. Подробно прокомментируйте ваше решение.

Модель ответа и критерии оценивания.

  1. Ярославль, Переяславль, Изяславль;
  2. Пронск, Иркутск, Александровск, Алапаевск, Амурск;
  3. Бабушкин, Калязин, Ладушкин;
  4. Лукоянов, Михайлов, Нариманов.

Слова распределены на группы в зависимости от суффикса, который они имели в своём составе:

  1. слова первой группы были образованы от соответствующих имён с помощью исторического суффикса -j- (с чередованием в//вл в корне, ср.: «ловить» – «ловлю»), не выделяемого на современном этапе: Ярослав – Ярославль, Переяслав – Переяславль, Изяслав – Изяславль (0,5 балла за обоснование, 1 балл за упоминание чередования). Всего 1,5 балла.
  2. слова второй группы были образованы с помощью суффикса -ск- (0,5 балла);
  3. слова третьей группы были образованы с помощью суффикса -ин- (0,5 балла);
  4. слова четвёртой группы были образованы с помощью суффикса -ов- (0,5 балла).
Читайте также:  Вход через безопасный режим windows 10

За каждое верно отнесённое слово – 0,5 балла (7 баллов за 14 слов). Итого 7 баллов.

Итого 10 баллов.

Задание № 9 (8 баллов)

Даны следующие предложения.

  1. Старик разжёг костёр.
  2. Солдат бежит.
  3. Бельё сохнет.
  4. Девочка рассказывает сказку.
  5. Почтальон промок под дождём.
  6. Стена рухнула.

Разделите эти предложения на две равные группы в зависимости от того, какой синтаксически обусловленный смысл получает выделенное слово при использованном в предложении сказуемом. Поясните ваше решение. Что общего с синтаксической точки зрения у выделенных слов?

Модель ответа и критерии оценивания.

Группа 1 Группа 2
1. Старик разжёг костёр. 3. Бельё сохнет.
2. Солдат бежит. 5. Почтальон промок под дождём.
4. Девочка рассказывает сказку. 6. Стена рухнула.

За верное отнесение слова к группе – 0,5 балла. Всего 3 балла.

Общее у выделенных слов: все они являются подлежащими в соответствующих предложениях (1 балл).

Различие в семантической роли: в словах первой группы имена существительные указывают на активно действующего участника ситуации (он контролирует эту ситуацию) (2 балла); в предложениях второй группы – напротив, на пассивного участника ситуации, который претерпевает какие-либо изменения в ходе не контролируемых им внешних воздействий (2 балла).

Принимается ответ, верный по сути, можно без использования терминологии.

Итого 8 баллов.

Задание № 10 (4 балла)

Как известно, фонетика русских диалектов может существенно отличаться от фонетики литературного языка: могут наблюдаться различные отклонения от нормы, может не происходить известных чередований и т. д. В современных псковских говорах обнаруживаем следующие слова: но́ ха, ска́ хывать, ве́хать, дыхать.

Подберите нормативные литературные соответствия. Обоснуйте свой ответ.

Модель ответа и критерии оценивания.

  1. В литературном языке этим словам соответствуют «ноша», «скашивать», «вешать», «дышать» (по 0,5 балла за слово, всего 2 балла).
  2. Особенность состоит в том, что во всех формах вместо звука [ш] представлен звук [х] (2 балла).

Итого 4 балла.

Максимальный балл за все выполненные задания – 54

Ответ

1. Ярославль, Переяславль, Изяславль – на конце "славль"

2. Пронск, Алапаевск, Александровск, Амурск, Иркутск – на конце "ск"

3. Бабушкин, Ладушкин, Калязин – на конце "ин"

4. Лукоянов, Михайлов, Нариманов – на конце "ов"

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *