Содержание
Ответ
1 Ярославль, Переяславь, Изяславль (оканчиваются на -ль)
2 Пронск, Алапаевск, Александровск, Амурск, Иркутск (оканчиваются на -ск)
3 Бабушкин, Ладушкин, Калязин (оканчиваются на -ин)
4 Лукоянов, Нариманов(оканчиваются на -ов)
Что это ( -ль, -ск, -ин, -ов) пожалуйста, узнайте сами
Содержание
Задание № 1 (5 баллов)
Прочитайте фрагмент статьи «Дети поправляют взрослых»: «На свете существует немало различных игр. Играют в шахматы и домино, в теннис и баскетбол, футбол и хоккей, в “классики” и казаков-разбойников. Играют и в слова. Разгадывают кроссворды, из букв одного слова составляют как можно большее количество слов или, прибавляя по одной букве к слову, образуют всё новые и новые слова. Эти игры многим известны. Думаем, что и вы в них играли. А вот можно ли играть в «энтимологию»? Оказывается, можно. Такую игру придумали учёные-лингвисты. Собрались как-то языковеды, и кто-то предложил составить необычный, оригинальный “Энтимологический словарик”. Какие же слова в него включаются? Возьмём для примера слово левша. Оно образовано от прилагательного лев(ый) + ш-а и означает “человек, который всё делает левой рукой». Но можно дать и шутливое толкование: к существительному лев прибавили суффикс -ш-, образовалось слово левша в значении “самка льва» по аналогии доктор + ш-а = докторша – “жена доктора”, “женщина-доктор”».
Учёные, составляя такой словарик, преследовали развлекательную, юмористическую цель, поскольку давали заведомо искусственное толкование слов русского языка, отсюда и необычное название «Энтимологический словарь» (Л. Введенская, Н. Колесников).
Дайте шутливое толкование предложенных слов.
- Радист (филос.) –
- Рогатка –
- Полупроводник –
- Предпосылка –
- Спичка (англ.) –
Модель ответа.
- Радист (филос.) – оптимист, человек, который всему рад.
- Рогатка – корова.
- Полупроводник – один проводник на два вагона.
- Предпосылка – почтовое уведомление.
- Спичка (англ.) – маленькая речь.
Критерии оценивания.
За каждый пример – 1 балл. Учитывается любой ответ, по смыслу схожий с данным в модели. Принимается также любой ответ, который осмысленно толкует отдельные части предложенных слов.
Итого 5 баллов.
Задание № 2 (3 балла)
- Вставьте пропущенные слова: сбивчивость – 2) ……… – сбивка – сбивать – 1) ……… бить.
- Определите лексическое значение выделенного слова в предложении: Некоторую сбивчивость слога и перемену в почерке отнес он к изменчивости питерской погоды. (Борис Евсеев. «Евстигней» // «Октябрь», 2010).
Модель ответа.
Сбивчивость – 2) сбивчивый – сбивка – сбивать – 1) сбить бить.
Сбивчивость – здесь: нелогичность, путаность, расплывчатость, противоречивость, неровность (и другие синонимы).
Критерии оценивания.
За каждое вставленное слово – по 1 баллу.
За верно определённое значение – 1 балл.
Итого 3 балла.
Задание № 3 (5 баллов)
Определите лексическое значение слова, выделенного в приведённом ниже фрагменте. Обоснуйте свой ответ с помощью словообразовательного анализа и анализа морфемного состава этого слова.
«… У нас они [реставрационные стремления] были и остались простым стремлением к очищению нашей народной самости, бытовой и исторической…»
(А. Григорьев. «Мои литературные и нравственные скитальчества»).
Модель ответа.
Особенность (или самобытность, или обособленность, или индивидуальность, или самостоятельность, или специфичность; допустимо: своеобразие.
Установить такое значение помогает тот факт, что, по-видимому, существительное самость было получено путём суффиксации основы местоимения сам. Суффикс —ость- – суффикс отвлечённых существительных, обозначающих абстрактные понятия, как кротость, близость и др.
Критерии оценивания.
- За указание верного лексического значения или его адекватного эквивалента – 2 балла.
- За верное указание на производящую основу – 1 балл.
- За указание на значение суффикса -ость- и на то, что особенность/ самобытность и пр. – отвлечённые существительные, – по 1 баллу (всего – 2 балла).
Итого 5 баллов.
Задание № 4 (6 баллов)
Вставьте пропущенные термины во фрагмент текста из словарной статьи энциклопедического словаря «Русский язык».
«(1) __________ – морфема, несущая в слове дополнительное, служебное значение – словообразовательное или грамматическое – и противопоставленная корню. Виды (1) __________ различаются по их месту в слове. Для русского языка характерны следующие (1) __________: (2) __________, (3) __________, (4) __________, (5) __________, (6) __________. (2) __________, или флексия, как правило, конечная морфема словоформы; взаимозамена флексий в формах одного слова приводит к изменению грамматических значений рода, числа, падежа, лица. После флексии могут находиться только (1) __________, называемые (5) __________, например, глагольный (5) __________-ся. (1) __________, находящиеся в составе простой основы перед корнем, называются (3) __________, или префиксами, а стоящие между корнем и флексией – (4) __________. (1) __________, служащие для соединения двух простых основ в составе сложной основы, называются соединительными, или (6) __________».
Модель ответа и критерии оценивания.
- аффикс
- окончание
- приставка
- суффикс
- постфикс
- интерфикс
По 1 баллу за каждый правильно вставленный термин.
Итого 6 баллов.
Задание № 5 (5 баллов)
Даны белорусские слова: лёгкаатлет, жыццеапiсанне, цемнавокi, агнямёт, грязелячэнне Заполните пропуски: л_гк_верны, ц_мн_валосы, жыцц_радасны, в_гн_трывалы (огнеупорный), кра_вiд. Попробуйте перевести последнее слово.
Модель ответа и критерии оценивания.
Легкаверны, цёмнавалосы, жыццярадасны, вагнетрывалы, краявiд – по 0,5 балла за каждый верно заполненный пропуск, итого 4 балла (8 пропусков).
Краявiд – «пейзаж» (1 балл).
Пояснения
Важно отметить три явления:
- Русской е, не чередующейся с ё, в первой предударной позиции соответствует белорусское я, в остальных позициях е (это правило распространяется и на соединительный гласный).
- Если в первом корне сложного слова имеется чередование с о или ё, пишется а/е, если во втором слове ударение падает на первый слог, и о/ё, если не на первый.
- После твёрдых согласных соединительный гласный а (либо указание на аканье в целом).
Итого 5 баллов.
Задание № 6 (4 балла)
Даны словосочетания на чешском языке в именительном падеже единственного и множественного числа и их переводы на русский язык. При чешских существительных в скобках указан род:
dobrý vůz (муж. хороший воз (телега)) – dobré vozy (хорошие возы (телеги));
jídelní vůz (муж. вагон-ресторан, букв. «столовый воз») – jídelní vozy (вагонырестораны);
mezinárodní výbor (муж. международный комитет) – mezinárodní výbory (международные комитеты);
starý hrad (муж. старый зáмок) – staré hrady (старые зáмки);
nová kniha (жен. новая книга) – nové knihy (новые книги);
jarní řeka (жен. весенняя река) – jarní řeky (весенние реки);
malé město (сред. маленький город) – malá města (маленькие города);
podzimní jablko (сред. осеннее яблоко) – podzimní jablka (осенние яблоки).
Примечание. Буквы ý, í, é, á читаются как долгие гласные [и] после твёрдых, [и] после мягких, [э], [а]. Буква ů читается как долгий гласный [у]. Буква h читается как украинский звук [г]. Буква ř читается как слитный звук [рж]. Буквосочетание mě читается как [мн’э].
Переведите на чешский язык: старые книги, осенние возы (телеги), маленькие замки, весенние города.
Модель ответа и критерии оценивания.
Staré knihy (1 балл), podzimní vozy (1 балл), malé hrady (1 балл), jarní města (1 балл).
Итого 4 балла.
Задание № 7 (4 балла)
Этимология – это раздел языкознания, занимающийся исследованием происхождения слов. Так, данные, полученные этимологами и историками языка, позволяют установить, что слова из столбца А являются исторически однокоренными друг другу. Восстановите их, зная, что в столбце Б представлены их толкования или иные подсказки и что в столбце В указано количество букв слова в столбце А.
А | Б | В |
орган защиты у некоторых насекомых | 4 | |
сокрушаться; сочувствовать, соболезновать, сострадать | 6 | |
официальное заявление с просьбой об устранении какого-либо непорядка, несправедливости | 6 | |
наушничать, ябедничать | 10 |
Модель ответа и критерии оценивания
А | Б | В |
жало | орган защиты у некоторых насекомых | 4 |
жалеть | сокрушаться; сочувствовать, соболезновать, сострадать | 6 |
жалоба | официальное заявление с просьбой об устранении какого-либо непорядка, несправедливости | 6 |
жаловаться | наушничать, ябедничать | 10 |
За каждое верное указанное слово – 1 балл.
Итого 4 балла.
Задание № 8 (10 баллов)
Даны следующие названия городов: Ярославль, Пронск, Переяславль, Алапаевск, Изяславль, Бабушкин, Александровск, Ладушкин, Амурск, Лукоянов, Калязин, Михайлов, Иркутск, Нариманов.
Разделите эти слова на 4 группы в соответствии с их историческим словообразовательным элементом. Подробно прокомментируйте ваше решение.
Модель ответа и критерии оценивания.
- Ярославль, Переяславль, Изяславль;
- Пронск, Иркутск, Александровск, Алапаевск, Амурск;
- Бабушкин, Калязин, Ладушкин;
- Лукоянов, Михайлов, Нариманов.
Слова распределены на группы в зависимости от суффикса, который они имели в своём составе:
- слова первой группы были образованы от соответствующих имён с помощью исторического суффикса -j- (с чередованием в//вл в корне, ср.: «ловить» – «ловлю»), не выделяемого на современном этапе: Ярослав – Ярославль, Переяслав – Переяславль, Изяслав – Изяславль (0,5 балла за обоснование, 1 балл за упоминание чередования). Всего 1,5 балла.
- слова второй группы были образованы с помощью суффикса -ск- (0,5 балла);
- слова третьей группы были образованы с помощью суффикса -ин- (0,5 балла);
- слова четвёртой группы были образованы с помощью суффикса -ов- (0,5 балла).
За каждое верно отнесённое слово – 0,5 балла (7 баллов за 14 слов). Итого 7 баллов.
Итого 10 баллов.
Задание № 9 (8 баллов)
Даны следующие предложения.
- Старик разжёг костёр.
- Солдат бежит.
- Бельё сохнет.
- Девочка рассказывает сказку.
- Почтальон промок под дождём.
- Стена рухнула.
Разделите эти предложения на две равные группы в зависимости от того, какой синтаксически обусловленный смысл получает выделенное слово при использованном в предложении сказуемом. Поясните ваше решение. Что общего с синтаксической точки зрения у выделенных слов?
Модель ответа и критерии оценивания.
Группа 1 | Группа 2 |
1. Старик разжёг костёр. | 3. Бельё сохнет. |
2. Солдат бежит. | 5. Почтальон промок под дождём. |
4. Девочка рассказывает сказку. | 6. Стена рухнула. |
За верное отнесение слова к группе – 0,5 балла. Всего 3 балла.
Общее у выделенных слов: все они являются подлежащими в соответствующих предложениях (1 балл).
Различие в семантической роли: в словах первой группы имена существительные указывают на активно действующего участника ситуации (он контролирует эту ситуацию) (2 балла); в предложениях второй группы – напротив, на пассивного участника ситуации, который претерпевает какие-либо изменения в ходе не контролируемых им внешних воздействий (2 балла).
Принимается ответ, верный по сути, можно без использования терминологии.
Итого 8 баллов.
Задание № 10 (4 балла)
Как известно, фонетика русских диалектов может существенно отличаться от фонетики литературного языка: могут наблюдаться различные отклонения от нормы, может не происходить известных чередований и т. д. В современных псковских говорах обнаруживаем следующие слова: но́ ха, ска́ хывать, ве́хать, дыхать.
Подберите нормативные литературные соответствия. Обоснуйте свой ответ.
Модель ответа и критерии оценивания.
- В литературном языке этим словам соответствуют «ноша», «скашивать», «вешать», «дышать» (по 0,5 балла за слово, всего 2 балла).
- Особенность состоит в том, что во всех формах вместо звука [ш] представлен звук [х] (2 балла).
Итого 4 балла.
Максимальный балл за все выполненные задания – 54
Ответ
1. Ярославль, Переяславль, Изяславль – на конце "славль"
2. Пронск, Алапаевск, Александровск, Амурск, Иркутск – на конце "ск"
3. Бабушкин, Ладушкин, Калязин – на конце "ин"
4. Лукоянов, Михайлов, Нариманов – на конце "ов"