Содержание
DirectX — что такое, для чего он используется? Такие вопросы нередко возникают у компьютерных владельцев, когда-либо устанавливающих видеоигры. Ведь в процессе программа нередко спрашивает, нужно ли дополнительно загрузить и эту вещь. Разберемся с этими вопросами.
Подробности
Директ Икс — набор инструкций (библиотек, функций), позволяющих компьютеру наиболее эффективно наладить связь с техническим оснащением (по-простому — с «железом»). Причем это относится не только к видеокарте и графике в целом, как многим могло показаться. Например, модуль DirectInput отвечает за взаимодействие системы с устройствами ввода: клавиатурой, мышью, различными игровыми манипуляторами (джойстик, геймпад) и т. д.
Рекомендуем! InstallPack | Стандартный установщик |
Официальный дистрибутив DirectX | Тихая установка без диалоговых окон | Рекомендации по установке необходимых программ | Пакетная установка нескольких программ |
---|
DirectX-for-pc.ru рекомендует InstallPack, с его помощью вы сможете быстро установить программы на компьютер, подробнее на сайте.
Существует огромное количество технических подробностей, но они будут интересны только продвинутым пользователям и программистам. В обыденности же ДиректХ можно назвать глобальным драйвером, хотя это не совсем корректно. Но опять же, нюансы здесь ни к чему.
Рядовой пользователь сталкивается с этим вот драйвером именно в играх. Их корректная работа — одна из причин, для чего нужен DirectX. Ведь без его наличия на компьютере при их открытии просто будут возникать всевозможные ошибки и ничего больше.
Совместимость
Пользователю в принципе даже не нужно разбираться, что это такое — DirectX. Достаточно скачать и установить его к себе на компьютер. Но тут есть важный момент нюанс — совместимость. Поговорим о нем более подробно. Во-первых, данный драйвер совместим только с операционной системой Windows. Более того, он создавался исключительно для нее. Во-вторых, разные его версии несовместимы с разными изданиями ОС.
Со вторым нюансом все довольно просто:
- Только на Windows 10 имеется последняя версия ДиректХ (она нумеруется как двенадцатая). Она интегрирована в систему, поэтому не нуждается в отдельной установке.
- На Виндовс 7 доступен только DirectX 11.
- А в XP — девятая версия.
Но это еще не все, ведь вопрос совместимости не ограничивается выбором ОС. Сама по себе видеокарта может не поддерживать последнюю версию библиотеки. Правда, это относится только к старым графическим адаптерам. С новыми такой проблемы не возникнет. За подробностями обратитесь к следующей статье. В ней вы найдете несколько немаловажных нюансов.
Инсталляция
С функцией Директ Икс и вопросом совместимости на этом все. Теперь перейдем непосредственно к инсталляции. Повторимся, что на Windows 10 эта процедура не требуется. А вот на более старых версиях ОС ее пройти все же стоит. Порядок действий изложен в материале «DirectX — полный пакет» , настоятельно рекомендуем с ним ознакомиться.
Microsoft DirectX | |
---|---|
Тип | Среда для приложений |
Разработчик | Microsoft |
Операционная система | Microsoft Windows |
Последняя версия | 12(2015) |
Лицензия | Microsoft EULA |
Сайт | DirectX |
Медиафайлы на Викискладе |
DirectX (от англ. direct — прямой, непосредственный, произносится как "ДиректЭкс") — это набор API, разработанных для решения задач, связанных с программированием под Microsoft Windows. Наиболее широко используется при написании компьютерных игр. Пакет средств разработки DirectX под Microsoft Windows бесплатно доступен на сайте Microsoft. Зачастую обновлённые версии DirectX поставляются вместе с игровыми приложениями.
Содержание
Компоненты DirectX [ править | править код ]
Практически все части DirectX API представляют собой наборы COM-совместимых объектов.
В целом, DirectX подразделяется на:
- DirectX Graphics, набор интерфейсов, ранее (до версии 8.0) делившихся на:
- DirectDraw: интерфейс вывода растровой графики (его разработка давно прекращена);
- Direct3D (D3D): интерфейс вывода трёхмерных примитивов.
Изначально нацеленный на разработку видеоигр, DirectX стал популярен и в других областях разработки программного обеспечения. К примеру, DirectX, наряду с OpenGL, получил очень широкое распространение в инженерном/математическом ПО.
В 1994 году Microsoft была практически готова выпустить следующую версию Windows — Windows 95. Главным фактором, определяющим, насколько популярна будет новая ОС, являлся набор программ, которые можно будет запускать под её управлением. В Microsoft пришли к выводу, что, пока разработчики видят DOS более подходящей для написания игровых приложений, коммерческий успех новой ОС весьма сомнителен.
DOS позволяла разработчику получить прямой доступ к видеокарте, клавиатуре/мыши/джойстику и прочим частям системы, в то время как Windows 95, с её защищённой моделью памяти, предоставляла более стандартизованный, но в то же время весьма ограниченный и накладный доступ к устройствам. Microsoft нуждалась в новом способе дать разработчику всё, что ему необходимо. Айслер (Eisler), Сэйнт Джон (St. John) и Энгстром (Engstrom) решили эту проблему, назвав само решение DirectX.
Первый релиз DirectX был выпущен в сентябре 1995 года под названием «Windows Game SDK».
Ещё до появления DirectX Microsoft включила OpenGL в ОС Windows NT. Direct3D позиционировался как замена OpenGL в игровой сфере. Отсюда берёт своё начало «священная война» между сторонниками кросс-платформенной OpenGL и доступной лишь в Windows (в том числе Windows NT) Direct3D. Так или иначе, остальные части DirectX очень часто комбинируются с OpenGL в компьютерных играх, так как OpenGL как таковой не подразумевает функциональности уровня DirectX (например, доступа к клавиатуре/джойстику/мыши, поддержки звука, игр по сети и т. д.).
DirectX является базой для Xbox API. Xbox API схож с DirectX 8.1, но обновление версии, как и на других консолях того времени, невозможно.
В 2002 году Microsoft выпустила DirectX 9 с улучшенной и расширенной поддержкой шейдеров. С 2002 года DirectX неоднократно обновлялся. В августе 2004 года в DirectX была добавлена поддержка шейдеров версии 3.0 (DirectX 9.0c).
В апреле 2005 интерфейс DirectShow был перемещён в Microsoft Platform SDK.
Хронология версий DirectX [ править | править код ]
Версия DirectX | Логотип | Номер версии | Операционная система | Дата релиза |
---|---|---|---|---|
DirectX 1.0 | 4.02.0095 | Windows 95a | 30 сентября 1995 | |
DirectX 2.0 / 2.0a | 4.03.00.1096 | Windows 95 OSR 2 и Windows NT младше 4.0 | 5 июня 1996 | |
DirectX 3.0 / 3.0a | 4.04.0068 / 69 | Windows 95 OSR 2.5 и Windows NT 4.0 SP3 последняя официально поддерживаемая версия DirectX для Windows NT 4.0 |
15 сентября 1996 | |
DirectX 4.0 | 4.05.00.0155 (RC55) | Доступен как бета для Windows NT 4.0 | 16 июля 1997 | |
DirectX 5.0 | 4.05.01.1721 / 1998 | Windows 98 | 5 мая 1998 | |
DirectX 6.0 | 4.06.00.0318 (RC3) | Windows 98 SE последняя поддерживаемая версия DirectX Media для Windows NT 4.0, а также данная версия DirectX была в Dreamcast |
7 августа 1998 | |
DirectX 6.1 | 4.06.02.0436 (RC0) | Windows 95/98/98SE | 3 февраля 1999 | |
DirectX 6.2 | 5.00.2516.1900 (unofficial patch) | Windows NT/98SE/98/2000/ME | 21 августа 1999 | |
DirectX 7.0 | 4.07.00.0700 (RC1) | Windows 2000 и Windows ME | 22 сентября 1999 | |
DirectX 7.0a | 4.07.00.0716 (RC1) | Windows 95/98/98SE/2000 | 17 декабря 1999 | |
DirectX 8.0 | 4.08.00.0400 (RC10) | Windows 95/98/98SE/2000/ME | 12 ноября 2000 | |
DirectX 8.0a | 4.08.00.0400 (RC14) | Последняя поддерживаемая версия DirectX для Windows 95 | 5 февраля 2001 | |
DirectX 8.1 | 4.08.01.0810 | Windows XP/XP SP1 | 25 октября 2001 | |
4.08.01.0881 (RC7) | Windows 98/98SE/2000/ME | 8 ноября 2001 | ||
DirectX 8.1b | 4.08.01.0901 | 25 июня 2002 | ||
DirectX 8.2 | 4.08.02.0134 (4.09.00.0134) | 27 сентября 2002 | ||
DirectX 9.0 | 4.09.0000.0900 | Windows Server 2003 | 24 декабря 2002 | |
DirectX 9.0a | 4.09.0000.0901 | 26 марта 2003 | ||
DirectX 9.0b | 4.09.0000.0902 (RC2) | 13 августа 2003 | ||
DirectX 9.0c | 4.09.0000.0904 (RC0) | Windows XP SP2 последняя поддерживаемая версия DirectX для Windows 98SE и Windows Me |
9 августа 2004 | |
DirectX 9.0L | 4.09.0000.0905 (?) | Предоставляет дополнительные интерфейсы IDirect3D9Ex и IDirect3DDevice9Ex с функциональностью, доступной лишь через LDDM-драйверы ОС Windows Vista. | ||
DirectX 10 (включён в состав Windows Vista) | 6.0.6000.16386 | Первая версия для Windows Vista. Информация по Direct3D10 | 10 ноября 2006 | |
DirectX 10.1 | 6.00.6001.18000 | Service Pack 1 для Windows Vista, Windows Server 2008 | 4 февраля 2008 | |
DirectX 11 (включён в состав Windows 7) | 6.01.7600.16385 | Windows 7, Windows Server 2008 R2 | 22 октября 2009 | |
6.00.6002.18107 | Windows Vista SP2 и Windows Server 2008 SP2 через Platform Update for Windows Vista and Windows Server 2008 [1] | 27 октября 2009 | ||
6.01.7601.17514 | Windows 7 SP1, Windows Server 2008 R2 SP1 | 16 февраля 2011 | ||
DirectX 11.1 (включён в состав Windows 8) [2] | 6.02.9200.16384 | Windows 7 SP1, Windows 8, Windows RT, Windows Server 2012 | 1 августа 2012 | |
DirectX 11.2 (включён в состав Windows 8.1) | 6.03.9600.16384 | Windows 8.1, Windows RT, Windows Server 2012 R2 | 18 октября 2013 | |
DirectX 11.3 (включён в состав Windows 10) | Windows 10 | 29 июля 2015 | ||
DirectX 12 (включён в состав Windows 10) | 10.00.10240.16384 | Windows 10, Xbox One | 29 июля 2015 |
Ключевые особенности [ править | править код ]
- DirectX 6.0 — мультитекстурирование
- DirectX 7.0 — аппаратная поддержка преобразований, обрезания и освещения
- DirectX 8.0 — шейдерная модель 1.1
- DirectX 8.1 — пиксельные шейдеры 1.4 и вершинные шейдеры 1.1
- DirectX 9.0 — шейдерная модель 2.0
- DirectX 9.0b — пиксельные шейдеры 2.0b и вершинные шейдеры 2.0
- DirectX 9.0c — шейдерная модель 3.0
- DirectX 9.0L — версия DirectX 9.0 для Windows Vista и выше
- DirectX 10 — шейдерная модель 4.0 (только Windows Vista, Windows 7, Windows 8)
- DirectX 10.1 — шейдерная модель 4.1 (только Windows Vista, Windows 7, Windows 8)
- DirectX 11 — шейдерная модель 5.0 (только Windows Vista, Windows 7, Windows 8/8.1)
- DirectX 11.3 / DirectX 12 — шейдерная модель 5.1 (только Windows 10).
Совместимость [ править | править код ]
Многие современные устройства имеют DirectX-совместимые драйверы, иными словами, пользователь должен установить DirectX для использования всех возможностей устройства. На данный момент система обновления драйверов Windows Update позволяет загружать только необходимые библиотеки, а не весь драйвер целиком.
Поддерживаемые операционные системы:
- Windows 95/98/98 SE/ME;
- Windows NT 4.0, Windows 2000, Windows 2000 Advanced Server, Windows 2000 Professional Edition, Windows 2000 Server, Windows 2000 Service Pack 2, Windows 2000 Service Pack 3, Windows 2000 Service Pack 4;
- Windows Server 2003, Windows Server 2003 Service Pack 1, Windows Server 2003 Datacenter x64 Edition, Windows Server 2003 Enterprise x64 Edition, Windows Server 2003 Standard x64 Edition, Windows Small Business Server 2003;
- Windows XP, Windows XP 64-bit, Windows XP Home Edition, Windows XP Media Center Edition, Windows XP Professional Edition, Windows XP Service Pack 1, Windows XP Service Pack 2, Windows XP Service Pack 3, Windows XP Starter Edition, Windows XP Tablet PC Edition;
- Windows Vista, Windows 7, Windows 8, Windows 8.1, Windows 10;
- Windows Server 2008, Windows Server 2008 R2, Windows Server 2012, Windows Server 2016.
Библиотеки обёртки [ править | править код ]
В случае возникновения различных проблем при использовании устаревших приложений и игр, можно воспользоваться специальной библиотекой обёрткой (Wrapper).
На текущий момент существует пару таких вариантов, в том числе трансляция вызовов в другие API, но высокая скорость работы возможна только из "DirectX в DirectX".
- dgVoodoo2 – враппер для запуска устаревших игр на основе DirectX 1-7 и так же 8-9 в DirectX 11 с уровнем функций 10/10.1 или через WARP. В первую очередь использовался для запуска Gl >[3]
- dxwrapper – обертка для запуска DirectX 1-8 в DirectX 9. [4]
- D9VK – обертка для использования DirectX 9 игр и приложений под Vulkan без необходимости их переписывать. [5]
Что такое DirectX и что он делает? – это очень распространенный вопрос особенно среди любителей компьютерных игр. Оно и понятно, человек не играющий в современные компьютерные игрушки вполне может и не услышать название DirectX. Это связано именно с предназначением этого приложения.
DirectX разрабатывался компанией Microsoft специально для того, чтобы превратить платформу Windows в основу для разработки компьютерных игр.
Сказать по правде, описать что такое DirectX достаточно сложно, так как это не просто какая-то программа, а набор библиотек и инструментов, позволяющих воспроизводить реалистичную графику и звуки на компьютере.
DirectX появился именно в помощь разработчикам компьютерных игр и мультимедийных приложений и позволяет создавать программы с очень реалистичной графикой и звуками. Также, поскольку DirectX «заточен» под игры, он имеет инструменты, позволяющие обрабатывать данные, получаемые с устройств управления — с клавиатуры, мыши или игрового джойстика.
Сам DirectX состоит из нескольких модулей, которые отвечают за двумерную (DirectDraw ) и трехмерную (Direct3D) графику, работу со звуком (DirectSound ), с устройствами управления (DirectInput ) и так далее.
Чтобы получить информацию об установленной на компьютере версии пакета DirectX и посмотреть данные о его компонентах, можно вызвать окно Выполнить, нажав сочетание клавиш Win+R и ввести команду dxdiag:
Это окно будет полезно любителям компьютерных игр. Если во время игры возникают какие-то проблемы с графикой или со звуком, то здесь можно протестировать отдельные модули DirectX или получить информацию о текущей установленной на компьютере версии.
Если возникает необходимость установить более свежую версию DirectX, то я рекомендую скачивать установочные файлы только с официального сайта.