0

Двухтактные усилители манакова схемы

Автор схемы этого усилителя занимается конструированием высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры с 1963 года. По моему мнению, он немало преуспел в этом. Конструкции его имеют отличное звучание, легко повторяемы и имеют заслуженный успех даже у начинающих. Я лишь (с разрешения автора) изложу особенности его работы.

Вниманию читателей предлагается простая оригинальная схема усилителя мощности в двух вариантах. Первый – бюджетный, с автоматическим смещением выходной лампы. Второй – с фиксированным смещением от отдельной обмотки силового трансформатора.

По мнению автора схемы, вариант с фиксированным смещением отличается более глубоким и красивым звуком, хотя и вариант с автоматическим смещением вас не разочарует, позволив всем его повторившим, не узнать звучание своих любимых записей.

Рис.1 Вариант схемы А. Манакова с автосмещением выходной лампы. Выходной трансформатор фирмы “Аудиоинструмент”

Схема усилителя в варианте с автосмещением выходной лампы приведена на рис.1 Входной сигнал после регулятора громкости подается на управляющую сетку двойного триода 6Н2П.Лампа эта имеет высокий коэффициент усиления и высокое внутреннее сопротивление, что в данном случае не очень хорошо. В подробности этого я вдаваться не буду, так как об этом можно прочитать в любой радиотехнической литературе.

Основной особенностью включения лампы предварительного каскада является параллельное включение двух триодов, находящихся внутри одного баллона лампы 6Н2П. Этим достигается уменьшение внутреннего сопротивления лампы, что влечет за собой улучшение нагрузочной способности и соотношение сигнал/шум. Сопротивление нагрузки выбрано не случайно, при этом достигается компенсация коэффициента нелинейных искажений выходного каскада и высокая динамика сигнала. Конденсатор 470 мкф, шунтирующий резистор катода, позволяет устранить влияние обратной связи, уменьшающей усиление первого каскада.

Конденсатор 0,22мкф является разделительным и от его качества очень сильно зависит звук усилителя в целом. Можно применить ФТ, К71, К78 ,при желании получить более “теплое” звучание К40У-2, К40У-9, К42У-2. Не рекомендуется БМ, МБМ ввиду их утечки. Нежелательно применять К73 из-за их менее естественного звучания. Еще одно. При применении выходного трансформатора ТВЗ 1-9,емкость этого конденсатора следует уменьшить до 0,047-0,068 мкф. Дело в том, что ламповый однотактник при внешней простоте -конструкция сложная, например, емкость этого конденсатора входит в расчет амплитудно-частотной характеристики выходного каскада.

Теперь о выходном каскаде. Лампа 6П43П была выбрана не случайно. После прослушивания многих экземпляров ламп 6П14П,6П18П,6П43П было отдано предпочтение именно последней. Конструкция лампы характеризуется правильной геометрией внутренних частей, что само по себе говорит о высоком классе этого пентода. Поставьте именно эту лампу. Вы будете вознаграждены сочным и ярким звучанием, прекрасной детализацией звука и его оттенками.

Емкость конденсатора в цепи автоматического смещения можно увеличить до 1000 мкф (сравните звук), а резистором, включенным параллельно этому конденсатору, выставляется ток катода выходной лампы в пределах 50 ма (в варианте с автосмещением).

Автор использовал выходной трансформатор ТВЗ 1-9 от лампового телевизора, перебранный и “сваренный” в парафине заново, заменив бумагу в зазоре на чертежную кальку, я же использовал трансформатор TW6SE московской фирмы “Аудиоинструмент”.

По моему мнению, отличному, например, от мнения Симулкина, схема усилителя которого приведена в журнале “Радиохобби” №2 за 2003год (стр.57), никакой другой режим, кроме триодного, использовать не нужно. Рассуждения Станислава на странице 58 о пентодном включении выходной лампы для рок-музыки,ультралинейного для шансона и реггей, а триодного для классической музыки мне кажутся спорными. Эклектикой можно заниматься, но к звуку это никакого отношения не имеет. Основы построения высококачественных усилителей неизменны в течение многих десятилетий. Это:

1. Кратчайший, с наименьшими потерями, путь сигнала.

2. Высококачественные комплектующие.

3. Триодный режим выходного каскада.

Щелкать переключателем, да еще в анодной цепи, нелогично и нецелесообразно. С этим к сурдологу.

Рис. 2 Схема БП для усилителя А. Манакова на 6П43П с автосмещением

Вариант блока питания приведен на рисунке 2. Схема БП не отличается от описанных многократно и в комментариях не нуждается. Питать накал постоянным током не нужно, это приведет к ухудшению микродинамики.

Рис. 3 Вариант схемы А. Манакова с фиксированным смещением выходной лампы.

Для варианта усилителя с фиксированным смещением выходной лампы, схема которого приведена на рис. З, в блок питания добавляется дополнительный источник напряжения смещения, схема которого дана на рис.4. Подстроечным резистором R2 выставляется напряжение 0,04-0,05 вольт в контрольной точке К.Т. на схеме усилителя рис.3.

Рис. 4 Схема БП для варианта с фиксированным смещением.

В заключении привожу параметры усилителя при фиксированном смещении, измеренные А. Манаковым.

Р вых =2,5 Вт при КНИ=2-3% на частоте 1000 Гц. При Рвых=2,2 Вт КНИ=0,8-1% При использовании ТВЗ 1-9 частотный диапазон с 35-40 Гц до 18-19 кГц при неравномерности 1,5-2,0 дБ. (Зависит от качества исполнения ТВЗ 1-9). При использовании TW6SE фирмы “Аудиоинструмент”, диапазон частот еще шире. Более подробно об изделиях этой фирмы можно узнать по ссылке на сайте моего хорошего друга Михаила Торопкина www.metaleater.narod.ru

Пусть вас не пугает невысокая выходная мощность – в комплекте с акустикой, чувствительностью от 90 дБ, 2-З Вт вполне достаточно.

В дальнейшем предполагается ознакомить читателей со многими схемами А.Манакова, отличающимися простотой и оригинальностью, а так же прекрасным звуком.

Автор: Пузанов В., г Брянск

18 комментариев: Высококачественный однотактный усилитель мощности Манакова

Вы уж меня извините, но УНЧ по этой схеме я паял ещё в 1960 году, копируя УНЧ с бытовых радиоприёмников того времени и включая триоды параллельно.Какое отношение к этому имеет Манаков. не пойму. Тогда все школьники 6-8 классов увлекались строительством УНЧ и модуляторов применяемых в “фулюганских” передатчиках.Причём по этой схеме начинали, а вскоре переходили на Г-807 и ГУ-50, применяя в качестве выходных трансформаторов(модуляционных) силовые трансформаторы от РПУ “Урал-57” и аналогичных в которых использовались кенотроны. Пересмотрел все схемы-сплошной плагиат с 60-х годов.Всё новое-это просто забытое старое! Только тогда в паспортах аппаратуры писали уровень нелинейных искажений 4-10%, а диапазон воспроизводимых частот 100-8000гц. Самыми “крутыми” чуть позже стали магнитофоны-“Днепр-11”, МАГ-59, “Тембр” и радиолы с верхней частотой 12000гц, и потом появились “Симфонии” с 15 000 гц на линейном выходе.Тогда писали в “букварях” что магнитные свойства трансформатороного железа не позволяют получить на выходе выше 12 000гц, потому как сегодня с того же железа снимают 20 000 или 80 000 вааще не вьеду! Может вы какими-то другим приборами пользуетесь?Но как показывала практика при 16 000 гц, обычно выгорали ВЧ динамические головки, как они работают сейчас-не понятно!В 80-х горели 10ГИ-30 на УНЧ с верхним пределом 20 000гц, а у них паспортная граница 31, 5Кгц! Может Вы нас дурите, рассказывая сказки?

Только и остается “понять и простить” Ваш преднамеренный флуд. Преднамеренный потому, что Вы, столь искушенный знаток технических характеристик аппаратуры, не можете не знать, что качество и свойства электронных компонентов определяют параметры звуковоспроизводящих устройств. Производство радиоэлементов и источников звука в СССР постоянно совершенствовалось в 70-80-90е годы, хоть и с отставанием от передовых “забугорных” технологий. Появлялись новые метало-ферритовые сплавы, улучшалось качество трансформаторов, радиоламп, транзисторов и пассивных элементов. На смену пьезоэлектрическим звукоснимателям “Симфонии” и “Эстонии” пришли электромагнитные. Магнитная лента Типа2 была вытеснена Типом 6 и затем полностью перешли на Тип10. Соответственно улучшались параметры звуковоспроизводящей и записывающей аппаратуры. Акустика также претерпевала качественные улучшения. Вы преднамеренно задаете провокационные вопросы, думая, что “народ” кинется убеждать Вас в обратном, тем самым привлечь к себе внимание. Действительно, не “дурите” нам мозги своими псевдо сомнениями.

Читайте также:  Как включить вай фай на телефоне андроид

Ну не надо так реагировать!
Человек в чем то прав, нельзя так однозначно и безапелляционно утверждать, что вот мы сейчас супер-пупер источники сигнала применим и на выходе будет ровненькая , без спадов и горбов характеристика! Если сигнал никоим образом не может обойти выходной транс, а характеристики ламп позволяют получить очень хороший результат, то даже лоб расшиби, транс будет якорем. Получить какие то приемлемые характеристики без танцев с выходным трансом не получится. Тем более, что автор прямо указывает серийный транс ТВЗ, а в нем никаких конструктивных особенностей для снижения межобмоточной емкости не предусмотрено. В схеме нет разделения сигнала на полосы как, например, у Межеровского, р68 №5 . Выходной трансформатор является самым слабым звеном в УНЧ на лампах и это надо признать и принять, как объективную реальность, увы!
Так что к заявленному диапазону в 20 кГц надо относиться с большей долей скептицизма.

Мне эта схема не нравится прммененной входной лампой 6н2п, достаточно мутной (есс 83 как бы пояснее звучит)
Но главная беда такого её включения- параллельное включение, входная ёмкость и без того большая, удваивается. дай бог звуку добежать до 8-10 кил.
6с7б в этом варианте была бы куда лучше.(6Н17Б НА ДВА КАНАЛА)
Или половинка лампы ЕСС85 (12АТ7)

Лампа 6п18п прекрасно звучит, смещение у неё вольт 18-20.Спокойно заменяется она на 6п14п , смещение снижаем до минус 9 -11в

Сама схема проще некуда, все цепи продуманы и не требуют уточнения.

Объясните, как лампа может звучать? Это же вакуум.

Это образное выражение, под которым понимается звук усилителя на какой-то лампе.

Лампы отзвучали свое лет 50 назад. Если уж так хочется попробовать ламповый звук, еще можно кое-где найти старые радиотрансляционные сети и послушать радиоточку.

Прошу пардону господа.Если какой приверженец транзисторов тут шумит, то он просто заблудился.Это тема для любителей лампового звука, не более того. Таперича конкретно по этой схеме.Я её многократно крутил вертел во всех “позах” и с такими лампами и с сякими.И с таким включением драйвера и с последовательным, и с пентодным.В общем со всяким.Спаяю на столе и прослушиваю пару-тройку дней.Потом пробую другую.И т.д. Из многочисленных отзывов звукоманов прочитал, что 6н2п-отстой.НО! После наверно месяца прослушки во всяких вариантах 6н2п СУПЕР!Хотя и другие тоже не последние.У каждой свой “привкус”.Кстати 6п18п звучит тоже на ура.Кстати о вкусах.Смотрю видеобзор с ламповыми усями и человек крутит игоря николаева.Я прямо со стула чуть не упал.Эти усилители для другой музыки. Ждаз для них-сверхвкусие! Дерзайте господа.И не дерзите автору статьи.

6н2п не отстой, но в корректоре не заиграла, как хотелось. А усилителе неплохо будет, хотя мнения не поменяю, емкость велика, с регулятором даже 20 ком будет завал на вч.

Автор схемы этого усилителя занимается конструированием высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры с 1963 года. По моему мнению, он немало преуспел в этом. Конструкции его имеют отличное звучание, легко повторяемы и имеют заслуженный успех даже у начинающих. Я лишь (с разрешения автора) изложу особенности его работы.

Вниманию читателей предлагается простая оригинальная схема усилителя мощности в двух вариантах. Первый – бюджетный, с автоматическим смещением выходной лампы. Второй – с фиксированным смещением от отдельной обмотки силового трансформатора.

По мнению автора схемы, вариант с фиксированным смещением отличается более глубоким и красивым звуком, хотя и вариант с автоматическим смещением вас не разочарует, позволив всем его повторившим, не узнать звучание своих любимых записей.

Рис.1 Вариант схемы А. Манакова с автосмещением выходной лампы. Выходной трансформатор фирмы “Аудиоинструмент”

Схема усилителя в варианте с автосмещением выходной лампы приведена на рис.1 Входной сигнал после регулятора громкости подается на управляющую сетку двойного триода 6Н2П.Лампа эта имеет высокий коэффициент усиления и высокое внутреннее сопротивление, что в данном случае не очень хорошо. В подробности этого я вдаваться не буду, так как об этом можно прочитать в любой радиотехнической литературе.

Основной особенностью включения лампы предварительного каскада является параллельное включение двух триодов, находящихся внутри одного баллона лампы 6Н2П. Этим достигается уменьшение внутреннего сопротивления лампы, что влечет за собой улучшение нагрузочной способности и соотношение сигнал/шум. Сопротивление нагрузки выбрано не случайно, при этом достигается компенсация коэффициента нелинейных искажений выходного каскада и высокая динамика сигнала. Конденсатор 470 мкф, шунтирующий резистор катода, позволяет устранить влияние обратной связи, уменьшающей усиление первого каскада.

Конденсатор 0,22мкф является разделительным и от его качества очень сильно зависит звук усилителя в целом. Можно применить ФТ, К71, К78 ,при желании получить более “теплое” звучание К40У-2, К40У-9, К42У-2. Не рекомендуется БМ, МБМ ввиду их утечки. Нежелательно применять К73 из-за их менее естественного звучания. Еще одно. При применении выходного трансформатора ТВЗ 1-9,емкость этого конденсатора следует уменьшить до 0,047-0,068 мкф. Дело в том, что ламповый однотактник при внешней простоте -конструкция сложная, например, емкость этого конденсатора входит в расчет амплитудно-частотной характеристики выходного каскада.

Теперь о выходном каскаде. Лампа 6П43П была выбрана не случайно. После прослушивания многих экземпляров ламп 6П14П,6П18П,6П43П было отдано предпочтение именно последней. Конструкция лампы характеризуется правильной геометрией внутренних частей, что само по себе говорит о высоком классе этого пентода. Поставьте именно эту лампу. Вы будете вознаграждены сочным и ярким звучанием, прекрасной детализацией звука и его оттенками.

Емкость конденсатора в цепи автоматического смещения можно увеличить до 1000 мкф (сравните звук), а резистором, включенным параллельно этому конденсатору, выставляется ток катода выходной лампы в пределах 50 ма (в варианте с автосмещением).

Автор использовал выходной трансформатор ТВЗ 1-9 от лампового телевизора, перебранный и “сваренный” в парафине заново, заменив бумагу в зазоре на чертежную кальку, я же использовал трансформатор TW6SE московской фирмы “Аудиоинструмент”.

По моему мнению, отличному, например, от мнения Симулкина, схема усилителя которого приведена в журнале “Радиохобби” №2 за 2003год (стр.57), никакой другой режим, кроме триодного, использовать не нужно. Рассуждения Станислава на странице 58 о пентодном включении выходной лампы для рок-музыки,ультралинейного для шансона и реггей, а триодного для классической музыки мне кажутся спорными. Эклектикой можно заниматься, но к звуку это никакого отношения не имеет. Основы построения высококачественных усилителей неизменны в течение многих десятилетий. Это:

1. Кратчайший, с наименьшими потерями, путь сигнала.

2. Высококачественные комплектующие.

3. Триодный режим выходного каскада.

Щелкать переключателем, да еще в анодной цепи, нелогично и нецелесообразно. С этим к сурдологу.

Рис. 2 Схема БП для усилителя А. Манакова на 6П43П с автосмещением

Вариант блока питания приведен на рисунке 2. Схема БП не отличается от описанных многократно и в комментариях не нуждается. Питать накал постоянным током не нужно, это приведет к ухудшению микродинамики.

Читайте также:  Введите период оплаты в формате ммггммгг

Рис. 3 Вариант схемы А. Манакова с фиксированным смещением выходной лампы.

Для варианта усилителя с фиксированным смещением выходной лампы, схема которого приведена на рис. З, в блок питания добавляется дополнительный источник напряжения смещения, схема которого дана на рис.4. Подстроечным резистором R2 выставляется напряжение 0,04-0,05 вольт в контрольной точке К.Т. на схеме усилителя рис.3.

Рис. 4 Схема БП для варианта с фиксированным смещением.

В заключении привожу параметры усилителя при фиксированном смещении, измеренные А. Манаковым.

Р вых =2,5 Вт при КНИ=2-3% на частоте 1000 Гц. При Рвых=2,2 Вт КНИ=0,8-1% При использовании ТВЗ 1-9 частотный диапазон с 35-40 Гц до 18-19 кГц при неравномерности 1,5-2,0 дБ. (Зависит от качества исполнения ТВЗ 1-9). При использовании TW6SE фирмы “Аудиоинструмент”, диапазон частот еще шире. Более подробно об изделиях этой фирмы можно узнать по ссылке на сайте моего хорошего друга Михаила Торопкина www.metaleater.narod.ru

Пусть вас не пугает невысокая выходная мощность – в комплекте с акустикой, чувствительностью от 90 дБ, 2-З Вт вполне достаточно.

В дальнейшем предполагается ознакомить читателей со многими схемами А.Манакова, отличающимися простотой и оригинальностью, а так же прекрасным звуком.

Автор: Пузанов В., г Брянск

18 комментариев: Высококачественный однотактный усилитель мощности Манакова

Вы уж меня извините, но УНЧ по этой схеме я паял ещё в 1960 году, копируя УНЧ с бытовых радиоприёмников того времени и включая триоды параллельно.Какое отношение к этому имеет Манаков. не пойму. Тогда все школьники 6-8 классов увлекались строительством УНЧ и модуляторов применяемых в “фулюганских” передатчиках.Причём по этой схеме начинали, а вскоре переходили на Г-807 и ГУ-50, применяя в качестве выходных трансформаторов(модуляционных) силовые трансформаторы от РПУ “Урал-57” и аналогичных в которых использовались кенотроны. Пересмотрел все схемы-сплошной плагиат с 60-х годов.Всё новое-это просто забытое старое! Только тогда в паспортах аппаратуры писали уровень нелинейных искажений 4-10%, а диапазон воспроизводимых частот 100-8000гц. Самыми “крутыми” чуть позже стали магнитофоны-“Днепр-11”, МАГ-59, “Тембр” и радиолы с верхней частотой 12000гц, и потом появились “Симфонии” с 15 000 гц на линейном выходе.Тогда писали в “букварях” что магнитные свойства трансформатороного железа не позволяют получить на выходе выше 12 000гц, потому как сегодня с того же железа снимают 20 000 или 80 000 вааще не вьеду! Может вы какими-то другим приборами пользуетесь?Но как показывала практика при 16 000 гц, обычно выгорали ВЧ динамические головки, как они работают сейчас-не понятно!В 80-х горели 10ГИ-30 на УНЧ с верхним пределом 20 000гц, а у них паспортная граница 31, 5Кгц! Может Вы нас дурите, рассказывая сказки?

Только и остается “понять и простить” Ваш преднамеренный флуд. Преднамеренный потому, что Вы, столь искушенный знаток технических характеристик аппаратуры, не можете не знать, что качество и свойства электронных компонентов определяют параметры звуковоспроизводящих устройств. Производство радиоэлементов и источников звука в СССР постоянно совершенствовалось в 70-80-90е годы, хоть и с отставанием от передовых “забугорных” технологий. Появлялись новые метало-ферритовые сплавы, улучшалось качество трансформаторов, радиоламп, транзисторов и пассивных элементов. На смену пьезоэлектрическим звукоснимателям “Симфонии” и “Эстонии” пришли электромагнитные. Магнитная лента Типа2 была вытеснена Типом 6 и затем полностью перешли на Тип10. Соответственно улучшались параметры звуковоспроизводящей и записывающей аппаратуры. Акустика также претерпевала качественные улучшения. Вы преднамеренно задаете провокационные вопросы, думая, что “народ” кинется убеждать Вас в обратном, тем самым привлечь к себе внимание. Действительно, не “дурите” нам мозги своими псевдо сомнениями.

Ну не надо так реагировать!
Человек в чем то прав, нельзя так однозначно и безапелляционно утверждать, что вот мы сейчас супер-пупер источники сигнала применим и на выходе будет ровненькая , без спадов и горбов характеристика! Если сигнал никоим образом не может обойти выходной транс, а характеристики ламп позволяют получить очень хороший результат, то даже лоб расшиби, транс будет якорем. Получить какие то приемлемые характеристики без танцев с выходным трансом не получится. Тем более, что автор прямо указывает серийный транс ТВЗ, а в нем никаких конструктивных особенностей для снижения межобмоточной емкости не предусмотрено. В схеме нет разделения сигнала на полосы как, например, у Межеровского, р68 №5 . Выходной трансформатор является самым слабым звеном в УНЧ на лампах и это надо признать и принять, как объективную реальность, увы!
Так что к заявленному диапазону в 20 кГц надо относиться с большей долей скептицизма.

Мне эта схема не нравится прммененной входной лампой 6н2п, достаточно мутной (есс 83 как бы пояснее звучит)
Но главная беда такого её включения- параллельное включение, входная ёмкость и без того большая, удваивается. дай бог звуку добежать до 8-10 кил.
6с7б в этом варианте была бы куда лучше.(6Н17Б НА ДВА КАНАЛА)
Или половинка лампы ЕСС85 (12АТ7)

Лампа 6п18п прекрасно звучит, смещение у неё вольт 18-20.Спокойно заменяется она на 6п14п , смещение снижаем до минус 9 -11в

Сама схема проще некуда, все цепи продуманы и не требуют уточнения.

Объясните, как лампа может звучать? Это же вакуум.

Это образное выражение, под которым понимается звук усилителя на какой-то лампе.

Лампы отзвучали свое лет 50 назад. Если уж так хочется попробовать ламповый звук, еще можно кое-где найти старые радиотрансляционные сети и послушать радиоточку.

Прошу пардону господа.Если какой приверженец транзисторов тут шумит, то он просто заблудился.Это тема для любителей лампового звука, не более того. Таперича конкретно по этой схеме.Я её многократно крутил вертел во всех “позах” и с такими лампами и с сякими.И с таким включением драйвера и с последовательным, и с пентодным.В общем со всяким.Спаяю на столе и прослушиваю пару-тройку дней.Потом пробую другую.И т.д. Из многочисленных отзывов звукоманов прочитал, что 6н2п-отстой.НО! После наверно месяца прослушки во всяких вариантах 6н2п СУПЕР!Хотя и другие тоже не последние.У каждой свой “привкус”.Кстати 6п18п звучит тоже на ура.Кстати о вкусах.Смотрю видеобзор с ламповыми усями и человек крутит игоря николаева.Я прямо со стула чуть не упал.Эти усилители для другой музыки. Ждаз для них-сверхвкусие! Дерзайте господа.И не дерзите автору статьи.

6н2п не отстой, но в корректоре не заиграла, как хотелось. А усилителе неплохо будет, хотя мнения не поменяю, емкость велика, с регулятором даже 20 ком будет завал на вч.

Итак, начнем

Сигнал с источника звука – 0,5-0,7В, именно такая чувствительность данного усилителя, поступает на его входные разъемы и переменный резистор R1, где звук сталкивается с первым препятствием, да, именно так!
Ведь даже кусок провода, пусть хорошего, есть барьер, который сигналу необходимо преодолеть, а о резисторе нечего и говорить, тем более о потенциометре.

Именно от него сильно зависит качество работы всего усилителя. Тут лучше подойдут проволочные резисторы, но сдвоенные проволочные резисторы на 47ком в природе большая редкость, а регулировать громкость двумя резисторами не легкая и неудобная задача. Лучший вариант – это спаренный ALPS, но он достаточно дорог, хотя цена его оправданная порядка 1500руб. Но я не стал так заморачиваться и поставил немецкий потенциометр, я его купил на радио рынке за символическую плату, АЖ 20рублей! Но ничего, отмыл в спирте от пыли, он совсем не дает треска при повороте рукоядки. Да, много можно рассуждать по поводу каждой детальки, хотя в высококачественной технике нет мелочей…. Но не буду отходить от темы.
В качестве лампы предварительного каскада я пробовал разные лампы, но выбрал триод 6Н9С, у нее более нейтральный звук по сравнению с остальными лампочками .

Читайте также:  Гугл переводчик с английского на русский камера

Настройка каскада заключается в установке на катоде лампы 6Н9С напряжения в пределах 1,3-1,5 вольта подбором резистора R3. Пришлось помучатся в подборе резистора, 5-10 Ом дают отклонение 0,3-0,4В в ту или иную сторону.
В первом варианте я даже делал самодельные резисторы из нихрома, мотал нихром на стержень от гелиевой ручки . Но потом отказался от этой затеи, так как прочитал в одной статье, что не желательно в первый каскад усилителя ставить проволочный резистор, ведь у него большая индуктивность по сравнению с керамическим. Хорошо подходят Р1-71, ВС, а также и более распространенные типа С2-33Н или ОМЛТ. У ОМЛТ резисторов шумов в десятки раз меньше чем у МЛТ.

Я применил последние, то, что было нужного наминала, ведь в моем случае нужен был резистор строго 500-503 Ом и причем 2ШТ с точностью 1-2 процента. Не стоит экономить на деталях, особенно это понимаешь, когда получаешь хороший результат от вложений. Конденсатор С4 я сначала использовал танталовый К73-9 на 560мкф – стоит он 1500руб, но мне достался бесплатно. Потом я прочитал, что тантал плохо подходит для звуковых цепей, а лучше подходит для питания, так как обладает меньшим сопротивлением на ВЧ. Я сравнил звучание танталового конденсатора и электролита Jamicon 1000мкф, сделал вывод, что с Jamiconом лучше и оставил его. Тантал пришлось отложить до лучших времен, ведь он на 16В, а в этом усилителе такого напряжения больше нигде нет, а уж тем более в питании – 300В!
С4 я шунтировал конденсатором на 2,2мкф, как в схеме, пленочным импортным MKT, лучше не нашел. А лучше поставить Epcoc или МБГО. МБГО не стал ставить, так как он занимает слишком много места, а я сразу решил, что буду собирать смещение первого каскада на п/п, и пусть меня ругают ценители Hi-End.

Зато в разделительном конденсаторе С3 я применил Jensen Audio с алюминевой фольгой на 0,68мкф 400В, то, что осталось от разделительных фильтров в моих самодельных АС =). Сейчас такой конденсатор стоит порядка 1500руб. Я пробовал разные конденсаторы, но остановился именно на этих.
Далее идет резистор R6 на 200ком. С ним можно экспериментировать, изменяя нижнюю частоту пропускания усилителя.
Приведу формулу для расчета разделительного конденсатора. C=159/F*R, где С – ёмкость в мкФ, F – нижняя граничная частота в Гц, R – резистор в управляющей сетке следующей (выходной) лампы в кОм. Как видите, расчет очень простой и позволяет Вам различные вариации.
Электролитические конденсаторы фильтров в цепях блока питания могут быть попроще.
Я применял Jamicon, шунтировав слюдяными импортными, к сожалению, не знаю марки. Можно применять К73; К77.

В автосмещение – R8 500ом 4Вт, но этой мощности явно маловато, он греется градусов до 80, а это недопустимо, так как он начинает шуметь при этой температуре еще больше. Сюда подойдет резистор ватт на 10!, он задает ток лампы. Типа проволочного ПЭВ-10. Но на 500 Ом я не нашел.
Что я сделал? Я взял 5Вт резистор и сделал для него радиатор из тонкой стали и листа алюминия, таким образом увеличил рассеиваемую мощность, думаю ватт до 20. Конденсатор С7 я использовал Jamicon и шунтировал его конденсатором Epcos на 2,2 мкф. Резистор R7 смело можно ставить на 2Вт, он почти не греется. Важно только подобрать его так, чтобы на аноде лампы было чуть больше напряжения, чем на второй сетке.
Выходной трансформатор я использовал TW6SE, хотя в данном усилителя подойдет и ТВЗ-1-9. Важное условие – согласование его с нагрузкой. С TW6SE проблем не было – у него есть выход на обмотке для 4-6-8Ом.
Я разместил 2 выходных трансформатора в верхней части усилителя, под закрытым кожухом из алюминия.

Блок питания желательно выполнить на кенотроне 5Ц3С (5Ц4С,5U4G). Применение кенотронного питания, по сравнению с диодами, делает звучание усилителя более теплым и связным. Я использовал диодный мост на ультрабыстрых диодах зашунтировав каждый конденсатором по 220нф. Трансформаторы питания применил следующие:
– силовой трансформатор тороидального типа на 400Вт, он имеет 4 выходные обмотки по 125В – это позволяет питать им как диодный мост на 250В, так и кенотрон, если он имеется;

– второй трансформатор тоже тороидальный, но на мощность порядка 40-50Вт. Он запитывает накал всех ламп. Основное условие этого трансформатора – способность отдать ток в нагрузку 4А для накала ламп и 2А в случае с кенотронным питанием. Также от этого трансформатора у меня запитана схема плавного пуска анодного питания для продления срока службы ламп и предусмотрена обмотка на 50В для возможности подключения фиксированного смещения.
Дроссели можно использовать ДР-2ЛМ, ДР-2,3-0,2 от чёрно-белых телевизоров, унифицированные Д 21, Д 31. Я применил самодельные дроссели, намотанные на тороидальных трансформаторах с разрезанным сердечником, каждый содержит по 1000витков провода ПЭВ – 0.33 и имеет активное сопротивление 19 Ом.

Монтаж усилителя выполнен навесным способом, максимально использованы выводы самих деталей и контакты ламповых панелек. Земляная шина выполнена медным одножильным проводом диаметром 2 мм и имеет контакт с шасси в одной точке, рядом с входом. Провода, идущие к накальным выводам всех ламп, должны быть перевиты между собой. Это нужно для уменьшения фона переменного тока. Для этой же цели служат и резисторы R9-R12. В качестве соединительных проводов я применил посеребренный провод марки МП-0,5 в фторопластовой изоляции.

В заключении хочу сказать о том, что данный усилитель не просто схема, а реально изготовленный и прекрасно зарекомендовавший себя аппарат. Я его использую уже около трех месяцев и очень доволен его звучанием. Для тех, кто считает что 4 Вт на канал мало, скажу, что в комнате, площадью 16 квадратных метров при использовании акустики KEF Q1 (чувствительность 91 Дб), усилитель развивает звуковое давление, соизмеримое со звуковым давлением, развиваемым транзисторным усилителем, мощностью 40 вт на канал (это результаты субъективной оценки моих друзей – музыкантов). Но звук другой.

Усилитель прекрасно чувствует малейшие нюансы звучания инструментов или голоса и как бы "дышит" (простите меня, если сравнение не очень корректное). Звук его не утомляет, его хочется слушать и слушать.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *