0

Город встряхнул стряхнул оцепенение будней

Цели:

  • Образовательные: активизировать знания по теме «Лексика»; ◦ научить правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости.
  • Воспитательные: воспитывать умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
  • Развивающие: работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, воображения.

Ход урока

I. Слово учителя.
Наблюдая над живым словом в повседневном обиходе, на собраниях, лекциях, над речью школьников, особенно в ее письменном выражении (творческие работы), наконец над языком периодической печати, радио и телевидения свидетельствуют о том, что в речи встречается немало ошибок и отклонений от современных литературных норм. Паронимия – один из источников «трудностей» литературной речи.
Паронимы (от греч. para «возле» + onyma «имя») – это однокоренные слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.
Паронимический ряд составляют родственные слова, принадлежащие к одной части речи, а также имеющие общие грамматические признаки (в частности, причастия и прилагательные), например: бродяжий и бродячий, горячка и горячность, дымный, дымовой и дымящийся, надеть и одеть.
Таких слов в русском языке немало, и употребление их в речи связано с определенными трудностями: представить – предоставить, здравица – здравница, гарантийный – гарантированный, скрытный – скрытный, запасный – запасливый, памятный – памятливый, соседний – соседский, угодный – угодливый, удачный – удачливый и т.п.
Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи). Корень придает им общность в лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учитывать при употреблении их в речи.
Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лек­сическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений.
Вековой – живущий, существующий столетия, очень долго.
Вечный – бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существо­вать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.
Различие в лексическом значении этих слов отчетливо про­является в сочетаемости их с другими словами. Так, прилага­тельное вековой соотносится с существительным век и упот­ребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, века: вековой дуб – дуб, живущий век, века, вековые традиции – традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства.
Смешение паронимов – очень распространенная лексическая ошибка. Однако из этого вовсе не следует, что к паронимии надо относиться отрицательно. Еще в 80-х годах XIX века Николай Вячеславович Крушевский (рус.-польск. языковед, специалист по общему и индоевропейскому языкознанию) в своей книге «Очерк науки о языке» писал: «Языку вообще присуще обновлять и пополнять свой состав за счет тех факторов, которые, на первый взгляд, кажутся разрушительными, хотя и являются в высшей, в свою очередь, степени благодетельными для языка… Они и только они доставляют постоянно языку новый материал, без которого немыслим никакой прогресс языка, ни структурный, ни тем более материальный, лексический».
Паронимия дает богатый материал для «украшения» речи. Паронимы используют в поэзии, в художественной прозе и публицистике как средство усиления выразительности и действенности текста наряду с синонимами, омонимами и антонимами.
При «столкновении» паронимов в рамках одной фразы или абзаца ярче выявляются прежде всего смысловые, а также и стилистические особенности каждого из сопоставляемых слов. Вот как Е. Евтушенко воспользовался паронимами праздничность и праздность:

Меня тревожит встреч напрасность,
Что и ни сердцу, ни уму,
И та не праздничность, а праздность,
В моем гостящая дому.

В повести «Дни и ночи» К. Симонов сопоставляет глаголы вспомнить и помнить, чтобы для читателя стало яснее душевное состояние Сабурова: Вспомнил ли он об Анне в эти дни? Нет, не вспомнил – он помнил о ней, и боль не проходила. Ср. в «Тихом Доне» М. Шолохова: Из дверей сарая, стоявшего в конце двора, вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха.
Паронимы широко используются в различных жанрах публицистики, в газетных заголовках, например: Служение, а не служба; Долг и должность и др.
От собственно паронимов принято отличать парономазы (от греч. para «возле» + onomazo «называю» – близкие по звучанию слова, имеющие разные корни: инъекция – инфекции, кларнет – корнет и др.
Паронимы принципиально отличаются от синонимов. При рассмотрении синонимов основное внимание обычно уделяется их смысловому сходству, а при сопоставлении паронимов акцент делается на их смысловом различии.
Задание А2 проверяет умение правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости.

Образцы тестовых заданий ЕГЭ
В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить слово БОЛОТИСТЫЙ?
1) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.
2) Спасаясь от преследования, полдня ползли на животе по БОЛОТНОЙ низине.
3) Он зажег над столом бра с БОЛОТНОГО цвета шелковым колпачком и стал писать в толстой тетради.
4) Черная БОЛОТНАЯ грязь полетела из-под колес.
Ответ: 2

II. Тренировочные упражнения.
Упражнение 1. Объясните разницу между приведенными ниже словами (для справок используйте словарь паронимов.
Дымный – дымовой – дымчатый – дымящийся, усвоить – освоить, главный – заглавный, дареный – даровой, жизненный – житейский, игорный – игральный – игровой, лирический – лиричный, памятливый – памятный, скрытый – скрытный, типичный – типовой, травянистый – травяной, эффективность – эффектность.
Упражнение 2. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.
Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (концертный, библиотека, молодой, просроченный); дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса); советник – советчик (тайный, непрошенный); экономичный – экономический (факультет, машина); исполнительный – исполнительский (уровень, лист, манера, орган).

Упражнение 3. Выберите нужное слово или словосочетание.
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

Упражнение 4. Подберите к словам паронимы.
Глубинный, геройство, гуманный, лакировочный, признание.

Упражнение 5. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
2. (Абонемент, абонент) не отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.
9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

Упражнение 6. Составьте словосочетания или предложения со словами-паронимами представить и предоставить.

Упражнение 7. Из приведенных паронимов выберите нужное слово.
1. В полку царило воинствующеевоинственное настроение.
2. Все реже встречаются грибныегрибковые заболевания высеянных семян и молодых растений.
3. На этом предприятии не создано никакого запаса овощей для переработки. Консервацияконсервирование их ведется из подвозимого сырья, что называется, с колес.
4. Многие наши фильмы получили признаниепризнательность и наших зрителей, и за рубежом.
5. Город встряхнулстряхнул оцепенение будней.

Упражнение 8. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к лесистому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.
Ответ:
Допущены ошибки в предложениях:
1. (Вместо слова иголочные следовало употребить игольчатые).
2. (Вместо слова лесистому следовало употребить лесному).
3. (Вместо слова памятливое следовало употребить памятное).
5. (Вместо слова рискованный следовало употребить рисковый).
7. (Вместо слова сборочном следовало употребить сборном).

Упражнение 9. В каком примере лексическое значение слова определено верно?
1. Дендрарий – сад или парк в котором с научно-опытными целями выращиваются различные виды деревьев, кустарников.
2. Вексель – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие, дело.
3. Дебаты – точка зрения, с которой рассматриваются факты, явления, вопросы.
4. Геральдика – раздел науки, изучающий историю монет, медалей.
Ответ: 1

Упражнение 10. Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «словесный, устный»?
1. Эпистолярный.
2. Вербальный.
3. Эпический.
4. Прикладной.
Ответ: 2

Читайте также:  Доминантные и рецессивные признаки у растений

III. Тренировочный тест.
1. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.

2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

3. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?
1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.
2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.
3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.
4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.

4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.

5. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.
2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.

6. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия»?
1) аскетичный
2) скептический
3) хладнокровный
4) апатичный

7. Значение какого слова определено неправильно?
1) ФАСАД – тыловая сторона здания.
2) ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие.
3) ПРЕЦЕДЕНТ – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.
4) ИНЕРТНОСТЬ – бездеятельность, неподвижность.

8. Значение какого слова определено неправильно?
1) РЕНЕГАТ – человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников; отступник, изменник, предатель.
2) ЭКСПОРТ – ввоз в страну иностранных товаров.
3) ПАРИТЕТ – равенство, равное отношение, одинаковое положение.
4) РАРИТЕТ – редкость.

9. Значение какого слова определено неправильно?
1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ – осуществляемый группой лиц.
2) ПРЕСЛОВУТЫЙ – широко известный, заслуживающий положительной оценки.
3) РЕЗЮМИРОВАТЬ – кратко обобщить.
4) КОМФОРТ – бытовые удобства; то, что создает удобства.

10. В каком предложении уместно использовать глагол ОПЛАТИТЬ?
1) … расходы по командировке взялось издательство.
2) За работу директор обещал … товарами, производимыми на заводе.
3) Родина должна … бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь на поле боя.
4) За полученный товар следовало … как можно быстрее.

Тренировочный тест.

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ 2 3 1 2 2 4 1 2 2 1

IV. Задание на дом.Составьте предложения со словами-паронимами далекий-дальний, желанный-желательный, ледовый-ледяной, царский-царственный, явный-явственный.

V. Подведение итогов урока.

Описание разработки

1. Выберите нужное слово в скобках в каждом предложении

1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.

4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.

5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.

6. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

7. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

2. Выберите нужное слово в скобках в каждом предложении

1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

2. (Абонемент, абонент) не отвечает.

3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.

6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.

7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.

8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.

3. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.

1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.

2. Мы вышли к лесистому озеру.

3. В моей жизни это было самое памятливое событие.

4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.

5. Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.

6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.

7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.

4. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?

1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.

2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.

3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.

4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.

5. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.

4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

6. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?

1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.

2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.

3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.

4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.

Весь материал – в документе.

Содержимое разработки

Тренировочные задания по теме «Паронимы»

1.Выберите нужное слово в скобках в каждом предложении
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

7. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

2. Выберите нужное слово в скобках в каждом предложении

1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
2. (Абонемент, абонент) не отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.

3.Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к лесистому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.

4.В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.

5.В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

6. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?
1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.
2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.
3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.
4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.

7.В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.

8.В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.
2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.

Читайте также:  Драйвер для подключения принтера к ноутбуку

9. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним.

1) Раз­лич­ные ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НЫЕ ис­точ­ни­ки пред­ла­га­ли весь­ма про­ти­во­ре­чи­вые све­де­ния.

2) В новом кол­лек­ти­ве я ощу­щал себя до­ста­точ­но КОМ­ФОРТ­НО.

3) До глу­бо­кой ста­ро­сти он оста­вал­ся таким же сло­во­охот­ли­вым, ПА­МЯТ­НЫМ и энер­гич­ным.

4) Участ­ни­кам со­рев­но­ва­ния были вру­че­ны ПА­МЯТ­НЫЕ знач­ки.

10. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним.

1) Среди ДО­ВЕР­ЧИ­ВЫХ людей не­ред­ко встре­ча­ют­ся те, кто по­пла­тил­ся за свою до­вер­чи­вость.

2) От­но­ше­ния между на­чаль­ни­ком и его под­чинённым по­сте­пен­но при­об­ре­ли более ДО­ВЕР­ЧИ­ВЫЙ

3) Ру­ко­вод­ство опре­де­ли­ло ЖЁСТКИЕ сроки для ре­а­ли­за­ции про­ек­та.

4) Про­бле­ма была что ни на есть ЖИ­ТЕЙ­СКАЯ, не­мудрёная, но хло­пот­ная.

1.Выберите нужное слово в скобках в каждом предложении
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

7.По дороге двигался (конный, конский) отряд.

8. Город (встряхнул ,стряхнул)оцепенение будней.

2. Выберите нужное слово в скобках в каждом предложении

1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
2. (Абонемент, абонент) не отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.

3.Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к лесистому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.

1.Выберите нужное слово в скобках в каждом предложении
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. 9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

7.По дороге двигался (конный, конский) отряд.

2. Выберите нужное слово в скобках в каждом предложении

1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
2. (Абонемент, абонент) не отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.

3.Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к лесистому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.

1.Выберите нужное слово в скобках в каждом предложении
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. 9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

7.По дороге двигался (конный, конский) отряд.

2. Выберите нужное слово в скобках в каждом предложении

1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
2. (Абонемент, абонент) не отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.

3.Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к лесистому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.

4.В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

1.Раз­лич­ные ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НЫЕ ис­точ­ни­ки пред­ла­га­ли весь­ма про­ти­во­ре­чи­вые све­де­ния.

2.В новом кол­лек­ти­ве я ощу­щал себя до­ста­точ­но КОМ­ФОРТ­НО.

3.До глу­бо­кой ста­ро­сти он оста­вал­ся таким же сло­во­охот­ли­вым, ПА­МЯТ­НЫМ и энер­гич­ным.

4.Экс­пер­ты ра­бо­та­ли с УДВО­ЕН­НОЙ энер­ги­ей, чтобы успеть к сроку.

5.Участ­ни­кам со­рев­но­ва­ния были вру­че­ны ПА­МЯТ­НЫЕ знач­ки.

5.В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

1.Его ПО­ПУ­ЛЯР­НЫЕ взгля­ды были хо­ро­шо из­вест­ны и не поль­зо­ва­лись под­держ­кой кол­лег.

2.ЗА­ПЛА­ТИТЬ за ле­че­ние не было воз­мож­но­сти.

3.Со мною в го­сти­ни­це жил ДИ­ПЛО­МАНТ кон­кур­са мо­ло­дых ис­пол­ни­те­лей.

4.ГУ­МА­НИ­ТАР­НАЯ по­мощь была до­став­ле­на в рай­о­ны сти­хий­но­го бед­ствия.

5.Перед ком­би­на­том сто­я­ла прак­ти­че­ски не­вы­пол­ни­мая за­да­ча—НА­РА­ЩИ­ВА­НИЕ мощ­но­сти при от­сут­ствии ма­те­ри­аль­ной базы.

6.В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

1.Уси­ли­я­ми ребят и учи­те­лей был ор­га­ни­зо­ван БЛА­ГО­ТВОР­НЫЙ кон­церт.

2.ВЫ­ГОД­НОСТЬ сдел­ки была оче­вид­на.

3.Сюжет пьесы был ДРА­МА­ТИ­ЧЕН.

4.Ана­то­лий все­гда был ИС­ПОЛ­НИ­ТЕЛЬ­НЫМ со­труд­ни­ком?

5.Спе­ци­аль­ный фонд на­зва­ли имен­но БЛА­ГО­ТВО­РИ­ТЕЛЬ­НЫМ, и он оправ­ды­вал своё на­зва­ние.

1.Выберите нужное слово в скобках в каждом предложении
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. 9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

7.По дороге двигался (конный, конский) отряд.

2. Выберите нужное слово в скобках в каждом предложении

1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
2. (Абонемент, абонент) не отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.

3.Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к лесистому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.

Рассматривается понятие паронимов, их типы и функции в речи

План лекции

8.1.Паронимы и парономазы

8.2.Виды паронимов

8.3.Смешение паронимов

8.4.Стилистические функции паронимов

Паронимы (от греч. para «возле» + onyma «имя») – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении: абонемент – абонент, великий – величественный, враждебный – вражеский, домашний – домовитый – домовый и др.

Сходнозвучные однокоренные слова, ошибочно употребляемые одно вместо другого, составляют паронимические пары (горячка – горячность), тройки (рыбий – рыбный – рыболовный) или четверки слов (цветистый – цветной – цветовой – цветочный). Смысловые различия между словами-паронимами объясняются в специальных словарях паронимов (подробнее об этом вы узнаете в лекции 12).

От собственно паронимов принято отличать парономазы (от греч. para «возле» + onomazo «называю») – близкие по звучанию слова, имеющие разные корни: кларнет – корнет, боцман – лоцман, инъекция – инфекция. Такие слова сближает лишь случайное звуковое сходство.

Читайте также:  Бесконтактная оплата телефоном samsung

Исследуем проблему

С точки зрения звучания парономазы можно разделить на следующие группы:

1) слова, у которых различно произносится начало слова: моцион – рацион, кворум – форум;

2) слова, у которых различно звучит середина: дезинсекция – дезинфекция, нейрон – нейтрон;

3) слова, у которых по-разному произносится конец слова: грамм – гран, модуль – модус.

По структуре выделяют следующие виды паронимов:

1) паронимы, различающиеся приставками: опечатки – отпечатки, встряхнуть – стряхнуть, предоставить – представить;

2) паронимы, различающиеся суффиксами: цветовой – цветочный, мальчиковый – мальчишеский, двойной – двойственный – двоякий;

3) паронимы, один из которых имеет непроизводную основу, а другой – производную основу с приставкой (ждать – выждать), с суффиксом (гнездо – гнездовье), с приставкой и суффиксом (груз – нагрузка).

Среди паронимов значительное место занимают имена существительные одного грамматического рода: база – базис, жилец – житель, знамение – знамя, реже – разных родов: заверение – заверка, раздражение – раздражительность. Много среди паронимов имен прилагательных: лирический – лиричный, экономический – экономичный – экономный. Если от паронимов-прилагательных можно образовать наречия, то последние также буду паронимами: убедительно – убежденно, явно – явственно и т.п. Меньше среди паронимов глаголов: одевать – надевать, выплатить – заплатить – оплатить. Слова других частей речи паронимических пар почти не образуют. Это объясняется тем, что такие части речи, как, например, предлоги, союзы, частицы, представляют собой небольшие, относительно замкнутые классы языковых единиц, которые практически не пополняются новыми словами.

Каждый говорящий и пишущий должен стараться правильно и точно выразить мысль. Особенно строгие требования предъявляются к художественной речи. К сожалению, даже некоторые писатели допускают неточности при употреблении паронимов. Например: Белогрудая ласточка села на провод. Восхищенно глядит, хоть в упор её бей. так за что ж её бить, за доверие, значит?(В. Солоухин). В данном контексте речь идет о склонности доверять кому-либо, поэтому правильно было бы употребить слово доверчивость.

Смешение паронимов – очень распространенная лексическая ошибка. Например, нередко можно услышать: Не забудь одеть шапку! (правильно: надеть). В рекламной листовке парикмахерской можно прочитать: Мы создадим вам эффективную внешность (правильно: эффектную). Подобные ошибки связаны с тем, что говорящие и пишущие не видят различий в значениях паронимов, неправильно понимают значения слов.

Неправильное употребление слов и смешение их приводит к непониманию слушающим услышанного, а читающим написанного, к обеднению языка. Так, мало кто знает о том, что бобр – это «животное из отряда грызунов», а бобёр – это «мех бобра». Вспомните рекламный ролик зубной пасты, который начинался словами: Привет, бобёр! Отчего у тебя такие крепкие зубы.

Давайте рассмотрим некоторые примеры, которые требуют умения разграничивать слова-паронимы.

Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.

  1. Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

Допущена ошибка. Вместо слова каменный следовало употребить каменистый «покрытый камнями».

  1. Он действовал всегда осторожно, так как был опасливым человеком.

Предложение правильное. Прилагательное опасливый «действующий, поступающий осторожно из боязни, опасения чего-либо» употреблено верно.

  1. Мы и не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

Допущена ошибка. Вместо слова дождливая (дождливая погода, дождливый сезон) следовало употребить дождевая «несущая дождь».

  1. Обратившись к гостю программы, ведущий сказал: «Я бы хотел задать Вам личностный вопрос».

Допущена ошибка. Прилагательное личный многозначное, имеет очень широкие сочетательные возможности – от существительных, обозначающих предметы быта, до понятий внутреннего мира человека и общественно-политический понятий. На базе этого слова сложились устойчивые сочетания: личная жизнь, личное дело, личные интересы, личный вопрос.

Слово личностный возникло в 60-70-е гг. ХХ в. вось в 60-70-е гг.ый вопрос.

йчивые сочетания: тий втутреннего мира человека и общественно-политический понятий публицистической речи. Оно сочетается с отвлеченными существительными (характеристика, фактор, отношение и т.п.).

  1. Переселение жителей деревни тоже связано с огромными затратами, а кроме того с драматической ломкой судеб людей, вынужденных оставить родные места.

Предложение правильное. Прилагательное драматический употреблено в значении «характеризующийся напряженностью, тяжестью, мучительностью для кого-либо» (драматические события). Не будет ошибкой и сочетание драматичная ломка судеб. А вот прилагательное драматургический «имеющий отношение к драматургии» сочетается преимущественно со словами из сферы искусствоведения: произведение, форма, жанры, мастерство и т.п.

  1. Учиться в университете нелегко – за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.

Допущена ошибка. Паронимы освоить и усвоить различаются значением и сочетаемостью. Освоить что-либо – «применить, использовать на практике» (освоить профессию, машину, опыт и т.п.). Усвоить что-либо – «понять, знать теоретически» (усвоить лекцию, урок, прочитанное, теорию). Таким образом, в данном предложении правильно: …усвоить большое количество нового материала.

  1. Множество фактов – климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения – влияют на развитие растения.

Допущена ошибка. Вместо существительного факт «истинное, действительное событие, случай» следует употребить слово фактор «причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления».

  1. Наш катер подошел к лесистому острову, окруженному светлой полосой отмели.

Предложение правильное. Прилагательное лесистый имеет значение «обильно поросший лесом, богатый лесом».

  1. В канцелярии постоянно сновали с деловитым видом чиновники.

Предложение правильное. Прилагательное деловитый употреблено в значении «выражающий особую озабоченность, занятость делом» (деловитый вид, деловитая походка, деловитый тон и т.п.).

  1. Наша туристская группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.

Допущена ошибка. Правильно: была предоставлена самой себе.

Из приведенных паронимов выберите нужное слово.

  1. В полку царило ВОИНСТВУЮЩЕЕ – ВОИНСТВЕННОЕ настроение.

Правильный ответ: воинственное.

Слово воинственный употреблено в значении «выражающий готовность к столкновению, спору, драке»: воинственный вид (осанка, поза, поведение, намерение, настроение). Прилагательное воинствующий имеет значение «ведущий активную борьбу с кем/чем-либо, непримиримо враждебный кому/чему-либо»: воинствующий политик, воинствующий национализм и т.п.

  1. Все реже встречаются ГРИБНЫЕ – ГРИБКОВЫЕ заболевания высеянных семян и молодых растений.

Правильный ответ: грибковые.

Прилагательное грибковый «относящийся к грибку, микроорганизму; вызываемый грибком» принадлежит к биологической и медицинской сфере употребления: грибковые заболевания, грибковая колония, грибковая бактерия и т.п.

  1. На этом предприятии не создано никакого запаса овощей для переработки. КОНСЕРВАЦИЯ – КОНСЕРВИРОВАНИЕ их ведется из подвозимого сырья, что называется с колёс.

Правильный ответ: консервирование.

Слово консервация означает «предохранение от порчи, разрушения специальной обработкой» и сочетается со словами, обозначающими музейные экспонаты, изделия из дерева, мрамора, металла. Существительное консервирование «превращение продуктов в консервы» употребляется со словами, называющими продукты питания: консервирование мяса, рыбы, овощей, грибов и т.п.

  1. Многие наши фильмы получили ПРИЗНАНИЕ – ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ и наших зрителей и за рубежом.

Правильный ответ: признание.

Признательность – это «чувство благодарности за услугу, внимание, помощь», а признание в данном случае – это «выражение положительной оценки кому/чему-либо».

  1. Город ВСТРЯХНУЛ – СТРЯХНУЛ оцепенение будней.

Правильный ответ: стряхнул.

Следует выбрать глагол стряхнуть, который употреблен в переносном значении «освободиться от чего-то лишнего, мешающего, гнетущего». Переносное значение слова встряхнуть – «вывести из состояния оцепенения, вялости»: встряхнуть уставшего.

Паронимы могут быть использованы в речи в качестве средства выразительности.

Часто авторы ставят паронимы рядом, чтобы показать их смысловые отличия при кажущемся подобии: Любой человек, поскольку он живет в обществе, – гуманитарий в том смысле, что объясняет, корректирует, оценивает свое и чужое практическое и теоретическое поведение в категориях гуманитарного (не обязательно, к сожалению, гуманного) мышления. (В. Ильин, А. Разумов); Вот так оно бывает, когда доверие путают с доверчивостью. (Я. Дымский).

Столкновение паронимов может быть использовано для выделения этих слов, что усиливает выражаемые ими значения: Написал деловое и дельное письмо Валерьяну (Л.Толстой).

Автор может заострить внимание на различной сочетаемости паронимов, тем самым уточняя их значения: Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырь: пустошь распахивают, а пустыри застраивают. (А. Югов); «Одеть», «надеть»… Два эти слова Мы путаем так бестолково! «Одеть», «надеть»… Давай глядеть: Кого одеть и что надеть. (Н. Матвеева); Коварная это штука – слова, образованные от одного корня. Нельзя «выжидать автобус». Правильно – ждать, ожидать. Выжидать можно удобный случай, момент, время и т.п. (Литературная газета).

Яркий стилистический эффект создает противопоставление паронимов: Я виноват… или как такое заявление выглядит с точки зрения правосудия… не виноват, а виновен, виновен. (Ю. Бондарев); Пусть и впредь в нашей долгой судьбе Гордость к нам идет как доныне. Я желаю тебе и себе – больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин).

Итак, умелое употребление паронимов помогает правильно и точно выразить мысль, раскрывает большие возможности русского языка в передаче тонких смысловых оттенков.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *