0

Вопросы по интернет безопасности

Каждый современный человек, ежедневно проводит время в интернете. Но интернет — это не только источник информации и возможность общаться на расстояние, но и угроза компьютерной безопасности. Вы можете скачать из сети компьютерный вирус, Вашу учетную запись или адрес электронной почты, могут взломает злоумышленник.

Российская аудитория интернета стремительно растет – дети, подростки, молодежь составляют ее значительную часть. Сейчас уже почти каждый третий ребенок в нашей стране выходит в интернет, и чем старше подростки, тем выше среди них доля «интернетчиков». Сегодня детям доступно то, что лет пятнадцать назад было под силу лишь профессионалу или даже государству – создать собственную телестудию, получить картинку или музыку из-за тридевяти земель, поуправлять собственным мульт фильмом. Во «взрослом» интернете, кроме этого, осуществляют платежи, потребляют электронные госуслуги, производят и продают контент. Через интернет дети и подростки открывают для себя мир, формируют собственную личность. Интернет дает пользователю огромные возможности как высокотехнологичный источник коммуникации, как инструмент поиска и получения информации. Для того чтобы эффективно использовать этот инструмент, нужны как умения обращаться с ним, так и определенный жизненный опыт, позволяющий не захлебнуться в океане неограниченных возможностей интернета, вовремя разглядеть подводные камни, рифы и водовороты виртуального пространства. С развитием интернета резко возросло число тех, кто использует его возможности в неблаговидных целях. Хорошо знакомые следователям и гражданам виды преступлений перешли в сеть, появились новые виды преступлений, порожденные интернетом.

Правила безопасности в интернете.

1) Используйте надежный пароль. Первое и главное правило сохранности Ваших данных, учетных записей, почтовой пересылки это надежный пароль! Много раз хакеры взламывали страницы в социальных сетях или почтовые адреса из-за того, что пользователь ставил простой пароль. Вы ведь не хотите, чтобы Ваши личную переписку узнал кто-то чужой? Используйте генератор паролей, чтобы получить надежный пароль.
Генератор паролей создается, чтобы помочь вам с придумыванием устойчивых к взлому и легко запоминающихся паролей.
Часто бывает: вы зарегистрировались где-нибудь, а там просят: «введите пароль». В спешке приходится вводить что-нибудь типа qwerty или 12345. Последствия могут быть фатальными для вашего аккаунта: при попытке взлома такие пароли проверяются в первую очередь. Чтобы этого не происходило, надо создавать сложный пароль, желательно состоящий из букв разного регистра и содержащий цифры и другие символы.
Для создания таких паролей существуют специальные программы. Но, на наш взгляд, гораздо легче набрать наш адрес и просто выбрать понравившийся пароль.
Советы:
– Выбирайте пароль посложнее, состоящий из символов разного регистра, с цифрами и для абсолютной надёжности – знаками препинания.
– Не используйте пароль, связанный с теми данными, которые могут быть о вас известны, например, ваше имя или дату рождения.
– Пароли, которые вы видите на экране создаются в реальном времени на вашем компьютере, поэтому исключена возможность перехвата пароля по сети. Разные посетители сайта видят разные пароли. Если вы зайдете на сайт второй раз, пароли будут другими.
– Вы можете выбрать пункт меню браузера "Файл|Сохранить как. ", чтобы пользоваться генератором паролей в оффлайне.
– Генератор паролей полностью прозрачен: скачайте файл passwd.js, чтобы увидеть, как создается пароль, и убедиться в абсолютной надежности.
2) Заходите в интернет с компьютера, на котором установлен фаервол или антивирус с фаерволом. Это в разы уменьшит вероятность поймать вирус или зайти на вредоносный сайт.
3) Заведите один основной почтовый адрес и придумайте к нему сложный пароль. При регистрации на форумах, в соц. сетях и прочих сервисах Вы будете указывать его. Это необходимо если Вы забудете пароль или имя пользователя. Ни в коем случае не говорите, никому свой пароль к почте, иначе злоумышленник сможет через вашу почту получить доступ ко всем сервисам и сайтам, на которых указан Ваш почтовый адрес.
4) Если Вы хотите скачать какой-то материал из интернета, на сайте где не нужна регистрация, но от Вас требуют ввести адрес своей электронной почты, то, скорее всего, на Ваш адрес будут высылать рекламу или спам. В таких случаях пользуйтесь одноразовыми почтовыми ящиками.


5) Скачивайте программы либо с официальных сайтов разработчиков. Не скачивайте программы с подозрительных сайтов или с файлообменников. Так Вы уменьшите риск скачать вирус вместо программы.
6) Не нажимайте на красивые баннеры или рекламные блоки на сайтах, какими бы привлекательными и заманчивыми они не были. В лучшем случае, Вы поможете автору сайта получить деньги, а в худшем — получите вирус. Используйте плагины для браузеров, которые отключают рекламу на сайтах.
7) Если Вы работаете за компьютером, к которому имеют доступ другие люди (на роботе или в интернет кафе), не сохраняйте пароли в браузере. В противном случае, любой, кто имеет доступ к этому компьютеру, сможет зайти на сайт, используя Ваш пароль.
8) Не открывайте письма от неизвестных Вам пользователей (адресов). Или письма с оповещением о выигрыше в лотереи, в которой Вы просто не участвовали.
9) Не нажимайте на вплывающие окна, в которых написано, что Ваша учетная запись в социальной сети заблокирована. Это проделки злоумышленников! Если Вас вдруг заблокируют, Вы узнаете об этом, зайдя в эту социальную сеть, или администрация отправит Вам электронное письмо.
10) Периодическим меняйте пароли на самых важных сайтах. Так Вы уменьшите риск взлома вашего пароля.
Пользуясь этими правилами безопасности в интернете, Вы существенно уменьшите риск получить вирус на свой компьютер или потерять учетную запись на любимом сайте.

Методические материалы для родителей и педагогов

Интернет-зависимость у детей и подростков

Интернет-зависимость называют аддикцией, т.е. отклонением в поведении, при котором у человека нарушается чувство реальности, теряется ощущение времени, утрачивается критическое мышление, ограничивается руководство своими поступками. Ребёнок становится менее активным, нарушается цикл сна и бодрствования. Наступает психическая и физическая зависимость.

Механизм её формирования очень схож с никотиновой, алкогольной и наркотической, хотя при интернет-зависимости нет прямого действующего вещества. Это не химическая, а исключительно психическая зависимость, влияющая, впрочем, на те же рецепторы в центрах удовольствия.

Как ни прискорбно, интернет-зависимость сейчас наблюдается даже у малышей-дошкольников. Наверняка среди ваших знакомых найдутся дети, умело использующие планшет родителей или даже обладающие собственным. Это ведь так удобно: отвлечь малыша, включив ему развивающий мультик или полезную игру. Между тем, перекладывая на электронные девайсы функции развлечения и воспитания детей, родители сами строят основу будущей интернет-зависимости.

У школьников подросткового возраста зависимость от интернета может говорить также о наличии психологических сложностей – нереализованности в кругу общения, проблемных отношений в семье, сложностей с учёбой, от которых подросток прячется в более успешной виртуальной жизни.

Признаки

Не стоит, впрочем, диагностировать интернет-зависимость у каждого ребёнка, получившего доступ в Сеть. То, что современные дети некоторое время проводят онлайн и черпают информацию из интернета, – это нормально. Всё-таки мы живём в век цифровых технологий, и многие процессы действительно проще и удобнее осуществить виртуально.

Если поведение ребёнка не изменилось, успеваемость в школе не ухудшилась, настроение и самочувствие хорошее – причин для тревоги, скорее всего, нет. Когда же стоит обеспокоиться?

  • Если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде (более 6 часов в неделю);
  • Если виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное – он пропускает школу, перестал выходить во двор и т.д.;
  • Если наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменение привычного режима;
  • Если ребёнок стал склонен к частым перепадам настроения, неадекватно (агрессивно) реагирует на просьбу выключить компьютер;
  • Если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетён, постоянно вспоминает о делах "в сети";
  • Если ребёнок неохотно рассказывает или вообще скрывает, чем занимается в сети, что ищет, во что играет.

Для детей наиболее характерны три формы интернет-зависимости:

  • игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;
  • зависимость от соцсетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;
  • навязчивый веб-сёрфинг – хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели.
Читайте также:  Восстановить аккаунт виндовс 10

Как бороться

Как и любую болезнь, интернет-зависимость проще не допустить, чем потом лечить. Поэтому лучше всего заниматься профилактикой, а именно:

  • не оставлять без внимания первые этапы знакомства ребёнка с интернетом: поговорить, объяснить основные правила онлайн-жизни, обратить внимание на возможность использования Сети для обучения и саморазвития;
  • установить чёткие рамки пользования интернетом (только постарайтесь обойтись без запретов – их-то как раз больше всего хочется нарушать, лучше просто регламентировать время нахождения в сети);
  • не упускать из виду активность ребёнка в соцсетях. Причём не обязательно устанавливать слежку и тотальный контроль – достаточно "зафрендиться", регулярно просматривать обновления его странички, участвовать в обсуждениях. Вы же современные родители современного ребёнка!

Ну и конечно, очень важно, чтоб в жизни ребёнка было много увлечений и активностей, которые занимали бы его время и были по-настоящему интересны. Научите его кататься на роликах, подарите аквариум с рыбками, пополните домашний запас настольных игр. Не менее важно, чтобы свои увлечения ребёнок мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес – тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале.

Если всё же проблема интернет-зависимости уже возникла – первым и самым важным шагом является установление так называемого родительского контроля. Это специальный софт, с помощью которого можно контролировать, как долго ребёнок сидит в Интернете, какие сайты посещает, что делает. Более того, программы родительского контроля способны не только информировать родителей о деятельности ребёнка, но и регулировать время его нахождения в Сети, блокировать те или иные сайты или устанавливать допустимую продолжительность работы на них.

Не забывайте и о том, что родители – лучший пример для ребёнка. Поэтому, выключите компьютер и сходите всей семьёй на пикник. Это станет лучшей профилактикой интернет-зависимости.

Электронные ресурсы по теме «Безопасный Интернет»

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

По данным исследования, проведенного «Лабораторией Касперского», 56 % российских детей имеют постоянный доступ к сети. Но дети есть дети, и умение мастерски пользоваться гаджетами не мешает им проявлять свойственную их возрасту беспечность в том, что касается вопросов безопасности. А ведь на просторах интернета угроз не меньше, чем в темной подворотне. Например, согласно опросам, 1 из 6 подростков, имеющих доступ к сети, сталкивается с попытками наладить общение со стороны незнакомцев и признает эти контакты пугающими и неприятными. Естественно, каждый ответственный родитель должен убедиться в том, что его чадо хотя бы в теории знает меры предосторожности при нахождении в режиме онлайн и стратегии поведения в различных неоднозначных ситуациях.

AdMe.ru собрал несколько вопросов для ваших детей, по ответам на которые вы сможете судить о том, насколько сознательно они относятся к интернету и тем рискам, которые он несет.

Чек-лист

1. Письмо, которое пришло на твой почтовый ящик, содержит ссылку или файл. Как ты с ним поступишь?

2. К тебе в контакт-лист (в Skype, социальной сети, мессенджере и т. п.) попросился кто-то, кого ты не знаешь. Что ты сделаешь?

3. Как ты назовешься при регистрации на форуме?

4. Знакомый вызвался помочь тебе разобраться с почтовой программой и просит тебя назвать пароль от почтового ящика, чтобы установить необходимые настройки. Что ты сделаешь?

5. Ты долго общаешься с одним из форумчан, и он предлагает тебе встретиться. Какое место для личного знакомства ты предпочтешь: парк, кино или кафе?

6. Один или несколько онлайн-собеседников критикуют тебя, часто переходят на оскорбления, всячески переиначивают и высмеивают твои слова. После общения с ними надолго остается неприятный осадок. Что ты предпримешь?

7. Многие из твоих собеседников, даже те, кого ты знаешь лично как воспитанных и культурных, позволяют себе в интернете другой стиль общения, допускающий нападки, ругательства, употребление ненормативной лексики и т. п. Тебе это неприятно или ты, напротив, готов их поддержать и считаешь, что в сети можно вести себя более свободно и раскованно?

8. Один из твоих виртуальных знакомых обещает тебе некую выгоду (покупку престижного гаджета с огромной скидкой, крупный выигрыш и т. п.), но для этого просит выведать информацию с банковских карт родителей или с их паспортов. Воспользуешься ли ты его предложением?

9. При общении в интернете кто-то просит твой номер телефона. Ты дашь его? И если да, то кому?

10. Ты часто обмениваешься со своими друзьями интересными ссылками, но замечаешь, что один из них концентрируется на какой-то одной тематике (онлайн-игры, лотереи с обещанием крупного выигрыша, улучшающие настроение препараты, сайты с депрессивными статьями и т. п.). Как ты себя с ним поведешь дальше?

11. Какую фотографию ты скорее выберешь в качестве аватарки: свой портрет или семейное фото из отпуска?

12. Как часто и в разговоре с кем ты используешь веб-камеру?

13. Помнишь ту занятную песню, что мы слушали вчера по радио? Может, скачаешь?

14. В интернете написали, что теперь родители по закону должны купить ребенку собаку, как только ему исполнится 10 лет. Представляешь? Что скажешь на это?

15. Что ты выберешь: посидеть в интернете или с друзьями в кафе? (Посмотреть в кино новый фильм, сходить на пикник, поиграть в футбол — в зависимости от интересов ребенка.)

Ответы на вопросы

1. Письма с подозрительных адресов, в первую очередь спам, следует сразу удалять не читая. Если адресант известен, то перед переходом по ссылке нужно прочитать название сайта, на который она ведет, а файл — проверить антивирусом. К сожалению, компьютер даже знакомого человека может быть заражен вредоносной программой и нести угрозу.

2. Нельзя заносить чужаков в списки друзей и контактов. Если под странным именем скрывается какой-то знакомый, он наверняка выразит при реальном общении свое намерение добавиться друг к другу или недоумение по поводу твоего молчания на его запрос, и ситуация быстро разрешится.

3. При создании аккаунтов в интернете по возможности следует избегать использования своего реального имени или его частей, даты рождения и другой личной информации. Лучше всего выбрать такой ник, который не позволит определить ни половую принадлежность, ни возраст.

4. Свои пароли нельзя выдавать никогда и никому, о чем бы ни шла речь, будь то почтовый сервис, регистрация на форуме, аккаунт в социальной сети и т. д. Никогда и никому!

5. Никакое! Интернет-друзья могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают, поэтому переносить встречи с ними в реал категорически нельзя. А если в ответ на отказ от личного знакомства следуют настойчивые просьбы, угрозы, обещания подарков и денег, надо немедленно прекратить общение и рассказать о странном типе родителям.

6. Такое явление не редкость и даже получило свое название — кибербуллинг (травля в интернете). Попытки наладить общение с теми, кто в нем участвует, обречены на провал, так как такие люди изначально нацелены на разжигание конфликта.

Любое общение, которое приносит негативные эмоции, нужно сразу прекращать без объяснений и оправданий, а агрессивных собеседников — заносить в черный список (исключать из друзей, блокировать, удалять из контактов и т. д.).

7. Нормы поведения в виртуальном мире не должны отличаться от принятых в реальности. На просторах интернета необходимо вести себя абсолютно так же, как в жизни: никому не грубить, не сквернословить, оставаться вежливым и доброжелательным по отношению к другим пользователям.

Читайте также:  В телевизионном ателье имеется 4 кинескопа

8. Это мошенничество чистой воды. Надо приучить ребенка к мысли, что все данные, касающиеся денег, зарплат, счетов и прочих аспектов, связанных с финансами, — запретная тема для обсуждения где-либо, кроме как в кругу семьи.

9. Номер телефона — такая же сугубо личная информация, как Ф. И. О. и паспортные данные, и раздавать его направо и налево очень опасно по многим причинам. Начиная с того, что номер можно использовать для финансовых махинаций, и заканчивая тем, что это самый легкий способ наладить общение с ребенком, чреватое куда более серьезными рисками.

10. Интернет — пристанище преступников всех мастей, и, к сожалению, их цели могут не ограничиваться финансовым мошенничеством, а вести к еще более опасным последствиям: игровой, алкогольной и наркотической зависимости, развитию суицидальных наклонностей, вовлечению в преступную деятельность и т. п.

11. Самое правильное — избегать публикации в сети реальных фотографий и себя, и своих близких. Незнакомые люди могут найти им массу неприятных, а то и преступных применений. Высылать фото кому бы то ни было тоже категорически недопустимо. А на аватарку можно поставить собственный рисунок или портрет любимого персонажа.

12. Использовать веб-камеру можно только при общении с друзьями. Важно, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ребенка, особенно учитывая то, что разговор может быть записан.

13. Нужно объяснить ребенку, что музыка, игры, программы являются продуктами труда других людей, а их копирование считается плагиатом, то есть преступлением. Помимо морально-нравственного воспитания, это станет косвенной защитой от просмотра и скачивания не только незаконного, но и вредоносного контента.

14. Правильный ответ: нельзя верить всему, что написано в интернете. С самого начала учите ребенка с сомнением относиться к информации, опубликованной в сети, всегда проверять ее по достоверным источникам и не стесняться обратиться за советом к взрослым.

15. Предпочтение интернету должно насторожить: даже если речи о серьезной зависимости еще не идет, в любом случае, виртуальное присутствие может негативно отражаться на коммуникативных навыках ребенка и наносить урон его способности к общению в реальной жизни.

Даже если ваш ребенок правильно ответил на все вопросы, не стоит терять бдительность. Чтобы минимизировать число рисков, которым он подвергается в интернете, со своей стороны:

  • контролируйте время нахождения ребенка в сети;
  • используйте средства родительского контроля в виде специального ПО, дополнительных настроек и услуг провайдеров;
  • используйте детские браузеры и поисковые машины типа MSN Kids Search;
  • заведите семейный электронный ящик, чтобы не позволять детям иметь собственные почтовые адреса;
  • заключите «Семейное соглашение» — документ, в котором будут прописаны все права и обязанности каждого пользователя из числа членов вашей семьи.

Но главное — стремитесь создать настолько доверительные отношения с ребенком, чтобы всеми своими ожиданиями, достижениями и неприятностями, связанными с интернетом, он в первую очередь делился с вами. Тогда интернет с гораздо большей вероятностью превратится из источника угроз в полезный инструмент для развития и образования.

А как лично вы регулируете отношения своего ребенка с интернетом? А может, вы и вовсе считаете эти риски преувеличенными? Поделитесь с нами своими идеями на этот счет!

Сценарий проведения Единого урока безопасности в сети "Интернет"

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy_provedeniya_edinogo_uroka_bezopasnosti_v_seti.doc 98 КБ
test.doc 32.5 КБ
pamyatka_bezopasnogo_obshcheniya_v_seti_internet.doc 24.5 КБ
edinyy_urok_bezopasnosti.ppt 1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проведения Единого урока безопасности в сети «Интернет».

«Безопасность в сети Интернет. Правила безопасного общения».

Дата проведения – 30 октября 2017 г.

Цель: формировать навыки безопасного общения в сети Интернет.

  • закрепить знания об особенностях общения в Интернете;
  • дать информацию об ответственности за нарушение законодательства в сфере онлайн-общения;
  • разъяснить необходимость соблюдать осторожность при онлайн-общении, сформулировать основные правила безопасного общения;
  • воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и благополучие семьи;
  • развивать навыки самоконтроля при общении в Сети.

Оборудование: презентация «Безопасность в сети Интернет. Правила безопасного общения», атрибуты для игр «Правда или ложь», «Кто меня знает?», памятки с основными правилами безопасного общения.

2. Вступительная часть.

Учитель: На классном часе вы говорили о правилах дорожного движения. Зачем нам надо знать эти правила?

Вывод из ответов детей: Правила ПДД нужны для нашей безопасности на дорогах.

Учитель: Вы знаете много правил безопасного поведения в разных ситуациях. Когда они нам могут пригодиться?

Дети перечисляют (при пожаре, дома, на улице, при встрече с незнакомыми людьми и т.п.).

Учитель: Сегодня мы поговорим о безопасности еще в одном месте. Вы очень любите проводить здесь время, общаетесь с друзьями, слушаете музыку, узнаете много нового. Догадайтесь, о чем пойдет речь.

Есть такая сеть на свете
Ею рыбу не поймать.
В неё входят даже дети,
Чтоб общаться и играть.
Информацию черпают,
И чего здесь только нет!
Как же сеть ту называют?
Ну, конечно ж, (Интернет)

– Кто из вас пользуется сетью Интернет? Что вы делаете с её помощью?

– Кто знает, какие опасности могут вас подстерегать в Сети?

– К сожалению, многие подростки и взрослые не очень хорошо представляют себе, какие опасности и неприятности может принести в их дом Интернет. С каждым годом количество преступлений, совершенных при помощи компьютеров возрастает. Создан специальный отдел, который занимается преступлениями в сфере Интернет. К сожалению, в ходе расследования оказывается, что жертвы не соблюдали самых простых правил и пострадали по собственному незнанию. Чтобы таких случаев становилось меньше, было принято решение проводить для школьников всей страны единый всероссийский урок «Безопасность в сети Интернет». Сегодня и мы с вами подключимся к этой акции. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Безопасность в сети Интернет. Правила безопасного общения».

3. Изучение нового материала.

Часть 1. Анонимность в сети Интернет.

Учитель: Вспомним некоторые слова, которые мы будем использовать на уроке (Интернет, онлайн, форум, пользователь). Прочитать с доски и разобрать значения.

Интернет – мировая (планетарная) компьютерная сеть. Она составлена из разнообразных компьютерных сетей, объединенных стандартными соглашениями о способах обмена информацией (протоколами) и единой системой адресации.

Онлайн – «находящийся в состоянии подключения».

Форум – Это где люди обсуждают определённую тему! («Это средство общения людей в Интернете»)

Пользователь – любой человек, который садится за клавиатуру ПК и задействует те или иные доступные функции устройства — набирает тексты, сидит в Интернете, рисует и т. д.

– Многие из вас уже сказали, что часто общаетесь с помощью Сети. Почему вам нравится это делать?

Вывод из ответов детей: Это удобно, можно делать в любое время, можно не стесняться и не бояться высказывать свою точку зрения.

Учитель: Действительно, иногда нам нравиться высказывать свои мысли, когда наш собеседник не знает, с кем он говорит. Но мы всегда должны помнить, что и мы не знаем, кто находиться на другой стороне.

– Проведем опыт, назовем его «Правда или ложь».

Описание игры. С двух сторон от ширмы размещаются герои. С одной стороны 1 человек «Пользователь» с другой стороны 3 человека «Неизвестные». Задача Пользователя, задавая ряд стандартных вопросов, познакомиться, а потом угадать правду или ложь говорит Неизвестный. Для усиления интереса можно дать Неизвестным, какие либо атрибуты, или представить их героями произведений. Вопросы и ответы приготовлены заранее на карточках. Например,

Хорошо, давай поговорим

Меня зовут …. А тебя?

Меня Наталья Алексеевна

Я учусь в 8 классе, а ты?

Я тоже учусь в 8 классе

Я уже закончила школу

Я живу в Гнилом, а ты?

Я в Лос-Анжелесе

Я тоже в Гнилом

Я рисую, а ты чем занимаешься в свободное время?

Я занимаюсь конным спортом

Я прыгаю с парашютом

Я работаю в саду

В конце диалога Неизвестный предлагает встретиться. Пользователь может согласиться, если поверил, или отказаться, если нет. По результатам игры участник и зрители видят, что определить с кем ты ведешь диалог на самом деле определить очень сложно.

Читайте также:  Временная диаграмма работы схемы

Формулируем 1 правило:

  • Многие люди рассказывают о себе в Интернете неправду. Общайся в Интернете с теми, кого ты знаешь лично (друзья, одноклассники).

Из него вытекает следующее:

  • Не встречайся с людьми, если ты познакомился с ними в Интернете.

Часть 2. Осторожность в сети.

Учитель: Представьте себе ситуацию. Вы идете по улице, к вам подходит незнакомый человек и начинает спрашивать, где вы живете, учитесь, как вас зовут, сколько вам лет. Как вы себя поведете?

Вывод из ответов: Мы знаем, что нельзя рассказывать незнакомым людям о себе и своей семье.

Учитель: Давайте вернемся к Интернету. Вам попался интересный форум, и вы хотите на нем общаться. Для этого вам надо зарегистрироваться. Как это правильно сделать?

Под диктовку детей «проходим регистрацию» на слайде презентации . Отвечаем на вопросы. Получаем заполненный профиль.

пишем имя и фамилию ученика

пишем конкретный адрес

Ваш электронный адрес

ставим фото реального ученика

111111-выбираем простой пароль

– Наша регистрация успешно завершена, и мы начинаем общаться на форуме. Что происходит дальше? Любой пользователь может посмотреть профиль собеседника. Теперь в Интернете есть вся информация о вас. Люди могут делиться ею между собой.

Проведем эксперимент, назовем его «Кто тебя знает» .

Описание игры. Участники – все. Пользователь – 1 человек, оставляет файл с информацией о себе и выходит. Его задача после возвращения определить, кто из участников владеет информацией? В файл вложено несколько одинаковых листов с заполненным профилем. Оставляя у себя листок, человек копирует информацию, передавая файл – делиться ею с помощью Сети. Главный герой «размещает информацию» (оставляет файл с профилями своему другу и выходит из кабинета). Ребята начинают в любом порядке «пересылать» друг другу файл, доставая листы. По возвращению Пользователь должен угадать, кто владеет информацией.

Вывод. Если информация попала в Сеть узнать, где она находится очень сложно. Управлять ею невозможно.

Формулируем 3 правило:

  • Не размещай личную информацию о себе, семье и свои фотографии.

Рассматриваем слайд с правильно заполненным профилем (СЛАЙД 4).

Ваш электронный адрес

СКРЫТЬ от других пользователей

При регистрации не надо сообщать свое полное имя, придумайте себе псевдоним (ник), используя часть своего имени или имя вымышленного героя.

Не указывайте полный адрес. Достаточно написать страну, регион, область или город.

Номер сотового телефона не нужен для регистрации. Не пишите его никогда. Если без него регистрация невозможна, откажитесь от неё и посоветуйтесь со взрослыми. Номер телефона могут использовать для скачивания денег.

Электронный адрес необходим для регистрации. Поставьте отметку «Скрыть от других пользователей», имейте запасной адрес для регистрации и не ведите с него личную переписку.

Поставьте любую симпатичную картинку. Фото можно менять.

Пароль нужен для защиты вашего профиля от взлома. При взломе от вашего имени могут разослать друзьям оскорбительные письма или прочитать личную переписку. Оказывается, взламывать пароли не так уж сложно – чаще всего большого ума для этого не требуется – только терпение. В большинстве случаев стоит попробовать несколько комбинаций – и кто угодно может получить доступ к вашей информации. Причём 91% пользователей выбирает пароли из списка первой тысячи самых популярных паролей. Не используйте в качестве пароля повторяющиеся цифры, свое имя, слова «привет» или «пароль».

-Что можно использовать в качестве пароля? Придумайте комбинацию из цифр и букв. Её сложнее подобрать.

Просмотр видеоролика «Персональные данные»

Часть 3. Онлайн запугивание и реальная жизнь.

Учитель: Существует достаточно много различных систем мгновенного обмена сообщениями. Через такую программу можно быстро общаться и легко знакомиться с новыми людьми. Иногда новый собеседник, предлагающий тебе поболтать, действительно заинтересовался тобой и хочет подружиться, но некоторые просто шлют спам или оскорбления. Задиры знают, какие форумы наиболее популярны среди подростков и используют их для своих целей, например, перепалок или провоцирования схваток в онлайновой среде.

– Как и в реальной жизни, в Интернете нам приходиться встречаться с плохо воспитанными людьми, которые могут грубить или угрожать нам. Как поступить в таком случае?

Если спор перерастает в ссору, прекрати писать в этой теме. Дождись, когда все утихнет. Помни, что даже на детских сайтах и форумах могут писать взрослые люди с преступными намерениями.

Если тебе стали приходить неприятные сообщения, заблокируй их автора, так чтобы не получать от него послания.

Иногда, разговоры или споры, которые происходят в онлайн – среде, могут иметь последствия в реальном мире. Если ты понимаешь, что автор оскорблений знает, кто ты в жизни (твоё имя, школу, адрес), сразу сообщи об этом родителям, учителю или кому-нибудь из школьного персонала, кому ты можешь доверять. Даже просто рассказ друзьям может помочь. Всегда помни, что важно рассказать кому-нибудь, что случилось, если ты хоть когда-нибудь почувствуешь себя неуютно или под угрозой. Если ты не хочешь делиться со знакомыми, то обратись по телефону доверия. Телефоны психологической помощи для детей и подростков есть во всех странах и городах, и ты легко можешь найти их с помощью поисковика . Специалисты на условиях анонимности подскажут, как себя вести. Помни, что когда рассказываешь другим, надо сохранить доказательства запугивания, так как это может быть действительно важно.

Запугивание недопустимо! Даже если ты сам невосприимчив к запугиванию, важно сообщать о серьёзных угрозах в соответствующие организации, чтобы они приняли меры прежде, чем преступник найдёт более слабую жертву. В большинстве стран существует уголовное наказание за угрозы любому человеку или беспокойство или преследование, вне зависимости от того, происходит это, в реальном или в онлайновом мире.

Теперь мы готовы сформулировать 5-ое правило.

  • Относись серьезно к угрозам в Сети. Если что-то тебя беспокоит, обратись к взрослым.

-В каких случаях на угрозы можно отреагировать самому? Как это сделать?

-В каких случаях необходимо обратиться к взрослым? (Человек знает о вас реальную информацию, требует выслать деньги, прийти по определенному адресу).

Часть 4. Ответственность за поведение в Интернете.

Многие считают, что в Интернете могут вести себя как захочется. Используют нецензурные слова, рассылают неприличные картинки и сообщения.

-Как вы думаете, допустимо ли это? (Нет, правила общения действуют и в Сети).

-Последует ли наказание за подобные действия?

– Для пресечения противоправных действий в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, при МВД России существует специальное Управление «К». Его сотрудники занимаются расследованием случаев воровства денег со счетов и кредитных карт, организации сообществ, призывающих к насилию и разжигающих межнациональную вражду, угроз и запугивания с помощью сети Интернет, кражи личных, промышленных или государственных секретов, распространение секретной информации. Квалификация сотрудников и технической службы постоянно растет. Каждое устройство, имеющее выход в Интернет имеет свой IP-адрес. Это неповторимое имя компьютера (или другого устройства), который подключается к сети интернет или локальной сети. Установить его достаточно легко, даже для непрофессионала.

Совершить преступление в Интернете и остаться не найденным практически невозможно.

  • Уважай собеседников в Интернете. Никогда и ни при каких обстоятельствах не угрожай другим, не размещай агрессивный и провокационный материал. Будь дружелюбен. Не груби.

Тест для обучающихся – Интернет: как избежать опасности.

-Будете ли вы продолжать пользоваться Интернетом? Почему?

-Какие правила будете применять для своей безопасности?

-Существует ли ответственность за нарушения законодательства в Интернете?

-Куда можно обратиться, если вас беспокоит, нечто связанное с Интернет общением?

Давайте повторим правила, которые мы сегодня уже сформулировали.

Памятки, составленные по ходу урока надо забрать с собой и вклеить в дневники.

-Вы согласны с этими правилами?

Просмотр мультфильма «Безопасный Интернет»

– Желаю всем приятного и безопасного общения!

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *