0

Вычислить сумму методом гаусса

Содержание

Данный онлайн калькулятор находит решение системы линейных уравнений (СЛУ) методом Гаусса. Дается подробное решение. Для вычисления выбирайте количество переменных и количество уравнений. Затем введите данные в ячейки и нажимайте на кнопку "Вычислить."

Предупреждение

Инструкция ввода данных. Числа вводятся в виде целых чисел (примеры: 487, 5, -7623 и т.д.), десятичных чисел (напр. 67., 102.54 и т.д.) или дробей. Дробь нужно набирать в виде a/b, где a и b (b>0) целые или десятичные числа. Примеры 45/5, 6.6/76.4, -7/6.7 и т.д.

Метод Гаусса

Метод Гаусса − это метод перехода от исходной системы линейных уравнений (при помощи эквивалентных преобразований) к системе, которая решается проще, чем исходная система.

Эквивалентными преобразованиями системы линейных уравнений являются:

  • перемена местами двух уравнений в системе,
  • умножение какого-либо уравнения в системе на ненулевое действительное число,
  • прибавление к одному уравнению другого уравнения, умноженного на произвольное число.

Рассмотрим систему линейных уравнений:

(1)

Запишем систему (1) в матричном виде:

Ax=b (2)
(3)

A-называется матрица коэффициентов системы, b − правая часть ограничений, x− вектор переменных, которую нужно найти. Пусть rang(A)=p.

Эквивалентные преобразования не меняют ранг матрицы коэффициентов и ранг расширеннной матрицы системы. Не меняется также множество решений системы при эквивалентных преобразованиях. Суть метода Гаусса заключается в приведении матрцы коэффициентов A к диагональному или ступенчатому.

Построим расшренную матрицу системы:

(4)

Предположим a11≠0. Если это не так, то можно поменять местами эту строку со строкой с ненулевым элементом в столбце 1 (если нет таких строк, то переходим к следующему столбцу). Обнуляем все элементы столбца 1 ниже ведущего элемента a11. Для этого сложим строки 2,3, . m со строкой 1, умноженной на −a21/a11, −a31/a11, . −am1/a11, соответственно. Тогда (4) примет следующий вид:

(5)

На следующем этапе обнуляем все элементы столбца 2, ниже элемента . Если данный элемент нулевой, то эту строку меняем местами со строкой, лежащий ниже данной строки и имеющий ненулевой элемент во втором столбце. Далее обнуляем все элементы столбца 2 ниже ведущего элемента a22. Для этого сложим строки 3, . m со строкой 2, умноженной на −a32/a22, . −am2/a22, соответственно. Продолжая процедуру, получим матрицу диагонального или ступенчатого вида. Пусть полученная расширенная матрица имеет вид:

(6)

Обратим внимание на последние строки. Если . равны нулю, то система линейных уравнений имеет решение, если же хотя бы один из этих чисел отлично от нуля, то система несовместна. Иными словами, система (2) совместна тогда и только тогда, когда ранг матрицы A навен рангу расширенной матрицы (A|b).

Пусть . Тогда

(7)

Так как rangA=rang(A|b), то множество решений (7) есть (n−p)− многообразие. Следовательно n−p неизвестных можно выбрать произвольно. Остальные неизвестные из системы (7) вычисляются так. Из последнего уравнения выражаем xp через остальные переменные и вставляем в предыдущие выражения. Далее из предпоследнего уравнения выражаем xp−1 через остальные переменные и вставляем в предыдущие выражения и т.д. Рассмотрим метод Гаусса на конкретных примерах.

Примеры решения системы линейных уравнений методом Гаусса

Пример 1. Найти общее решение системы линейных уравнений методом Гаусса:

Матричный вид записи: Ax=b, где

Для решения системы, запишем расширенную матрицу:

Обозначим через aij элементы i-ой строки и j-ого столбца.

Исключим элементы 1-го столбца матрицы ниже элемента a1 1. Для этого сложим строки 2,3 со строкой 1, умноженной на -2/3,-1/2 соответственно:

Исключим элементы 2-го столбца матрицы ниже элемента a2 2. Для этого сложим строку 3 со строкой 2, умноженной на 9/8:

Делим каждую строку матрицы на соответствующий ведущий элемент (если ведущий элемент существует):

Из вышеизложенной таблицы можно записать:

Подставив верхние выражения в нижние, получим решение.

,,.

Пример 2. Найти общее решение системы линейных уравнений методом Гаусса:

Матричный вид записи: Ax=b, где

Для решения системы, построим расширенную матрицу:

Обозначим через aij элементы i-ой строки и j-ого столбца.

Исключим элементы 1-го столбца матрицы ниже элемента a11. Для этого сложим строки 2,3 со строкой 1, умноженной на -1/5,-6/5 соответственно:

Исключим элементы 2-го столбца матрицы ниже элемента a22. Для этого сложим строку 3 со строкой 2, умноженной на -1:

Читайте также:  Для чего предназначен системный блок компьютера

Делим каждую строку матрицы на соответствующий ведущий элемент (если ведущий элемент существует):

Выразим переменные x1, x2 относительно остальных переменных.

где x3, x4− произвольные действительные числа.

Подставив верхние выражения в нижние, получим решение.

где x3, x4− произвольные действительные числа.

Векторный вариант решения:

Запишем вышеизложенное решение, представив свободные переменные в виде тождеств:

Тогда векторное решение можно представить так:

где x3, x4− произвольные действительные числа.

Ответ или решение 1

Наш пример состоит из модулей чисел, для начала раскроем знак модуля в соответствии с его свойствами (модуль числа это его абсолютная величина и он всегда положительный). Получаем следующее выражение:

Метод сложения Гаусса это сложение всего ряда чисел попарно, а после умножение количества пар на полученную сумму. В нашем случае – складываем первое и последнее число, таким образом формируя пары:

11+13 = 24, в результате мы получили 4 пары с суммой 24, далее умножаем:

Карл Фридрих Гаусс, величайший математик долгое время колебался, выбирая между философией и математикой. Возможно, именно такой склад ума позволил ему столь заметно "наследить" в мировой науке. В частности, создав "Метод Гаусса" .

. Почти 4 года статьи этого сайта касались школьного образования, в основном, со стороны философии, принципов (не)понимания, внедряемых в сознание детей. Приходит время бОльшей конкретики, примеров и методов . Я верю, что именно такой подход к привычным, запутанным и важным областям жизни дает лучшие результаты.

. Мы, люди так устроены, что сколько ни говори об абстрактном мышлении, но понимание всегда происходит через примеры. Если примеры отсутствуют, то принципы уловить невозможно . Как невозможно оказаться на вершине горы иначе, как пройдя весь ее склон от подножия.

Тоже и со школой: пока живых историй недостаточно мы инстинктивно продолжаем считать ее местом, где детей учат понимать.

Например, обучая методу Гаусса .

Метод Гаусса в 5 классе школы

Оговорюсь сразу: метод Гаусса имеет гораздо более широкое применение, например, при решении систем линейных уравнений. То, о чем мы будем говорить, проходят в 5 классе. Это начала, уяснив которые, гораздо легче разобраться в более "продвинутых вариантах". В этой статье мы говорим о методе (способе) Гаусса при нахождении суммы ряда

Вот пример, который принес из школы мой младший сын, посещающий 5 класс московской гимназии.

Школьная демонстрация метода Гаусса

. Учитель математики с использованием интерактивной доски (современные методы обучения ) показал детям презентацию истории "создания метода" маленьким Гауссом.

. Школьный учитель выпорол маленького Карла (устаревший метод, нынче в школах не применяется) за то, что тот,

. Этим и ценна математика, развивающая способность видеть общее в частном – абстрактное мышление. Поэтому большинство родителей и работодателей инстинктивно считают математику важной дисциплиной .

"Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
М.В.Ломоносов".

Однако, последователи тех, кто порол розгами будущих гениев, превратили Метод в нечто противоположное. Как 35 лет назад говорил мой научный руководитель: "Занаучили вопрос". Или как сказал вчера о методе Гаусса мой младший сын: "Может не стоит из этого большую науку делать-то, а?"

Последствия творчества "ученых" видны по уровню нынешней школьной математики, уровню ее преподавания и понимания "Царицы наук" большинством.

Методы объяснения метода Гаусса в 5 классе школы

Учитель математики московской гимназии, объясняя метод Гаусса по-Виленкину, усложнил задание.

Что, если разность (шаг) арифметической прогрессии будет не единица, а другое число? Например, 20.

Задача, которую он дал пятиклассникам:

посчитать сумму ряда чисел:

Прежде, чем познакомиться с гимназическим методом, заглянем в Сеть: как это делают школьные учителя – репетиторы по математике.

Метод Гаусса: объяснение №1

Известный репетитор на своем канале YOUTUBE приводит следующие рассуждения:

"запишем числа от 1 до 100 следующим образом:

1, 2, 3, . 48, 49, 50

100, 99, 98 . 53, 52, 51

"Обратите внимание: сумма каждой пары чисел из верхнего и нижнего рядов одинакова и равняется 101 ! Посчитаем количество пар, оно составляет 50 и умножим сумму одной пары на количество пар! Вуаля: Ответ готов!".

"Если вы не смогли понять – не расстраивайтесь!", – три раза в процессе объяснения повторил учитель. "Этот метод вы будете проходить в 9 классе!"

Метод Гаусса: объяснение №2

Другой репетитор, менее известный (судя по числу просмотров) использует более научный подход, предлагая алгоритм решения из 5 пунктов, которые необходимо выполнить последовательно.

Для непосвященных: 5 это одно из чисел Фибоначчи, традиционно считающееся магическим. Метод из 5 шагов всегда более научен, чем метод, например, из 6 шагов. . И это вряд ли случайность, скорее всего, Автор – скрытый приверженец теории Фибоначчи

Дана арифметическая прогрессия: 4, 10, 16 . 244, 250, 256.

Алгоритм нахождения суммы чисел ряда методом Гаусса:

4, 10, 16 . 244, 250, 256

256, 250, 244 . 16, 10, 4

Шаг 2: посчитать суммы пар чисел, расположенных в вертикальных рядах: 260.

Шаг 3: посчитать, сколько таких пар в числовом ряду. Для этого вычесть из максимального числа числового ряда минимальное и разделить на величину шага: (256 – 4) / 6 = 42.

Читайте также:  Готика 3 наказать раба юсуфа

При этом нужно помнить о правиле "Плюс один" : к полученному частному необходимо прибавить единицу: иначе мы получим результат, меньший на единицу, чем истинное число пар: 42 + 1 = 43.

  • Шаг 4: умножить сумму одной пары чисел на количество пар: 260 х 43 = 11 180
  • Шаг5: поскольку мы посчитали сумму пар чисел, то полученную сумму следует разделить на два: 11 180 / 2 = 5590.
  • Это и есть искомая сумма арифметической прогрессии от 4 до 256 с разницей 6 !

    Метод Гаусса: объяснение в 5 классе московской гимназии

    А вот как требовалось решить задачу нахождения суммы ряда:

    20+40+60+ . +460+480+500

    в 5 классе московской гимназии, учебник Виленкина (со слов моего сына).

    . Показав презентацию, учительница математики показала пару примеров по методу Гаусса и дала классу задачу по нахождению суммы чисел ряда с шагом 20.

    При этом требовалось следующее:

  • Шаг 1: обязательно записать в тетради все числа ряда от 20 до 500 (с шагом 20).
  • Шаг 2: записать последовательно слагаемые – пары чисел: первого с последним, второго с предпоследним и т.д. и посчитать их суммы.
  • Шаг 3: посчитать "сумму сумм" и найти сумму всего ряда.

    Как видим, это более компактная и эффективная методика: число 3 – также член последовательности Фибоначчи

    Мои комментарии к школьной версии метода Гаусса

    Великий математик определенно выбрал бы философию, если бы предвидел, во что превратят его "метод" последователи немецкого учителя, выпоровшего Карла розгами. Он узрел бы и символизм, и диалектическую спираль и неумирающую глупость "учителей", пытающихся измерить алгеброй непонимания гармонию живой математической мысли .

    Между прочим: знаете ли вы. что наша система образования уходит корнями в немецкую школу 18 – 19 веков?

    Но Гаусс выбрал математику.

    В чем суть его метода?

    Почему репетитор так настойчиво советовал пятиклассникам "не бояться непонимания" метода, убеждая, что "такие" задачи они будут решать аж в 9 классе? Психологически безграмотное действие. Удачным приемом было отметить: "Видите? Вы уже в 5 классе можете решать задачи, которые будете проходить только через 4 года! Какие вы молодцы!".

    Для использования метода Гаусса достаточно уровня 3 класса, когда нормальные дети уже умеют складывать, умножать и делить 2 -3 значные числа. Проблемы возникают из-за неспособности взрослых учителей, "не въезжающих", как объяснить простейшие вещи нормальным человеческим языком, не то что математическим . Не способных заинтересовать математикой и напрочь отбивающих охоту даже у "способных".

    . Или, как прокомментировал мой сын: "делающих из этого большую науку".

    Метод Гаусса, мои объяснения

    Нашему ребенку мы с супругой объясняли этот "метод", кажется, еще до школы .

    Простота вместо усложнения или игра в вопросы – ответы

    ""Посмотри, вот числа от 1 до 100. Что ты видишь?"

    "Как можно их сложить?" Сын уловил, что такие вопросы не задаются "просто так" и нужно взглянуть на вопрос "как-то по-другому, иначе, чем он делает обычно"

    "Что легче: сложить, например, 5 и 6 или 5 и 95?" Наводящий вопрос . Но ведь любое обучение и сводится к "наведению" человека на "ответ" – любым приемлемым для него способом.

    На этом этапе уже могут возникнуть догадки о том, как "сэкономить" на вычислениях.

    Если ребенок обнаружил, что сложение пар чисел, дающих в сумме сотню, плевое занятие, то "арифметическая прогрессия с разницей 1" – довольно муторная и неинтересная для ребенка вещь – вдруг для него обрела жизнь. Из хаоса возник порядок, а это всегда вызывает энтузиазм: так мы устроены!

    Зачем заставлять тупо переписывать числа последовательности в тетрадь: чтобы даже у способных не возникло и единого шанса на понимание? Статистически, конечно, а ведь массовое образование заточено на "статистику" .

    Куда делся ноль?

    И все-таки складывать числа, дающие в сумме 100 для ума гораздо более приемлемо, чем дающие 101 .

    "Школьный метод Гаусса" требует именно этого: бездумно складывать равноотстоящие от центра прогрессии пары чисел, несмотря ни на что.

    А если посмотреть?

    Все-таки ноль – величайшее изобретение человечества, которому более 2 000 лет. А учителя математики продолжают его игнорировать.

    Как упразднить "правило плюс 1"?

    Если честно, то я о таком правиле впервые услышал от того ютубовского репетитора .

    Как я до сих пор поступаю, когда требуется определить количество членов какого-нибудь ряда?

    Смотрю на последовательность:

    а когда совсем устал, то на более простой ряд:

    и прикидываю: если вычесть из 5 единицу, то получится 4, но я совершенно ясно вижу 5 чисел! Следовательно, нужно прибавить единицу! Чувство числа, развитое в начальной школе, подсказывает: даже если членов ряда будет целый гугл (10 в сотой степени), закономерность останется той же.

    Чтобы через пару – тройку лет заполнить все пространство между лбом и затылком и перестать соображать? А зарабатывать на хлеб с маслом как? Ведь мы ровными шеренгами движемся в эпоху цифровой экономики!

    Еще о школьном методе Гаусса: "зачем науку-то из этого делать. "

    Я не зря разместил скриншот из тетрадки сына.

    "Что там было, на уроке?"

    Читайте также:  Инстаграмм это соц сеть или нет

    "Ну, я сосчитал сразу, поднял руку, но она не спросила. Поэтому, пока остальные считали я стал делать ДЗ по русскому языку, чтобы не тратить время. Потом, когда остальные дописали (. ), она вызвала меня к доске. Я сказал ответ."

    "Правильно, покажи, как ты решал", – сказала учительница. Я показал. Она сказала: "Неправильно, нужно считать так, как я показала!"

    "Хорошо, что двойку не поставила. И заставила написать в тетради "ход решения" по-ихнему. Зачем науку-то большую из этого делать. "

    Главное преступление учителя математики

    Вряд ли после того случая Карл Гаусс испытал высокое чувство уважения по отношению к школьному учителю математики. Но если бы он знал, как последователи того учителя извратят самую суть метода . он взревел бы от негодования и через Всемирную организацию интеллектуальной собственности ВОИС добился запрета на использование своего честного имени в школьных учебниках.

    В чем главная ошибка школьного подхода? Или, как я выразился – преступление школьных учителей математики против детей?

    Алгоритм непонимания

    Что делают школьные методисты, абсолютное большинство которых думать не умеет ни фига?

    Создают методики и алгоритмы (см. статью об этом). Это защитная реакция, предохраняющая учителей от критики ("Все делается согласно . "), а детей – от понимания. И таким образом – от желания критиковать учителей! (Вторая производная чиновничьей "мудрости", научный подход к проблеме ). Человек не улавливая смысл скорее будет пенять на собственное непонимание, а не на тупость школьной системы.

    Что и происходит: родители пеняют на детей, а учителя . то же на детей, "не понимающих математику.

    Что сделал маленький Карл?

    Абсолютно нешаблонно подошел к шаблонной задаче. Это квинтэссенция Его подхода. Это главное, чему следует учить в школе: думать не учебниками, а головой. Конечно, есть и инструментальная составляющая, которую вполне можно использовать . в поисках более простых и эффективных методов счета.

    Метод Гаусса по-Виленкину

    В школе учат, что метод Гаусса состоит в том, чтобы

  • попарно находить суммы чисел, равноотстоящих от краев числового ряда, непременно начиная с краев!
  • находить число таких пар и т.д.
  • что, если число элементов ряда окажется нечетным, как в задаче, которую задали сыну.

    "Подвох" состоит в том, что в этом случае следует обнаружить "лишнее" число ряда и прибавить его к сумме пар. В нашем примере это число 260.

    Как обнаружить? Переписывая все пары чисел в тетрадь! (Именно почему учительница заставила детей делать эту тупую работу, пытаясь научить "творчеству" методом Гаусса . И именно поэтому такой "метод" практически неприменим к большим рядам данных, И именно поэтому он не является методом Гаусса).

    Немного творчества в школьной рутине .

    Сын же поступил иначе.

    Сначала он отметил, что умножать легче число 500, а не 520

    (20 + 500, 40 + 480 . ).

  • Потом он прикинул: количество шагов оказалось нечетным: 500 / 20 = 25.
  • Тогда он в начало ряда добавил НОЛЬ (хотя можно было и отбросить последний член ряда, что также обеспечило бы четность) и сложил числа, дающие в сумме 500
  • А практически делается еще легче, что и позволяет выкроить 2-3 минуты на ДЗ по русскому, пока остальные "считают". К тому же сохраняет количество шагов методики: 5, что не позволяет критиковать подход за антинаучность.

    Явно этот подход проще, быстрее и универсальнее, в стиле Метода. Но . учительница не то, что не похвалила, но и заставила переписать "правильным образом" (см. скриншот). То есть предприняла отчаянную попытку задушить творческий импульс и способность понимать математику на корню! Видимо, чтобы потом наняться репетитором . Не на того напала .

    Все, что я так долго и нудно описал можно объяснить нормальному ребенку максимум за полчаса. Вместе с примерами.

    Причем так, что он это никогда не забудет.

    И это будет шаг к пониманию . не только математики.

    Признайтесь: сколько раз в жизни вы складывали методом Гаусса? И я ни разу!

    Но инстинкт понимания, который развивается (или гасится) в процессе изучения математических методов в школе . О. Это поистине незаменимая вещь!

    Особенно в век всеобщей цифровизации, в который мы незаметно вошли под чутким руководством Партии и Правительства.

    Несколько слов в защиту учителей .

    Несправедливо и неправильно всю ответственность за такой стиль обучения сваливать исключительно на школьных учителей. Действует система.

    Некоторые учителя понимают абсурдность происходящего, но что делать? Закон об образовании, ФГОСы, методики, технологические карты уроков . Все должно делаться "в соответствии и на основании" и все должно быть задокументировано. Шаг в сторону – встал в очередь на увольнение. Не будем ханжами: зарплата московских учителей ну очень неплохая . Уволят – куда идти.

    Поэтому сайт этот не об образовании. Он об индивидуальном образовании, единственно возможном способе выбраться из толпы поколения Z .

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *