Содержание
- 0.0.1 11.1 НАПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ ЗАВИСЯТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА.
- 0.0.2 11.1.1 Безударные личные окончания глаголов
- 0.0.3 11.1.2 Безударные гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
- 0.0.4 11.1.3 Безударные гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
- 0.0.5 11.2 НАПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ЗАВИСЯТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА.
- 0.0.6 11.2.1 Гласные перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени
- 0.0.7 11.2.2 Аналогично правило работает и при определении безударной гласной буквы перед суффиксами деепричастий прошедшего времени :
- 0.0.8 11.2.3 Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
- 1 Ответ
Настя Сова запись закреплена
Без названия254
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (Al—А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) звОнишь
2) принявший
3) нАчала (петь)
4) пОняв
A2. Значение какого слова определено неверно?
1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ — осуществляемый группой лиц
2) ПРЕСЛОВУТЫЙ — широко известный, заслуживающий положительной оценки
3) РЕЗЮМИРОВАТЬ — кратко обобщить
4) КОМФОРТ — бытовые удобства; то, что создает удобства
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) молодые бухгалтеры
2) ихней работой
3) в течение тридцати пяти минут
4) дамских туфель
А4. Выберите грамматически правильное продолжение пред¬ложения.
Высказав мысль о необходимости разностороннего образо¬вания,
1) она очень слабо аргументирована.
2) учёный не счёл нужным комментировать её.
3) ее аргументация практически отсутствует.
4) в статье поднимается очень актуальный вопрос.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с на¬рушением синтаксической нормы).
1) В журнале была опубликована рецензия на новый сбор¬ник стихов молодых поэтов.
2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её по¬этичность и живописность.
3) В картине художника Богатова «Соседки» поражает рос¬кошный интерьер комнаты.
4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней ут¬варью.
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1). (2)Если температура хотя бы чуть-чуть выше абсолют¬ного нуля, на поверхности стыка атомы металла постепенно пе¬ремещаются из одной детали в другую. (З)Такая диффузия в конце концов приводит к холодной сварке. (4)На Земле этому процессу мешает пленка окиси, возникающая под действием кислорода воздуха и паров воды. (5)В космическом вакууме окисная пленка не образуется. (6). приходится принимать спе¬циальные меры, чтобы не «схватились» контактирующие детали, которые не нужно сваривать.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) С увеличением размеров космических конструкций воз¬растают проблемы их технического обслуживания на Земле.
2) Прочно соединить детали в космическом вакууме не¬сложно.
3) Освещенная Солнцем поверхность на околоземной орбите нагревается до 150 °С.
4) В условиях невесомости легче производить очистку металла.
А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Несмотря на это,
2) Ведь
3) Поэтому
4) Потому что
А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одной из частей второго (2) предложения текста?
1) выше нуля
2) температура чуть-чуть выше
3) температура выше
4) атомы постепенно перемещаются
А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложе¬ния текста.
1) сложносочинённое 3) сложное бессоюзное
2) сложноподчинённое 4)-простое
A10. Укажите предложение, в котором есть причастие.
1) 5 2) 2 3) 3 4) 4
А11. Укажите значение слова ХОЛОДНОЙ в предложении 3.
1) не греющей, не излучающей тепла
2) имеющей низкую температуру
3) проходящей при низкой температуре
4) плохо сохраняющей тепло
А12. В каком слове есть суффикс -ЮШК-?
1) зверюшка 3) индюшка
2) клюшка 4) плюшка
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Прямые и круговые участки железнодорожного пути соеди¬нены между собой криволинейными — с таким переме(2)ым ра¬диусом, чтобы центробежная сила нарастала постепе(3)о.
1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 3
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) понимание, проверять, удовлетворительно
2) материалистический, выт..реть, упрощение
3) осм..леть, п..строватый, разлинованный
4) бл.хнуть, одобрительный, компромисс
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) под..двинуть, перен..ладить, об..злённый
2) об..ездить, интервьюировать, конъюнктура
3) пр.хмирев, правопреемник, прилежный
4) бе..шовный, расщедрился, и..царапать
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишет¬ся буква И?
1) выдел..шь главное, значимый для нас
2) овца щиплет траву, движимый чувством
3) погас..м свечи, неописуемая радость
4) увид..шь друга, непромокаемый плащ
А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу¬щена буква Е?
A. милост..вый
Б. фасол..вый
B. выдёрг..вая
Г. выкил..ть
1) А, Б, В 2) Б, В, Г 3) А, Г 4) Б, Г
А18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Сколько н(1) просили Митю сходить за хворостом, он н(2) произнёс н(3) единого слова и даже н(4)чем н(5) показал, что слышит своих спутников.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4, 5 3) 1, 2, 5 4) 3, 4
А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Петровы ТО(ЖЕ) отдыхали на Кавказе и (ПО)ЭТОМУ так хорошо знают эти места.
2) ПО(ТОМУ), как отец посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) знает о происшествии.
3) Среди знакомого леса теряешься, словно все деревья и кусты ТОТ(ЧАС) скинули общую зелёную маску, (ТО)ЖЕ самое дерево выглядит совсем иначе.
4) НА(КОНЕЦ) стало темнеть, и я, (ТАК)ЖЕ как и мои то¬варищи, потерял надежду дойти сегодня до устья реки.
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью ( ) и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.
1) 1, 3 3) 2, 3, 4
2) 1, 2, 3 4) 2, 4
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот лите¬ратурный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.
1) 1,2,3,4 3) 3,4
2) 1, 2 4) 1, 3
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Немецкий художник Дюрер много путешествовал по Ита¬лии и Нидерландам и был хорошо знаком с искусством этих стран.
2) Художник сумел передать внешность этого человека и ха¬рактер и настроение.
3) Солнце — мощный источник как света и тепла так и дру¬гих излучений.
4) Часть населения или пешком или на телегах или на маши¬нах двинулась из города.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предло¬жении?
Обаяние, как дар особой привлекательности, было у великого актера Качалова подлинно артистическим: ему были даны и стат¬ность фигуры, и пластичность жеста, и прославленный голос, пора¬жавший своим диапазоном и неисчерпаемым разнообразием красок.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указы¬вает на условие совершения того, о чём говорится во вто¬рой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня¬ет, раскрывает содержание первой части.
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
1) 1. 3
2) 1, 4
3) 2, 3, 4
4) 2, 4
А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) ес¬ли писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 3
3) 1, 3, 4
4) 2, 4
А27. В каком предложении придаточную часть сложнопод¬чинённого предложения нельзя заменить обособленным опреде¬лением, выраженным причастным оборотом?
1) Благодаря солнечным батареям, которые установлены на крышах домов, расходы на электроэнергию снижаются в десять раз.
2) Осенним утром солнце напоминает кусок речного льда, который тает над еловыми берегами.
3) Как показали исследования учёных, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы Земли не было.
4) Громко шелестит под сапогами сухая, ломкая трава, кото¬рую ещё не тронул иней.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
(1)Во время командировки я поскользнулся на обледенев¬шей лестнице и сильно повредил руку. (2)3апястье распухло, де¬лать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (З)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной район¬ной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут толь¬ко не было! (б)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо крича¬щие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках из¬мученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.
(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (Ю)Вначале послышался какой-то глухой ро¬пот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недо¬вольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущенно-жалобный вой наполнил весь ко¬ридор.
(12)«Господи, зачем я здесь!» — думал я, глядя на этих лю¬дей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил дейст¬вовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистрату¬ры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.
— (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19) Пожалуй ста, устройте!
(20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.
— (21)Отойдите все от дверей, отойдите! — проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:
— (23)Сейчас вас вызовут!
(24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряже¬ния, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то не¬свежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнул¬ся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей коф¬точке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.
— (29)Потерпи. маленький, потерпи, скоро мы пойдём! (ЗО)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками,
пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь рас¬пахнулась, и медсестра звонко крикнула:
— (ЗЗ)Никитин, на прием!
(34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Ники¬тин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.
— (Зб)Никитин кто? (37)Где он?
(38)Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:
— (39)Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!
(40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41 )Я ото¬шёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь не¬го летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтован¬ной ручкой.
— (44)Не подошёл ещё Никитин? (45)Ну, тогда следующий по очереди.
(По К. Акулинину)
А28. Какое значение имеет описанный эпизод для героя текста?
1) Герой текста приходит к выводу: в современном обществе всё решают деньги.
2) Герой текста ощущает свою потерянность перед увиден¬ным.
3) Герой текста убеждается, что очереди к врачу создаются намеренно.
4) Очередь к врачу становится для героя текста испытанием на нравственную прочность.
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложе¬ниях 24—43?
1) рассуждение
2) описание
3) повествование и описание
4) повествование и рассуждение
А30. В каком предложении употребляется фразеологизм?
1) 10
2) 14
3) 16
4) 4
ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1—В8), начи¬ная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в от¬дельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке об¬разцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запяты¬ми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
В1 Укажите способ образования слова ОЖИДАНИЕ (пред¬ложение 7).
В2 Из предложения 16 выпишите все предлоги.
В3 Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ВДРУГ УТКНУЛСЯ (предложение 25).
Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
В4 Среди предложений 14—24 найдите простое односостав¬ ое неопределённо-личное предложение. Напишите номер это¬го предложения.
В5 Среди предложений 21—31 найдите предложение с нео¬бособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
В6 Среди предложений 17—35 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого сложного предложения.
В7 Среди предложений 24—28 найдите такое, которое со¬единяется с предыдущими при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28— А30, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенно¬сти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответ¬ствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они за¬писаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
В8. «Описание очереди к врачу в обычной районной больнице
является центральным в рассказе К. Акулинина. («лам-
почка. разбрызгивала пучки жёлтенького света» в предложе-
нии 24), («женщины, . старики, старшеклассницы»),
(«пушистую головку», «доверчивыми глазами») — все
эти средства выразительности неслучайны в тексте, как неслу-
чайны и (например, предложение 39), которые обуслов-
лены включением в текст диалога».
Список терминов:
1) антитеза
2) фразеологизм
3) разговорные синтаксические конструкции
4) эпитеты
5) диалектизмы
6) гипербола
7) градация
8) ряд однородных членов
9) метафора
ЧАСТЬ 3
Для ответа к заданию этой части используйте бланк отве¬тов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напи¬шите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрез¬мерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора (рассказ¬чика) прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргу¬ментируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),.не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или пол¬ностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
А1 A2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
2 2 2 2 2 2 2 3 4 1
А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18 А19 А20 А21
1 1 1 3 4 1 4 1 1 1 2
А22 А23 А24 А25 А26 А27 А28 А29 А30
1 3 4 2 3 3 4 3 4
№ задания Ответ
В1 суффиксальный
В2 на.поверх.в
ВЗ примыкание
В4 23
В5 25
В6 34
В7 28
В8 9,8,4,3
Основные проблемы 1) проблема нравственной прочности человека
(почему именно в обыденных житейских ситуациях
зачастую проявляется нравственная сущность челове-
ка? как ведут себя люди, сидящие в очереди? как ав-
тор относится к окружающим?);
2) проблема совести (кто «напоминает» герою тек-
ста о его нравственном долге? какими последствиями
грозит обществу утрата моральных устоев?);
3) проблема гуманного отношения к больным в
медицинских учреждениях (допустимо ли подвергать
таким испытаниям больных людей? к каким последс-
твиям приводит равнодушное отношение к больным
людям?).
Авторская позиция 1) в самых, казалось бы, обыденных ситуациях,
когда нужно уступить место пожилому человеку в об-
щественном транспорте или помочь больному перей-
ти улицу, наиболее ярко проявляется нравственная
сущность человека;
2) доверчивые глаза ребёнка пробудили совесть в
душе героя текста, и он понимает, что нечестно ре-
шать свои проблемы за счет других людей;
3) бездушное, формальное отношение к больным
людям красноречиво свидетельствует о том, что чело-
век до сих пор не воспринимается в нашем обществе
как высшая ценность.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Пояснение (см. также Правило ниже).
щиплет, 1 спр.
непромокаемая от промокаем, 1 спр.
проверяемый, от проверяем, 1 спр.
Аналоги к заданию № 509: 547 Все
НАПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
Для успешного выполнения задания учащиеся должны знать:
—что такое личная форма глагола;
—что такое спряжение, как его определить, в чём его значимость;
—как зависит написание суффикса причастия от спряжения глагола;
—в каких случаях написание суффикса причастия/деепричастия определяется спряжением, а в каких нет.
11.1 НАПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ ЗАВИСЯТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА.
Правило определения спряжения глагола является базовым, основным правилом для ТРЁХ орфограмм, изложенных в этом пункте.
В зависимости от буквы в окончании все глаголы относят к I или II спряжению . Исключения составляют разноспрягаемые глаголы
Пояснения к таблице.
1. Если личное окончание находится под ударением, то определить спряжение глагола легко: в приведённых парах личные формы глаголов ИДТИ, ПЕТЬ и СИДЕТЬ, КРИЧАТЬ имеют ударные личные окончания.
Глагол относится к I спряжению, если его окончание содержит Е; УТ/ЮТ .
Глагол относится к II спряжению, если его окончание содержит И; АТ/ЯТ .
Слов с ударным окончанием достаточно много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.
Обратите внимание: появление приставки ВЫ не влияет на написание окончания: ВЫлетИТ, ВЫгорИТ, ВЫпечЕТ, ВЫльЕТ.
2. Вторые пары слов, личные формы глаголов ПИСАТЬ, ДЕЛАТЬ и СМОТРЕТЬ, ДЫШАТЬ, не имеют ударения на окончании. В них написаны буквы Е- УТ и И -ЯТ только потому, что было установлено: это глаголы I и II спряжения. Список слов с безударным окончанием гораздо более обширен.
Спряжения слова с безударным окончанием определяют, исходя из того, на какие буквы оканчивается глагол в начальной форме (или в инфинитиве, или в неопределённой форме).
Обратите внимание : фраза «на что оканчивается» не равна фразе «окончание слова». У инфинитива нет окончания, он может только оканчиваться на что-то, обычно пишут три последние буквы: читАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), борОТЬся (-оть), где буква перед ТЬ является суффиксом. Окончание есть у глаголов в личных формах: читаЮТ, гнЁТ, дышАТ. Поэтому неверно: глагол оканчивается на АТ, значит, он первого спряжения.
I спряжение | II спряжение |
Все остальные глаголы на -ОТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -ТИ,-УТЬ, -АТЬ, -ЫТЬ.
1) все глаголы на -ИТЬ, кроме
стелить (употребляется только в инфинитиве и прошедшем времени; личные глагольные формы образуются от глагола стлать — стелют),
2) 4 глагола на -АТЬ и 7 глаголов на -ЕТЬ: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть .
Обратите внимание : добавление приставки не изменяет спряжение глагола. Таким образом, и ЗАгнать, и ПРИсмотреть, и Услышать будут по-прежнему глаголами второго спряжения.
Примечание 1: В начальной школе вас учили определять спряжение по третьему лицу глагола: если ОНИ УТ или ЮТ, то это—глагол I спряжения, а если ОНИ АТ или ЯТ, то II. Да, это правило работает, но только в том случае, если вы точно знаете, как правильно написать третье множественное (ОНИ). В этих примерах—они бор..тся или они слыш..т— выбрать буквы Я/Ю или А/У сложно, а вот умение определять спряжение по инфинитиву не подведёт: бороться (на ОТЬ, I спряжение, значит, пишем ЮТ; слышать (II спр., исключ., пишем АТ).
Примечание 2 : Инфинитив должен быть того же вида, что и личная форма глагола. К примеру, есть слово «настраивает» (он). Инфинитив будет «настраивать», что делать?, несовершенный вид, как и у слова «настраивает». Это первое спряжение, поэтому пишется Е. Если же ошибочно взять инфинитив другого вида, «настроить» (что сделать), то уж выходит второе спряжение, и нужно писать И. Это букву мы напишем в форме «настроИт» (что сделает, совершенного вида).
Примечание 3 . Постфикс СЯ/СЬ не влияет на спряжение.
Примечание 4 . В некоторых инфинитивах написание букв перед ТЬ (ЕТЬ/ИТЬ/ЯТЬ) вызывает сложности. Таблица таких глаголов опубликована в «Справке» к заданию 10.
Примечание 5: К некоторым глаголам подобрать неопределённую форму непросто. Записывайте такие глаголы и запоминайте их начальные формы. Например, слово «уколет» имеет начальную форму уколоть (не уколить), глагол «мелет» имеет форму молоть (не мелить).
Рассмотрим орфограммы, основанные на этом правиле.
11.1.1 Безударные личные окончания глаголов
Чтобы определить, писать в окончании глагола букву И или Е, требуется установить его спряжение.
Первым делом убедитесь в том, что в глаголе нет приставки вы, если же она есть, уберите её и следуйте основному правилу определения спряжения глагола. Не обращайте внимания на постфикс СЯ или СЬ, он не влияет на спряжение. Например, даны слова: постро..шь, устраива..т (он), обид..тся (он), вынес..т (он).
Увидели приставку вы в слове вынес..т, убрали её, осталось слово несЁТ с ударным окончанием.
Остальные глаголы ставим в начальную форму (не путаем ВИД!) и определяем спряжение: построИТЬ (II спряжение, на ИТЬ), устраивАТЬ (I спряжение, на АТЬ, нельзя «устроить», вид не тот), обидЕТЬся (II спряжение, исключение). Вставляем буквы: построИшь, устраиваЕт (он), обидИтся (он), вынесЕт (он).
11.1.2 Безударные гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Ключевым моментом этого правила является понимание того, что причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени, а выбор присоединяемых суффиксов причастий УЩ/ЮЩ или АЩ/ЯЩ зависит от спряжения глагола . Верно образованные и правильно написанные причастия имеют в суффиксе ту же букву, что и глаголы в 3 лице. Сравним:
УТ/ЮТ | АТ/ЯТ |
И это не совпадение не случайно, ведь для образования причастий от глаголов I спряжения используются суффиксы УЩ/ЮЩ, а для образования причастий от глаголов II спряжения — АЩ/ЯЩ.
Как видно из таблицы, гласные буквы в окончаниях глаголов УТ(ЮТ) и АТ(ЯТ) совпадают с буквами в суффиксах причастий: они мечтаЮт — они мечтаЮщие; они колЮт — они колЮщие; они дремлЮт — они дремлЮщие.
Рассмотрим на примерах, как знание правил образования причастий настоящего времени помогает избежать ошибок.
Возьмём глагол «следовать». Образуем от глагола «следовать», 1 спряжения, 3-е лицо: следуЮТ. Уберём окончание, оставим основу, добавим суффикс: следу+ЮЩ+ий=следуЮЩий. Вот почему неверно «следущий», без буквы Ю.
Образуем причастие от слова «быть», 1 спряжение. Ставим в третье лицо, они будУТ Образуем причастие, беря основу: буд+УЩ+ий= будУЩий. Вот почему неверно «будующий», с буквой Ю.
Возьмём слово с неясной букой в суффиксе леле(Я/И/Е)ть. Не знаем букву в инфинитиве, значит, не можем определить спряжение. Такие слова нужно запоминать. В «Справке» к заданию 10 это слово было в табличке, потому вписываем лелеЯть, а далее по схеме: спряжение I, значит, они лелеЮТ, значит, лелеЮЩий.
В задании 11 нам предлагается пройти обратный путь, то есть определить спряжение глагола по уже образованному причастию и вставить букву.
Кашля. щий←кашляЮТ←кашлЯТЬ. Спряжение I, суффикс причастия ЮЩ;
Бор..щийся←бор(Ю/Я)тся←борОТЬся. По третьему лицу спряжение не удалось определить, по начальной легко, I спряжение, нужен суффикс ЮЩ;
Увлека..щийся←увлекаЮТся←увлекАТЬся, спряжение I, суффикс причастия ЮЩ;
Мел..щий (кофе, зерно или говорящий ерунду, чепуху )←молОТЬ, спряжение I, суффикс причастия ЮЩ
Запомним слова-исключения из этого правила:
брезжУЩий, зыблЮЩийся, зиждУЩийся, внемлЮЩий.
11.1.3 Безударные гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Как и в предыдущем пункте, выбор присоединяемых суффиксов причастий ЕМ или ИМ зависит от спряжения глагола.
Верно образованные и правильно написанные причастия имеют в суффиксе ту же букву, что и глаголы в 1 лице множественного числа (мы). Сравним:
ЕМ | ИМ |
Для образования причастий от глаголов I спряжения используются суффиксы ЕМ/ОМ, а для причастий от глаголов II спряжения— ИМ.
Рассмотрим, как применять это правило на примерах.
Расходу. мый (материал)← (мы) расходуЕМ← так как «расходовАТЬ» — глагол I спряжения , суффикс причастия ЕМ, окончание глагола ЕМ;
Неконтролиру. мый (процесс)←(мы) не контролируЕМ←так как «контролировАТЬ» — глагол I спряжения, суффикс причастия ЕМ, окончание глагола ЕМ.
Запомним слова, написание букв в суффиксе которых вызывает затруднение:
приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕМый.
Слово движИМый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать», а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.
11.2 НАПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ЗАВИСЯТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА.
Сформулируем общее правило, понимание которого позволит не допускать ошибок: причастия и деепричастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива , поэтому достаточно знать, как пишется инфинитив и как происходит образование глагольных форм.
11.2.1 Гласные перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени
Написание пропущенной буквы в причастиях типа увидЕвший, обидЕвший, наклеИвший определяется только тем, какая буква была на этом месте в начальной форме глагола , ведь эти слова образованы от основ увидЕть, обидЕть, наклеИть при помощи суффикса ВШ. Эта буква—та же самая, что и перед Л в глаголах прошедшего времени: тот, который увидЕл—увидЕвший, отредактировАл—отредактировАвший, переписывАл—переписывАвший.
Приведём примеры из задания 11
ненавид. вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: ненавидЕть. Вписываем эту букву в причастие, ненавидЕвший.
Обратите внимание : то, что глагол входит в список исключений, для данного правила не имеет никакого значения.
Приведём пример ошибочного рассуждения: слово образовано от глагола -исключения, значит, нужно писать и. (Букву и нужно писать, но только в формах не прошедшего времени, а в формах настоящего).
выгор..вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: выгорЕть. Вписываем эту букву в причастие, выгорЕвший.
11.2.2 Аналогично правило работает и при определении безударной гласной буквы перед суффиксами деепричастий прошедшего времени :
Сравним пары слов в столбиках:
Причастия (какой?, который что сделал)
ПрисЕвший
ПрисЕв
Гласная буква—суффикс начальной формы— перед выделенными суффиксами ОДНА и та же, и она «перешла» вместе с основой начальной формы глагола, от которой обе формы образованы.
Приведём словообразовательные цепочки: обессилЕть→обессилЕвший (причастие), обессилЕть→обессилЕв (деепричастие); измучИть→измучИвший(причастие), измучИть→измучИв (деепричастие); посеЯть→посеЯвший (причастие), посеЯв (деепричастие).
11.2.3 Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Формы страдательных причастий образуются от основ инфинитива при помощи суффикса ЕНН или НН.
Если основа глагола оканчивается не на ИТЬ, то есть с сохранением гласной буквы основы, например:
ЗарисовАть→зарисовА+НН+ый=зарисованный, в слове два суффикса;
замаскировАть→замаскировА+НН+ый=замаскированный, в слове два суффикса;
обстрелЯть→обстрелЯ+НН+ый=обстрелянный, в слове два суффикса.
Таким образом, перед НН пишется та же самая буква, что и в основе инфинитива.
Если основа глагола оканчивается на ИТЬ, то есть с усечением гласной буквы основы, например:
УкусИть→укуш+ЕНН+ый=укушенный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН;
подстрелИть→подстрел+ЕНН+ый=подстреленный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН;
закрасИть→закраш+ЕНН+ый=закрашенный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН.
Таким образом, чтобы правильно написать суффикс причастия, образованного от глагола на ИТЬ, нужно ить заменить на ЕНН.
Отдельно стоит отметить случаи, если основа глагола оканчивается на ЕТЬ: некоторые лингвисты считают в причастиях суффикс ЕНН, другие видят два суффикса, Е и НН:
УвидЕть→увидЕ+НН+ый=увиденный, указаны два суффикса;
рассмотрЕть→рассмотр+ЕНН+ый= рассмотренный, указан один суффикс.
При разном подходе к определению состава слова написание буквы Е перед НН остаётся неизменным.
Как вы уже заметили, буквы и перед НН не бывает никогда.
Этим же правилам подчиняются и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида:
пилИть→пил+ЕН+ый=пиленый, суффикс И усекается, добавляется ЕН;
вязАть→вязА+Н+ый=вязаный, в слове два суффикса;
сеЯть→сеЯ+Н+ый= сеяный, в слове два суффикса.
Ряд слов, образованных от ПОХОЖИХ глаголов нужно отметить особо.
выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть);
развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕннный товар (взвесИть);
замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вывалИть).
Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов
измучЕННый (измучИть), слова «измучанный» нет;
измерЕННый (измерИть, что сделать?, от измерЯть причастия прошедшего времени не образуется);
От развилки, на которой мы стояли, оставалось ещё пять вёрст до ближайшей деревни. Мы услышали, что на город надвигается гроза. Утром, когда я открыл глаза, первые лучи солнца уже пробивались сквозь облака.
- Попроси больше объяснений
- Следить
- Отметить нарушение
Kireeva2003 08.08.2019
Ответ
Ответ:
От развилки, (какой?) на которой мы стояли, оставалось ещё пять вёрст до ближайшей деревни.
Мы услышали, (что?) что на город надвигается гроза.
Утром, (когда?) когда я открыл глаза, первые лучи солнца уже пробивались сквозь облака.