0

Замена букв в словах

Главная » Игры со словами » Метаграммы

Можно ли сделать из мухи слона? Запросто, если чему-то незначительному вы придадите слишком большое значение. Но если вы захотите принять участие в нашей следующей игре, то тут нужно будет хорошенько поломать голову, чтобы сделать из мухи слона, из кошки мышку, а из врага друга.

В этот раз на старт вышли метаграммы, то есть новые слова, которые образуются, если в исходных словах изменить всего одну букву. Был, допустим, мир, а стал миг, была группа густо растущих кустов или лиственных деревьев (купа), но стоило заменить одну букву, как она превратилась в отдельное помещение в вагоне для нескольких пассажиров (купе). Так, меняя каждый раз по букве, можно выстроить целую цепочку слов:

зуб — куб — кум — ком — кот — рот

Русский язык так богат, что позволяет с помощью метаграмм из одного слова получить множество других:

Был день, стала ночь:
1. день — сень — сель — соль — ноль — ночь;
2. день — пень — пена — вена — вина — виза — ваза — фаза — фара — кара — кора — кожа — ложа — ложь — рожь — роль — ноль — ночь.

От мрака — к свету:
Мрак — брак — брус — трус — трос — трон — урон — урок — срок — сток — стон — стан — стая — свая — сват — свет

Как река стала лужей, а затем превратилась в море:
река — рука — лука — лужа — ложа — лоза — поза — пора — гора — горе — море.

Нога может стать рукой:
Нога — нота — рота — роза — лоза — луза — муза — мука — рука

А Луна Марсом:
Луна — лупа — лапа — лама — рама — раса — роса — коса — кора — гора — горе — море — морс — Марс

Дым может стать паром, а пар превратиться в лед:
1.Дым — дом — сом — сор — бор — бар — пар — пир — пик — лик — лак — лад — лед

Как из ржи муку получить:
рожь — ложь — ложа — лужа — лука — мука

Как суп попал в рот:
суп — сук — сок — сом — ром — рот

Как тесто превращается в булку:
1.тесто — место — месть — масть — пасть — паста — каста — каска — качка — пачка — палка — балка — белка — булка
2.тесто — место — месть — масть — пасть — паста — каста — карта — парта — парка — барка — бурка — булка;

Волк в тигра:
волк — полк — пола — пора — пара — пава — лава — лавр — ливр — литр — титр — тигр;

Барс в лису:
барс — фарс — фара — пара — папа — лапа — липа — лиса;

Коза то в лань, то в коня, то в волка:
1. коза — роза — риза — виза — вина — вена — пена — пень — день — лень — лань
2. коза — кора — корь — конь
3. коза — поза — пола — полк — волк;

Паук в муху:
паук — парк — пара — кара — Кура — купа — лупа — лука — мука — муха;

Кошка в мышку, а мышка в мишку:
кошка — мошка — мышка — мишка;

Ворона в корову:
ворона — корона — корова;

Сойка в чайку:
сойка — сайка — чайка;

Гриб в гнома:
гриб — грим — гром — гном;

Жаба в рыбу:
жаба — раба — рыба;

Рак в кита:
рак — рок — сок — сом — ком — кот — кит;

Муха в слона:
муха — мура — тура — тара — ката — каре — кафе — кафр — каюр — каюк — крюк — крок — срок — сток — стон — слон.

Коза смотрит на репу, но не знает, как до нее добраться:
коза — лоза — луза — муза — мука — рука — река — репа

Душа переселяется в тело:
душа — суша — сушь — суть — сеть — сень — сено — село — тело

Враг становится другом:
враг — врач — грач — граб — краб — крап — круп — круг — друг;

Как лиса добралась до норы:
лиса — липа — лапа — папа — пара — пора — нора;

Играя в метаграммы, важно не просто перейти от одного слова к другому, но и найти самый короткий путь. В зачет идут имена существительные в именительном падеже, как нарицательные, так и собственные.

Помните, что изменять можно в слове только одну букву, переставлять буквы местами, чтобы получилось новое слово, нельзя! К примеру, чтобы сделать из мухи слона, один из читателей газеты «Комсомольская правда» прислал такой вариант:

Муха — мура — уран — улан — клан — клон — слон.

Казалось бы, найден самый короткий путь, цепочка содержит всего семь слов, но скачок от «муры» к «урану» произведен не по правилам, а значит, этот результат не зачитывается.

В качестве разминки предлагаю подобрать метаграммы к словам:

дверь, олово, слух, трюк, крез, сорт, друг, казак, темя, отрог, тема, крен, извоз, сейф, кора, вера. кабан, июнь, тура. кадры, каска, пюре, скат, литр, торт, кисея, уксус, тумба, кафе, трос. кайма, лорнет, казна, пума, кепка, опал, серп, кома. моль, палач, кефир, мята, сани, отрок.

Постройте к предложенным парам цепочки из:
1. трех, четырех, пяти слов (включая исходное и конечное):
сабо — сага, слон — смог; лох — меч, наган — кагат, река — кейс, пять — семь.
Например: капот — капор — напор.
2. Шести, семи, восьми, девяти слов:
мама — мать, лом — кол, миро — порт, мука — корж, гусь — дичь, бурак — вагон, щит — меч, круг — овал, мост — река, гора — сани, липа — роща, сума — лань, губа — мина.
3. Самые длинные цепочки включают в себя 10, 11, 12, 13, 14, 17 и 19 слов:
линь — морж, сила — лиса, вилка — миска, пень — рожь, рейс — шина, миг — век.
Возможно, вам удастся составить более короткие цепочки.

На основе метаграмм поэты сочиняют много забавных стихотворений, которые нравятся не только детям, но и взрослым, есть также немало загадок и интересных игр.

МЕТАГРАММЫ. СТИХИ

А.Шибаев:

На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Тает снег. Течет ручей,
На ветвях полно врачей.
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.

В.Суслов «Трудные буквы»

На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.

Забодал меня котёл,
На него я очень зол.

Пять баранов скушал Толька
И сказал:»Ещё бы столько…»

Жучка будку не доела:
Неохота, надоело…

Мы собираем васильки,
На головах у нас щенки.

Сели в ложку и — айда! —
Покатили вдоль пруда.

А.Максаков

-Ой, — кричат вокруг хозяйки, —
В огород забрались майки.

Доски на гору везем,
Будем строить новый ком.

Между гор издалека
Течет бурая щека.

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед.

Писем мы не написали,
Тучку целый день искали.

Любопытные мартышки
Собирают с елок фишки.

Здесь хорошее местечко, —
Протекает мимо печка.

Слезы льются у Оксанки:
У нее сломались банки.

Стужа. Снег. Метут метели,
Темной ночью бродят двери.

Прилетел из леса лук,
И залез под толстый сук.

Жил в лесу один чудак,
Разводил в саду он лак.

Мышка спряталась под горку
И грызет тихонько норку.

Утром кости к нам пришли,
Всем подарки принесли.

Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли шапки.

Читайте также:  Дипольная антенна своими руками

Подарила мама ночке
Разноцветные платочки.
Очень рада бочка
Маленьким платочкам.

Н.Голь «Мышка в норке»

Мышка в норке росла,
Мышка грызла корки,
Только грызла тоска
Мышку в этой норке.
И решила от тоски:
«Я меняю Ы на И!»

Мишка лапу сосет.
Косолапый тужит:
«Очень скудный ужин!
В этой норке тесно,
Жить неинтересно,
Как-то сыро и темно…
Я меняю И на О!»

Мошка в норке живет,
Мошка крошку сосет.
«Неуютно дома —
Целые хоромы.
От кровати до ворот —
Очень длинный перелет.
Это не годится:
Я ведь вам не птица!
Нет ни в чем моей вины,
Я меняю О на Ы!»

Мышка в норке сидит,
У нее довольный вид.

МЕТАГРАММЫ. ЗАГАДКИ

Он грызун не очень мелкий,
Но чуть-чуть побольше белки,
А заменим «У» на «О»,
Будет круглое число.
(Сурок-сорок)

Я символ власти, нужный королю,
Но если Н на В сменить —
Я травку на лугу щиплю
И можете меня доить
(корона-корова)

С «З» нужна в бильярде я,
С «Ж» — я след после дождя.
С «П» — я видеть помогаю,
С «Н» — путь ночью освещаю.
(луза-лужа-лупа-луна)

С «С» я жажду утолю,
С «К» я нужен кораблю.
(сок-кок)

С буквой «Б» я хвойный лес,
С «В» в чужой карман залез.
(бор-вор)

С «Г» я очень высока,
С «Н» — жилище для зверька.
(гора-нора)

Я в геометрии фигура,
Но не овал и не квадрат,
Но «К» на «Д» смени скорее,
И ты мне будешь страшно рад
(круг-друг)

Я живу в дупле в лесу,
Грызть орешки я люблю,
Если сменишь «Е» на «У»,
Я твой голод утолю.
(белка-булка)

Я безумно с гайкой дружен,
Нас водою не разлить,
А больным я буду нужен,
Если «В» на «Б» сменить.
(винт-бинт)

Я животное с рогами,
Но смените «А» на «У»,
И увидите вы сами,
Как я превращусь в пургу.
(баран-буран)

С буквой «Т» я постоянно
Все чего-нибудь боюсь.
С «Б» — кусок я деревянный,
Для строительства сгожусь.
(Трус-брус)

Металл я ценный, — это ясно,
Но букву первую смени
И местом стану я опасным,
Смотри во мне не утони.
(золото-болото)

Удачи и творческого вдохновения!

Елена Олейникова

НА ВАШУ КНИЖНУЮ ПОЛКУ


Купить книгу на Ozon.ru

Путаница и замена одной буквы на другую при написании слов встречается довольно часто, причем не только у учеников млад­ших классов. Некоторые замены стойко сохраняются на протя­жении всей школьной жизни и даже позже. Ребенок может пу­тать буквы по разным причинам. Чаще всего можно встретить следующие замены:

♦ несформированность зрительно-пространственных функ­ций (при этом ребенок чаще всего путает буквы, похожие по написанию: б-д, и-у,т-п, ш-щ, у и пр.);

♦ несформированность фонематического слуха (ребенок пу­тает оппозиционные согласные: в-ф, б-п, д-т);

♦ отсутствие устойчивого образа буквы (ребенок путает низ­кочастотные буквы: ц, ч, х, щ, ю, ё);

♦ несформированность кинестетического анализа (ребенок смешивает буквы по акустико-артикуляционным свойствам: а-я, у-ю, ё-ю, о-у).

Работа по решению подобной проблемы в таком случае будет чисто коррекционной. Она и сводится к упражнениям, которые

первом случае будут рассчитаны на графическое различение букв, во втором случае — на фонетико-фонематическое различение, а в третьем и четвертом случаях — на создание ясного образа буквы и соотнесение его акустического образа с графическим.

Следует отметить, что дети с вышеуказанными проявления­ми изначально нуждаются в помощи логопеда и нейропсихолога для развития несформированных функций не только в рече­вой сфере. Упражнения, предлагаемые нами, рассчитаны на детей старшего и среднего возраста и предназначены либо в по­мощь занимающемуся с ребенком специалисту, либо для ис­правления остаточных явлений.

Упражнения при смешении букв

по зрительно-пространственному сходству

Прежде всего, надо уточнить, насколько у ребенка сформирова­ны пространственные представления, насколько четко он раз­личает понятия: право — лево, низ — верх, впереди — позади, больше — меньше, выше — ниже, шире — уже. Для этого мы предлагаем специальные игры.

Ведущий прячет какой-нибудь предмет (мягкую игрушку, шоколадку и пр.) и предлагает ребенку найти его. Поиски со­провождаются подсказками ведущего: пять шагов налево, поднять глазки наверх, руку протянуть вправо, опустить го­лову вниз, повернуться назад, сделать шаг правой ногой впе­ред и т. д.

Ребенку даются различные предметы: карандаш, ручка, чашка, коробка, мелкие игрушки. На отдельных листках написаны задания, например: «положи карандаш справа от коробки», «посади куклу перед чашкой», «положи ручку слева от мишки» и т. д. Эти листки лежат перед ребенком «рубашкой» вверх, он вслепую выбирает одно задание за другим и выполняет их. С особенным удовольствием задания выполняются, когда они смешные.

Для игры нужен листок бумаги в клетку. Учитель и ученик сидят лицом друг к другу. Лист бумаги разделен на два поля. Учитель на своем поле рисует какой-либо предмет, например домик с дверью, трубой и окном, или лодочку с парусом и флаж­ком. В рисунках детали должны быть расположены с разных сторон, например: у домика дверь справа, дым из трубы идет влево, у лодочки парус развевается слева, а флажок — справа. Задача ребенка — воспроизвести картинку на своем поле так, чтобы она полностью соответствовала исходной. При этом ему дается инструкция: нарисуй так, чтобы то, что у меня справа, у тебя тоже было справа, то, что у меня слева, у тебя тоже было слева, то, что у меня вверху, у тебя тоже было вверху, то, что у меня снизу, у тебя тоже было снизу. Рисунки со временем можно усложнять, добавляя детали. Можно также прописы­вать и буквы.

После того как выяснилось, что ребенок различает основные пространственные понятия, ему можно предложить написать буквы, которые он путает, сопровождая их иллюстрациями: написать букву «б» и нарисовать возле нее, например, бабушку с клубком и банкой, собаку, клумбу, бегемота, березу и др. Чем выразительнее и смешнее будут картинки, тем лучше ребенок будет дифференцировать буквы. Если ребенок расположит на листе БаБушку выше, чем ДеДушку, он никогда не забудет, что у буквы «б» — хвостик вверх, а у буквы «д» — хвостик вниз. Если, например, ребенок путает буквы ш-и, нарисуйте вместе с ним широкую шубу на большей части листа, а в уголке — тон­кую иголку, и проговорите, что «ш» — шире, чем «и».

Напишите «волшебный» диктант, в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные — черточками. Например, слово «шуба» будет выглядеть так: ш—-.В дру­гом варианте «волшебного» диктанта можно сначала обозначить все буквы точками, а при повторной диктовке попросить ребенка написать проблемные буквы разными цветами, например «д» написать синим, а «б» — красным.

Вырежьте с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутите из проволоки, слепите из пластилина, а затем предложите ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь. Например, букву «а» можно сложить из арбузных семечек, букву «ц» — из скрепленных между собой канцелярских скрепок или из цепоч­ки. Летом очень хорошо было бы прописать буквы палочкой на песке, выложить из веточек, камешков и т. д.

Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинесте­тический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке. Попросите ребен­ка представить, что у него на носу длинный карандаш и он им выписывает буквы на потолке. А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чте­ния — успех обеспечен.

Упражнения при смешении звуков

по фонетико-фонематическому сходству

Все предложенные ниже упражнения должны следовать имен­но в этом порядке (услышали — произнесли — отличили — за­писали) и являться только базой для вашего творчества. Напри­мер, звонкие звуки можно прохлопывать, а глухие — протопывать, звонкие можно произносить высоким тоном и поднимать руку, а глухие — низким и опускать руку. Вообще чем больше жестов, телесных изображений и движений будет включено в упражне­ния, тем скорее будет достигнут результат.

Учимся отличать оппозиционные (звонкие и глухие) согласные

Объясняем ребенку, что звонкий звук можно произнести с по­мощью голоса. Когда звук произносится без помощи голоса

(шепотом), то этот звук — глухой. Попробуем произнести звон­кие и глухие согласные парами и почувствовать разницу. Очень хорошо будет, если все звуки выразительно охарактеризовать. Например, б-п — это «взрывные» звуки, при произнесении которых струя воздуха как бы «взрывает» губки, т-д — «толка­ющиеся» звуки, язычок пытается вытолкнуть передние верх­ние зубы, при произнесении звуков ч-ш язычок «катается с гор­ки» и т. д.

Читайте также:  Звукоизоляция стены в квартире материалы отзывы

После того как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих (звонкий — плюс голос, глухой — минус голос), готовим две карточки. На одной рисуем знак «+», соот­ветственно это карточка, обозначающая звонкий звук; на вто­рой — знак «-», который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и пред­лагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или минусом. Это упражнение позволяет отработать сразу все пары звонких и глухих согласных звуков.

Делим лист на два столбика и предлагаем в левый столбик записать слова с начальными глухими звуками, а в правый — с начальными звонкими. Можно начать с одной пары звуков, со временем усложнить задание и предлагать слова со всеми пара­ми звонких и глухих.

Заготовьте лист плотного картона, наклейте на него пара­ми кусочки различных материалов, которые соответствуют парам звонких и глухих согласных. Рядом с каждым кусоч­ком материала напишите соответствующую букву и название материала. Например, б — бархат, п — пенопласт; д — дерматин, т — тесьма; в — вельвет, ф — фланель; г — глянцевая бумага, к — картон; ж — наЖдак, ш — шелк; з — зеркальце, с — ситец. Ребенку предлагается щупать материалы и одновременно называть звуки. Позже это упражнение следует выполнять с закрытыми глазами.

Упражнения при смешении низкочастотных звуков и звуков по акустико-артикуляционным свойствам

При смешении низкочастотных звуков и соответствующих им букв важна практика. Начать работу следует с формирования звукового образа. Для этого можно использовать все упражнения, которые предложены ниже.

При отработке конкретного проблемного звука и буквы читай­те различные слова. Ребенок должен за вами повторить только те слова, которые начинаются на отрабатываемый звук.

После того как ребенок четко усвоил произношение, выпол­ните следующее упражнение: ребенок называет звук, вы дого­вариваете слово, ребенок повторяет то слово, которое получи­лось. Например:

Прочитайте ребенку слова, в которых должны быть звуки «ц» или «ч», но читайте слова с пропуском звука, а на его месте можно стукнуть карандашом по столу или хлопнуть в ладоши. Ребенок должен записать слово в его правильном варианте. Например: мыльни(стук!)а, вол(стук!)ок, отли(стук!)ник,мельни(стук!)а, (стук!)апля, у(стук!)астник.

Пишите «волшебные» диктанты по забавным текстам, пред­лагайте ребенку самому придумывать тексты с проблемными буквами. Например: «Ученица цапля мечтала стать отличницей. Но учитель-сыч считал, что она — озорница. Поэтому у цапли было часто печальное лицо, как будто она чистит луковицу. В четверг цапля выучила, как пишутся слова "цыпленок", "цы­ган", "акация", "мыльница", "чаща", и в пятницу получила отлич­ную оценку».

Речка течет, печка печет, молчун молчит, ворчун ворчит, читатель читает, мечтатель мечтает, чайка кричит, овчарка рычит.

В речке плещутся щучата, Это щучкины ребята.

На тапках — заплатки.

Вредная ведьма варит варево.

Что шеф скажет о наших шалостях?

Рукава великану великоваты.

Попугая не пугают, Попугая не купают, Попугая покупают!

У Потапа — потоп: Протек потолок!

Гуляли по дороге Гепарды и бульдоги, По дороге бродил Добрый бодрый крокодил.

Скороговорки и забавные выражения для проговаривания «непослушных» звуков и формирования кинестетического анализа

Скороговорки рекомендуется произносить как с опорой на на­писанный текст, так и с опорой на повторение.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

В термометре — ртуть.

Охотнику неохота идти на охоту.

Грузный грузин грузит грузди.

В зоопарке обезьяны, Дикобразы и фазаны.

Ковальо играет в полуфинале 1 .

Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Предлагаем несколько скорогово­рок, большинство из которых придуманы нами и частично по­заимствованы из книги И. Г. Сухина.

У Танечки — угощение для Анечки.

У сыночка Санечки — маленькие саночки.

Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке.

Миша что-то шепчет Маше.

Отважный Миша бежит от мыши.

Шапка и шубка — вот и весь Мишутка.

Саша на суше сушит суши 2 .

У Сани нос в сметане.

Усатый Саня сел на сани.

Наша Даша лучше вашей.

1 Автор скороговорок — Ярослав Гром.

2 Автор — Валера Мичурин.

Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля.

У Марины и Кристины — две красивые корзины, В корзинах — картины.

Полинка и Маринка любят рвать малинку.

У Влада — брат, Влад брату рад. У Никиты — моток ниток. У Матвея — билет на балет. У Тимки и Димки новые ботинки.

На корабле, кроме Ромки, Егор и Артемка.

У Егора в огороде — репа, редька, помидоры.

Кто прокатит Катю на катере?

Дина на льдине, а Динка на льдинке.

Сеня во сне сидит на сосне, Сидит на сосне Сеня во сне.

Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель.

У Митрофана — фортепьяно, У Полины — пианино.

У фонтана — Ваня в кафтане.

Боря любит Любу, а Люба любит Борю.

У Тани — тайна, это Танина тайна.

Лора работала лаборанткой в лаборатории.

У Игната — ягнята.

Гена моргал, а Егор подмигивал.

Георгий — брат Григория, Григорий — брат Георгия.

Люсины бусы носят гуси. Испугали Люсю бабусины гуси.

Проблемы в школе. Неуспеваемость в школе. Русский язык. Правописание. Рекомендации нейропсихолога. Замена букв в словах при письме.


новогодние поделки
елка своими руками
новогодние снежинки
цветы из бумаги
логопедические занятия
букварь онлайн
развивающие игры
опыты для детей
подготовка к школе
поделки из пластилина
карточки к букварю

Диагностика
развития

восприятие
мышление
память
внимание
речь
творчество
самоконтроль
чтение
математика
письмо
знания о мире
моторика
одаренность

Развивающие методики

детские страхи
тревожность
застенчивость
навыки общения
самостоятельность
импульсивность
гиперактивность
медлительность
агрессивность
аутизм
нервный и
трудный ребенок

Коррекционные методики
Дошкольник

подготовка к школе
адаптация к школе
проблемы в учебе
проблемы в общении
советы психолога

Начальная школа

Путаница и замена одной буквы на другую при написании слов встречается довольно часто, причем не только у учеников младших классов. Некоторые замены стойко сохраняются на протяжении всей школьной жизни и даже позже. Ребенок может путать буквы по разным причинам. Чаще всего можно встретить следующие замены:

– несформированность зрительно-пространственных функций (при этом ребенок чаще всего путает буквы, похожие по написанию: б-д, и-у, т-п, ш-щ, ж-х и пр.);

– несформированность фонематического слуха (ребенок путает оппозиционные согласные: в-ф, б-п, д-т );

– отсутствие устойчивого образа буквы (ребенок путает низкочастотные буквы: ц, ч, х, щ, ю, ё );

– несформированность кинестетического анализа (ребенок смешивает буквы по акустико-артикуляционным свойствам: я-а, ю-у, ё-о ).

Работа по решению подобной проблемы в таком случае будет чисто коррекционной. Она и сводится к упражнениям, которые в первом случае будут рассчитаны на графическое различение букв, во втором случае – на фонетико-фонематическое различение, а в третьем и четвертом случаях – на создание ясного образа буквы и соотнесение его акустического образа с графическим.

Упражнения при смешении букв по зрительно-пространственному сходству

Прежде всего, надо уточнить, насколько у ребенка сформированы пространственные представления, насколько четко он различает понятия: право – лево, низ – верх, впереди – позади, больше – меньше, выше – ниже, шире – уже. Для этого мы предлагаем специальные игры.

Ведущий прячет какой-нибудь предмет (мягкую игрушку, шоколадку и пр.) и предлагает ребенку найти его. Поиски сопровождаются подсказками ведущего: пять шагов налево, поднять глазки наверх, руку протянуть вправо, опустить голову вниз, повернуться назад, сделать шаг правой ногой вперед и т. д.

Ребенку даются различные предметы: карандаш, ручка, чашка, коробка, мелкие игрушки. На отдельных листках написаны задания, например: "положи карандаш справа от коробки", "посади куклу перед чашкой", "положи ручку слева от мишки" и т. д. Эти листки лежат перед ребенком "рубашкой" вверх. Он вслепую выбирает одно задание за другим и выполняет их. С собенным удовольствием задания выполняются, когда они смешные.

Для игры нужен листок бумаги в клетку. Учитель и ученик сидят лицом друг к другу. Лист бумаги разделен по горизонтали на два поля. Учитель на своем поле рисует какой-либо предмет, например домик с дверью, трубой и окном, или лодочку с парусом и флажком. В рисунках детали должны быть расположены с разных сторон, например: у домика дверь справа, дым из трубы идет влево, у лодочки парус развевается слева, а флажок – справа. Задача ребенка – воспроизвести картинку на своем поле так, чтобы она полностью соответствовала исходной. При этом ему дается инструкция: нарисуй так, чтобы то, что у меня справа, у тебя тоже было справа, то, что у меня слева, у тебя тоже было слева, то, что у меня вверху, у тебя тоже было вверху, то, что у меня снизу, у тебя тоже было снизу. Рисунки со временем можно усложнять, добавляя детали. Можно также прописывать и буквы.

Читайте также:  Диабло 3 какой класс выбрать

После того как выяснилось, что ребенок различает основные пространственные понятия, ему можно предложить написать буквы, которые он путает, сопровождая их иллюстрациями: написать букву "б" и нарисовать возле нее, например, бабушку с банкой, бегемота, березу и др. Чем выразительнее и смешнее будут картинки, тем лучше ребенок будет дифференцировать буквы. Если ребенок расположит на листе БаБушку выше, чем ДеДушку, он никогда не забудет, что у буквы "б" – хвостик вверх, а у буквы "д" – хвостик вниз. Если, например, ребенок путает буквы ш-и, нарисуйте вместе с ним широкую шубу на большей части листа, а в уголке – тонкую иголку, и проговорите, что "ш" – шире, чем "и".

Напишите "волшебный" диктант, в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные – черточками. Например, слово "шуба" будет выглядеть так: ш – – – .

В другом варианте "волшебного" диктанта можно сначала обозначить все буквы черточками, а при повторной диктовке попросить ребенка написать проблемные буквы разными цветами, например "д" написать синим, а "б" – красным.

Вырежьте с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутите из проволоки, слепите из пластилина, а затем предложите ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь. Летом очень хорошо было бы прописать буквы палочкой на песке, выложить из веточек, камешков и т. д.

Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинестетический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке. Попросите ребенка представить, что у него на носу длинный карандаш и он им выписывает буквы на потолке. А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения – успех обеспечен.

Упражнения при смешении звуков по фонетико-фонематическому сходству

Все предложенные ниже упражнения должны следовать именно в этом порядке (услышали – произнесли – отличили – записали) и являться только базой для вашего творчества. Например, звонкие звуки можно прохлопывать, а глухие – протопывать, звонкие можно произносить высоким тоном и поднимать руку, а глухие – низким и опускать руку. Вообще чем больше жестов, телесных изображений и движений будет включено в упражнения, тем скорее будет достигнут результат.

Учимся отличать оппозиционные (звонкие и глухие) согласные

Объясняем ребенку, что звонкий звук можно произнести с помощью голоса. Когда звук произносится без помощи голоса (шепотом), то этот звук – глухой. Попробуем произнести звонкие и глухие согласные парами и почувствовать разницу. Очень хорошо будет, если все звуки выразительно охарактеризовать. Например, б-п – это "взрывные" звуки, при произнесении которых струя воздуха как бы "взрывает" губки, т-д – "толкающиеся" звуки, язычок пытается вытолкнуть передние верхние зубы, при произнесении звуков ч-ш язычок "катается с горки" и т. д.

После того как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих (звонкий – плюс голос, глухой – минус голос), готовим две карточки. На одной рисуем знак "+", соответственно это карточка, обозначающая звонкий звук; на второй – знак "-", который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или минусом. Это упражнение позволяет отработать сразу все пары звонких и глухих согласных звуков.

Делим лист на два столбика и предлагаем в левый столбик записать слова с начальными глухими звуками, а в правый – с начальными звонкими. Можно начать с одной пары звуков, со временем усложнить задание и предлагать слова со всеми парами звонких и глухих.

Заготовьте лист плотного картона, наклейте на него парами кусочки различных материалов, которые соответствуют парам звонких и глухих согласных. Рядом с каждым кусочком материала напишите соответствующую букву и название материала. Например, б – бархат, п – пенопласт; д – дерматин, т – тесьма; в – вельвет, ф – фланель; г – глянцевая бумага, к – картон; ж – наЖдак, ш – шелк; з – зеркальце, с – ситец. Ребенку предлагается щупать материалы и одновременно называть звуки. Позже это упражнение следует выполнять с закрытыми глазами.

Упражнения при смешении низкочастотных звуков и звуков по акустико-артикуляционным свойствам

При смешении низкочастотных звуков и соответствующих им букв важна практика. Начать работу следует с формирования звукового образа. Для этого можно использовать все упражнения, которые предложены ниже.

При отработке конкретного проблемного звука и буквы читайте различные слова. Ребенок должен за вами повторить только те слова, которые начинаются на отрабатываемый звук.

После того как ребенок четко усвоил произношение, выполните следующее упражнение: ребенок называет звук, вы договариваете слово, ребенок повторяет то слово, которое получилось. Например:

ю-ла; х-леб;
ю-бка; х-руст;
Ю-ля; х-одитъ;
Ю-рий; х-итростъ.

Прочитайте ребенку слова, в которых должны быть звуки "ц" или "ч", но читайте слова с пропуском звука, а на его месте можно стукнуть карандашом по столу или хлопнуть в ладоши. Ребенок должен записать слово в его правильном варианте. Например: мыльни(стук!)а, вол(стук!)ок, отли(стук!)ник,мельни(стук!)а, (стук!)апля, у(стук!)астник.

Пишите "волшебные" диктанты по забавным текстам, предлагайте ребенку самому придумывать тексты с проблемными буквами. Например: "Ученица цапля мечтала стать отличницей. Но учитель-сыч считал, что она – озорница. Поэтому у цапли было часто печальное лицо, как будто она чистит луковицу. В четверг цапля выучила, как пишутся слова "цыпленок", "цыган", "акация", "мыльница", "чаща", и в пятницу получила отличную оценку".

Скороговорки и забавные выражения для проговаривания "непослушных" звуков и формирования кинестетического анализа

Скороговорки рекомендуется произносить как с опорой на написанный текст, так и с опорой на повторение.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Речка течет, печка печет,
молчун молчит, ворчун ворчит,
читатель читает, мечтатель мечтает,
чайка кричит, овчарка рычит.

В речке плещутся щучата,
Это щучкины ребята.

На тапках – заплатки.

Вредная ведьма варит варево.

Что шеф скажет о наших шалостях?

Рукава великану великоваты.

Попугая не пугают,
Попугая не купают,
Попугая покупают!

У Потапа – потоп:
Протек потолок!

Гуляли по дороге
Гепарды и бульдоги,
По дороге бродил
Добрый бодрый крокодил.

В термометре – ртуть.

Охотнику неохота идти на охоту.

Грузный грузин грузит грузди.

В зоопарке обезьяны,
Дикобразы и фазаны.

Ковальо играет в полуфинале.

Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Предлагаем несколько скороговорок, большинство из которых придуманы нами и частично позаимствованы из книги И. Г. Сухина.

У Танечки – угощение для Анечки.

У сыночка Санечки – маленькие саночки.

Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке.

Миша что-то шепчет Маше.

Отважный Миша бежит от мыши.

Шапка и шубка – вот и весь Мишутка.

Саша на суше сушит суши.

У Сани нос в сметане.

Усатый Саня сел на сани.

Наша Даша лучше вашей.

Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля.

У Марины и Кристины – две красивые корзины,
В корзинах – картины.

Полинка и Маринка любят рвать малинку.

У Влада – брат, Влад брату рад.

У Никиты – моток ниток.

У Матвея – билет на балет.

У Тимки и Димки новые ботинки.

На корабле, кроме Ромки, Егор и Артемка.

У Егора в огороде – репа, редька, помидоры.

Кто прокатит Катю на катере?

Дина на льдине, а Динка на льдинке.

Сеня во сне сидит на сосне,
Сидит на сосне Сеня во сне.

Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель.

У Митрофана – фортепьяно,
У Полины – пианино.

У фонтана – Ваня в кафтане.

Боря любит Любу, а Люба любит Борю.

У Тани – тайна, это Танина тайна.

Лора работала лаборанткой в лаборатории.

У Игната – ягнята.

Гена моргал, а Егор подмигивал.

Георгий – брат Григория,
Григорий – брат Георгия.

Люсины бусы носят гуси.
Испугали Люсю бабусины гуси.

Настя и Костя отправились в гости.

Полина и Лиля лепили из пластилина.

Авторы: A. Е. Сoбoлева, Е.Н. Емельянoва

Другие публикации по теме данной статьи:

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *