0

Защита при автомобильных авариях

Действия в ситуации, когда авария неизбежна:
– не теряйте самообладания;
– сделайте все, чтобы уйти от встречного удара;
– при столкновении с неподвижным предметом принимайте удар всем бампером, а не крылом автомашины;
– напрягите все мышцы тела;
– не пытайтесь покидать машину до ее остановки;
– водителю при скорости автомашины до 60 км в час следует вжаться в сиденье спиной и упереться руками в рулевое колесо;
– водителю при скорости автомашины более 60 км в час с непристёгнутым ремнём следует прижаться грудью к рулевой колонке;
– пассажиру следует закрыть голову руками и завалиться на бок;
– если рядом с вами ребенок, то его следует крепко прижать, накрыть собой и упасть на бок.

Действия после того, как удар произошел:
– определитесь в каком месте автомобиля и в каком положении вы находитесь;
– определите, нет ли возгорания и подтекания бензина;
– в зависимости от ситуации двигайтесь к выходу – через дверь или окно;
– если двери сразу не открылись, то вероятнее всего они заклинены и надо открывать или разбивать окна.

Действия при падении автомашины в воду:
– не следует открывать двери – вода тут же хлынет внутрь и машина начнет резко погружаться;
– выбирайтесь чрез открытое окно;

Действия при погружении автомашины на дно с закрытыми дверями и окнами:
– помните, что воздух в салоне автомобиля держится несколько минут;
– включите фары (чтобы машину было легче искать);
– оцените обстановку;
– провентилируйте лёгкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом);
– избавьтесь от лишней одежды;
– развяжите галстук;
– захватите из машины документы;
– мысленно представьте себе путь наверх;
– выбирайтесь через дверь или окно (через опущенное стекло – это лучший вариант);
– протиснувшись наружу, возьмитесь руками за крышу машины, подтянитесь, а затем резко плывите вверх;
– при заклинивании двери и невозможности опустить стекло, разбейте лобовое стекло;
– выбирайтесь наружу, когда машина наполниться водой наполовину;
– не пытайтесь резко распахнуть дверь и сразу же выбраться- вам помешает поток, идущий в салон;
– помните, что оказавшись вне машины, у вас не меньше 30-40 сек, практически этого достаточно, чтобы выбраться наружу, так как обычно глубина в месте падения автомобиля не более 30 метров.

1) Классификация переломов (способы):
* В зависимости от точки приложения механической силы:
– прямой – в самой точке;
– непрямой – в удалении;
* В зависимости от механизма вызвавшего перелом:
– флексионный (от сгибания),
– торсионный (от скручивания),
– компрессионный (от сжатия),
– отрыв (от растяжения),
– от сдвига, – от противоудара,
– от растрескивания;
– комбинированные;
* В зависимости от степени нарушения кости: – полный, – неполный;
* В зависимости от направления линии перелома:
– дырчатые,
– продольные,
– косые,
– винтообразные;
* По локализации: – внесуставные, – внутрисуставные;
* По количеству: – одиночные, – множественные.

2) Основные виды смещений при переломах: – по оси; – по ширине; – по периферии; – по длине.

3) Признаки перелома: – немедленное нарушение функции конечности (при ушибе – позже), – нарушение формы конечности, кровоподтёки (появление до 3-х суток), – отёк тканей.
4) Первая помощь – иммобилизация (бывает временная (транспортная) и постоянная (лечебная) с распространением на два соседних сустава.

5) Виды кровотечений у человека:
* по происхождению: – травматическое (его ещё делят на первичное и вторичное)
– не травматическое (патологические изменения);
* по механизму возникновения: – от разрыва, – от разъедания, – от просачивания;
* по виду кровоточащего сосуда: – артериальные, – артериально-венозные, – венозные, – капиллярные;
* по месту излияния крови: – наружное, – внутреннее, – внутритканевое (гематома).

6) Распознание кровотечения: Выделение крови через рот может быть связано с К. Из лёгких и верхних дыхательных путей, из глотки, пищевода, желудка, 12-и перстной кишки.
Большое значение имеет вид и цвет крови:
+ пенистая алая кровь – при лёгочном К.;
+ рвота " кофейной гущей " – при желудочном К.;
+ дёгтеобразная – при повреждении верхних отделов желудочно-кишечного тракта;
+ тёмно-красная, равномерно перемешанная с испражнениями – К. Из толстого кишечника;
+ неизменная, не смешанная с испражнениями – из самого нижнего отдела толстых кишок.
Признаки кровотечения в брюшную полость: – бледность, – слабый и частый пульс, – жажда, – сонливость, – потемнение в глазах, – обморок. Иногда место можно определить по напряжению мышц брюшной стенки, по исчезновению кишечных шумов.

7) Основные признаки ранения сосуда:
– сведения о кровотечении после травмы и сильно промокшая кровью одежда, повязка раненого
– явления анемии, подтверждающие кровопотерю
– ослабление пульса или его отсутствие на стороне ранения (при поперечных повреждениях)
– шумовые признаки при выслушивании конечности (при боковых повреждениях)
– сгустки крови, закупоривающие глубокие отделы раны, ход раневого канала, проекция которого пересекает сосудистый пучок
– гематома (пульсирующая и непульсирующая) в зоне повреждений
– похолодание кожи на периферии раненой конечности, цианоз или её побледнение
– боли на стороне ранения, ишемическая контрактура.

8) Кровоостанавливающие средства:
– трёххлористое ( или полуторохлористое ) железо ( FeClз ) при мелких ранах пропитать вату и наложить;
– перманганат калия, сульфат алюминия, хлорид и глюканат кальция;
– местно раствор адреналина ( 1:50.000 или 1:2.000 );
– препараты витамина К (викасол), витамин P (рутин, листья чая и гречихи).

9) Способы остановки кровотечения:

Наложением
кровоостанавливающего жгута
Закруткой,
давящей повязкой
Наложением турникета
Пальцевым прижатием

Жгут кровоостанавливающий
10) Жгут кровоостанавливающий – петля для перетяжки конечности с целью сдавливания магистрального кровеносного сосуда на его протяжении. Применяется для временной остановки кровотечения при повреждении крупных артерий, уменьшения потери крови и удобства оперирования на конечностях, наполнения сосудов при венепункции (взятие и переливание крови), продления местной анестезии на конечностях.
11) Общие требования к жгутам:
Жгут кровоостанавливающий должен быть легковесным, портативным, занимать в сумке санитара как можно меньше места, наложение и снятие д.б. простыми и быстрыми, не требующими большого усилия, чтобы обескровленный раненый мог им воспользоваться, жгут должен допускать наложение в различном положении тела раненого, выдерживать стерилизацию и дегазацию. Чем эластичнее жгут, тем меньше травмируются мягкие ткани; широкие жгуты повреждают ткани меньше узких. 12) Общие правила наложения жгута:
– накладывают при наличии сильного артериального кровотечения из раны
– кожа под жгутом должна быть защищена нетолстой мягкой подкладкой без складок
– накладывают жгут между раной и корнем конечности как можно ближе к ране
– жгут стягивают только до прекращения кровотечения из раны и исчезновения пульса на периферии конечности (более туго – ОШИБКА !)
– жгут накладывают не более чем на 2ч. (зимой каждые 30мин., а летом – 1ч. жгут ослабляют для частичного восстановления кровоснабжения)
– через 2ч. жгут перекладывают чуть выше
– НАЛОЖЕННЫЙ ЖГУТ ПРИ ОСМОТРЕ РАНЕНОГО ДОЛЖЕН БРОСАТЬСЯ В ГЛАЗА
– зимой, когда раненый закрыт одеялом,- на одеяло прикрепляют кусок белого или окрашенного в красный бинта или делают отметку мелом на одеяле
– о времени наложения жгута делают отметку на конце тесьмы матерчатого жгута или кладут записку в левый карман гимнастёрки/кителя
– после наложения жгута конечность следует иммобилизовать
– зимой перетянутую жгутом конечность укутывают, но не обогревают
– эвакуируют лёжа

Жгуты кровоостанавливающие накладывают:
– на верхнюю треть плеча – при кровотечении из раны, расположенной в средней и нижней трети плеча
– на нижнюю треть плеча – при ране в области локтя и на верхней трети предплечья
– на верхнюю треть предплечья – при ране, расположенной в средней трети предплечья и ниже
+ на верхнюю треть бедра – при ране, расположенной в средней и нижней трети бедра
+ на среднюю треть бедра – при расположении раны в нижней трети бедра, в области колена и на верхней трети голени
+ на верхнюю треть голени – при ране в средней трети голени и ниже
НЕ СЛЕДУЕТ НАКЛАДЫВАТЬ ЖГУТ:
– на среднюю треть плеча, где лучевой нерв лежит на кости и легко травмируется
– нужно избегать наложения жгута на нижнюю треть бедра, так как бедренная артерия в этом месте проходит через гунтеров канал и сдавить её без травмирования мягких тканей не удаётся

Читайте также:  Бюджетный планшет для просмотра фильмов

13) Противопоказания к наложению жгута:
– нагноительный процесс на месте или вблизи места наложения жгута (жгут может выдавить гной в лимфо- и кровоток и вызвать генерализацию инфекции)
– при резко выраженном атеросклерозе (возрастном, от алкоголизма, от сифилиса) следует учитывать, что твёрдые стенки сосудов, артерий плохо сдавливаются, что ведёт к переполнению вен и при наличии в них тромбов – к тромбоэмболии.

14) Виды подручных жгутов: платки, косынки, шарфы, подтяжки, поясной ремень.
Поясной ремень – особенно хорошее подручное средство для само- и взаимопомощи (предложен Давидом Абрамовичем Энтином в 1941 году).
Поясной ремень накладывают в виде двойной петли: вначале накладывают внешнюю петлю, а под ней внутреннюю. Желательно, чтобы свисающий конец ремня находился в правой руке накладывающего жгут. При затягивании ремня обе петли передвигают по ходу часовой стрелки. Вторая рука должна фиксировать одежду, чтоб не двигалась и не было складок. Недостаток – трудность снятия.

НЕДОПУСТИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ЖГУТА: верёвки, проволоку, телефонные и другие кабели!

15) Повязки – средство длительного лечебного воздействия на рану путём наложения различных материалов и веществ и удержания их на теле больного.
Перевязка – процесс наложения повязки. Этапы перевязки:
– осмотр раны;
– туалет кожи вокруг раны;
– исследование раны;
– подготовка к наложению новой повязки/наложение новой повязки;
+ особенности ожоговых повязок.

16) Перевязочный материал – материал, употребляемый при операциях и перевязках для осушения операционного поля или раны, для тампонады, для повязок.
Требования к перевязочному материалу:
– хорошая всасывающая способность (гигроскопичность);
– быстрое высыхание;
– возможность стерилизации без ухудшения качеств;
– отсутствие раздражающих ткани свойств;
– эластичность;
– дешевизна.

Материал: марля, вата (хлопковая, целлюлозная), лигнин, гранулёза, холст, фланель, мох, торф, джут, корпия, древесная шерсть/опилки, целлюлозная шерсть, стеклянная вата, пенька, асбест, древесный уголь, зола и др.

17) Виды повязок:
– гемостатическая;
– крахмальная;
– желатинная;
– из жидкого стекла (силикат);
– целлулоидные;
– радиоактивные;
+ сухая асептическая; + антисептическая; + гипертоническая; + защитная; + окклюзионная.
А) Сухая асептическая повязка состоит из гигроскопической ваты (марли), др. материалов. Накладывают для осушивания раны, для образования сухого струпа. Надёжно защищает от микробов, пока не промокнет.
Б) Антисептическая повязка – противобактериальная, пропитана противомикробными препаратами. Бывает сухой и мокрой (влажной). Наиболее оправдана в военно-полевых условиях.
В) Гипертоническая повязка – предназначена для создания разницы в осмотическом давлении лимфы (жидкости) в тканях и в ране. Готовят из сухой асептической повязки, припудриванием (сахарной пудрой, 5-10% раствором поваренной соли). Создаёт усиленный отток из раны.
Г) Защитная повязка – в стадии гранулирования раны для её защиты. Состоит из асептической повязки, смазанной стерильным вазелином со стороны марли (мазью Вишневского), густо. На долгий срок.
Д) Окклюзионная повязка – при наружном открытом пневмотораксе. Основа – кусок герметичного материала на рану и широко вокруг. Закрепляют лейкопластырем. Вокруг, желательно, смазать вазелином.

Защита при авариях (катастрофах) на транспорте

Авария на транспорте — это повреждение транспортного средства. Например, потерпеть аварию могут автомобиль, железнодорожный состав, самолет, корабль. При этом авария с трагическими последствиями, связанными с гибелью людей, называется катастрофой.

Защита при автомобильных авариях (катастрофах)

Автомобильная авария — одна из основных причин гибели людей в условиях мирного времени.

В большинстве случаев автомобильные аварии возникают из-за несоблюдения элементарных мер безопасности и правил дорожного движения, а также недостаточной информированности о последствиях того или иного нарушения правил безопасности дорожного движения. Например, мало кто знает, что столкновение с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч без ремня безопасности равносильно прыжку лицом вниз с 4-го этажа.

Около 75 % всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте — тормоза, на втором — рулевое управление, на третьем — колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

Существует несколько рекомендаций, как обезопасить себя во время аварии. Так, при возникновении аварии на автотранспорте в случае, если вы видите, что предотвратить ее невозможно, постарайтесь принять наиболее безопасное положение, сгруппировавшись и закрыв голову руками. Во время аварии все мышцы должны быть до предела напряжены. Самое главное — препятствуйте своему перемещению вперед. Для этого в случае, если вы сидите на водительском месте, вам необходимо вжаться в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо; если вы в качестве пассажира сидите на переднем сиденье, то вам следует упереться в «лицевую панель»; а если сзади — то в переднее сиденье. В случае, если вы, находясь за рулем, не пристегнулись ремнем безопасности, вам следует прижаться к рулевой колонке, а на месте пассажира — вы должны закрыть голову руками и завалиться набок. Не покидайте машину до ее остановки, так как шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при выпрыгивании из него.

Если авария связана с опрокидыванием или возгоранием транспортного средства, постарайтесь как можно скорее покинуть его, используя для этого в случае необходимости не только двери, но и окна.

Если машина упала в воду, двери открывать не следует, так как вода тут же хлынет внутрь, и машина начнет резко погружаться. Выбираться в этом случае надо через открытое окно.

При возникновении пожара в общественном транспорте, во-первых, немедленно сообщите об этом водителю. Во-вторых, попытайтесь открыть двери кнопкой аварийного открывания. Если это не удается, разбейте боковые окна или откройте их по инструкции как аварийные выходы. В-третьих, попытайтесь сами потушить огонь, а если сделать это не удается, то немедленно покиньте салон.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством. Поэтому, выбираясь наружу из салона трамвая или троллейбуса, не касайтесь его металлических частей.

В любом случае главное — сохраняйте спокойствие и ни в коем случае не паникуйте, так как паника может привести к большему ущербу. Определитесь, в каком месте автомобиля и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Выбравшись из машины, отойдите от нее подальше — возможен взрыв.

В случае, если с вами ничего серьезного не произошло, помогите пострадавшим, организуйте первую помощь и примите меры к ликвидации последствий аварии. При необходимости вызовите «Скорую помощь» и сообщите о случившемся в милицию.

Защита при авариях (катастрофах) на железнодорожном транспорте

Как показывает статистика, гибель людей на железнодорожном транспорте в основном связана с крушениями поездов. Поэтому необходимо знать и применять правила и меры безопасности при возникновении этой чрезвычайной ситуации.

При крушении или экстренном торможении состава самое главное — закрепиться и препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого во время удара, точка, возникших в результате аварии, постарайтесь ухватиться за неподвижные части вагона или сгруппируйтесь, прикрыв голову, во избежание травм. При переворачивании вагона крепко держитесь руками и упирайтесь ногами в стену, верхнюю полку и т. п. После того, как вагон приобретет устойчивость, наметьте пути выхода из него. При этом, если вагон опрокинут или поврежден, выбирайтесь через окна, вытаскивая на руках детей и пострадавших. В случае обрыва проводов контактной сети, отойдите от вагонов на 30-50 м, чтобы не попасть под шаговое напряжение.

Конечно, обеспечение безопасного движения поездов зависит в основном от машинистов и диспетчеров, но и вы можете уменьшить риск при возможном крушении поезда, если будете знать некоторые правила:

  • при столкновении поездов наиболее опасными являются головные и хвостовые вагоны;
  • незафиксированные в крайнем положении двери в купе ведут к травмам от их резкого движения при остановке;
  • громоздкие веши, стеклянная посуда, расположенные на верхних полках, также приводят к травмам пассажиров при резкой остановке;
  • на электрифицированных участках железной дороги особую опасность при крушении поездов представляют сломанные опоры и лежащие на земле электропровода.

Большую опасность для пассажиров железнодорожного транспорта представляет также пожар в вагоне. Это связано с сосредоточением в пассажирских вагонах большого количества людей и трудностью их эвакуации, быстротой повышения температуры и распространения токсичных газов в замкнутых пространствах, удаленностью поезда, находящегося в пути, от пожарных подразделений.

При возникновении пожара в пути прежде всего проинформируйте об этом проводника или машиниста. Постарайтесь принять все меры к остановке поезда, использовав для этого стоп-кран или систему аварийного торможения, и ликвидации пожара. (Запомните, что при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и других местах, где осложнится эвакуация.) При невозможности потушить пожар собственными силами немедленно покиньте вагон, используя для этого все выходы, в том числе и окна, не забыв при этом оказать помощь в эвакуации детям и людям престарелого возраста. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов — малминит, выделяет токсичный газ, опасный для жизни. Поэтому во время пожара в поезде постарайтесь обеспечить себе защиту органов дыхания.

При эвакуации будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд. Покинув поезд, не оставайтесь около него, а постарайтесь отойти на безопасное расстояние.

Защита при авариях (катастрофах) на воздушном транспорте

Безопасность полетов зависит, прежде всего, от надежности самолетов и профессионализма экипажей и диспетчеров. Однако и вы при пользовании авиационным транспортом должны соблюдать определенные правила безопасности.

Если у вас есть возможность выбора, то садитесь в кресло, которое расположено рядом с выходом и, по возможности, ближе к середине или хвосту самолета. Поинтересуйтесь, где располагаются выходы (основные и аварийные) на вашем самолете и как они открываются. При взлете и посадке следите за тем, чтобы ваш ремень безопасности был плотно затянут. Будьте внимательны к командам и сигналам, которые передаются по микрофону, на световом табло или бортпроводницами.

Одной из аварийных ситуаций, которая может произойти в полете, является декомпрессия — снижение содержания кислорода в связи с «уходом» воздуха. Декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева, салон самолета наполняется пылью и туманом, видимость резко снижается. При этом у людей появляются звон в ушах и боли в кишечнике (расширяются газы), из легких быстро выходит воздух, и люди теряют сознание. Поэтому при первых признаках декомпрессии нужно немедленно надеть кислородную маску (о том, где она хранится и как ею пользоваться, информирует стюардесса в начале полета) и подготовиться к резкому снижению или аварийной посадке, гак как аварийная ситуация, связанная с декомпрессией, исправляется снижением высоты полета.

При аварийной посадке следует занять наиболее безопасное положение. Для этого опустите кресло и сгруппируйтесь, прижав голову к рукам и уперев ноги по ходу движения. В момент удара максимально напрягитесь. Когда самолет совершит вынужденную посадку, строго выполняйте все указания экипажа.

При возникновении пожара в полете не паникуйте, а постарайтесь оказать помощь в ликвидации пожара или защититься от огня и дыма, используя для этого одежду и воду. Приготовьтесь к аварийной посадке и обязательно мысленно представьте свой путь к ближайшему выходу. После аварийной посадки постарайтесь быстрее покинуть самолет, используя для этого аварийные люки и трапы (на это у вас есть одна-две минуты). При этом постарайтесь защитить свою кожу и не дышать дымом. Главное — сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь панике, так как от этого зависит не только ваше спасение, но и спасение других пассажиров (по данным Национального управления по безопасности перевозок США, свыше 70 % людей, попавших в авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых). Оказавшись за бортом самолета, окажите помощь пострадавшим и постарайтесь как можно быстрее отойти с ними на безопасное расстояние.

Если самолет потерпел аварию в безлюдной местности, то постарайтесь при экстренной эвакуации из самолета захватить с собой самые необходимые вещи (медицинские аптечки, теплые вещи в зимнее время) и продумайте, как подать сигналы с земли, видимые с воздуха.

Защита при авариях (катастрофах) на водном транспорте

Для своевременного и организованного проведения работ по спасению пассажиров и самого судна на каждом из них разработаны Расписания по тревогам. В них расписаны все действия команды и пассажиров по соответствующим сигналам тревог при возникновении аварийной ситуации. Кроме того, у каждого пассажирского места закрепляется каютная карточка пассажира на русском и английском языках, в которой указаны: значение сигналов тревоги; место сбора пассажиров по тревоге; номер и местонахождение спасательной шлюпки; иллюстрированная краткая инструкция по надеванию индивидуальных спасательных средств с указанием места их хранения.

Поэтому, прежде чем расположиться в каюте, тщательно изучите эту карточку.

Существует три сигнала судовых тревог:

  • «Общесудовая тревога» — один продолжительный сигнал звонком громкого боя в течение 25-30 с, после чего объявление «Общесудовая тревога» по общесудовой трансляции в принудительном режиме работы. Тревога объявляется при возникновении аварийной ситуации либо в предаварийный период, когда становится ясно, что аварии не избежать. Однако это не означает «Покинуть судно».
  • Тревога «Человек за бортом» — три продолжительных сигнала звонком громкого боя подаются 3-4 раза. Вслед за этим по общесудовой трансляции подается объявление голосом с указанием номера шлюпки к спуску. Тревога относится только к членам экипажа судна. Выход пассажиров по этой тревоге на открытые палубы запрещен.
  • «Шлюпочная тревога» — семь коротких и один длинный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 3-4 раза, и вслед за этим объявление голосом по общесудовой трансляции. Подается только в том случае, когда состояние аварийного судна не оставляет надежд на успех борьбы за живучесть и судно должно немедленно погибнуть; объявляется только по распоряжению капитана. По шлюпочной тревоге члены экипажа, ответственные за безопасность пассажиров, выведут вас к месту посадки в коллективные спасательные средства.

Как показывает статистика, основная опасность во время кораблекрушения исходит от тонущего судна, которое способно увлечь с собой под воду людей. Кроме того, при кораблекрушении люди подвергаются опасности во время эвакуации с тонущего корабля, а также при нахождении их в воде, на плотах или на шлюпках.

Среди предварительных мер защиты можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным средствам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна. К профилактическим мерам относятся также изучение инструкции по действиям в аварийных ситуациях, правил пользования спасательными средствами и практическая отработка по использованию спасательных средств.

При эвакуации людей с терпящего бедствие корабля опасность возникает при отказах спусковых устройств, опрокидываниях и ударах спасательных средств, неправильном их использовании, а также при необходимости прыгать в воду с гибнущего судна с большой высоты. Во время эвакуации следует брать с собой только необходимые вещи. Места на спасательных средствах в первую очередь предоставляются женщинам, детям, людям пожилого возраста и раненым.

При эвакуации с судна необходимо надеть теплую одежду, а сверху — защитный костюм из водонепроницаемой ткани и спасательный жилет. Спускаться на спасательное судно следует по трапам или канатам. Если позволяют обстоятельства, то в спасательные средства надо погрузить дополнительно одеяла, одежду, аварийное радио, запасы питьевой воды и пищи. При необходимости прыгать в воду следует зажать нос и рот одной рукой, а другой крепко держаться за спасательный жилет.

Оказавшись в воде, человек подвергается опасности утопления, переохлаждения организма и истощения. Чтобы замедлить наступление переохлаждения, находясь в воде, необходимо держать голову как можно выше над водой, стараясь при этом затрачивать минимум физических усилий для удержания себя на поверхности воды. Плыть следует только к спасательному средству.

В открытом море на спасательных средствах следует соблюдать два основных принципа: всем спасательным средствам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет твердой уверенности в возможности достичь берега или выйти на судовые пути.

При нахождении на плотах или шлюпках главная опасность исходит от переохлаждения организма, а при длительном пребывании на них — и от недостатка воды и пищи. Поэтому, находясь на спасательном средстве, следует прежде всего держать ноги сухими и прикрывать тело, строго рационировать воду (500-600 мл в день на человека, поделенные на многочисленные малые дозы) и есть только аварийный запас. Однако в любом случае необходимо сохранять самообладание и не поддаваться панике, иначе это только уменьшит шансы на спасение и ускорит гибель.

К чрезвычайным ситуациям техногенного характера относят производственные аварии и катастрофы.

Авария — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории, аэротории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Производственная (транспортная) катастрофа — крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

В зависимости от причин возникновения аварии и катастрофы подразделяются следующим образом.

Транспортные аварии (катастрофы) могут быть двух видов: происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно с перемещением транспортных средств (в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах), и случающиеся во время их движения. Для второго вида аварий характерны удаленность ЧС от крупных населенных пунктов, трудность доставки туда спасателей и большая численность пострадавших, нуждающихся в срочной медицинской помощи.

Согласно статистике дорожные происшествия происходят чаще всего в часы «пик», в дни праздников, в первые и последние дни массовых отпусков. В автомобильных авариях около 80% пострадавших гибнет в первые 2-3 часа из-за больших потерь крови. Особенно опасна дорога зимой. На зимние месяцы приходится около 60% происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и становятся причиной дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Важную роль при неизбежности ДТП играет сохранение самообладания, что позволит управлять машиной до последней возможности, а следовательно, уменьшить тяжесть последствий, при этом нужно напрячь все мышцы и не расслаблять их до полной остановки. Управляя автомобилем, необходимо сделать все, чтобы уйти от встречного удара — забор, кювет и даже дерево лучше движущегося по встречной полосе дороги транспорта. При столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности столкновения нужно защитить голову, вдавиться в сиденье спиной, упереться руками в рулевое колесо. Пассажир, сидящий на переднем месте, должен закрыть голову руками и завалиться на бок, прижавшись к сиденью. Пассажиру, находящемуся на заднем сиденье, нужно упасть на пол. Если рядом сидит ребенок, то пассажир должен накрыть его своим телом.

При падении транспорта в воду нужно снять лишнюю одежду, дождаться заполнения салона водой наполовину, задержать дыхание и вынырнуть через дверь, окно или аварийный выход. Окажите помощь пострадавшим.

Любой транспорт (в том числе и электрический) пожароопасен, поэтому при ДТП необходимо как можно быстрее покинуть салон и отойти на расстояние 10-15 м в сторону, а при наличии средств пожаротушения принять меры к ликвидации очага пожара.

Общественный транспорт представляет угрозу для пассажиров, если не соблюдать элементарные требования безопасности — не входить и не выходить из транспорта до полной его остановки, не прислоняться к дверям, не высовывать голову и руки в окна, стараться держаться за поручни на случай экстренного торможения, стоять лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и своевременно среагировать на нее. В случае столкновения и невозможности удержаться в вертикальном положении попытаться сгруппироваться, закрыть голову руками. Определенную опасность при резких торможениях представляют зонты, трости и другие предметы с острыми и выступающими краями. Во время движения транспорта нельзя дремать, так как скорость реакции на надвигающуюся опасность будет слишком низкой.

При аварии в трамвае и троллейбусе, связанной с повреждением токоведущего провода, нужно помнить, что самые безопасные места в них — сидячие, при этом ноги от пола лучше оторвать, а к стенам и поручням не прикасаться.

При обнаружении в общественном транспорте забытых, бесхозных и подозрительных вещей нужно немедленно сообщить об этом водителю и в полицию.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и последний вагоны поезда. Первый сминается и сбрасывается с путей при столкновении в лоб. С последним вагоном то же самое происходит при ударе сзади, только в еще более катастрофических масштабах, так как его не амортизируют багажный вагон, находящийся в передней части поезда.

Самые безопасные места в вагоне — полки купе, расположенные со стороны, противоположной направлению движения. Чтобы избежать большинства травм в результате падений с полок необходимо закрепить багаж, убрать со столиков бутылки, стаканы, подогнуть матрацы с внешней стороны, чтобы получился валик, зафиксировать дверь купе.

При крушении поезда нужно быстро выбраться из вагона, убедиться, нет ли поблизости упавших токоведущих проводов контактной электросети, оказать помощь пострадавшим пассажирам. Если токоведущий провод оборван и касается земли, то передвигаться около него на расстоянии до 20 м от точки касания нужно или прыжками на одной ноге, или короткими шагами, или, обмотав хотя бы одну ногу электроизоляционным материалом (например, сухой одеждой), чтобы обезопасить себя от действия шагового напряжения.

Пожар в поезде страшен не пламенем, а токсичными продуктами горения синтетических отделочных материалов, отравление при этом происходит за считанные минуты, а иногда и секунды. При сильном задымлении закройте рот и нос смоченными водой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, простыней и т.п.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжелым последствиям. В авариях при взлете и посадке есть надежда на спасение, так как самолет еще на земле или невысоко над ней и скорость его невелика; кроме того, в районе аэропорта имеются спасательные команды и необходимое оборудование.

При возникновении аварийной ситуации в полете и вынужденной посадке необходимо освободить проходы, занять места в своих креслах, спинки которых привести в вертикальное положение, снять очки, зубные протезы, вынуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, зажигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук, расстегнуть воротник, на колени положить мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть ремни. Ребенка следует посадить к себе на колени, завернуть в одеяло и крепко прижать к своему телу. После остановки самолета расстегнуть ремни и подготовиться к эвакуации через ближайший выход. После выхода из самолета нужно как можно дальше отойти от него и лечь на землю, прижав голову руками, поскольку возможен взрыв.

Большинство крупных аварий и катастроф на водном транспорте происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей — капитанов, лоцманов и членов экипажа.

Оставлять судно при аварии или кораблекрушении можно только по указанию капитана. Первыми на спасательные шлюпки переходят дети, женщины, раненые, ослабленные люди. Капитан покидает судно последним. Оставлять гибнущее судно можно на спасательных шлюпках, надувных плотах, переходом на борт подошедшего судна- спасателя, эвакуацией на борт вертолета-спасателя и прыжком в воду.

При прыжке в воду подбородок необходимо прижать к груди, одной рукой прижать одежду, другой — закрыть нос и рот. Прыгать нужно слегка согнутыми и напряженными ногами вниз, прижав ступни друг к другу. Находясь в воде, необходимо подавать сигналы свистком, голосом, поднятием руки и др. способом, двигаться при этом следует как можно меньше, чтобы сохранить тепло; нельзя пить морскую воду.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *