0

Звонит понявший отдав обогнала ждала

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Ошибка допущена в слове «звонит», следует говорить «звонИт». Кто не может запомнить, вспомните песню: «Позвони мне, позвони! Позвони мне, ради Бога, через время протяни голос чистый и глубокий».

Запомните: на корень «звон» ударение не падает.

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ (постановка ударения) проверяются в задании 4.

От учащихся требуется выписать одно из четырёх слов, в котором неверно выделено ударение — ударная гласная обозначена большой буквой. В ответ вписывается слово без изменений, без выделений большими буквами. Обратите внимание на букву Ё: если слово с ошибкой содержало эту букву, её нужно писать и в ответе. Например, из четырёх слов:

первое имеет неверно выделенное ударение. Выписываем это слово в ответ без изменения, с буквой Ё. Обращаем внимание на то, что вопрос о возможном написании Е вместо Ё решается просто: перед каждым экзаменуемым на экзамене будет бланк, в котором указаны ВСЕ разрешённые буквы и знаки. На данный момент времени в образцах бланках буква Ё есть.

Для тренировки в отработке навыка постановки ударения РЕШУЕГЭ предлагает как слова из Орфоэпического минимума ФИПИ (2019 год), так и слова, не вошедшие или вышедшие из него.

В задания с повышенным уровнем сложности наряду со словами с явно ошибочным ударением включены слова, имеющие два варианта ударения.

Орфоэпический словник ФИПИ 2019

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность.Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет своё место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕнам и стенАм). Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, — как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, — если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка — мукА, трУсит — трусИт, погрУженный на платформу — погружЁнный в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых).

Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Имена существительные

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге.

бОроду, вин.п., только в этой форме ед. ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род. п. мн. ч., неподвижное ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им. п. мн. ч., неподвижн. ударение

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами

сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвиж. ударение на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч.

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

мЕстностей, род. п. мн. ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

некролОг, см. каталОг

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед. ч. Отрочество, от Отрок — подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на публикацию)

сирОты, им. п. мн. ч., ударение во всех формах мн. ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им. п. мн. ч.

созЫв, см. призЫв

столЯр, в одном ряду со словами малЯр, доЯр, школЯр…

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…

экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге

Имена прилагательные

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании.

Читайте также:  Жизненный цикл разработки сайта

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы; немЫслимый — немЫслим — немЫслима — немЫслимо — немЫслимы и т. п.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях.

Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый — прав —прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОйный — стрОен — стрОйно — стрОйны — стройнА.

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе, живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее, печАльна — печАльнее, протИвна — протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

  • Куланхина Елена АнатольевнаНаписать 5642 08.11.2017

Номер материала: ДБ-841132

    08.11.2017 1581
    08.11.2017 1685
    08.11.2017 187
    08.11.2017 794
    08.11.2017 658
    08.11.2017 4336
    08.11.2017 304
    08.11.2017 21463

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Часть жителей, пострадавших во время паводка, была эвакуирована в безопасные места в СОСЕДСКИХ посёлках.

Потребность в ПРАКТИЧНОЙ, надёжной и гигиеничной упаковке стала очевидной, когда появились супермаркеты — универсамы с налаженной системой самообслуживания.

Сам Шекспир, будучи консерватором, склонен объявить источником всех зол УКЛОНЕНИЕ от раз и навсегда заведённого порядка.

ОТКЛИКИ и вопросы читателей журнала связаны обычно с предшествующими и сравнительно недавними публикациями.

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

растёт в ГРУН­ТЕ

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Мечтая о будущем России,

1) поэт постоянно думал о крестьянах.

2) ему верилось в её величие.

3) Некрасова тревожила судьба русской женщины.

4) радость охватывала писателя.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Многие из тех, кто читал роман в стихах «Евгений Онегин», воспринимают Татьяну Ларину только как романтичную барышню.

2) По письмам и мемуарам, написанными современниками А. С. Пушкина, историкам литературы с точностью до деталей удалось восстановить день дуэли.

Читайте также:  Бесплатно vk com моя страница

3) В одной из литературных статей Горький писал, что Рудин — это отчасти и сам Тургенев.

4) Высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка, но и в умении найти точное средство для выражения своей мысли.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Цель реферата — передать основную, существенную новую информацию, которая содержится в исходном документе.

2) Термин обозначает научное понятие из области той науки, которой он принадлежит.

3) Приходится только поражаться неисчерпаемой энергии Рихарда Штрауса, который сумел в разгар бурной концертной деятельности написать популярнейшую оперу «Кавалер розы».

4) Точность научной речи предполагает отбор языковых средств, которые обладают качеством однозначности и способностью наилучшим образом выражать сущность понятий.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

(1). (2)Безвоздушное пространство, сверхнизкие температуры, проникающая радиация, невесомость — всё это чрезвычайно затрудняет пребывание человека в космосе. (З)Особенно коварным фактором для людей оказалась невесомость. (4)В условиях невесомости у человека происходит нарушение натриево-калиевого баланса в организме, что приводит к существенным изменениям в обмене веществ на клеточном уровне. (5)Кроме этого наблюдается избыточный приток крови к голове, лёгким и сердцу, что связано с перераспределением давления крови в организме человека, и если в космическом корабле можно создать искусственную атмосферу и обеспечить защиту от радиации, то избавиться от невесомости гораздо сложнее. (6). специально для преодоления отрицательного воздействия невесомости на организм человека разработана эффективная методика, позволяющая находиться в невесомости длительное время.

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов), ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста?

За ис­клю­че­ни­ем того, что

(1)Уже в настоящее время человечество остро ощущает недостаток пресной воды, и с каждым годом проблема обеспечения водой приобретает всё большую остроту; ведь общее потребление воды в мире в тысячу раз превышает использование всех остальных видов ресурсов вместе взятых. (2)Для утоления «водного голода» жителей нашей планеты существуют различные пути. (3) наиболее эффективных&nbsp— опреснение солёных вод Мирового океана, тем более что большие площади засушливых и малообводнённых территорий примыкают к его берегам.

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

(1). (2)Безвоздушное пространство, сверхнизкие температуры, проникающая радиация, невесомость — всё это чрезвычайно затрудняет пребывание человека в космосе. (З)Особенно коварным фактором для людей оказалась невесомость. (4)В условиях невесомости у человека происходит нарушение натриево-калиевого баланса в организме, что приводит к существенным изменениям в обмене веществ на клеточном уровне. (5)Кроме этого наблюдается избыточный приток крови к голове, лёгким и сердцу, что связано с перераспределением давления крови в организме человека, и если в космическом корабле можно создать искусственную атмосферу и обеспечить защиту от радиации, то избавиться от невесомости гораздо сложнее. (6). специально для преодоления отрицательного воздействия невесомости на организм человека разработана эффективная методика, позволяющая находиться в невесомости длительное время.

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

(1). (2)Безвоздушное пространство, сверхнизкие температуры, проникающая радиация, невесомость — всё это чрезвычайно затрудняет пребывание человека в космосе. (З)Особенно коварным фактором для людей оказалась невесомость. (4)В условиях невесомости у человека происходит нарушение натриево-калиевого баланса в организме, что приводит к существенным изменениям в обмене веществ на клеточном уровне. (5)Кроме этого наблюдается избыточный приток крови к голове, лёгким и сердцу, что связано с перераспределением давления крови в организме человека, и если в космическом корабле можно создать искусственную атмосферу и обеспечить защиту от радиации, то избавиться от невесомости гораздо сложнее. (6). специально для преодоления отрицательного воздействия невесомости на организм человека разработана эффективная методика, позволяющая находиться в невесомости длительное время.

Ука­жи­те пра­виль­ную мор­фо­ло­ги­че­скую ха­рак­те­ри­сти­ку слова СВЯ­ЗА­НО в пятом (5) пред­ло­же­нии тек­ста.

(1). (2)Безвоздушное пространство, сверхнизкие температуры, проникающая радиация, невесомость — всё это чрезвычайно затрудняет пребывание человека в космосе. (З)Особенно коварным фактором для людей оказалась невесомость. (4)В условиях невесомости у человека происходит нарушение натриево-калиевого баланса в организме, что приводит к существенным изменениям в обмене веществ на клеточном уровне. (5)Кроме этого наблюдается избыточный приток крови к голове, лёгким и сердцу, что связано с перераспределением давления крови в организме человека, и если в космическом корабле можно создать искусственную атмосферу и обеспечить защиту от радиации, то избавиться от невесомости гораздо сложнее. (6). специально для преодоления отрицательного воздействия невесомости на организм человека разработана эффективная методика, позволяющая находиться в невесомости длительное время.

Укажите значение слова БАЛАНС в предложении 4.

(1). (2)Безвоздушное пространство, сверхнизкие температуры, проникающая радиация, невесомость — всё это чрезвычайно затрудняет пребывание человека в космосе. (З)Особенно коварным фактором для людей оказалась невесомость. (4)В условиях невесомости у человека происходит нарушение натриево-калиевого баланса в организме, что приводит к существенным изменениям в обмене веществ на клеточном уровне. (5)Кроме этого наблюдается избыточный приток крови к голове, лёгким и сердцу, что связано с перераспределением давления крови в организме человека, и если в космическом корабле можно создать искусственную атмосферу и обеспечить защиту от радиации, то избавиться от невесомости гораздо сложнее. (6). специально для преодоления отрицательного воздействия невесомости на организм человека разработана эффективная методика, позволяющая находиться в невесомости длительное время.

Читайте также:  Восстановить телефон после сброса к заводским настройкам

(4)Кроме этого наблюдается избыточный приток крови к голове, лёгким и сердцу, что связано с перераспределением давления крови в организме человека, и если в космическом корабле можно создать искусственную атмосферу и обеспечить защиту от радиации, то избавиться от невесомости гораздо сложнее.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

В эту тетрадь в синем кожа(1)ом переплёте были записа(2)ы не только поразившие Варю высказывания из прочита(3)ых книг, но и её первые стихи.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

Но говорят, вы (не)людим: в глуши, в деревне всё вам скучно.

Они еще (не)успокоены.

(Не)доверие, а беспокойство вызывал этот человек.

(Не)избалованная жизнью, крестьянка стойко перенесла и это горе.

Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

(НЕ)СМОТ­РЯ на не­од­но­знач­ность тол­ко­ва­ния от­дель­ных по­ло­же­ний, общая тео­рия от­но­си­тель­но­сти ши­ро­ко при­зна­на (ИЗ)ЗА своей прин­ци­пи­аль­ной про­сто­ты.

Соли, (НА)ПРИ­МЕР, можно пред­ста­вить (В)ВИДЕ ре­зуль­та­тов вза­и­мо­дей­ствия кис­лот­ных и ос­нов­ных ок­си­дов.

(В)ЗА­КЛЮ­ЧЕ­НИЕ сле­ду­ет ска­зать, что и Пуш­ки­ну, и Гри­бо­едо­ву уда­лось пси­хо­ло­ги­че­ски верно изоб­ра­зить дво­рян­ское об­ще­ство сво­е­го вре­ме­ни, (В)ЧАСТ­НО­СТИ мос­ков­ское дво­рян­ство.

(ПО)СКОЛЬ­КУ ху­дож­ник сво­бод­но вы­би­ра­ет приёмы и планы, то он, (БЕЗ)СО­МНЕ­НИЯ, волен быть не­за­ви­си­мым в своём твор­че­стве.

(На)ВРЯД ли будут вер­ны­ми ре­ше­ния, при­ня­тые (С)ГО­РЯ­ЧА.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Пролив казался дорогой из тусклого золота ( ) и по ней неспешно дрейфовали парусники.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У низенькой полуоткрытой двери дремал (1) опираясь (2) на ружьё (3) солдат (4) одетый в мундир Преображенского полка и треуголку.

Рас­ставь­те все не­до­ста­ю­щие знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

Если я на­хо­жу в за­пис­ных книж­ках из­вест­ных людей ин­те­рес­ное (1) на мой взгляд (2) на­блю­де­ние, ост­ро­ум­ное или смеш­ное за­ме­ча­ние, не­уже­ли нужно от­ка­зы­вать­ся от их вос­про­из­ве­де­ния толь­ко по­то­му, что они вы­ра­же­ны в де­ся­ти-пят­на­дца­ти или (3) на­при­мер (4) в двух-трёх стро­ках?

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую

1) Пи­а­нист вир­ту­оз­но ис­пол­нял свои и чужие со­чи­не­ния и с лёгко­стью читал с листа не­зна­ко­мые про­из­ве­де­ния.

2)Чай с ду­ши­стым мёдом был осо­бен­но вку­сен и мы долго про­си­де­ли за чисто вы­стру­ган­ным белым сто­ли­ком в саду. 3)Кар­ти­ны и вазы и дру­гие де­та­ли ин­те­рье­ра от­ра­жа­ли утончённость вкуса её хо­зя­и­на.

4) Ино­гда взгляд Илюши на­пол­нял­ся вы­ра­же­ни­ем уста­ло­сти или скуки.

5) Ху­дож­ник был увлечён не толь­ко кра­со­той от­крыв­ше­го­ся перед ним вида но и раз­но­об­ра­зи­ем при­род­ных форм.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Я люблю шум дождя и ветра: это располагает к размышлению.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Зимой домашнее растение (1) листья (2) которого (3) плохо переносят сухой воздух помещений (4) необходимо ежедневно опрыскивать.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Новый сосед внимательно приглядывался к жителям коммунальной квартиры (1) и (2) если подмечал что-нибудь странное и необычное (3) записывал всё в особую тетрадку (4) чтобы потом использовать в своих рассказах.

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Многие районы Мирового океана — от прибрежной полосы до участков, расположенных на больших глубинах, — обладают большими запасами разнообразных полезных ископаемых, однако современные возможности позволяют использовать пока далеко не все эти ископаемые.

2)Современные технологии позволили освоить пока только энергию приливов, хотя часть механической и тепловой энергии Мирового океана образует возобновляемые и другие энергетические ресурсы, которые могут быть использованы человеком.

3) Растворённые в океанской и морской воде органические и неорганические элементы образуют возобновляемые энергетические ресурсы, которые могут быть использованы человеком и способны обеспечить потребности человечества на многие сотни лет.

4) Часть механической и тепловой энергии Мирового океана образует возобновляемые энергетические ресурсы, которые могут быть использованы человеком, однако современные технологии позволили освоить пока только энергию приливов.

5) Часть механической и тепловой энергии Мирового океана (морских течений, волн, прилива) образует океанические и морские возобновляемые энергетические ресурсы, принципиально доступные для производственной деятельности людей.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *