0

Дано предложение в котором обыгрывается несколько

Восстановите фразеологические обороты, выпишите их и дайте толкование каждому.

Ответы

1. к утру вьюга может успокоиться.
2. брат хочет возвратиться домой к вечеру.
3. Меть начала беспокоиться о здоровье ребенка.
4. Экскурсанты собирались вернуться на следующий ддень.
5. Это мероприятие должно удасться.
6. Отряды готовы двинуться утром путь.

Моя родина – Узбекистан, удивительная страна. Она древняя, как сама Земля, красивая, как тюльпан. Культура Узбекистана разнообразна, как узоры яркого ковра. Население нашей страны так же пестро по национальному составу, так же богато, как россыпи цветов на склонах узбекских гор или на равнинах.

Народ Узбекистана, торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета, осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности, подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости, признавая приоритет общепризнанных норм международного права, стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам республики, ставя задачей создание гуманного демократического правового государства, в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан.
Я не могу сказать, что Узбекистан – густонаселенная страна. Если сравнивать со многими странами Азии и Европы, то нас не так много. Однако именно наш Узбекистан может похвастаться самым большим населением в Средней Азии. Каких только интересных национальностей не проживает здесь. От узбеков и казахов, русских и украинцев, таджиков и каракалпаков до иранцев, корейцев, немцев, армян и чеченцев. Фактически, каждый человек в Узбекистане – уникальная личность с историей, непохожей на других. Общаясь с людьми разных культур, можно почерпнуть массу интересного: от рецептов вкуснейших блюд до знаний психологии разных народов.

Содержание

Задание 1. (8 баллов)

Дан ряд слов: избыточный, зычный, яичный, конечно (в значении утверждения), очечник.

Укажите слово, в котором в соответствии с современной орфоэпической нормой возможны два произносительных варианта. Объясните эту вариативность с исторической точки зрения, указав при этом, говор какой территории лёг в основу современного русского литературного языка.

Модель ответа

В соответствии с современными правилами орфоэпии вариативное произношение допускается в слове яичный. Это слово можно произнести как яи[шн]ый, так и яи[ч’н]ый. В основу русского литературного языка в силу особенностей историко-социального развития Российского государства лёг московский говор. Однако в современном русском языке исконно старомосковский вариант [шн] вытесняется ленинградским [ч’н]. Здесь также можно усмотреть влияние письменной речи (орфографии).

За указание на слово яичный – 1 балл, за указание на вариативность сочетаний [шн] – [ч’н] – 2 балла, за указание на московский говор как основу литературного языка – 1 балл, за отождествление каждого из вариантов с соответствующей произносительной нормой по 1 баллу, за указание направления развития языковой системы – 1 балл, за указание на возможное письменное (орфографическое) влияние – 1 балл.

Читайте также:  Газовые датчики для квартиры

Всего 8 баллов.

Задание 2. (6 баллов)

А Б
иерей священник
врач педиатр
иждивенец нахлебник
иммигрант переселенец
цирюльник парикмахер

Для всех этих пар верно утверждение, что они могут быть употреблены в следующем контексте:

Для одной из пар слов вопрос что за А? и ответ Б будет понят по-другому, чем для всех остальных пар. Как именно будет понят вопрос в данной паре в сопоставлении с остальными?

Модель ответа

Вопрос что за А? будет понят по-другому для пары врач – педиатр (1 балл).

Для этой пары вопрос что за А? предполагает, что спрашивающий понял значение слова А и хочет уточнить вид А (2 балла в зависимости от полноты и правильности ответа). Собеседник даёт ему в ответе слово Б, обозначающее вид А (1 балл).

Для остальных пар вопрос что за А? предполагает, что спрашивающий не совсем понял смысл слова А и хочет уточнить его значение (1 балл).

Собеседник даёт ему в ответе слово Б, являющееся синонимом А (1 балл).

Всего 6 баллов.

Задание 3. (6 баллов)

Дан ряд имён прилагательных, образованных от существительных: башенный, почвенный, ремесленный, брюквенный, естественный, бритвенный.

Одно из этих прилагательных образовано не так, как остальные.

  1. Укажите это прилагательное и объясните, как оно образовано.
  2. Укажите, как образованы остальные слова.

Модель ответа

  1. Это прилагательное башенный (1 балл). Оно образовано от основы существительного башен- (1 балл) с помощью суффикса -н- (1 балл) (вариант ответа: от слова башня с помощью суффикса —н-). Если учащийся укажет чередование корня башн/башен в слове башня –1 балл.
  2. Остальные прилагательные образованы от основ существительныхпочв-, ремесл-, брюкв-, естеств-, бритв- (1 балл; все основы перечислять необязательно) (вариант ответа: от существительных почва, ремесло, брюква, естество, бритва) с помощью суффикса -енн- (1 балл).

Всего 6 баллов.

Задание 4. (8 баллов)

Дано предложение, в котором обыгрывается несколько фразеологических оборотов.

Ваня полез в бутылку, но, не зная, как дать пить бесившемуся с жиру коту, потянул его за хвост.

Восстановите фразеологические обороты, выпишите их и дайте толкование каждому.

Модель ответа

  1. Лезть (полезть) в бутылку (1 балл) – сердиться, горячиться, обижаться попустякам, безосновательно (1 балл).
  2. Как пить дать (1 балл) – непременно, обязательно, наверняка (обычноо нежелательном событии) (1 балл).
  3. С жиру беситься (1 балл) – дурить, вести себя неправильно от безделья илипресыщения (1 балл).
  4. Тянуть кота за хвост (1 балл) – намеренно, нарочно медлить, оттягиватьзавершение или начало какого-либо дела (1 балл).

Всего 8 баллов.

Задание 5. (5 баллов)

Можно ли определить одушевлённость/неодушевлённость у несклоняемых существительных мисс и портмоне? Ответ обоснуйте.

Модель ответа

Можно (1 балл). Надо поставить рядом с несклоняемым существительным какое-нибудь согласуемое с ним определение (прилагательное или местоимение) (1 балл), а всё словосочетание поставить в форму винительного падежа множественного числа (1 балл). Если форма прилагательного или местоимения винительного падежа совпадёт с формой родительного падежа, то существительное одушевлённое (Вижу этих красивых мисс) (1 балл), если же с формой именительного, то существительное неодушевлённое (Вижу эти красивые портмоне) (1 балл).

Читайте также:  Бензин bp 95 ultimate отзывы

Примечание.

На уровне лексического значения мисс обозначает человека женского пола(англ.), это слово ж.р., а портмоне – предмет, это слово ср. рода. Нолексическое значение не является основным критерием определенияодушевленности/неодушевленности, так как это грамматическая категория.На уровне морфологии и синтаксиса, т. е. грамматически, одушевлённость/неодушевлённость можно определить через согласование этихсуществительных с прилагательным или местоимением.

Всего 5 баллов.

Задание 6. (6 баллов)

Синтаксические формулы (структурные схемы) – один из способов обозначения словосочетаний разных типов. Словосочетания, построенные по одной структурной схеме, могут иметь различные грамматические значения. Например, за структурной схемой N + N2(то естьсуществительное и зависимое от него существительное в родительном падежебез предлога) могут стоять словосочетания, которые выражают широкий спектрсмысловых отношений, в частности таких:

  • часть предмета и весь предмет;
  • предмет и лицо, которому он принадлежит;
  • предмет (лицо) и его качественная характеристика;
  • опредмеченный признак и его носитель;
  • опредмеченное действие и производитель этого действия;
  • опредмеченное действие и объект этого действия.

В рамках модели N + N2 составьте словосочетания, семантика каждого из которых демонстрирует один из типов представленных выше смысловых отношений.

Модель ответа

  • часть предмета и весь предмет (угол дома);
  • предмет и лицо, которому он принадлежит (ботинки брата);
  • предмет (лицо) и его качественная характеристика (человек труда);
  • опредмеченный признак и его носитель (ветхость здания);
  • опредмеченное действие и производитель этого действия (угрозы хулигана);
  • опредмеченное действие и объект этого действия (чтение книги).

За каждое верно приведённое словосочетание по 1 баллу.

Всего 6 баллов.

Задание 7. (5 баллов)

Прочитайте текст орфографического правила.

Если ˂…˃ в форме ˂…˃ наклонения в единственном числе заканчивается на согласный, то после мягких согласных (кроме Й) и шипящих пишется буква ˂…˃.

  1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
  2. Сформулируйте название этого орфографического правила.
  3. Приведите примеры его использования.

Модель ответа

Если ГЛАГОЛ в форме ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ в единственном числе заканчивается на согласный, то после мягких согласных (кроме Й) и шипящих пишется буква Ь .

Правило называется: мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

Примеры: отрежЬ, ответЬ.

  1. За верно восстановленное правило – 2 балла.
  2. За адекватное название правила – 2 балла.
  3. За два примера (мягкий согласный и шипящий) его использования – 1 балл (по 0,5 балла за каждый пример).

Всего 5 баллов.

Задание 8. (6 баллов)

Вася учится в седьмом классе и твердо знает, почемуслово «лиса» пишется через И, а слово «леса» – через Е. Остальные правилаправописания он помнит плохо, потому и довольствуется слабой «тройкой» попредмету. В словарном диктанте Вася, старательно проверив все безударныегласные, написал, в частности, так: копитал, помалчать, укланялись. Васяуверен в том, что все слова написаны правильно, потому что он их проверилударением.

  1. Исправьте ошибки в словах,
  2. Предположите, как Вася проверял правописание этих слов, и объясните,в чём он был не прав.

Примерная модель ответа

1. Капитал, помолчать, уклонялись.

2 Капитал – проверялось, вероятно, словом КОПИТ (копить). Но оно не является однокоренным словом. Перед нами словарное слово. Исторически А в корне связано с латинским CAPUT (КАПУТ) «ГОЛОВА».

помолчать – проверялось, вероятно, словом ПОМАЛКИВАТЬ. Но безударную гласную в корне не следует проверять глаголом на –ИВА/ –ЫВА-, в этом случае нередко нормативная О меняется под ударением на А. В качестве проверочного нужно было использовать другое однокоренное слово, например, СМОЛКНУТЬ.

Читайте также:  Для построения локальных сетей используются линии

уклонялись – проверялось, вероятно, словом КЛАНЯТЬСЯ. Но перед намикорень с чередованием гласной, его нельзя проверять ударением. Следуетзапоминать правописание этого корня.

За правильное написание каждого слова и достоверное объяснение Васиной«проверки» (с указанием, в чём он ошибся) – по 2 балла.

Всего 6 баллов.

Задание 9. (1 балл)

В придуманном «квазислове» посредством перестановкибукв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.

Пример: эфиоп Яро (орфоэпия)

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: громамфора.

Модель ответа

Всего 1 балл.

Задание 10. (14 баллов)

Прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам (укажите лексическое значение слова в данном контексте; укажите, какой частью речи является слово, а также особенности формы, в которой стоит слово).

Володимеръ посла по всему граду, глаголя: „Аще не обрящеться кто заутра на рѣцѣ, б о г а т ъ ли, ли убогъ, или нищь, ли работникъ, противенъ мнѣ да будеть“. («Повесть временных лет», эпизод Крещения).

Модель ответа

«Владимир послал по всему городу, говоря: “Если кто не придёт (не окажется ) завтра (утром) на рекуе, богатый, или бедный, или нищий, или слуга (раб), того я буду считать моим противником (врагом), неугодным мне”».

За каждую ошибку, существенно влияющую на искажение смысла текста, снимается 1 балл. За правильный по сути перевод – 5 баллов.

Богат – богатый, обладающий большим имуществом (1 балл); краткое прилагательное, м. р., ед. ч. (1 балл), им. п. (1 балл). В данном контексте ведёт себя как существительное (по смыслу равно сочетанию богатый человек) (1 балл).

Противен – человек, не согласный с кем-то, держащийся иного, противоположного мнения (ср. доказательство от противного) (1 балл), думающий по-другому(1 балл), «сопротивляющийся, непокорный», поэтому «неугодный» (1 балл); краткое прилагательное (1 балл), м. р., ед. ч. (1 балл), им. п. (1 балл). В данном контексте не имеет значения «мерзкий».

Итого 14 баллов.

Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 65.

Запишите несколько фразеологических оборотов, в состав которых входят имена существительные. Объясните значение каждого фразеологизма, составьте с ними предложения. При выполнении упражнения используйте материалы фразеологических словарей.

Без сучка и задоринки — очень хорошо, мастер-
ски, искусно, талантливо; без помех и затруднений, осложнений.
Премьера спектакля прошла без сучка и задоринки.
Гроша медного не стоить — не иметь никакой ценности, ни-
какого значения, никуда не годиться.
Всё это ломаного гроша не стоило в сравнении с предстоя-
щим праздником.
Белая ворона — человек, резко выделяющийся чем-либо сре-
ди окружающих, отличающийся чем-либо, не похожий на них.
Он хотел всё изменить в себе, чтобы не быть белой вороной.
Золотые горы — неисчислимые богатства.
Антон помирился с нею, наобещал ей золотые горы.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *