Содержание
Василиса Премудрая | |
---|---|
Василиса Прекрасная уходит с «подарком» от Бабы Яги (И. Я. Билибин, 1899 г.) |
|
сказочный персонаж | |
Пол | женский |
Супруг | Иван-царевич |
Связанные персонажи | Кощей, Змей Горыныч, Жар-птица, Серый Волк, Морской царь |
Происхождение | царевна |
Упоминания |
В Викитеке есть полный текст: Сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» |
Царь путешествует по другим землям, а в это время дома у него рождается сын Иван. Когда царь пьет воду из озера, морской царь хватает его за бороду и требует отдать то, чего тот «дома не знает». Царь соглашается. Лишь по приезде домой он понимает свою оплошность. Когда Иван-царевич становится взрослым, царь отводит его к озеру и велит искать будто бы потерянный им перстень. По совету старушки царевич заручается помощью дочери Морского царя Василисы Премудрой, которая в облике голубки (или уточки) прилетает на озеро со своими сестрами. Морской царь задаёт герою невыполнимые простым человеком задачи (за одну ночь вырастить рожь, построить церковь. ), которые тот выполняет с помощью Василисы. Царевич и Василиса женятся и убегают из морского царства; в пути, спасаясь от погони, Василиса превращает себя и супруга в различные предметы. Вернувшись к своей семье, на радостях Иван забывает Василису, она напоминает о себе с помощью посланцев-голубок, они воссоединяются.
Царевна-лягушка [ править | править код ]
В Викитеке есть полный текст: Сказка «Царевна-лягушка» |
У царя было три сына. Младшего звали Иван-царевич. Пришло время царевичам связать себя узами брака. Иван-Царевич вынужден жениться на лягушке, так как находит её в результате обряда (царевичи стреляли из луков наугад, куда стрела попадёт — там невесту и искать). Лягушка, в отличие от жён братьев Ивана Царевича, отлично справляется со всеми заданиями царя, своего свёкра, либо с помощью колдовства (в одной версии сказки), либо с помощью «мамок-нянек» (в другой). Когда царь приглашает Ивана с женой на пир, она приезжает в облике прекрасной девушки. Иван Царевич тайно сжигает лягушачью кожу жены, чем вынуждает её покинуть его. Иван отправляется на поиски, находит её у Кощея Бессмертного и освобождает свою жену.
Жар-птица и царевна Василиса [ править | править код ]
В Викитеке есть полный текст: Сказка «Жар-птица и Василиса-царевна» |
У царя был слуга-стрелец, а у слуги — богатырский конь. Однажды слуга нашёл в лесу перо Жар-птицы и, несмотря на предупреждение коня, что перо принесёт несчастье, подобрал. Увидев перо, царь потребовал добыть саму Жар-птицу, а затем Василису-царевну (вариант — Царь-девицу), которая живёт «на краю света, где красное солнышко восходит» и плавает в золотой лодочке. Стрелец с помощью своего коня выполняет поручения. Царь хочет жениться на Василисе. Та требует исполнения различных задач, которые вместо царя выполняет стрелец. Последнее испытание — купание в кипятке — стрелец выдерживает благодаря коню, а царь, попытавшись сделать то же самое, гибнет. Василиса отдаёт свою руку стрельцу, которого избирают новым царём.
Быстрый переход
Сперва показалось, что все будет просто. Ан нет, все очень-очень сложно, поэтому образ я продумывал долго и тщательно. Если честно, начал чувствовать себя прям доморощенным исследователем. Картинка может показаться перегруженной, но уж очень много всего вкусного в сказках про Елену Премудрую. И поэтому так много букв, простите. Итак.
Существуют две версии сказки про Елену Премудрую, обе совершенно замечательные (почитать их можно здесь — http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev133.php , настоятельно рекомендую, будет понятна логика дальнейшего текста. Мне лично ОЧЕНЬ нравится вторая, более взрослая версия, но и первая чудесная). Я долго метался, какую версию сказки выбрать, и в итоге решил совместить их в одном образе. И получилась вот такая героиня. Сейчас объясню почему она такая.
Начнем с простого. В обеих версиях сказки совершенно понятно, что Елена — ведьма, причем глава шабаша. На это указывает буквально все. Так же понятно, что она — иностранка в обеих версиях, поэтому кокошника в качестве намека на славянские мотивы в принципе хватит. Она не только умна, но и красива (в сказке Иван буквально слюнями истекает. Там вообще много сексуальных подтекстов, вплоть до злостного вуайеризма). Также в сказке указано, что Елена честно признает свое поражение, и в итоге выходит за находчивого извращенца, т.е. честная даже во вред себе.
Дальше начинаются сложности, но мне кажется я их решил. Итак, начнем с вопроса, почему это на картинке у нее отчество — Кощеевна? Это, признаюсь, моя вольность. Сделал это по двум причинам. Очевидная — чтобы разделить Премудрых, слишком их много, надо как-то эту кашу разнообразить. Вторая причина — вторая версия сказки. Там указано, что Василису змей держал взаперти, на цепях, но стоило Ивану дать ей попить ключевой воды, как она тут же освободилась и улетела. Ничего не напоминает? Мне напомнило, я полез проверять в другую сказку и офигел. Это реально точь-в-точь описание освобождения Кощея в сказке «Марья Моревна». В точности. Вывод очевиден? Родственница? Скорее, как мне кажется, дочь. Т.е. тут как раз очень интересно, что все, кого можно подозревать в родственных связях с Кощеем, носят прозвище Премудрая. Совпадение? Я так не думаю.
Эта версия в принципе объясняет все. И то, что она ведьма (скорее всего рожденная, поскольку тяготеет к красоте и добру (в сказках она не предстает однозначно отрицательным персонажем, хотя намеков на это — хоть отбавляй). Так что в моей версии у Кощея полно дочек, но официальное отчеству — у Елены ))
Глядя на картинку, наверное, сложно в это поверить, но она, судя по всему — нейтрал, с перекосом в зло. Что указывает на зло? То, что она Главная Ведьма (чему она там голубиц учила тоже вопрос). Ее страсть к отрубленным головам богатырей (вторая версия сказки). То, что в колеснице у нее змеи (о них чуть позже). Вообще, вся эта огненная тема тоже не очень добрая. То, что у нее в подручных огромный палач с топором (жалко не уместился, но змеи важнее). Да и вообще, она такая, противоречивая вся.
В сказке снова упоминаются мамки и няньки, и я не мог упустить возможность нарисовать злые версии феечек ))) Да, они у меня разные бывают. Если обратите внимание, там есть и добрая мамка-нянька, злые ее гнобят постоянно (((
Теперь про змеев. Тут вообще меня понесло, признаюсь, но попробуйте понять мою логику ))) Итак, в первом варианте сказки упоминается колесница, запряженная шестью огненными змеями. Казалось бы, что сложного? Рисуешь 6 драконов а-ля Горыныч и дело с концом. Ничего подобного. Во-первых, наши змеи больше именно змеи и на драконов не похожи (не волнуйтесь, вот кого-кого, а Горыныча я сделаю драконом, потому что он мега-босс). Т.е. мне кажется это больше восточная традиция, где драконы магические созданья, вообще без крыльев и когда летают похожи на извивающихся пиявок. Во-вторых, выяснилось, что в нашей мифологии есть отдельный персонаж, который так и называется «Огненный змей». Если упрощать — инкуб, превращающийся по желанию в прекрасного юношу (по другим данным одна из его личин — получеловек, полузмея). В общем, в моей версии в колесницу Елены Премудрой запряжены как раз такие змеи. Когда они запряжены — они реально огненные змеи, но когда не на работе, вполне могут оборачиваться. Либо в полузмею, либо в красного молодца. Это очень в тему, если взять за основу факт, что Елена — ведьма. Змеи часто ассоциируются с солнцем (вообще мотив огненного змея — это как бы отношения между солнцем и землей), к тому же они прямо называются огненными, поэтому я сделал их пылающими. Речь в первую очередь о получеловеческой ипостаси — среднем звене между змеем и человеком. На черно-белой картинке такое крайне сложно показать, но в этой стадии их кожа текстурой напоминает поверхность солнца или, если угодно — кипящей лавы. При этом огонь холодный, т.е. находиться с ними рядом вполне можно. Лица нет, поскольку они могут примерить любое. Размеров змеи не гигантских, но довольно длинные.
На картинке я постарался показать две ипостаси змеев (догадайтесь на кого из уже нарисованных персонажей похожа змеиная испостась), надеюсь, получилось ))
Ну и теперь по мелочи, а то и так много букв.
— Мамки няньки наводят порядок во дворце, выносят головы, чтобы насадить на колья (спицы).
— Трон не стал рисовать, он, как и голубицы — на лугу, а эта картинка — из дворца ))
— В одежде Елены много кощеевских мотивов, но в отличие от папани, ее одежда — из парчи, кожи и шелка, армора нет (он ей не нужен). Кокошник тоже обычный, просто фигурный.
— Постарался показать оба магических инструмента Елены — и волшебную книгу, и зеркальце. Также на поясе висят тубус для свитков (чтобы показать ученость) и всякие магические инструменты, чтобы указать профессию.
— На фоне там намек на других змеев, клубятся )))
— Сложенные крылья за спиной. Да, во втором варианте сказки очень цепанули снимающиеся золотые крылышки. Я не мог пройти мимо первого намека на потенциальные стимпанковские мотивы )) Поэтому в моей версии это складывающиеся золотые магические крылья, которая Елена при желании может спокойно снять. Эдакий складной реактивный мини-дельтаплан. Заклепки постарался не забыть, хоть это и магия ))
Ну и напоследок. У Елены Кощеевны КРАЙНЕ сложные отношения с Аленушкой и Иванушкой ))
Вот такое исследование и такая картинка. Надеюсь, понравится )) Кстати, это первая картинка, которую рисовал в большом разрешении.
ЕЛЕ́НА ПРЕМУ́ДРАЯ — героиня волшебных сказок, владычица чудесного царства, глава могущественной женской общины и т. п. Обладательница высшей мудрости и магич. силы. Герой, получив в руки магич. средства, вступает с нею в состязания и одерживает победу: прячется так, что Е. П. не может его найти с помощью своей волшебной книги (зеркала). Сюжет сказки разрабатывает популярную тему мирового фольклора — укрощение героем могущественной женщины как условие брака с ней (ср. с Василисой Прекрасной, или Премудрой).
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та . 2002 .
Смотреть что такое "Елена Премудрая" в других словарях:
Елена (значения) — Елена женское имя. Носители, известные по имени Святые с именем Елена Основная статья: Святая Елена (значения) Елена Равноапостольная (247 327) мать римского императора Константина Великого. Елена Сербская (ум. 1314) жена короля … Википедия
Курский государственный театр кукол — Координаты: 51°43′45.36″ с. ш. 36°11′24.16″ в. д. / 51.729267° с. ш. 36.190044° в. д … Википедия
Народные русские сказки — Народныя Русскiя Сказки А. Н. Аөанасьева … Википедия
Екатеринбургский ТЮЗ — Екатеринбургский муниципальный театр юного зрителя (ТЮЗ) Прежние названия Свердловский театр юного зрителя им. Ленинского комсомола Основан 1930 Главный режиссёр Евгений Зимин Екатеринбургский театр юного зрителя театр в Екатеринбурге.… … Википедия
Екатеринбургский театр юного зрителя — Екатеринбургский муниципальный театр юного зрителя (ТЮЗ) Прежние названия Свердловский театр юного зрителя им. Ленинского комсомола Основан 1930 Главный режиссёр Евгений Зимин Екатеринбургский театр юного зрителя театр в Екатеринбурге.… … Википедия
Сказка за сказкой — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Лебедева, Галина Михайловна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лебедева. Галина Лебедева Дата рождения: 22 апреля 1949(1949 04 22) (63 года) Гражданство … Википедия
Иванов, Андрей Вячеславович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Иванов. У этого термина существуют и другие значения, см. Иванов, Андрей. Андрей Иванов Имя при рождении … Википедия
Иван-Царевич — Это статья о персонаже русского фольклора. Статью о рок группе см. здесь. У этого термина существуют и другие значения, см. Иван (царевич) … Википедия