0

Гелиос 40 2 85mm

Внешний вид

Графики MTF

Опт. схема

Формат: 35mm зеркальная

Тип: Постоянное фокусное расстояние (фикс)

Фокус: Ручная фокусировка

Система: M42

Год начала производства: 1969

Год окончания производства: 1992

Оптическая схема: 6 элементов в 4 группах

Средняя цена: 12113 руб.

Характеристики:
Фок. раст. Макс. диафр. Мин. диафр. Леп-в диафр. МДФ (м.) Фильтр (мм.) Вес (гр.) Длина (мм.)
85mm f/1.5 f/22 10 0.80 67 880 95
Дополнительная информация:
  • Угол поля зрения по диагонали 28°
  • Диаметр максимальный 82 мм

Гелиос-40-2 85mm f/1.5 – светосильный телеобъектив с однослойным просветлением для фотоаппаратов с присоединительной резьбой M42.

По одной из версий оптическая схема была позаимствована у объектива Carl Zeiss Jena Biotar 75mm f/1.5 (1938 г., дальномерная система Contax I-III). С другой стороны известно, что первые Планары (линейка светосильных киносъемочных 35мм объективов «Гелиос-1» 50/2, «Гелиос-2» 75/2 и «Гелиос-3» 100/2) были рассчитаны в ГОИ в мае 1937 года. Так что, вполне возможно, Гелиос-40 – плод трудов отечественных инженеров-оптиков.

Как уже сказано выше, по оптической схеме Гелиос-40-2 85mm f/1.5 относится к Планарам (модификация с утолщенными элементами).

Объектив Гелиос 40-2 85mm f/1.5 формирует достаточно резкую, но не контрастную картинку. Цвета немного тускловаты.

Нужно также учитывать еще одну особенность объектива Гелиос 40-2 85mm f/1.5 – провал графика MTF примерно посередине между центром и краем. Это означает что в этой области будет падение резкости изображения.

Недостатки Гелиос 40-2 85mm f/1.5

  • Объектив плохо держит боковой и контровой свет, поэтому при съемке очень рекомендуется пользоваться блендой.
  • Объектив достаточно массивный и тяжелый.
  • Кольцо фокусировки не очень удобно расположено и часто вращается с трудом.

От объектива Гелиос-40 отличается следующими параметрами:

  • Посадочной резьбой (у Гелиос-40-2 – м42; у Гелиос-40 – м39).
  • Диаметром фильтра (у Гелиос-40-2 – 67мм; у Гелиос-40 – 66мм).
  • Разрешением (у Гелиос 40-2 – 36/17 лин/мм; у Гелиос-40 – 32/16 лин/мм).
  • Просветляющим покрытием (у Гелиос 40-2 – янтарно-желтое; у Гелиос-40 – фиолетовое).
  • Габаритными размерами и массой.

В целом объективов Гелиос-40 было выпущено намного больше, чем 40-2. Тем не менее, по качеству сборки и оптическому качеству – наилучшиеми объективами считаются Гелиос-40 до 1965 года. Дальше тоже попадаются очень удачные экземпляры, но достаточно велик и процент брака.

Объектив Гелиос 40-2 без проблем ставится на современные зеркальные и беззеркальные камеры. Свой потенциал наиболее раскроет на некропнутых 35мм матрицах.

С августа 2012 года Красногорский завод начал производить малыми партиями объектив Гелиос 40-2 (см. фото №5) с применением многослойного ахроматического просветления , анонсировав кроме резьбового крепления М42 и объективы c байонетами Canon EF и Nikon F. Масса увеличилась до 950 грамм. C 2015 года новый дизайн (фото 10).

С такой же оптической схемой в 2015 году был выпущен Meyer Optik Görlitz Somnium 85mm f/1.5.

Перейти к обсуждению этого объектива на форуме (сообщений: 23)

Лето в моем лесу
Автор: zlinka32rus
4.79 2 1310

Осень
Автор: koondr
4.79 0 253

Летнее.
Автор: koondr
4.78 0 1946

***
Автор: Andrey_Rid
4.67 3 1806

зазоров. Надежность конструкции. Защищенность от пыли,
влаги. Качество материалов. От 1 (ужасно собран) до 5 (отлично собран)" href="javascript:void(0);"> Механическое качество
3.71 70
линз. Степень проявления аберраций. Качество просветления.
Устойчивость к контровому и боковому свету. Резкость в
центре и по краям и т.д. Разрешение и контраст по MTF.
От 1 (очень плохое оптическое качество)
до 5 (отличное оптическое качество)" href="javascript:void(0);"> Оптическое качество
3.65 71

Наличие/отсутствие автофокуса, ультразвукового мотора.
Удобство пользования кольцами. Удобство пользования
фильтрами и т.д. От 1 (очень неудобно) до 5 (эталон, на который
надо ровняться)" href="javascript:void(0);"> Удобство использования
2.82 71

цена и цена на вторичном рынке этому объективу. Если, по
вашему мнению, завышена – уменьшайте пропорционально балл.
От 1 (совершенно необоснованная цена) до 5 (идеальная цена)" href="javascript:void(0);"> Стоимость
2.17 69

Плавность тональных переходов. Гармоничность рисунка Боке.
Уникальность «характера» объектива. От 1 (ужасный рисунок)
до 5 (превосходный, «благородный» рисунок)" href="javascript:void(0);"> «Рисунок» объектива
4.01 72

Общая оценка

Отзывы на объектив Гелиос-40-2 85 mm f/ 1.5

Срок использования: 6 месяцев

Сильные стороны:

Боке. Говорите что угодно, но оно не только уникально оно просто восхитительно. Вопрос не столько в его сильных сторонах, вопрос в том, что он уникален. Другого такого нет, а если нет, то с чем сравнивать и сильные стороны относительно чего? И да мой экземпляр не имеет сильно выраженного софт эффекта даже на открытой. Резкость вполне норм.

Слабые стороны:

Вроде как их больше, и по краям мажет, и наводиться тяжело, и сам по себе тяжелый. Да и цена не маленькая. Съемка очень медленная с ним все очень не торопливо.

Комментарий:

Наверное нет фотолюбителя кто про него не слышал. Я вот тоже услышал, так у меня появилась мечта. Ну и? В общем купил. На моем в то время, кропнутом 3100 он практически не работал, мало того что обрезал самое вкусное боке, так еще и отходить приходилось от объекта съемки очень далеко, и как следствие фокусировка давала много брака. Вывод надо перепиливать под никон. А дальше так: на никон нужна переделка посерьезнее чем "убрать юстировочное кольцо". Так, что здравствуй токарь, напильник и прочие мознгоклевательные вещи. Дальше больше, на кроме. лучше возьмите гелиос 44-2. С кропом Гелиос 40-2 кроп не дружит, категорически. в общем пришлось под него и тушку сменить. Так что как по мне то рассматривать его покупку только при наличии ФФ.

Срок использования: 6 месяцев

Сильные стороны:

1) Классика, вессчьЪ с душой !

2) Знаменитое вихреобразное бокэ, разный рисунок и боке на всех диафрагмах, невероятный худож. потенциал. Невероятная пластика и мягкость, воздушность

3) Очень низкий для такой светосилы уровень хроматических аберраций в чистом виде. Рисунок Гелиоса – это сочетание сильной "сферички" и сферохроматизма

4) По резкости на диафрагмах f11-f16 закапывает – хоронит многие темные пластиковые популярные телезумы. Однородно равномерная картина по всему полю ФФ камеры. В этом режиме прекрасно работает на пейзаж, предметку и даже макро

5) Небольшая МДФ – фокусируется достаточно близко, особенно на кропе. Еще раз – да да , макро оно просто офигенное со втулками ! Рекомендую всегда снимать макро и пейзаж только на F11

Слабые стороны:

1) Совковость , вес , морально и механически древняя и неудобная конструкция

2) Длинноходный геликоид в сочетании с весом, бесит , до спазмов мышц в кистях

3) Плохой контраст

4) Не держит контровой свет на открытых дырках , ловит боковые засветки в виде зайцев и белесых пятен

5) Цена в магазине – до 2014 года когда я купил его, цена была завышена ,но терпима, сейчас же даже на вторичке невменяема, про новую версию вообще молчу

6) Традиционно слабо-нестабильное качество ( мне попался 14 года особо удачный, безупречный)

Комментарий:

Я считаю нет смысла зацикливаться на недостатках Гелиоса 40, при том результате что он способен выдать в руках профессионала. Пишут ,видел, бред что типа новая версия слабо или плохо крутит боке – учитесь подбирать фон и задний план, очень важно расстояние от объекта до заднего плана ! Бокэ просто шикарное если правильно всё делать. Нет никакой разницы с советскими выпусками. А контраст даже лучше из за более современного просветления. Короче, я всегда буду любить Гелиос 40) Это просто must have для творческого человека

Срок использования: 10 дней

Сильные стороны:

красивая картинка,сочная,удобно лежит в руке,вес,светосильный,колечьки диафрагмы и фокусирвоки вращаются приятно и плавно.

Слабые стороны:

На диафрагме F1.5 тяжело работать,не всегда в фокусе объект,контровой свет плохо держит,пылесос еще тот.

Комментарий:

Товарищи! Сбылась мечта моя давняя. Купил мс Гелиос 40-2 резьба canon ну или байонет,кому как удобнее. Пользую его на кропе кенон 550д. Я не буду ругать этот объектив так как знал,что покупаю и чего хочу от него,а тем более на кропе . Для тех кто хочет купить этот объектив скажу,что эта 85ка не подходит для быстрых сцен,редко,но можно применять его в фоторепортажах. Мне на кропе тяжело было работать в режиме фоторепортера.Этот объектив действительно художественный и для ооочень не спешной съемки. Мне на открытой дырке очень тяжело войти в резкость,но я потиху привыкаю к стеклу ,его особенностям и брака на f1.5 т меньше. В неспешной съемке даже на кропе Гелиос 40-2 действительно красиво рисует,размытие фона ,закручивание не так на кропе ярко выражено,как на полном кадре. (Кстати скоро кенон 6д) куплю себе. Касаемо сборки,отлично собран,лакокрасочное покрытие хорошее,только вот люфтит фокусировочное колечко.Единственное в чем наверно я ошибся так это в том,что взял сразу с байонетом кенон без чипа фокусировки. Надо было м42 и свой одуванчик накручивать,на F1.5 с подтверждением фокуса было-бы нормально. В целом объективом доволен,но те кто думает,что купив его фото будут ассовыми и крутыми,как на я ндекс фотках итд,ребят. сильно заблуждаетесь. К объективу надо привыкнуть и лично с моим кенон 550д -считаю,что этот объектив для не спешной съемки.

Срок использования: 2 года

Сильные стороны:

– конструктив: металл и стекло

Слабые стороны:

– резкость только по центру

– сильное, сильнее приемлимого, падение резкости уже начиная с крайних третей кадра

– недостаточная разрешающая способность. Сенсор Sony a7rII 42мп не разрешает, мыло в области фокуса.

– нет чипа для связи с камерой

– нестабильное качество новых объективов красногоского завода

– тусклые цвета, только под обработку

– очень чувствителен к контровому свету, это можно использовать и как минус и как плюс, смотря что вы хотите получить. Но чаще на практике при съёмке портретов разнообразные зайцы мешают.

Комментарий:

Главная сильная сторона, конечно, это уникальный рисунок с "закрученным" бокэ и кружками мелких объектов в зоне нерезкости в виде мыльных пузырей. Если бы не рисунок, этот динозавр был бы никому не нужен в 21-м веке. Но объектив прекрасно продаётся в 21-м веке, закупается даже "возрождённой" несколькими аферистами компанией Meyer-Optic (Германия) и перелицованный, продаётся за 999 € http://www.meyer-optik-goerlitz.com/somnium-f15-85mm/ Потому что люди устали от стерильной бесхарактерной картинки современных цифровых объективов, в этом и кроется секрет успеха Г40 или Lensbaby.

Покупать его как основной портретник сомнительно, это объектив скорее для эффектов, из разряда Lensbaby, только с более хорошими оптическими показателями. Кстати, компания Lensbaby выпустила конкурента Гелиосу-40, называется Twist 60 . Так что теперь не один Г40 будет "крутить" фон.

Оптическое качество Г40 довольно приличное. Почти как у настоящих объективов. Ограничение при съёмке, которое нужно иметь виду – кадрировать нужно всегда так, чтобы модель была по центру, иначе резкости вам не видать. Г40 несравнимо лучше по оптическому качеству того же красногоского New Petzval 85mm, который меня сильно разочаровал.

Я люблю свой Г40, периодически с удовольствием на него снимаю. Сенсор Sony a7rII он конечно не разрешает, не хватает разрешающей способности. Купив новый объектив в известном магазине (созвучном с названием портативного музыкального проигрывателя), я обнаружил дома огромную пылину по центру внутри объектива. Хотя при покупке осматривал объектив, но не заметил. Конечно, на открытой это не имеет значения, но неприятно. Качество сборки на КМЗ оставляет желать лучшего. Завод работает по стандартам СССР в худшем понимании этого слова.

Сказки про якобы превосходство старых Г40 оставьте сказочникам. Старые Г40 имеют "прелести" в виде загрязнённой мутной оптики (или часто даже грибка), масла на диафрагме, более низкого разрешения (которое и так не блещет) и старых байонетов. Миф про крутые белые Г40 – всего лишь влажные фантазии продавцов старых гелиосов.

Мои эксперименты в области фотосъемки, статьи по фототехнике и оптике

Если вы подумаете, что тема статьи шуточная, то будете неправы. Цена Гелиоса 40-2 85/1.5 сейчас колеблется от 16тыс до 25тыс.рублей. Цена Carl Zeiss Planar 85/1.4 c/y находится в районе 23-25тыс.руб.

А раз объективы сопоставимы по цене, то насколько они сопоставимы по качеству? Увидим ли мы чудо?

Дифирамбы Гелиосу уже спели до меня многие, так что я тут распространяться сильно не буду, в поиске легко найти статью, с которой началась его слава.

Объектив был протестирован в ходе проверки и последующей пересылки к Михаилу, в Уфу, который попросил меня подобрать качественный экземпляр.

Что же. Я нашёл объектив в состоянии «как новый».

Гелиос 40-2 85/1.5 в хорошем состоянии

А сравнивать мы его будем с чуть более потрёпанным, но вполне в хорошем состоянии Carl Zeiss Planar 85/1.4 C/Y, разработки известной немецкой компании, а произведенный в Японии (что собственно никак не сказалось на его качестве, я проводил тестирование). За предоставленный для данного теста объектив Carl Zeiss Planar 85/1.4 C/Y большое спасибо Сергею, С-Петербург.
Из моего запасника все CZ 85-ки пока что проданы.

Carl Zeiss Planar 85/1.4 c/y

Итак, начем сравнение.

Самое первое, что хочется отметить это кольцо предустановки диафрагмы. Не знаю, кто его придумал, но вещь на редкость неудобная. Сначала вы выставляете ограничитель, до которого диафрагма может быть закрыта, а только потом прикрываете диафрагму свободно болтающимся кольцом (качество советское). Понятное дело, что кольцо закрытия диафрагмы легко задеть и сдвинуть. Таким образом для профессиональной деятельности я бы сразу не рекомендовал Гелиос 40-2. И оперативность работы низкая и точность экспозиции страдает из-за кольца диафрагмирования.

Гелиос 40-2 85/1.5 – вид сбоку.

Оба объектива имеют очень удобный диаметр фильтра 67мм, к которому есть все типы фильтров (UV, поляризационные, цветные, градиентные и т.д.). Этот диаметр крайне популярен у изделий Carl Zeiss, так что можно найти фильтры на ваш Гелиос 40-2 самого высокого качества.

Управление фокусировкой на Гелиос 40-2 неудобное. Узким металлическим кольцом, которое вовсе и не кольцо, а наподобие многогранной гайки. На Carl Zeiss широкое фокусировочное кольцо, покрытое пупырчатой антискользящей резиной. Пока я фокусировался на улице при -15 с помощью железного кольца Гелиос 40-2 пальцы изрядно «задубели».

Качество сборки. На фото один из винтиков Гелиос 40-2 85/1.5. Он новый, его крутили только 1 раз и на заводе судя по состоянию. Потом кое-как залили герметиком.

винт на Гелиос 40-2 85/1.5

Гелиос 40-2 также намного крупнее Carl Zeiss Planar 85/1.4 c/y

Также Гелиос 40-2 имеет довольно необычное строение диафрагмы.

Этот момент навел меня на мысль о проведении теста на форму дисков нерезкости (см.далее).

Со строением диафрагмы Carl Zeiss Planar 85/1.4 c/y можно ознакомиться в статье Есть ли разница между объективами Carl Zeiss «made in Japan» и «made in West Germany»

Ожидаемо Гелиос 40-2 85/1.5 имеет оптическую схему классического Planar’а (копия с Carl Zeiss Jena Biotar 75 mm f/ 1.5).

оптическая схема Гелиос 40-2 85/1.5

В тоже время как Carl Zeiss Planar 85/1.4 c/y уже отошёл от классики (своей собственной) и тяготеет к тому, чтобы стать умеренным телевиком со схемой Ernostar.

оптическая схема Carl Zeiss Planar 85/1.4 c/y

Гелиос 40-2 85/1.5 имеет однослойное просветление, а Carl Zeiss Planar 85/1.4 c/y имеет хорошее мультипросветление.

Первый тест я провел при фокусировке на бесконечность, несмотря на очень холодную погоду. Дело в том, что результаты объектива могут сильно отличаться при фокусировке на бесконечность и вблизи.

Гелиос 40-2 85/1.5@F1.5

Carl Zeiss Planar 85/1.4@F1.4

Для наглядности можно подвигать ползунок.

Говорить про то, что это «мылит» конкретный экземпляр Гелиос 40-2 просто смешно. Я не выбирал, например, конкретный CZ Planar 85/1.4. Взял единственно доступный в этот конкретный момент. Они все примерно одной резкости.

Оцените теперь слова про Гелиос 40-2: «. В центре кадра резкость отличная уже на F1.5. »

Гелиос 40-2 всё еще сильно проигрывает по резкости.

Такое ощущение, что смотришь через мутное стекло. А потом его внезапно протираешь.

На диафрагме F4 Гелиос 40-2 начинает потихоньку выправляться, но все еще сильно отстает по резкости от Carl Zeiss Planar 85/1.4. Дело в том, что чем больше зажимаешь диафрагму, тем меньше становится видна разница между резким объективом и нерезким.

Кроп кадра с диафрагмы F4.

Да что ж такое. Когда же Гелиос 40-2 станет резким-то.

продолжение на следующей странице.

Подписаться на RSS ленту

Рекомендовать

Хотите бесплатно получать свежие
статьи по фото?

  • – тесты обьективов и фотокамер
  • – статьи по истории фототехники
  • – секретные приемы фотосьемки
  • – проф. методы обработки в фотошопе

Читайте также:

Добавить комментарий Отменить ответ

115 thoughts on “ Гелиос 40-2 85/1.5 vs Carl Zeiss Planar 85/1.4 c/y ”

А то, что небо с гелиос получилось гораздо голубее, это тоже ставите в минус плохому просветлению?

По-моему излишнее просветление портит цвет в боке.

Мне гелик понравился больше)

Вот, кстати, фото на Циклоп. Оно мне просто обалденно нравится. Кожа получилась просто бархатистая!!

Но все-таки техника єта очень специфическая и как бы советские объективы мне не нравились зачастую они остаются дома в виду сложности их использования. Гелиос 44 хоть имеет адекватные размеры и вес. В качестве альтернативы конечно еще есть советские объективы с байонетом Никон F, которые я активно пользую.

Я все горел Гелиосом 40, но когда поигрался с Циклопом, то мое рвение поутихло.

Андрей, спасибо за комментарий!

Красиво получилось, хотя по четкости изображения объектив далёк от совершенства.

Японец использует, доволен.

Судя по тестовым фото очень даже интересный портретник.Резкость особая для такого применения не нужна(зачем видеть каждый прыщ) ,а боке интересное.Тем более что судя по фотографиям портретов никаких претензий к резкости нет.

Был у меня, белый, с резьбой М 39. Тяжёлый и геликоид тугой был очень Но картинку давал красивую! До сих пор жалею что продал. Фото вот, с него. Недавно купил новый, чёрный, с хвостовиком под Никон. Не то уже.

Да и таскать его не АЙС. Выставил на АВИТО, на продажу.

НЕ ребята, это стекло только лишь для баловства и снятия зуда- творческого . После двух-трёх съёмок приходит понимание что это геморой для школьников а не для профи.Побывал он у меня через месяц продал и не вспоминаю.

Фото не мои, знакомый отлично использует все возможности разных объективов

Если руки прямые, всё отлично и шедеврально снимается на Гелиос )))

Написано интересно. Большое Вам спасибо. Что касается: «Для любой профессиональной съемки Гелиос 40-2 я бы использовать не стал по простой причине несовершенства его просветления. В некоторых ситуациях падение контраста бывает небольшое, а в других весьма драматичное, которое просто безвозвратно портит фото. Предсказать такие проблемы сложно так как лампы в помещениях висят на разной высоте и в разных местах, все учесть сложно. На природе с этим попроще, если не выходить на открытое солнце». То эти проблемы можно заметно компенсировать с помощью резьбовых ультрафиолетовых мультипросветленных светофильтров от Rodenstock, Schneider или Heliopan.

К сожалению, фильтры не могут компенсировать недостатки оптики. В идеальном случае фильтр никак не воздействует на картинку (например, названные вами бренды очень достойные и я как раз являюсь дилером продукции Schneider). А если фильтр плохой, то это дополнительное падение контраста, разрешения и дополнительные блики. Неплохо помогает бленда, но если просветление плохое, а свет боковой, то картинки с максимальным контрастом не достичь и с помощью бленды.

Полагаю, что читателям будет интересно узнать то, что пишет на сайте о своих фильтрах компания, которую Вы представляете:

OPTICAL EXCELLENCE FOR ANALOG AND DIGITAL PHOTOGRAPHY – MADE IN GERMANY

For everyone who takes photographs creatively and with passion:

B+W photo filters offer excellent image quality and open up additional creative opportunities – both for analog and digital – and protecting your lenses.

The optical filters are screwed on the front of the lens and can be used with nearly all camera systems. Discover the right filter for your needs in our product range.

Перевод: Для всех, кто снимает творчески и со страстью:

B + W фото фильтры обеспечивают превосходное качество изображения и открывают дополнительные(!) творческие возможности — как для аналоговой, так и цифровой фотографии — и защищают ваши линзы.

Оптические фильтры вкручиваются на передней части объектива, и могут быть использованы почти для всех камер. Откройте для себя правильный фильтр для ваших потребностей в нашем ассортименте.

С большим уважением отношусь к традициям и продукции Schneider-Kreuznach. И согласиться, что «в идеальном случае фильтр никак не воздействует на картинку» никак не могу.

А если взять знаменитые Center Filter от SK для широкоугольной оптики?! И они тоже «не воздействуют» и не выравнивают свет по краям?

Получается, что Вы от имени немцев российским покупателям предлагаете «воздух»? Но, согласитесь, это же не так.

Для обсуждаемого объектива использую фильтр LEICA UVa.

Могу сказать, что Гелиос 40-2 85/1.5 прекрасный отечественный объектив для креативных фотографов. Идеальный рабочий отрезок для данной оптики 2-2.5 м. Он не создан для работы на бесконечности.

Для тех, кого заинтересовал объектив, показываю ещё снимок: f1.5.

эти проблемы можно заметно компенсировать с помощью резьбовых ультрафиолетовых мультипросветленных светофильтров от Rodenstock, Schneider или Heliopan

Я на это ответил, что фильтры никак не помогают с плохим просветлением имея в вижу защитные и UV фильтры про которые была речь.

Есть другие типы фильтров, которые дают разные эффекты, но, опять же, никак не помогают с плохим просветлением оптики.

Получается, что Вы от имени немцев российским покупателям предлагаете «воздух»? Но, согласитесь, это же не так.

Фильтр называется «защитным» и он хорошо защищает переднюю линзу объектива, не влияя на картинку. Это очень важно т.к. плохой фильтр будет снижать контраст и разрешение объектива. Плюс если попадёт на переднюю линзу объектива гряз, то чистить рискованно. Любая песчинка растертая по передней линзе испортит объектив, как минимум, внешне. Фильтр стоит дешевле, на него наносится специальное царапиноустойчивое и влагоотталкивающее покрытие, чтобы можно было безбоязненно его чистить. Но, конечно, всю оптику чистить нужно правильно, иначе можно и фильтр расцарапать.

Фильтров качественных у меня очень много и я знаю им цену. Потому плохих и дешевых нет. Есть и ND-Vario и звездные и туман различных с софтонами и т.д. и т.п. Но это уже специализированные фильтры.

Если поставить их на Гелиос-40 и на, скажем, Zeiss Milvus 85/1.4 картинка будет сильно отличаться.

прекрасный отечественный объектив для креативных фотографов

Оптическое качество данного объектива ниже всех современных стандартов. Так что «только креатив, только хардкор».

Уверен, что наши читатели более внимательно прочтут мои комментарии и сделают выбор в пользу приобретения отечественного объектива Гелиос 40-2 1.5/85.

Сегодня прекрасная погода. Беру камеру, этот замечательный объектив и иду фотографировать.

Всем хорошего дня!

А те, кто ещё сомневаются, могут наслаждаться красивым роликом, который снял этим же объективом иностранец Lucas Pfaff: www.youtube.com/watch?v=dDe1_-XS3gc

наверное, гелиос отличный объектив, но это не отменяет того, что тут в теме пара маркетологов с завода) я конечно, могу ошибиться, но лично мне это кажется очевидным

Особенности рисунка Гелиос 40-2

Объектив Гелиос 40-2 является настоящей легендой и, к счастью, живой легендой. В 2012 году Красногорский завод возобновил его производство после долгого перерыва, и сегодня, спустя несколько подходов к редизайну корпуса, объектив можно купить новым, в красивой коробке и по привлекательной цене.

В нашем тесте мы покажем, как снимает эта легенда в руках профессиональных фотографов, обозначим основные особенности данной модели и постараемся максимально точно обрисовать область применения Гелиос 40-2.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/1,5, 1/4000 с

В подготовке теста нам помогали фотографы Павел Молчанов и Влад Шутов.

Но начнём мы в этот раз с истории, а точнее — с далёкого, ещё предвоенного, 1938 года. Тогда компания Carl Zeiss создала объектив Biotar 1,5/75. Именно его оптическая схема впоследствии и послужила прообразом ГК-40 — созданного в 1950 году объектива «Гелиос Красногорский».

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 50, f/1,5, 1/400 с

Это он позже будет представлен под именем Гелиос-40 на Брюссельской выставке. Это он пройдёт через улучшение просветления (но оно до сих пор остаётся весьма «винтажным»), поменяет цвет с белого на чёрный, обретёт несколько новых хвостовиков — от М42 до EF и F — и вновь появится на российском рынке как герой нашего теста Гелиос 40-2. Путь больше чем в полвека — много ли подобных объективов-долгожителей вы знаете? Вот поэтому мы и называем объектив живой легендой.

Что же привлекательного в этом «старичке»? Всё дело в самобытном, узнаваемом и необычном рисунке в зоне размытия. А в том, что объектив с фокусным расстоянием 85 мм и светосилой f/1,5 будет сильно размывать фон, сомневаться не приходится. Бытует мнение, что объектив первоначально разрабатывался как абсолютно технический, но обрёл своё место в современной художественной фотографии именно из-за специфики рисунка.

Фото: Влад Шутов

Canon EOS 5D Mark III / Гелиос 40-2 Установки: ISO 320, f/2, 1/2500 с

Дело в том, что картинка с Гелиос 40-2 изобилует формальными недостатками, которые умелой рукой разработчика этого шедевра оптики смешаны в терпкий и оригинальный визуальный коктейль. Чего только стоят закрученные блики в боке! Они проявляются не всегда, а при фокусировке на дистанции порядка 4–6 метров и при съёмке на диафрагме до f/4.

Так размоет фон Гелиос 40-2. Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/640 с

А такое размытие даст более «классический» Зенитар 1,4/85. Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 Установки: ISO 100, f/2, 1/640 с

Это один из немногих объективов, у которого подобное закрученное боке является гармонично выглядящим творческим инструментом.

Серия снимков с разной диафрагмой, чтобы оценить закрученность боке:

Формальным минусом можно было бы считать и сравнительную жёсткость бликов в зоне боке, и их неправильную форму. Иногда в кадре появляется «эффект чешуи», причём форма чешуек будет разной в различных участках кадра. Но вот в чём дело: сегодня, когда «правильным» мягким, немного ватным размытием может похвастаться почти каждый объектив, даже зум, действительно необычное творческое боке от Гелиос 40-2 смотрится выразительно, интересно, по-своему свежо.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 400, f/1,5, 1/160 с

Ещё одной особенностью объектива является многогранность рисунка. Трудно предсказать, как в той или иной ситуации ляжет боке на снимок. Получатся ли блики жёсткими или смягчатся? Закрутится ли фон или нет? Дистанция фокусировки, направление света, установленная диафрагма — всё влияет на характер размытия. Он у Гелиос 40-2 действительно непредсказуемый — настоящая лотерея. Повторить кадр с такой же картинкой просто не получится.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/400 с

Все особенности боке влияют и на передачу объёма в кадре, на пластику. Она у Гелиоса тоже своя. Переход от зоны резкости к зоне нерезкости наступает сразу, особенно если вы снимаете на открытой диафрагме. А вот дальше расстояния между объектами стираются. Почти любой фон Гелиос 40-2 превращает в шедевр пикториальной фотографии, где реальные дистанции между объектами и даже их форма теряются.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/640 с

Неотъемлемой частью рисунка подобной оптики всегда являются аберрации. Здесь они скомпенсированы далеко не полностью. Например, ярко выражена сферическая аберрация, когда любой светлый объект как бы отбрасывает яркий ореол, немного размывается. Именно этой аберрацией объясняется софт-эффект, который почти всегда присутствует на снимках с Гелиос 40-2. Эффект тем сильнее, чем больше вы открываете диафрагму и чем дальше отстоит объект съёмки от центра кадра. Этот объектив смело можно назвать мягкорисующим от природы.

Аналогично обстоит дело и с хроматической аберрацией. Она присутствует на снимках в виде голубоватых и розоватых ореолов на границах контрастных объектов, но при этом хроматика сильно «разбавляется» сферической аберрацией даже в зоне фокусировки. То есть речь идёт скорее не о надоедливых цветных полосках, а о специфическом творческом размытии. И она также заметно ослабевает по мере диафрагмирования объектива до f/4-f/5,6.

Даже виньетирование у Гелиос 40-2 отличается от привычных нам объективов. При закрытии диафрагмы видно, что оно идёт как бы кольцом по кадру от центра к краю и постепенно уходит. Мы просто отмечаем эту тенденцию, потому что виньетирование здесь не такое уж и сильное, почти не сказывается на практике съёмки.

А вот с резкостью дела обстоят не так просто. Сначала давайте вспомним, в каком году была разработана оптическая схема этой модели. Слова «мегапиксели» тогда не существовало даже в кошмарных снах инженеров-оптиков, а сегодня мы ставим этот объектив на 50-мегапиксельную камеру. Естественно, ожидать попиксельной резкости не стоит. И тем не менее после диафрагмирования в центре кадра вы её найдёте. Но здесь хочется рассказать о другом.

Во-первых, распределение резкости по кадру очень неравномерное. Максимально чёткое изображение будет рядом с центром кадра. Края «зазвенят» только после f/5.6. Но нам-то нужно боке. Поэтому толку от задиафрагмированного до f/8 Гелиоса 40-2 никакого. Самый заурядный современный объектив тут его опередит. Так что фанатам творческой оптики придётся пережить софт-эффект и потерю детализации на открытых и околооткрытых диафрагмах. Но есть и хорошие новости: в портрете такой рисунок может быть весьма оправданным!

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/1,5, 1/500 с

Во-вторых, не ставьте перед объективом несвойственных ему задач. Существует мнение, что этот объектив создавался как чисто технический: для пересъёмки документации, а также экранов осциллографов. Возможно, именно этим объясняется сильная потеря детализации при фокусировке на больших дистанциях. Мы несколько раз повторяли тест на резкость и ни разу не получили качественного результата при фокусировке на большие дистанции (близкие к гиперфокалу). В то же время с дистанции 5–10 метров Гелиос 40-2 вполне способен обеспечить приемлемую по современным меркам резкость: в центре кадра на открытой диафрагме и по краям после f/5.6.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/5,6, 1/125 с

Завершая обзор оптических свойств объектива, хочется написать несколько слов о его бликозащищённости. Как таковых бликов Гелиос 40-2 почти не ловит (кроме совсем уж экстремального освещения), но контровый свет держит слабо, быстро теряя контраст и допуская засветки. Но не этот ли эффект пытаются получить многие современные фотографы на этапе постобработки? Давайте отнесём это также к особенностям объектива, о которых нужно помнить и использовать как творческий инструмент.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/1,5, 1/400 с

Особенности конструкции Гелиос 40-2

К нам на тест попал самый современный из Гелиосов. Его серийный номер начинается с цифры 18 — традиционно для продукции Красногорского завода так обозначается год выпуска. Поэтому его конструкция несколько отличается от более старых версий. В ней появился пластик, которым отделано фокусировочное кольцо. Он сразу с завода оснащён хвостовиком под байонет Canon, а в его полном названии присутствует буква «C» — Гелиос 40-2-С. Выпускается также версия под байонет Nikon F. Никаких переходников с М42 больше не требуется.

Однако на этом приспособленность для работы с современными камерами заканчивается. Электроники в объективе нет — только стекло, металл и пластик снаружи. Значение диафрагмы в камеру не передаётся и не записывается в EXIF. Фотоаппарат даже не догадывается о том, что на него установлен объектив. Поэтому с рядом камер подтверждение фокусировки работать не будет.

Ручная фокусировка с Гелиос 40-2 — это вызов себе. Из-за слабого матирования фокусировочных экранов современных зеркальных камер оценить резкость по оптическому видоискателю будет сложно. В выигрышной позиции оказываются те, кто фокусируется в режиме Live View с использованием пикинга или фокусировочной лупы. В любом случае, нужно быть готовым к большому количеству брака по фокусу. И не стоит забывать, что звенящая резкость с мягкорисующей оптикой — это не совсем то, чего стоит ожидать.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/2500 с

Но один совет по фокусировке мы всё же дадим. Лучшие результаты у нас получались при серийной съёмке, когда кольцо фокуса непрерывно вращалось около предполагаемой точки резкости. В серии обязательно оказывались удачные кадры. Ведь ход кольца фокусировки у объектива очень большой и плавный, как и положено подобной оптике. Кстати, это даёт возможность использовать Гелиос 40-2 ещё и для видеосъёмки.

Весьма специфично организовано управление диафрагмой. Здесь за её установку отвечают два кольца — конструкция пришла к нам из тех времен, когда не было не то что электронного управления, но и механизма прыгающей диафрагмы как такового. Сначала нужно выставить желаемое значение диафрагмы промаркированным кольцом со ступенчатым ходом, а потом физически закрыть диафрагму до нужного значения кольцом с плавным ходом. С одной стороны, это позволяет строить кадр через видоискатель с открытой диафрагмой, а перед съёмкой закрывать её, не глядя, до предустановленного значения. С другой — это может запутать новичков. Одно можно сказать точно: возможность плавного и бесступенчатого закрытия диафрагмы оценят видеографы.

Фото: Влад Шутов

ILCE-7RM3 / Гелиос 40-2 Установки: ISO 2000, f/5,6, 1/250 с

Выводы

Гелиос 40-2 — это, прежде всего, творческий объектив, главная ценность которого не в высокой светосиле или звенящей резкости, а в уникальном, неповторимом и самобытном рисунке. Безусловно, это объектив с характером: ручная фокусировка не даст вам расслабиться ни на секунду.

Рисунок может меняться в зависимости от условий съёмки — дистанции фокусировки, освещённости и структуры фона. Получить два одинаковых кадра очень трудно. При этом на снимках может присутствовать софт-эффект, неоднородность заполнения бликов, закрученность боке, в контровом свете падает контраст.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 400, f/1,5, 1/200 с

Но все эти формальные недостатки в рисунке Гелиос 40-2 удивительным образом удачно сочетаются, делая его уникальным портретником. Картинка с него притягивает, завораживает, заставляет разглядывать кадр внимательнее. Он не такой, как другие современные объективы.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/1000 с

Мы рекомендуем Гелиос 40-2 в первую очередь для художественных фотосессий, интересных экспериментов. Он может быть полезен как опытным фотографам, которые хотят освоить творческие приёмы работы с мягкорисующей оптикой, так и новичкам, желающим выделить свои снимки на общем фоне за счёт уникального боке.

Читайте также:  Бэкап без рута 4pda

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *