0

Закон яровой запись телефонных разговоров

ra2studio / Depositphotos.com

Подписанным Правительством РФ постановлением вводится правило, согласно которому оператор связи, оказывающий, в частности, услуги междугородной и международной телефонной связи, местной телефонной связи (в том числе с использованием таксофонов и средств коллективного доступа), будет хранить в технических средствах накопления переговоры и текстовые сообщения в полном объеме в течение 6 месяцев с даты окончания их приема, передачи, доставки и обработки (постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 года № 445 1 ). По истечении указанного периода они будут автоматически удаляться.

А переписка в соцсетях и мессенджерах, вложенные файлы и другой пользовательский контент будут храниться операторами связи в течение 30 дней. При этом емкость технических средств накопления информации будет ежегодно, до 2023 года, увеличиваться на 15% в течение 5 лет с даты ввода технических средств накопления информации в эксплуатацию.

Уточняется, что операторы связи будут хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео- и иные сообщения пользователей исключительно на территории страны. Но по согласованию с уполномоченным подразделением органа ФСБ России, осуществляющим взаимодействие с оператором связи, указанный оператор будет вправе использовать для хранения интернет-сообщений ресурс технических средств накопления информации, принадлежащий другому оператору связи.

Отметим, что согласно одному из законов "пакета Яровой" с 1 июля текущего года операторы связи будут обязаны хранить на территории РФ все текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей в течение 6 месяцев с даты окончания их приема, передачи, доставки и обработки. Также с указанной даты такая же обязанность будет возложена на организаторов распространения информации в Интернете относительно электронных сообщений и данных пользователей (подп. "а" п. 2 ст. 13 Федерального закона от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности").

1 С текстом с текстом постановления Правительства РФ от 12 апреля 2018 года № 445 "Об утверждении Правил хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи" можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (№ опубликования 0001201804190032).

В Викитеке есть полный текст:
Закона Яровой

Зако́н Ярово́й (также паке́т Яровой [1] или пакет Яровой—Озерова) — два законопроекта, декларировавшиеся их авторами как имеющие антитеррористическую направленность, были приняты в России в июле 2016 года. В СМИ и общественных дискуссиях закон стали называть именем одного из его авторов — Ирины Яровой. Пакет состоит из двух федеральных законов [2] :

Поправки, вносимые этим набором дополнений в федеральное законодательство, можно условно разделить на следующие части:

  • расширение полномочий правоохранительных органов;
  • новые требования к операторам связи и интернет-проектам;
  • новые требования к перевозчикам-экспедиторам и операторам почтовой связи;
  • усиление регулирования религиозно-миссионерской деятельности [3][4] .

Содержание

История принятия [ править | править код ]

В апреле 2016 года Ирина Яровая вместе с депутатами госдумы из «Единой России» Алексеем Пушковым, Надеждой Герасимовой [5] и сенатором Виктором Озеровым внесла законопроекты, ужесточающие наказание за терроризм и экстремизм [6] [7] [8] .

13 мая 2016 года законопроект был принят Госдумой в первом чтении [9] [10] , до этого получив одобрение Правительства (потребовавшего лишь доработать пункт касательно операторов связи [11] ) и возглавляемого Яровой Комитета по безопасности. 24 июня закон успешно проведен через 2-е и 3-е чтение в Думе. 7 июля 2016 года пакет подписан Президентом РФ В. В. Путиным [12] . В итоговой версии документа, которая была направлена на рассмотрение Совета Федерации, срок хранения данных о фактах передачи информации пользователями был сокращён с трёх лет до одного года [13] .

Большая часть поправок вступила в силу 20 июля 2016 года [4] .

Поправки, дающие Правительству полномочия обязывать операторов связи хранить записи телефонных разговоров, SMS и интернет-трафик пользователей сроком 6 месяцев, должны были вступить в силу 1 июля 2018 года [14] . При этом, как это следует из поправок, указанная информация должна была храниться исключительно на территории России. Однако 19 июля 2016 член Совета Федерации Антон Беляков внёс законопроект о переносе срока вступления в силу этих поправок на 2023 год [15] .

Законопроекты приняты Думой во втором и третьем чтениях 24.06.2016 [16] [17] , на последнем пленарном заседании VI созыва [18] . Во втором чтении за проект 1039101-6 получено 276 голосов (61 %) [19] , в третьем — 277 (61 %) [20] . За проект 1039149-6 — 266 голосов во 2 чтении [21] и 287 в 3 чтении [22] . За проекты проголосовали все представители партии Единая Россия и около 40-50 депутатов партии Справедливая Россия.

Содержание [ править | править код ]

Среди нововведений содержатся повышение срока по ряду уголовных статей, введение дополнительных причин для запрета на выезд и въезд, повышение срока хранения операторами мобильной связи информации о фактах приёма, передачи и содержимого голосовой информации и сообщений (от полугода до трёх лет) [23] , дозволение следователям получать информацию из электронной переписки [24] , лишение гражданства (убрали из закона) для совершивших террористические и экстремистские действия, введение понятия «акт международного терроризма» [25] и введение уголовной ответственности за недоносительство.

«Пакет Яровой» состоит из двух законопроектов:

  • № 1039101-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (№ 375-ФЗ от 6 июля 2016 г.)
  • № 1039149-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» [26] (№ 374-ФЗ от 6 июля 2016 г.)

Уголовный кодекс [ править | править код ]

Первый законопроект дополнил уголовный кодекс России тремя новыми составами преступления — несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности и совершение акта международного терроризма.

Хранение интернет-трафика [ править | править код ]

Второй законопроект обязывает операторов связи хранить звонки и сообщения абонентов за период, определяемый Правительством Российской Федерации (но не более, чем за 6 месяцев) [26] [27] в соответствии с 64-й статьей федерального закона «О связи», а информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков — 3 года [28] .

Согласно проекту приказа Минкомсвязи, интернет-компании и сервисы должны хранить и предоставлять спецслужбам: псевдоним, дату рождения, адрес, фамилию, имя, отчество, паспортные данные, языки, которыми владеет пользователь, список его родственников, текст сообщений, аудио- и видеозаписи, адрес электронной почты, дату и время авторизации и выхода из информационного сервиса, наименование программы-клиента [29] .

12 апреля 2018 года правительство РФ подписало постановление о том, что с 1 октября 2018 года операторы связи обязаны хранить в течение 30 суток текстовые, голосовые, видео- и другие сообщения пользователей. Далее оператор обязан увеличивать объем хранения на 15 процентов в год. [30]

Средства шифрования [ править | править код ]

Законопроект устанавливает запрет на использование несертифицированных средств кодирования (шифрования). За нарушение этого запрета нарушителю грозит штраф в размере от 3 000 до 5 000 руб. с конфискацией средств шифрования [31] . В Федеральной службе безопасности уточнили, что обязательная сертификация средств кодирования (шифрования) требуется только при передаче сведений, составляющих государственную тайну, поэтому сертификации систем мгновенного обмена сообщениями (месенджеров), таких как Telegram, WhatsApp и прочих при передаче сведений не составляющих гостайну, не требуется [32] [33] [34] .

Читайте также:  В каком критерии используется распределение пирсона

Также «закон Яровой» обязывает организаторов распространения информации в интернете декодировать сообщения пользователей. По требованию ФСБ компании должны будут предоставлять ключи к зашифрованному трафику. [35] [36] [37]

Деятельность религиозных организаций [ править | править код ]

Закон также накладывает ограничения на деятельность религиозных организаций. В частности, устанавливается закрытый перечень мест, в которых допускается миссионерская деятельность, также вводится запрет миссионерской деятельности в жилых помещениях (кроме проведения религиозных обрядов и богослужений) [38] [39] [40] [41] [42] .

При ведении миссионерской деятельности закон обязывает миссионеров иметь пакет документов, подтверждающих их полномочия. Вводится ограничение на участие иностранцев, въехавших в Россию по приглашению религиозной организации, на миссионерскую деятельность от имени иных религиозных организаций. Вводится запрет на миссионерскую деятельность, направленную против общественной безопасности, общественного порядка, прав и свобод личности и ряда иных целей [43]

В 2017 году СПЧ РФ критиковал включение регулирования миссионерской деятельности в пакет [44] .

Оценки [ править | править код ]

Директор отдела анализа и контроля рисков, информационной безопасности PwC в России Роман Чаплыгин отмечал, что исполнение закона может привести к созданию хранилищ данных с большим объёмом накопленной информации, которые могут стать привлекательной целью для злоумышленников и спровоцировать рост числа кибератак. При этом угрозой конфиденциальности могут стать недобросовестные сотрудники, обладающие доступом к данным [45] .

Пакет законопроектов критиковали Правовое управления Государственной думы [ уточнить ] , Совет по правам человека при президенте РФ (заместитель председателя — правозащитник Евгений Бобров и член — директор информационно-аналитического центра «Сова» и вице-президент и главный редактор информационно-исследовательского центра «Панорама» Александр Верховский) [46] , министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров [47] , депутаты КПРФ [ кто? ] и ЛДПР (в частности В. В. Жириновский [48] ), а также интернет-издание Meduza [49] [24] за жёсткость, внесудебность, нарушение прав граждан и регламента.

В «Яндексе» отмечали, что предложения и отзывы отрасли на поправки так и не были учтены [13] .

Американская газета The Wall Street Journal в редакционной статье отмечала, что «новый антитеррористический закон, запрещающий миссионерскую деятельность и неофициальные богослужения» может затронуть все религиозные конфессии России включая Русскую православную церковь. Хотя издание особо отметило, что «перед его ужасающим воздействием на свободу вероисповедания особенно уязвимы малочисленные конфессии» к которым относит евангелические и харизматические организации, а также мормонов. По данным газеты последних русские националисты именуют «тоталитарной сектой» и «рукой ЦРУ». Редакция издания приходит к выводу о том, что закон Яровой представляет собой «элемент более широких гонений на независимое гражданское общество в России, которые также предполагают новые жёсткие ограничения в отношении иностранных аналитических центров», что по её мнению есть «напоминание, что после краха коммунистического режима России, как это ни трагично, не удалось построить свободное общество». [50]

Российский союз промышленников и предпринимателей предупредил, что закон может привести к «общей деградации интернет-отрасли в России» [51] .

Затраты на реализацию [ править | править код ]

Авторы законопроекта заявляли, что бюджетных денег для его реализации не потребуется [45] . Как отмечала газета «Ведомости», это вполне возможно в случае, если оборудование для сбора информации закупят операторы, а в центры хранения данных вложатся инвесторы (в роли потенциальных инвесторов упоминались Ростех и Ростелеком) [45] .

На реализацию требований «закона Яровой» потребуются следующие затраты:

  • Почте России — 500 млрд руб. единовременных затрат на закупку необходимого оборудования и ежегодно по 100 млрд руб. на обслуживание этого оборудования и на зарплаты сотрудникам, занятым выполнением требований этого закона [7] ;
  • другим операторам почтовой связи и логистическим компаниям — до 180 млрд руб., что приведёт к увеличению стоимости доставки товаров и падению количества покупок в интернет-магазинах на 30—40 % [52] ;
  • сотовым операторам — 2,2 трлн руб. (эту сумму указывали руководители МТС, Билайн, Мегафона и Теле2 в письме главе Совета Федерации Валентине Матвиенко[53] ), что приведёт к росту стоимости услуг связи для конечных потребителей в 2—3 раза [7] . При этом вся отрасль заработала за 2015 г. около 1,7 трлн руб., а средний ежегодный инвестбюджет у операторов «большой тройки» и «Ростелекома» — около 60—70 млрд рублей [45] .
  • В Mail.Ru Group («ВКонтакте», «Одноклассники») оценили расходы на выполнение законопроекта в 1,2—2 млрд $ [13] .

Для сравнения: ВВП России в 2015 году в текущих ценах составил около 80 трлн рублей [54] .

По оценке Эдварда Сноудена, принятие закона обойдётся компаниям в 33 млрд долларов США [28] .

После принятия закона акции российских операторов сотовой связи упали в цене: акции МТС упали на 2,5 %, МегаФона — на 1 % [55] .

За полгода (максимально возможный срок, которым Правительство может в будущем обязать операторов связи хранить информацию) абонентами сотовой связи в России создается порядка 700 млрд минут телефонных переговоров и 50 млрд SMS-сообщений, а также потребляется 6 Эксабайт интернет-трафика [55] . Для снижения затрат на хранение записей телефонных разговоров российская компания Spirit предложила алгоритм сжатия этих данных, сжимающий до 1 МБ голосовую запись длительностью 2 часа [56] . Таким образом, при использовании этого алгоритма для хранения 700 млрд минут телефонных переговоров понадобится хранилище ёмкостью около 6 петабайт.

Уже после подписания этого закона Президентом выяснилось, что оборудования, необходимого для хранения таких гигантских объёмов данных, нет не только в России, но и во всём мире. В связи с этим Путин распорядился запустить собственное производство необходимого аппаратного обеспечения [5] . К 1 сентября 2016 года он также поручил проанализировать возможность, сроки и затраты на организацию производства отечественного оборудования и программного обеспечения, нужного для хранения и обработки данных.

Виктор Озеров оценивал ежегодные затраты операторов связи на хранение трафика в 3 млрд руб. Такой вывод он сделал на основе расчётов правительственных экспертов об исполнении закона в Москве (там сумма равнялась 287 млн рублей) [57] .

Летом 2017 года рабочая группа РСПП выступила с предложением выбрать, кто будет оплачивать расходы (государство или пользователи). Согласно расчётам организации, реализация закона в нынешнем виде будет означать рост тарифов на услуги мобильной связи на 180 %, на проводной интернет — на 1257 % [58] .

На выполнение требований закона Яровой Билайн в течение 5 лет планировал потратить 45, Мегафон — 35-40, МТС — 60 [51] млрд руб. Агентство Fitch оценивало чистые убытки в 2,5-3,3 % от общей выручки, по сравнению с 2017 годом рост капитальных инвестиций составлял 14-23 %. В июне 2018 года интернет-операторы начали повышение тарифов на 8-10 %, которое оправдывали затратами на закупку требуемого по законопроекту оборудования.

Хранение интернет-трафика [ править | править код ]

Соавтор закона Виктор Озеров среди возможных исполнителей указывал Ростех. Дочерняя структура этой фирмы — Национальный центр информатизации, по данным газеты «Ведомости» [53] , предлагала создать единый центр хранения и обработки данных, который бы предоставлял операторам связи «соответствующие услуги». Возможными выгодоприобретателями это издание также называло «Ростелеком», предложивший создать систему хранения данных на базе мощностей, которые сейчас используются поисковиком «Спутник» [45] .

Оценки размера сохраняемого трафика:

  • Разъяснение Минкомсвязи, опубликованное в пятницу вечером [59][60] :
  • с 1 июля 2018 года — 1 петабайт (ПБ) хранения на каждый 1 Гбит/с пропускной способности узла связи
  • с 1 января 2019 года — 2 петабайта (ПБ) хранения на каждый 1 Гбит/с пропускной способности узла связи

Оценки суммарных пропускных способностей сетей передачи данных.

  • Некоторые сотовые операторы России: более 1,5 Тбит/сек или более 8 Тбит/сек. Всероссийские оценки — не менее 30 Тбит/с. [59]
  • Всероссийские объёмы хранения трафика: 30 — 60 эксабайт. [59]
  • Отдельные сотовые операторы России: 150—200 петабайт. [59]

Крупнейшие хранилища данных [ править | править код ]

В 2011 году было объявлено о постройке компанией IBM для неназванного заказчика крупнейшего на тот момент хранилища данных размером 120 петабайт [61] , а в 2014 году компания Backblaze ( англ. ) объявила о вводе в эксплуатацию хранилища данных объёмом до 500 петабайт, построенного в Калифорнии неподалёку от Сакраменто (на ноябрь 2013 — 75 петабайт) [62] .

Читайте также:  Выбор кроссовера до 2 млн

Крупнейший Дата-центр АНБ в штате Юта (2013 год), по реалистичным оценкам, мог бы хранить до 3-12 эксабайт (3000-12000 петабайт) [63] .

В России в 2015 году были созданы хранилища данных в интересах ФНС (2 петабайта с потенциалом до 10) и Минфина (до 5 петабайт) [64] [65] .->

Петиции и протесты против закона Яровой [ править | править код ]

12 апреля 2016 года было получено отрицательное экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на законопроект [66] .

23 июня 2016 года на сайте РСЕХБ появилось обращение председателя Российского Союза ЕХБ Алексея Васильевича Смирнова к президенту России с просьбой не подписывать законопроект № 1039149-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». Под этим обращением был размещён призыв присоединиться к петиции путём её подачи Президенту России [67] .

На следующий день после подписания этого законопроекта Путиным на сайте Российской общественной инициативы появилась петиция, призывающая отменить этот закон [68] [69] , набравшая за первый день более 10 000 подписей [70] [71] , что является удивительным промежуточным успехом [72] , и в итоге меньше чем за месяц набрала все 100 000 подписей , необходимых для рассмотрения инициативы [73] [74] [75] [76] . 16 августа 2016 года инициатива была направлена руководителю экспертной рабочей группы при правительстве министру по вопросам Открытого правительства М. Абызову. 19 января 2017 года экспертная рабочая группа сочла недопустимой отмену так называемого «закона Яровой». [77] «Недопустима отмена фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы, в угоду интересов отдельной группы коммерсантов» — указано в перечне выводов по итогам заседания, на котором обсуждалась петиция об отмене «закона Яровой».

На сайте change.org петиция за отмену закона Яровой набрала более 500 тыс. подписей [74] .

Руководитель некоммерческой организации «Общество защиты интернета» Леонид Волков подал в мэрию Москвы уведомление о проведении митинга 26 июля 2016 года против этого закона возле здания Роскомнадзора [1] . Идею такого митинга поддержали Дмитрий Мариничев, Роскомсвобода и Пиратская партия России. Было анонсировано проведение митингов против этого закона в Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Новосибирске, Саратове и Сыктывкаре [75] .

Сначала московские власти разрешили проведение митинга в этот день, но изменили место его проведения — на площади Яузские ворота. Организатор митинга Леонид Волков объяснил своё согласие на изменение места проведения митинга тем, что новое место для митинга находится прямо под окнами [цитата Волкова] "царь-квартиры Игоря Шувалова" [78] , однако позже мэрия Москвы отозвала своё разрешение на том основании, что в этом же месте в то же самое время согласовано проведение какого-то другого публичного мероприятия [76] . Этот отказ в проведении митинга был безуспешно оспорен в Тверском районном суде Москвы [79] .

26 июля 2016 немногочисленные митинги против этого закона прошли также в следующих городах России [80] :

Город Число участников митинга
Новосибирск [81] 200
Екатеринбург 150
Волгоград 80
Уфа 70
Курган 20
Барнаул [82] 10

Аналоги [ править | править код ]

С 2006 по 2014 год в ЕС действовала директива Еврокомиссии, предписывающая хранить минимум шесть месяцев метаданные (сведения о факте передачи информации: номера телефонов, с которых совершались звонки, IP-адреса, данные о базовых станциях, поблизости от которых находился абонент, и т. п.). В 2014 г. Европейский суд отменил эту директиву, и вопрос регулировался национальными законодательствами [45] .

В Великобритании в 2014 г. парламент одобрил Data Retention and Investigatory Powers Act 2014 (англ.) русск. , обязывающий операторов связи хранить метаданные, но закон был оспорен в Высоком суде Лондона и суде Европейского союза. Стоимость создания и эксплуатации инфраструктуры для сбора и хранения метаданных в Великобритании оценивается в 170—180 млн £ за 10 лет. Однако British Telecom, занимающая 32 % британского рынка операторов связи, полагает, что в такую сумму обойдется только инфраструктура для неё одной [45] .

До начала 2016 г. в Германии операторы должны были хранить метаданные шесть месяцев, в начале 2016 г. в стране вступили в силу положения, снизившие срок хранения данных до 10 недель. Кроме того, сокращен перечень случаев, в которых правоохранительные органы могут истребовать эти данные [45] .

В Австралии с октября 2015 г. операторы должны хранить метаданные за последние два года. С учётом размера населения в 23 млн человек программа по сбору метаданных обходится в 400 млн австралийских долларов, операционные расходы — по 4 австралийских доллара на абонента в год. Правительство выделило 131 млн австралийских долларов в качестве грантов операторам связи на создание инфраструктуры, но не будет компенсировать операционные расходы [45] .

Бывший сотрудник спецслужб Эдвард Сноуден в 2013 г. передал СМИ информацию о разработанной Национальным агентством безопасности США системе PRISM, позволяющей негласно собирать любую информацию, передаваемую по сетям электросвязи. По оценкам The Washington Post, ежедневно системы сбора информации АНБ перехватывали и записывали около 1,7 млрд телефонных разговоров и электронных сообщений и около 5 млрд записей о местонахождении и передвижениях владельцев мобильных телефонов по всему миру [45] .

С 1 июля в России вступают в силу положения «закона Яровой», требующие от операторов связи и онлайн-сервисов хранить разговоры и переписку своих пользователей. На пороге этих нововведений компаниям по-прежнему неясно, как исполнить требования: ряд процессов так и не нашел отражения в подзаконных актах, многое будет зависеть от взаимодействия с ФСБ, алгоритм которого также непонятен. Может затянуться и сертификация оборудования для записи и хранения информации.

От триллионов до миллиардов

Подписанный два года назад антитеррористический пакет поправок, известный как «закон Яровой», существенно расширяет требования по сбору и хранению пользовательских данных и накладывает новые обязанности на операторов связи и онлайн-сервисы. 1 июля вступает в силу часть закона, обязывающая их хранить в течение шести месяцев все телефонные разговоры абонентов, СМС, а также электронные сообщения интернет-пользователей. С 1 октября интернет-провайдерам необходимо будет хранить весь трафик абонентов за 30 суток.

Все два года участники рынка и чиновники гадали, в какую сумму обойдется исполнение «закона Яровой». Максимальную оценку приводил РСПП — 10 трлн руб., а ФСБ и Минкомсвязь прогнозировали затраты в 4,5 трлн руб. И только весной 2018 года, после принятия постановления правительства о сроках хранения трафика, операторы обнародовали окончательные расчеты. МТС в течение пяти лет готова направить на эти цели 60 млрд руб., «Вымпелком» — 45 млрд руб., «МегаФон» — 40 млрд руб. Гендиректор Tele2 Сергей Эмдин в мае оценивал затраты компании в «десятки миллиардов рублей за три года». В «Ростелекоме» не уточняют свою оценку до публикации окончательных технических требований.

Впрочем, отсутствие нормативных документов не помешало операторам протестировать работу систем для сбора и хранения данных по «закону Яровой». Так, в марте стало известно, что «МегаФон» тестирует в Нижнем Новгороде систему сбора, хранения и обработки данных компании «Цитадель». Ее разработало ООО «Национальные технологии» — совместная компания «Ростеха» (контролирует 51%), «дочки» Национальной компьютерной корпорации «КНС групп» (24,5%) и «Цитадели» (24,5%). Тестирует системы для «закона Яровой» и МТС. О том, что оператор начал пилотный проект с производителем оборудования для СОРМ «Норси-Транс», еще в мае 2017 года сообщали «Ведомости». Как пояснил “Ъ” гендиректор «Норси-Транс» Сергей Овчинников, сейчас проект с МТС в финальной стадии, скоро будут готовы оценки затрат на разработку системы хранения.

Гендиректор «Норси-Транс» Сергей Овчинников: «Сертификация нужна, чтобы создать открытый рынок»

Подготовка к реализации «закона Яровой» не могла не сказаться на финансовых показателях операторов. Из финансовой отчетности «МегаФона» за первый квартал 2018 года следует, что оператор уже начал инвестировать в оборудование для хранения данных по «закону Яровой». В первом квартале 2018 года свободный денежный поток «МегаФона» снизился на 4,1 млрд руб. год к году, а капитальные затраты выросли на 4,2% и составили 8,4 млрд руб.

Читайте также:  Используя алгоритм евклида найти нод двух чисел

Другие операторы пока не объявляли о старте инвестиций в «закон Яровой», но тоже демонстрируют снижение финансовых показателей. Свободный денежный поток группы МТС в первом квартале также сократился на 39,1% год к году и составил 13,9 млрд руб., а капитальные затраты увеличились на 50,1%, до 16,7 млрд руб. Капитальные затраты «Вымпелкома» в первом квартале выросли на 34,5% к аналогичному периоду прошлого года, показатель свободного денежного потока компания не раскрывает. «Вымпелком» ранее сообщал, что за 2018 год планирует потратить на «закон Яровой» 6 млрд руб.

Потенциальными выгодоприобретателями, то есть подрядчиками создания систем для реализации «закона Яровой», станут действующие производители СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий). Крупнейшими игроками на этом рынке считаются «Цитадель», «Норси-Транс» и «Орион» (прежде называлась «Специальные технологии»).

Производители пока не давали публичных оценок стоимости информационных систем для исполнения «закона Яровой». Только петербургский провайдер ООО «Телекомпас» (бренд «Комфортел») объявлял, что для него стоимость внедрения системы базы данных составит 36,9 млн руб. на 10 Гбит/с суммарного пикового трафика сети (без учета голосовых данных). Эти расходы уже начали переносить на абонентов: в конце мая «Телекомпас» проинформировал клиентов о повышении абонентской платы за услуги связи на 8% с 1 июля 2018 года. Повышать тарифы на 10% также начал «ЭР-телеком», занимающий 11% российского рынка широкополосного интернета.

Через пять лет на российском рынке будет уже не три производителя СОРМ, а значительно больше, убежден Сергей Овчинников. Он ожидает появления на рынке новых компаний, которые «смогут удовлетворить и требования правоохранительных органов в части безопасности, и операторов — в части цены». Развитие этого направления должны ускорить публикация технических требований к системам для «закона Яровой» и начало их сертификации. Последнее может стать небыстрым процессом — на первом этапе сертификация оборудования займет около года, считает господин Овчинников.

Операторы готовятся к апгрейду

Постановление правительства о сроках хранения сообщений связи по «закону Яровой» операторы ждали еще в конце 2017 года, но появилось оно только в апреле 2018-го. Задерживалась и подготовка подзаконных актов со спецификациями к оборудованию для хранения и снятия трафика. В связи с этим операторы давно ставили под сомнение саму возможность начать исполнение закона с 1 июля. Некоторые подзаконные акты уже выпущены, но не зарегистрированы Минюстом. Например, оформление одного из приказов выпало на период смены названия и руководства Минкомсвязи, поэтому Минюст отказал в его регистрации и документ пришлось отправлять повторно, подтвердили “Ъ” в пресс-службе Минкомсвязи.

В ближайшее время Минкомсвязь направит в Минюст еще один приказ — он с 1 января 2019 года отменит требование хранить трафик пользователей в течение 12 часов в так называемом кольцевом буфере. Кольцевой буфер — это фактически дисковый накопитель, который интернет-провайдеры устанавливают по требованию ФСБ еще с 2014 года. Компании закупили оборудование на сотни миллионов рублей, но теперь оно станет ненужным, уверен менеджер сотового оператора.

Гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян о проблемах внедрения СОРМ

Необходимость в кольцевом буфере отпадает из-за увеличения сроков хранения данных до 30 дней по «закону Яровой», пояснили “Ъ” несколько собеседников в крупных операторах связи. «С учетом реализации требований закона в использовании кольцевого буфера нет необходимости»,— подтверждают в «МегаФоне». Операторы вынуждены будут либо заменить оборудование, либо модернизировать его, считает заместитель гендиректора по технологическому развитию и эксплуатации «Акадо» Дмитрий Медведев. По его словам, «Акадо» планирует усовершенствовать уже имеющееся оборудование без замены. В МТС уточнили, что оборудование кольцевого буфера будет использоваться до начала реализации требований «закона Яровой» и компания рассматривает различные варианты его дальнейшего использования.

Исходно идея была в том, чтобы дать операторам возможность использовать существующее оборудование как компонент для исполнения «закона Яровой» при условии апгрейда программного обеспечения, напоминает собеседник “Ъ”, участвовавший в обсуждении приказа. На это указывают и содержащиеся в приказе технические требования, считает он. Но фактически каждый апгрейд оборудования СОРМ выливается в покупку нового оборудования, констатирует гендиректор ООО «НТЦ Фиорд» (предоставляет услуги IP-транзита для операторов связи) Николай Мацнев. И новая версия приказа, по его мнению, не исключение. «Только на первом этапе внедрения от "Фиорд" потребуется 10–30 млн руб. на новое оборудование, и если затраты не удастся растянуть на три-четыре года, проще будет закрыться»,— скептичен он.

Операторам придется ежегодно увеличивать емкость хранилищ на 15% в течение пяти лет. Компании, которые не смогут самостоятельно организовать хранилища, получают возможность по предварительному согласованию с ФСБ держать данные в накопителях других операторов. Но порядок взаимодействия и ответственности сторон при оказании таких услуг не урегулированы, указывает собеседник “Ъ” на телекоммуникационном рынке. «Нет понимания, кто будет ответственным за достоверность и полноту хранимых данных с учетом того, что считывающее оборудование будет закупаться одним оператором, а оборудование для хранения предоставит другой»,— отмечает он.

Также компаниям до сих пор не ясен алгоритм взаимодействия с ФСБ в случае, если оператор решит сменить поставщика по хранению трафика, и что в таком случае делать с хранимой информацией. Один из собеседников “Ъ” полагает, что контроль исполнения требований «закона Яровой» в случае небольших локальных операторов может быть спущен на уровень региональных сотрудников ФСБ.

Источник “Ъ” в правительстве настаивает, что Минкомсвязь подготовила все необходимые подзаконные акты и отрасль связи готова к тому, чтобы планировать создание систем и закупать оборудование для «закона Яровой». Дальнейшие действия в этой сфере операторы связи должны координировать уже с ФСБ, соглашается он. «Скорее всего, в каждом регионе и у каждого оператора появится план внедрения с указанием сроков и типов оборудования, которое будет установлено. Эти планы будут утверждать органы ФСБ»,— предполагает чиновник.

Спецслужбы проверят абонентов

Общаться с ФСБ операторам связи, скорее всего, придется регулярно. С 1 июля вступает в силу еще одно требование «закона Яровой», по которому компании обязаны прекращать оказание услуг абоненту при несоответствии его персональных данных в абонентском договоре фактическим. Операторы должны в течение 15 дней отвечать на запросы силовиков о подтверждении соответствия данных пользователей. Сначала уполномоченные органы должны направить запрос с обнаруженными несоответствиями в ФСБ, которая уже и переадресует его оператору. У количества таких запросов есть лимит, который зависит от выделенного оператору ресурса нумерации. Максимальное число запросов не должно превышать 0,6% от общего числа выделенных оператору номеров в течение месяца или 5% — в течение года.

Эти правила также вызывают критику участников рынка. Минэкономики дало на них отрицательное заключение с учетом замечаний «МегаФона», «Вымпелкома» и МТС. Проблема в том, что постановление не определяет, каким образом и на основании каких сведений силовики будут обнаруживать расхождение персональных данных, что может повлечь необоснованное ограничение услуг связи для добросовестных пользователей, следует из заключения.

Кроме того, персональные данные будут расходиться со сведениями в договорах, когда те заключаются для родственников, считает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). По оценке Минэкономики, действие постановления затронет 10 тыс. операторов связи, а также шесть федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. При этом количество запросов для оператора связи с абонентской базой в 15 млн может достигать 45 тыс. за 15 дней.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *