0

В течение целого лета не выберешь дня

Дидактический материал для проведения диктантов, изложений и т.д. Предлагаются тексты и к нм задания.

Скачать:

Вложение Размер
teksty_v.a.soloukhina_i_l.p.zrelova_na_urokakh_russkogo_yazyka.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс "Предлог"

Одуванчики цветут с весны и до осени. В течение целого лета не выберешь дня, когда нельзя было бы увидеть этот цветок. Но все же бывает в мае пора, когда разливается 3 по земле их первая, самая дружная, самая яркая волна. Глядя на поляну и видя ее всю золотой, невозможно освободиться от впечатления, что некий художник – гигант окунал свою кисть прямо в солнце и разбрызгивал его по зеленой земле.

Еще больше это похоже на бесчисленные зеркальца, в каждом из которых отражается 3 солнце. Сходство дополняется еще и тем, что, когда солнце уходит надолго или на ночь, одуванчики закрывают свои цветы, гаснут, поляна отражает теперь лишь монотонное небо.

Впоследствии появится вместо цветка округлая пушистая головка. Кто-то очень красиво и точно сказал: "Одуванчик из солнца превратился в луну". Поднимите пушистый цветок над головой и дуньте на него. Миллиарды веселых белых пушинок полетят по ветру над землей, чтобы бесконечно зажигались на ней все новые и новые цветы, похожие на солнышки. 4

Выделить все предлоги, определив их вид (производные, непроизводные).

Выполнить разборы, указанные в тексте.

Каждое дерево красиво. Есть деревья красно – бурые и серые, черные и зеленые, узловатые и гладкие, мохнатые и голые. 4 Но нет на свете другого дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал и еще не привычен для глаз, смотревших 3 до сих пор на черную ненасытную землю. Во всем зеленом царстве оно одно.

Березовый лес хорош во всякую пору. И в марте, когда березы освещает солнце, набирающее 3 весеннюю силу. Хорош березовый лес и в те дни, когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.

В березовом лесу всегда как-то просторно и далеко видно. Белые березы, сначала редкие, отделенные друг от дружки, вдали становятся для глаза все более частыми и, наконец, сливаются в пестроту. В березовом лесу всегда светлее, чем в дубовом или еловом, как будто березы сами светятся тихим ровным светом и освещают пространство вокруг себя.

Выделить союзы, определить тип и значение каждого из них

1в. – 1 абзац; 2в. – 2,3 абзацы

Выделить причастные обороты;

8 класс. Обособленные члены предложения.

Студеная гора, охваченная подернутыми белесой испариной низинами, через изгибистую горловину испокон веков "перетекала" в широкое плато. И нашла тут себе приют раздольная, как населявшая ее ямщицкая вольница, слобода.

По раннему утру ухоженные лошадки – гнедые, каурые, вороные, буланые – в яркой упряжи залпом вырывались из тесовых ворот, разлетались по городу, подхватывая крылатыми пролетками спешащий безлошадный люд, катили прочные почтовые повозки. Тугие ветры, вездесущие посланники манящих далей, заключали в трепетное объятие плато слободы, закручивали зимою жгучие метели, туманящие и сбивающие долу растерянный девичий взор, а по поздней весне, в сердцевине мая, вьюжили теплыми лепестками отцветающих вишневых садов, вспенивали в поднебесье бело-желтые причудливые облака. Одно, самое приметное облако, пронизанное на багровой заре святым небесным лучом, внезапно опустилось посреди Ямской, и в короткий срок на этом месте поднялся изящно очерченный храм.

В Казанской церкви крестились, венчались, отпевались жители Ямской слободы. Вся человеческая жизнь, бурливая, щедрая на труд и праздники, стекалась в святое место, пока не затягивало его, странника на земле, в глубокую могильную воронку. Малиновый колокольный звон очищал, по-весеннему освежал живые души даже в лютые январи. Сам Александр Иванович Герцен, пресытившийся благополучной владимирской ссылкой, готовый со всего маха ударить в свой "Колокол", привез сюда свою невесту, прекрасную Натали, урожденную Захарьину, и по душевному русскому обычаю обвенчался.

Ямская слобода принимала к себе на постоянное жительство ремесленников, купцов, мелких чиновников, дворянские семьи, по меркам той поры разорившиеся напрочь, но, конечно, бывшие в состоянии выстроиться и зажить без нужды в уютных пятистенках

Леонид Зрелов "На ямской слободе"

Примечание. Казанская церковь стояла на месте, где сейчас находиться кинотеатр "Киномакс"

Определить стиль, тип речи. Озаглавить текст.

Найти в тексте а) вводные слова и предложения;

б) обособленные определения, обстоятельства.

в) предложения с однородными членами;

г) сложные предложения.

8 класс. Обособленные члены предложения.

Её звали Чайка. Неслыханное для коровы имя, по-видимому, придумала мама. Действительно, ладная, необычайно быстрая, она умела летать. Когда стадо, гонимое из поймы пастухом, мерно подымалось по пестрой булыжной мостовой, внезапно создавшей впечатление живого цветущего луга, и глухой рокот наполнял легким дрожанием воздух, и хозяйки стекались с окрестных улиц навстречу своим кормильцам, Чайка при первом зове отрывалась от гурта и радостно, стремительно летела к маме на прозрачных крыльях.

-Чайка! Чайка! Чайка!

-Му! Му-у! Му-у-у! – пронзительно откликалась она и тянула к маме долгую шею.

Мама, в чистом сарафане, протягивала к Чайке руки, давала ей поласкаться и вела корову в просторный бревенчатый сарай-хлев. Бережно доила.

Чайка приносила не слишком много молока, зато удивительно вкусного, сливочно-тягучего. Благодаря маминым стараниям часть молока превращалась в слоистый с желтыми прожилками творог, сбивалась в крутую нежно-кислящую сметану. В печи-голландке мама варила душистые, подергивающиеся коричневой пенкой каши. Они не остывали до самого вечера.

После вечерней дойки, когда сумерки все теснее сплетали свои узоры, возникал соблазн проведать коровку. Массивная дверь сарая раскрывалась при небольшом усилии, справа в вытянутом окошечке светящимся косяком плыли первые звезды, от сена пахло мягким июньским солнцем, светлыми, чистыми дождями. Из темного угла хлева влажно, лучисто мерцали Чайкины глаза. Стоило ступить поближе, она тут же переставала жевать, клонила голову набок, и теплый шёлк её шерстки стелился под маленькую, копию маминой, ладонь. Чайка в блаженстве как бы повисала в воздухе.

Леонид Зрелов "Летающая корова"

Определить стиль, тип речи, ответ аргументировать. Озаглавить текст.

Какова основная мысль текста?

Как выражено отношение автора в тексте?

Найди в тексте эпитеты, метафоры, сравнения.

Найти предложения с обособленными определениями, объяснить знаки препинания

Он приоткрыл глаза и увидел странную птицу. Вся с ладонь, покрупнее обычных лесных птах, она посиживала на вытянутой к нему веточке и не спускала с него внимательных и утомленных глаз, обведенных тонкими тёмными, как оправа стародавних очков, кольцами. Незнакомая головастая с широкой спинкой птица была приятного коричнево-буроватого оттенка, и оперенье как-то странно, выступами покрывало её, словно природа нарядила своё творение в костюмную тройку, миниатюрную копию единственной у отца и так и не сношенной им, а в довершении сходства украсила на затылке загнутым, как поля шляпы, хохолком. Внезапная и неслыханная схожесть поразила его до глубины души. Он неотрывно глядел в глаза птице и даже забыл о боли. Иногда она вскрикивала и чуть-чуть взлетала над своей веткой, точно отпугивала от гнезда гадов. И настал момент, когда ему стало так легко, как бывает в детском сне, ничто больше не беспокоило, но только он поднялся – птица вспорхнула и неровно, с подергиванием на правое крыло полетела на северо-запад…

Читайте также:  Во что можно поиграть интересное

Леонид Зрелов "На двадцать втором…"

Определить стиль, тип речи, ответ аргументировать. Озаглавить текст. Привести примеры сравнений, указать их роль в тексте.

Найти а) обособленные члены предложения;

б) вводные слова;

в) предложения с однородными членами;

г) сложные предложения

Объяснить написание Н и НН в разных частях речи.

Написать небольшое сочинение-описание.

9 класс. Сложные предложения. Повторение

Лес хотя и захламился в беспризоре, был явно грибной: берёзы, молодые ели, ласковый, проникающий до шёлковой травы солнечный свет. Лютиков разжился палкой-посохом и тихо, словно боясь спугнуть грибы, пробирался вглубь. Шуршали о штормовку еловые лапы, плыли золотистые нити ранней паутины. Он вожделенно ждал первой встречи. Подосиновик на толстой сильной ножке будто бы сам выскочил на грибника и замер под низко нахлобученной тёмно-оранжевой шляпкой. Лютиков завороженно опустился на колени, но прежде, чем срезать гриб, поискал вокруг глазами: нет ли поблизости ещё. Другой, похожий на первый, только чуть поменьше, высовывался из мшистой кочки, за ним выглядывал из-под елки их третий братец. Лютиков обошел елочки, подрезая стоящие грибы. (…)

Среди сосен он нашел несколько моховиков. Потом его повело в сторону блеснувшей опушки. Идя по краю, он обогатился пятком молоденьких белых и не поленился откопать во мху еще один, крохотный, похожий на младенческий пальчик, грибок. (. )

Он проламывался через буреломы, ступал в болотца с вечно стоячей бурой водой, задевал тяжелые ветки, обдававшие веером крупных капель, вымок, и, когда присел на валежину, чтобы перекусить, от штормовки даже запыхал пар. Солнечные лучи тонкими наклонными стволиками вставали в лесу, и нежное тепло, умиротворение разливалось под шелест листвы. Дремали звери, умолкли птицы.

Леонид Зрелов "Фантом Лютикова"

Определить стиль, тип речи, ответ аргументировать. Озаглавить текст. Найти в тексте метафоры, олицетворения, сравнение.

Назвать а) сложные предложения, определить вид, объяснить знаки препинания;

б) предложения с однородными членами, объяснить знаки препинания;

в) обособленные определения, обстоятельства, объяснить знаки препинания.

Начинающаяся от плодоносной груши аллея усыпана слежавшимися еловыми иглами. Дорожка пружинит, мы скачем, как подвешенные на резинках шарики. Вершины елей масляные от солнца. Направо от аллеи еще один живой забор из тех же елей, только очень густо посаженных и оттого тощих. У них чуть ли не черные тусклые стволы и мало лап. Солнце почти никогда не ласкает их, и они угрюмы, печальны. Мимо них мы пробираемся к нашему огороду.

Мама уже собрала множество ярких пузырчатых огурцов, они рассыпаны на траве рядом с серым срубом колодца. Среди огурцов попадаются и гиганты. Кожура переливается зеленью всех оттенков – от почти белой на макушках до необычайно темной у вешек.

Колодец фантастически глубок: пока ведро на похрустывающей цепи долетит до темной водяной глади, оно станет маленьким, как кружка. Отец крутит отполированную рукоять барабана, подхватывает ведро. Вода необыкновенно вкусна. Несмотря на ее пронзительный холод, нам с сестрой позволяется напиться – только медленно и маленькими глотками.

Жажда утолена, созерцание великолепных огурцов доставило тихое удовольствие. Наш интерес к огурцу исчерпан. Теперь пора наведаться в удаленные места. Сразу за высоченным забором из живых елей расположен питомник. Отец уже все посмотрел, наметил, проводит рукой по морщинистой коре маньчжурского ореха. Нас привлекает другой уголок. Однако смородина уже общипана, яблони почти обтрясены, только моя любимая "китайка" усыпана маленькими лакированными, похожими на веселые мигающие глазки, плодами. Крепкие и сочные, они хрустят на зубах, имеют тонкий пряный привкус. За яблоней -"китайкой" тянется акациевая аллея. Где-то посреди ее вымахала лиственница с мягкими, как перышки, иголками.

Аллея незаметно обрывается, непосвященному и невдомек, куда же она вела, манила, но мы-то знаем, что чуть в стороне, за пышными травами, лежит чаша маленького пруда – купальни. Чаша вся подернута посверкивающей тиной, она – место единственного нашего разочарования на Вышке, поскольку в таком пруду немыслимо купаться. Зато дальше в лес – россыпь ландышей. Мы собирали их весною. Крохотные белые колокольчики издавали нежный, воспринимаемый единственно внутренним слухом прерывистый звон… (…)

Наверное, у каждого, не очерствевшего вконец человека есть на примете места или наступают особенные моменты, в которых он как бы растворяет себя. (…) Ах, если бы они сохранились в памятном виде, посылались почаще, тогда ни о каком таянии жизни, об опустошении души не возникло бы и речи.

Леонид Зрелов "Вышка"

Вспомнить правило "Правописание Н – НН в различных частях речи", привести примеры из текста.

Определить стиль, тип речи, ответ аргументировать. Озаглавить текст.

Определить, какие приемы художественной выразительности использует автор, привести примеры.

Как в тексте выражены чувства героя?

Написать сочинение – рассуждение, взяв за основу главную мысль текста.

8 класс (7 класс)

– Ну, Оленька, пора заниматься. Садись, дам диктант. В одном месте обязательно сделаешь ошибку, – говорит бабушка, достает потрепанную тетрадку, надевает любимые очки с потрескавшимся стеклом. Один глаз почти не видит, дремлет под теплым припухшим веком.

Тетрадку и ручку Оля уже приготовила.

– Будь внимательна, – наказывает бабушка, звенит ложечкой в стакане с чаем – начинается урок.

-Жаркий летний полдень, – говорит она, – жаркий летний полдень, вся природа спит… даже стрекозелень села и молчит…

"Стрекозелень" Оля пишет, как нарочито диктует бабушка, в одно слово.

Диковинный пейзаж каждый раз рисуется ее воображению благодаря этой, предусмотренной ошибке: некая стрекочущая зелень – трав, листвы, что возможно было бы, наверно, только в бурю, а вот, пожалуйста, то же – при разморенной спящей природе, в несусветную жару, когда даже стрекозе лень пошелохнуться. Вроде бы странно на первый взгляд, но Оля не видит тут ничего странного, потому что предельный покой – предвестник бури. Еще ничего нет, лишь послан первый импульс, а трава и листва уже во власти невидимого пока движения, и натужено чуткое крыло стрекозы.

Текст диктанта Оля помнит наизусть со школьных лет, в нем содержится еще немало пищи для ее неспокойного ума, Бабушка отрешенно диктует, ей и в голову не придет заглянуть в Олину тетрадку. Оля задумывается и пишет дальше от себя:

"Знаешь, Боря, по-моему, определенные состояния природы могут вызвать у людей вполне определенные поступки. Дело в том, что каждый совершает поступков куда меньше, чем должен бы. Иногда самый главный так и остается несовершенным, нужны условия, какая-то гармония внутреннего и внешнего.

Читайте также:  Игровая консоль для телефона

Мне кажется, вот такая жара стояла в тот очень давний день, когда…

Определить стиль, тип речи, ответ аргументировать. Вспомнить правило "Н и НН в разных частях речи", подобрать примеры из текста. Начертить схему диалога

Закончить письмо героини, рассуждая на предложенную тему.

Наследовав все повадки кошачьего племени, Казик развивал их на свой лад. Воды, как должно опасался – этих бестелесных, не поддающихся отлову воронок в сливном отверстии ванны, шипучих столбов из отвернутых кранов и вместе с тем испытывал жгучее любопытство, перешедшее в страсть.

Одно время краны в ванной подтекали. Любознательный котенок забирался на раковину умывальника и, походив по кромке, осмотрительно тянул под струйку лапу, встряхивал ею, запускал пониже и начинал водить по тонкому кружку, образующемуся в раковине вокруг водяного столбика. Кружок, вроде, и не ускользал, но и не сдавался. Познавательная игра могла длиться долго. Потом он старательно встряхивал лапами, тщательно протирал сухим по такому поводу язычком. Когда набирали воду в ванную, Казик прерывал любое дело и бежал на соблазнительный плеск. Прохаживался по верху наполняемой лохани, тянул шею, сгорал от желания, но спрыгнуть не решался. Белые пятна на нем самом успели поблекнуть. Видно, сказалась другая тяга – к заповедным уголкам, до коих не добиралась дружественная чистоте тряпка – под буфет, в поддиванную глубинку. И как-то во время его любований бурлящей на сливе водой я решил, что пора вымыть. Жена хлопотала по дому, но ради такого случая не грех было и отвлечься, что она с охотой и проделала. К нашему удивлению, он почти не предпринял попыток выцарапаться, однако сердце забилось столь неистово, как будто выскочило прямо на ладонь мне. Решив погибнуть, он дал себя хорошенько вымыть. Потом вытертого, спеленатого, жена носила его на груди, и дочь ревниво ходила рядом, он слушал их навостренными ушами. О размолвке, разведшей нас по углам, все просто забыли.

Человеку, наверное, надо иметь рядом существо, неспособное разделить его заботы, тяжкий долг, печаль. Не способное не в силу эгоизма, иной системы ценностей, собственной перегруженности жизнью – это отворачивает друг от друга и самых близких людей, а – по причине совершенно несхожих жизненных сфер, не могущих ни слиться, ни взаимно противостоять. Старики и внуки, просто люди и беззащитные звери…

Леонид Зрелов "А утром мы пошли в посадки"

Определить стиль и тип речи, ответ аргументировать. Озаглавить текст.

Найти предложения с обособленными членами предложения, однородными членами предложения.

Определить микротемы текста, совпадают ли они с абзацами?

Продолжить текст, рассуждая на заданную тему.

Материалы к уроку.

Тема "Причастие", "Деепричастие"

Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерешься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. На самый грубый поверхностный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из земли и воды. Но и в воде отражается все та же сплошная зелень.

Однородные члены предложения

А лес и впрямь был прелестный. Шатровые своды то глушили свет, то расступались перед сильным небесным свечением, и свет тогда перевыполнял чаши полян, растекался перламутровыми волнами и зависал ровно только прямо над головой, где рябило в крупинчатых облаках вечно-синее небо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Белоногова Н.И.

Данная работа направлена на осознание последовательности работы над сочинением. Поэтапно изложенный материал раскрывает особенность каждого критерия. Приведены примеры по отработке материала.

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.

Формирование коммуникативной компетентности в условиях систематической работы по комплексному анализу текста на уроках русского языка и литературы.

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 255 051
  • КНИГИ 583 381
  • СЕРИИ 21 648
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 538 414

Земля принадлежит им с начала мира. В общем, они олицетворяют неизменную мысль, упрямое желание, главную улыбку земли. Вот почему их надо спросить. Они, очевидно, хотят нам что-то сказать. Кроме того, не забудем, что они первые, вместе с зарей и осенью, с весной и закатами, с пеньем птиц, кудрями, взором и божественными движениями женщины, научили наших отцов, что на земном шаре есть бесполезные, но прекрасные вещи».

Тем, кто приезжает ко мне в гости в Алепино, я даю заполнять анкету. Не гостиничную, не служебную: год и место рождения, национальность и образование, но свою, придуманную анкету — шестьдесят шесть вопросов. Она интересна и мне и тому человеку, который ее заполняет. Потому что надо же хоть раз в жизни сесть над белым листом бумаги и задуматься о том, какие у тебя любимые цветы, дерево, явление природы; какой исторический подвиг тебя наиболее восхищает, какую книгу ты ценишь больше других, судьба какого исторического лица представляется тебе наиболее трагичной или в чем ты видишь идеал государственного устройства…

Так вот о цветах. Чаще всего в анкете отвечают друзья: ромашка, василек, ландыш, роза. Встречается незабудка, есть анютины глазки, есть гладиолус, гвоздика, донник… Если продолжать эту анкету, начнут встречаться, вероятно, жасмин, сирень, черемуха, хризантемы, мак… Естественно, есть более или менее установившийся круг популярных и любимых цветов.

Но однажды за чашкой чая в Москве зашел разговор о цветах, в частности о любимых. Помнится, так был поставлен вопрос: если бы заказать художнику картину, чтобы висела в доме, какие цветы вы предпочли бы видеть изображенными на картине?

— Лютик! — воскликнула Татьяна Васильевна. — Я бы хотела лютик!

Ее восклицание прозвучало неожиданно. Почему — лютик? Но с другой стороны — почему бы и нет?

Я стал вспоминать лютики, их глянцевые, лаковые лепестки, хотел представить, как они выглядели бы, написанные художником, но представился мне не букет лютиков, а наш летний луг. Ведь именно по этим цветам можно узнать летом, где и как текли через наш луг весенние мутные воды. Сначала они текут по дну оврага узким и бурным ручьем, потом, попадая на плоский луг, разливаются мелкой ширью, но все же не теряют лица потока. Всегда, даже на ровной земле найдется ложбинка чуть-чуть поглубже остального места, а такую ложбинку всегда найдет вода. Так, то разливаясь, то вновь сужаясь, то дробясь на несколько полос, то вновь собираясь в одну, вода добирается до крутого берега реки. Здесь она снова предстает мускулистым хлещущим потоком и падает с шумом в большую речную воду, чтобы потеряться в ней, но зато в конце концов достичь моря. Потечет вода к далекому Каспию, частица ее (ну хоть стакан), возможно, небезызвестным Волго-Доном попадет и в Черное море, и, сделавшись соленой и синей, гуляя там на белопенном просторе, забудет вода наш зеленый лужок, и как текла через него, пробиралась к реке, и как ходил по ней Серега Тореев в резиновых сапогах, и как ваш покорный слуга перепрыгивал через нее, опираясь на можжевеловую витиеватую палку, и как успела она косым отражением отрезать и подержать в себе крутой бугор с темными елочками на нем, и как пахла апрельская луговая земля, по которой она текла.

Читайте также:  Безопасное расстояние для просмотра телевизора

Но луг ее не забудет до самой осени. Там, где она текла темными потоками, загустеет трава, золотыми потоками зацветут лютики. И получается, что лютики — это воспоминание земли о весенней воде.

Конечно: эти дружные лаковые цветочки цветут не только на лугу, на месте мутных весенних ручьев, но и в саду, и около дороги, и на лесных полянах. Они, выражаясь казенно, активно участвуют в создании летней цветочной гаммы и тем не менее как-то умудряются не бросаться в глаза. Мимо поляны, цветущей лютиками, пройдешь, не обратив на нее особенного внимания, как никогда не прошел бы мимо поляны, цветущей купальницами, ромашками и даже одуванчиками. Но Татьяна Васильевна воскликнула: «Лютик! Я бы хотела лютик!» — и с этим ничего не поделаешь. Попал в любимые.

То же самое случалось у меня несколько раз со стихами и рассказами. Про некоторые думаешь: включать их в сборник или не включать? Не очень-то удались. Без них и сборник как будто цельнее, крепче. Пожадничаешь и оставишь, не выбросишь. А потом приходит читательское письмо. Оказывается, одно стихотворение, которое не хотел включать, кому-то (пусть хоть одному человеку) понравилось больше других.

То же самое случается и с людьми. Смотришь — невзрачная, некрасивая девушка, пожалеешь даже ее, а она, глядь, замужем первее красавицы. Значит, для самой дурнушки дело не безнадежно. Всегда найдется человек, который разглядит в ней некую, только ему видную красоту и полюбит.

А вовсе некрасивых цветов, как известно, не бывает.

Одуванчики цветут с весны и до осени. В течение целого лета не выберешь дня, когда нельзя было бы увидеть этот цветок. Но все же бывает в мае пора, когда разливается по земле их первая, самая дружная, самая яркая волна.

Москвичи, поезжайте в Коломенское! В неранние утренние часы солнце смотрит там со стороны Москвы-реки, со стороны знаменитого «Вознесенья», и вам придется пройти сначала всю зеленую поляну до музея, до вторых ворот, а потом оглянуться.

Справа вы увидите старинную медоварню, сложенную из неправдоподобно толстых бревен, темных, словно пропитавшихся медом, с которыми столь удачно сочетается омывающая их зеленым прибоем трава.

Прямо, на противоположном от вас конце ровной поляны, на другом ее как бы озерном берегу, стоит бело-сахарная, с очень синими (во всяком случае, синее майского неба) куполами Казанская церковь. Все пространство между вами и ней (а справа бревенчатая медоварня) мягко и ласково ослепит вас чистым теплом золото одуванчиков.

Не мудрено и в других местах увидеть цветущие одуванчики и даже в таком количестве и в такой, я бы сказал, равномерной распределенности, но не везде в золотое озеро их глядится душистая бревенчатая медоварня и сахарно-голубая церковь. Кажется, что и одуванчики здесь не расцвели вчера, а остались вместе с самим Коломенским от семнадцатого века.

Со всех сторон, из-за вишневых садов, из-за дубового парка, из-за Москвы-реки и со стороны шоссе, надвигается шум и скрежет наступающего города, который с каждым годом все туже стягивает кольцо. И уже дрожит и надтреснуто дребезжит от этого грохота одуванчиковая коломенская тишина. Скоро, не выдержав напора, она расколется, разлетится вдребезги. Торжествующий и злорадствующий шум нахлынет и погребет ее под собой, возможно, вместе с одуванчиками.

Один мой знакомый высказал в разговоре мысль, что всякий цветок так или иначе видом своим или по крайней мере схемой стилизует солнце. Словно миллионы маленьких детей взялись рисовать его, кто как может. У всех получается по-разному, но в основе каждого рисунка — кругленький центр, а от него в разные стороны — лучи. Кругленький центр то маленький, то большой, лучи то узкие, то широкие, полукруглые, то их много, то пять или шесть, то они белые, то красные, то синие, то как само солнце.

Мысль приблизительная, но позабавиться можно. Хотя и некуда деть при этом ни клеверной шапки, ни орхидей, ни всех, так называемых, мотыльковых, ни злаков, ни какой-нибудь там кошачьей лапки. Но вот что правда, то правда — одуванчик срисован с солнца.

Не будем сейчас думать о том, что, сорвав и держа стебель, мы держим вовсе не один цветок, а соцветие, корзину, как выражаются ботаники, и что один цветок представляет из себя тонюсенькую трубочку с зазубренными краями (неужели вы пошлете меня изучать незабудку!). Но, глядя на поляну и видя ее всю золотой, невозможно освободиться от впечатления, что некий художник-гигант окунал свою кисть прямо в солнце и разбрызгивал его по зеленой земле.

Еще больше это похоже на бесчисленные зеркальца, в каждом из которых отражается солнце. Сходство дополняется еще и тем, что, когда солнце уходит надолго или на ночь, одуванчики закрывают свои цветы, гаснут, поляна отражает теперь лишь монотонное потемневшее небо.

by Admin · Published 23.09.2019 · Updated 26.10.2019

Перед вами текст диктанта «Одуванчики» для 9 класса.

  • Количество слов в диктанте: 139 слов
  • Источник: по В. Солоухину
  • Класс: 9 класс

Одуванчики

Одуванчики цветут с весны и до осени. В течение целого лета не выберешь дня, когда нельзя было бы увидеть этот цветок. Но все же бывает в мае пора, когда разливается по земле их первая, самая яркая волна.

Поезжайте в Коломенское! В неранние утренние часы солнце смотрит там со стороны Москвы-реки, и вам придется пройти сначала всю зеленую поляну до музея, до вторых ворот, а потом оглянуться.

Справа вы увидите старинную медоварню, сложенную из неправдоподобно толстых бревен, с которыми столь удачно сочетается омывающая их зеленым прибоем трава.

Прямо, на противоположном от вас конце ровной поляны, на другом ее озерном берегу, стоит сахарно-белая, с очень синими куполами Казанская церковь. Все пространство между вами и ею мягко и ласково заполнит чистым теплом золото одуванчиков.

Кажется, что и одуванчики здесь не расцвели вчера, а остались вместе с самим Коломенским от семнадцатого века.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

0

В течение целого лета не выберешь дня

Дидактический материал для проведения диктантов, изложений и т.д. Предлагаются тексты и к нм задания.

Скачать:

Вложение Размер
teksty_v.a.soloukhina_i_l.p.zrelova_na_urokakh_russkogo_yazyka.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс "Предлог"

Одуванчики цветут с весны и до осени. В течение целого лета не выберешь дня, когда нельзя было бы увидеть этот цветок. Но все же бывает в мае пора, когда разливается 3 по земле их первая, самая дружная, самая яркая волна. Глядя на поляну и видя ее всю золотой, невозможно освободиться от впечатления, что некий художник – гигант окунал свою кисть прямо в солнце и разбрызгивал его по зеленой земле.

Еще больше это похоже на бесчисленные зеркальца, в каждом из которых отражается 3 солнце. Сходство дополняется еще и тем, что, когда солнце уходит надолго или на ночь, одуванчики закрывают свои цветы, гаснут, поляна отражает теперь лишь монотонное небо.

Впоследствии появится вместо цветка округлая пушистая головка. Кто-то очень красиво и точно сказал: "Одуванчик из солнца превратился в луну". Поднимите пушистый цветок над головой и дуньте на него. Миллиарды веселых белых пушинок полетят по ветру над землей, чтобы бесконечно зажигались на ней все новые и новые цветы, похожие на солнышки. 4

Выделить все предлоги, определив их вид (производные, непроизводные).

Выполнить разборы, указанные в тексте.

Каждое дерево красиво. Есть деревья красно – бурые и серые, черные и зеленые, узловатые и гладкие, мохнатые и голые. 4 Но нет на свете другого дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал и еще не привычен для глаз, смотревших 3 до сих пор на черную ненасытную землю. Во всем зеленом царстве оно одно.

Березовый лес хорош во всякую пору. И в марте, когда березы освещает солнце, набирающее 3 весеннюю силу. Хорош березовый лес и в те дни, когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.

В березовом лесу всегда как-то просторно и далеко видно. Белые березы, сначала редкие, отделенные друг от дружки, вдали становятся для глаза все более частыми и, наконец, сливаются в пестроту. В березовом лесу всегда светлее, чем в дубовом или еловом, как будто березы сами светятся тихим ровным светом и освещают пространство вокруг себя.

Выделить союзы, определить тип и значение каждого из них

1в. – 1 абзац; 2в. – 2,3 абзацы

Выделить причастные обороты;

8 класс. Обособленные члены предложения.

Студеная гора, охваченная подернутыми белесой испариной низинами, через изгибистую горловину испокон веков "перетекала" в широкое плато. И нашла тут себе приют раздольная, как населявшая ее ямщицкая вольница, слобода.

По раннему утру ухоженные лошадки – гнедые, каурые, вороные, буланые – в яркой упряжи залпом вырывались из тесовых ворот, разлетались по городу, подхватывая крылатыми пролетками спешащий безлошадный люд, катили прочные почтовые повозки. Тугие ветры, вездесущие посланники манящих далей, заключали в трепетное объятие плато слободы, закручивали зимою жгучие метели, туманящие и сбивающие долу растерянный девичий взор, а по поздней весне, в сердцевине мая, вьюжили теплыми лепестками отцветающих вишневых садов, вспенивали в поднебесье бело-желтые причудливые облака. Одно, самое приметное облако, пронизанное на багровой заре святым небесным лучом, внезапно опустилось посреди Ямской, и в короткий срок на этом месте поднялся изящно очерченный храм.

В Казанской церкви крестились, венчались, отпевались жители Ямской слободы. Вся человеческая жизнь, бурливая, щедрая на труд и праздники, стекалась в святое место, пока не затягивало его, странника на земле, в глубокую могильную воронку. Малиновый колокольный звон очищал, по-весеннему освежал живые души даже в лютые январи. Сам Александр Иванович Герцен, пресытившийся благополучной владимирской ссылкой, готовый со всего маха ударить в свой "Колокол", привез сюда свою невесту, прекрасную Натали, урожденную Захарьину, и по душевному русскому обычаю обвенчался.

Ямская слобода принимала к себе на постоянное жительство ремесленников, купцов, мелких чиновников, дворянские семьи, по меркам той поры разорившиеся напрочь, но, конечно, бывшие в состоянии выстроиться и зажить без нужды в уютных пятистенках

Леонид Зрелов "На ямской слободе"

Примечание. Казанская церковь стояла на месте, где сейчас находиться кинотеатр "Киномакс"

Определить стиль, тип речи. Озаглавить текст.

Найти в тексте а) вводные слова и предложения;

б) обособленные определения, обстоятельства.

в) предложения с однородными членами;

г) сложные предложения.

8 класс. Обособленные члены предложения.

Её звали Чайка. Неслыханное для коровы имя, по-видимому, придумала мама. Действительно, ладная, необычайно быстрая, она умела летать. Когда стадо, гонимое из поймы пастухом, мерно подымалось по пестрой булыжной мостовой, внезапно создавшей впечатление живого цветущего луга, и глухой рокот наполнял легким дрожанием воздух, и хозяйки стекались с окрестных улиц навстречу своим кормильцам, Чайка при первом зове отрывалась от гурта и радостно, стремительно летела к маме на прозрачных крыльях.

-Чайка! Чайка! Чайка!

-Му! Му-у! Му-у-у! – пронзительно откликалась она и тянула к маме долгую шею.

Мама, в чистом сарафане, протягивала к Чайке руки, давала ей поласкаться и вела корову в просторный бревенчатый сарай-хлев. Бережно доила.

Чайка приносила не слишком много молока, зато удивительно вкусного, сливочно-тягучего. Благодаря маминым стараниям часть молока превращалась в слоистый с желтыми прожилками творог, сбивалась в крутую нежно-кислящую сметану. В печи-голландке мама варила душистые, подергивающиеся коричневой пенкой каши. Они не остывали до самого вечера.

После вечерней дойки, когда сумерки все теснее сплетали свои узоры, возникал соблазн проведать коровку. Массивная дверь сарая раскрывалась при небольшом усилии, справа в вытянутом окошечке светящимся косяком плыли первые звезды, от сена пахло мягким июньским солнцем, светлыми, чистыми дождями. Из темного угла хлева влажно, лучисто мерцали Чайкины глаза. Стоило ступить поближе, она тут же переставала жевать, клонила голову набок, и теплый шёлк её шерстки стелился под маленькую, копию маминой, ладонь. Чайка в блаженстве как бы повисала в воздухе.

Леонид Зрелов "Летающая корова"

Определить стиль, тип речи, ответ аргументировать. Озаглавить текст.

Какова основная мысль текста?

Как выражено отношение автора в тексте?

Найди в тексте эпитеты, метафоры, сравнения.

Найти предложения с обособленными определениями, объяснить знаки препинания

Он приоткрыл глаза и увидел странную птицу. Вся с ладонь, покрупнее обычных лесных птах, она посиживала на вытянутой к нему веточке и не спускала с него внимательных и утомленных глаз, обведенных тонкими тёмными, как оправа стародавних очков, кольцами. Незнакомая головастая с широкой спинкой птица была приятного коричнево-буроватого оттенка, и оперенье как-то странно, выступами покрывало её, словно природа нарядила своё творение в костюмную тройку, миниатюрную копию единственной у отца и так и не сношенной им, а в довершении сходства украсила на затылке загнутым, как поля шляпы, хохолком. Внезапная и неслыханная схожесть поразила его до глубины души. Он неотрывно глядел в глаза птице и даже забыл о боли. Иногда она вскрикивала и чуть-чуть взлетала над своей веткой, точно отпугивала от гнезда гадов. И настал момент, когда ему стало так легко, как бывает в детском сне, ничто больше не беспокоило, но только он поднялся – птица вспорхнула и неровно, с подергиванием на правое крыло полетела на северо-запад…

Читайте также:  Безопасное расстояние для просмотра телевизора

Леонид Зрелов "На двадцать втором…"

Определить стиль, тип речи, ответ аргументировать. Озаглавить текст. Привести примеры сравнений, указать их роль в тексте.

Найти а) обособленные члены предложения;

б) вводные слова;

в) предложения с однородными членами;

г) сложные предложения

Объяснить написание Н и НН в разных частях речи.

Написать небольшое сочинение-описание.

9 класс. Сложные предложения. Повторение

Лес хотя и захламился в беспризоре, был явно грибной: берёзы, молодые ели, ласковый, проникающий до шёлковой травы солнечный свет. Лютиков разжился палкой-посохом и тихо, словно боясь спугнуть грибы, пробирался вглубь. Шуршали о штормовку еловые лапы, плыли золотистые нити ранней паутины. Он вожделенно ждал первой встречи. Подосиновик на толстой сильной ножке будто бы сам выскочил на грибника и замер под низко нахлобученной тёмно-оранжевой шляпкой. Лютиков завороженно опустился на колени, но прежде, чем срезать гриб, поискал вокруг глазами: нет ли поблизости ещё. Другой, похожий на первый, только чуть поменьше, высовывался из мшистой кочки, за ним выглядывал из-под елки их третий братец. Лютиков обошел елочки, подрезая стоящие грибы. (…)

Среди сосен он нашел несколько моховиков. Потом его повело в сторону блеснувшей опушки. Идя по краю, он обогатился пятком молоденьких белых и не поленился откопать во мху еще один, крохотный, похожий на младенческий пальчик, грибок. (. )

Он проламывался через буреломы, ступал в болотца с вечно стоячей бурой водой, задевал тяжелые ветки, обдававшие веером крупных капель, вымок, и, когда присел на валежину, чтобы перекусить, от штормовки даже запыхал пар. Солнечные лучи тонкими наклонными стволиками вставали в лесу, и нежное тепло, умиротворение разливалось под шелест листвы. Дремали звери, умолкли птицы.

Леонид Зрелов "Фантом Лютикова"

Определить стиль, тип речи, ответ аргументировать. Озаглавить текст. Найти в тексте метафоры, олицетворения, сравнение.

Назвать а) сложные предложения, определить вид, объяснить знаки препинания;

б) предложения с однородными членами, объяснить знаки препинания;

в) обособленные определения, обстоятельства, объяснить знаки препинания.

Начинающаяся от плодоносной груши аллея усыпана слежавшимися еловыми иглами. Дорожка пружинит, мы скачем, как подвешенные на резинках шарики. Вершины елей масляные от солнца. Направо от аллеи еще один живой забор из тех же елей, только очень густо посаженных и оттого тощих. У них чуть ли не черные тусклые стволы и мало лап. Солнце почти никогда не ласкает их, и они угрюмы, печальны. Мимо них мы пробираемся к нашему огороду.

Мама уже собрала множество ярких пузырчатых огурцов, они рассыпаны на траве рядом с серым срубом колодца. Среди огурцов попадаются и гиганты. Кожура переливается зеленью всех оттенков – от почти белой на макушках до необычайно темной у вешек.

Колодец фантастически глубок: пока ведро на похрустывающей цепи долетит до темной водяной глади, оно станет маленьким, как кружка. Отец крутит отполированную рукоять барабана, подхватывает ведро. Вода необыкновенно вкусна. Несмотря на ее пронзительный холод, нам с сестрой позволяется напиться – только медленно и маленькими глотками.

Жажда утолена, созерцание великолепных огурцов доставило тихое удовольствие. Наш интерес к огурцу исчерпан. Теперь пора наведаться в удаленные места. Сразу за высоченным забором из живых елей расположен питомник. Отец уже все посмотрел, наметил, проводит рукой по морщинистой коре маньчжурского ореха. Нас привлекает другой уголок. Однако смородина уже общипана, яблони почти обтрясены, только моя любимая "китайка" усыпана маленькими лакированными, похожими на веселые мигающие глазки, плодами. Крепкие и сочные, они хрустят на зубах, имеют тонкий пряный привкус. За яблоней -"китайкой" тянется акациевая аллея. Где-то посреди ее вымахала лиственница с мягкими, как перышки, иголками.

Аллея незаметно обрывается, непосвященному и невдомек, куда же она вела, манила, но мы-то знаем, что чуть в стороне, за пышными травами, лежит чаша маленького пруда – купальни. Чаша вся подернута посверкивающей тиной, она – место единственного нашего разочарования на Вышке, поскольку в таком пруду немыслимо купаться. Зато дальше в лес – россыпь ландышей. Мы собирали их весною. Крохотные белые колокольчики издавали нежный, воспринимаемый единственно внутренним слухом прерывистый звон… (…)

Наверное, у каждого, не очерствевшего вконец человека есть на примете места или наступают особенные моменты, в которых он как бы растворяет себя. (…) Ах, если бы они сохранились в памятном виде, посылались почаще, тогда ни о каком таянии жизни, об опустошении души не возникло бы и речи.

Леонид Зрелов "Вышка"

Вспомнить правило "Правописание Н – НН в различных частях речи", привести примеры из текста.

Определить стиль, тип речи, ответ аргументировать. Озаглавить текст.

Определить, какие приемы художественной выразительности использует автор, привести примеры.

Как в тексте выражены чувства героя?

Написать сочинение – рассуждение, взяв за основу главную мысль текста.

8 класс (7 класс)

– Ну, Оленька, пора заниматься. Садись, дам диктант. В одном месте обязательно сделаешь ошибку, – говорит бабушка, достает потрепанную тетрадку, надевает любимые очки с потрескавшимся стеклом. Один глаз почти не видит, дремлет под теплым припухшим веком.

Тетрадку и ручку Оля уже приготовила.

– Будь внимательна, – наказывает бабушка, звенит ложечкой в стакане с чаем – начинается урок.

-Жаркий летний полдень, – говорит она, – жаркий летний полдень, вся природа спит… даже стрекозелень села и молчит…

"Стрекозелень" Оля пишет, как нарочито диктует бабушка, в одно слово.

Диковинный пейзаж каждый раз рисуется ее воображению благодаря этой, предусмотренной ошибке: некая стрекочущая зелень – трав, листвы, что возможно было бы, наверно, только в бурю, а вот, пожалуйста, то же – при разморенной спящей природе, в несусветную жару, когда даже стрекозе лень пошелохнуться. Вроде бы странно на первый взгляд, но Оля не видит тут ничего странного, потому что предельный покой – предвестник бури. Еще ничего нет, лишь послан первый импульс, а трава и листва уже во власти невидимого пока движения, и натужено чуткое крыло стрекозы.

Текст диктанта Оля помнит наизусть со школьных лет, в нем содержится еще немало пищи для ее неспокойного ума, Бабушка отрешенно диктует, ей и в голову не придет заглянуть в Олину тетрадку. Оля задумывается и пишет дальше от себя:

"Знаешь, Боря, по-моему, определенные состояния природы могут вызвать у людей вполне определенные поступки. Дело в том, что каждый совершает поступков куда меньше, чем должен бы. Иногда самый главный так и остается несовершенным, нужны условия, какая-то гармония внутреннего и внешнего.

Читайте также:  Забыл пароль в айклауд на айфоне

Мне кажется, вот такая жара стояла в тот очень давний день, когда…

Определить стиль, тип речи, ответ аргументировать. Вспомнить правило "Н и НН в разных частях речи", подобрать примеры из текста. Начертить схему диалога

Закончить письмо героини, рассуждая на предложенную тему.

Наследовав все повадки кошачьего племени, Казик развивал их на свой лад. Воды, как должно опасался – этих бестелесных, не поддающихся отлову воронок в сливном отверстии ванны, шипучих столбов из отвернутых кранов и вместе с тем испытывал жгучее любопытство, перешедшее в страсть.

Одно время краны в ванной подтекали. Любознательный котенок забирался на раковину умывальника и, походив по кромке, осмотрительно тянул под струйку лапу, встряхивал ею, запускал пониже и начинал водить по тонкому кружку, образующемуся в раковине вокруг водяного столбика. Кружок, вроде, и не ускользал, но и не сдавался. Познавательная игра могла длиться долго. Потом он старательно встряхивал лапами, тщательно протирал сухим по такому поводу язычком. Когда набирали воду в ванную, Казик прерывал любое дело и бежал на соблазнительный плеск. Прохаживался по верху наполняемой лохани, тянул шею, сгорал от желания, но спрыгнуть не решался. Белые пятна на нем самом успели поблекнуть. Видно, сказалась другая тяга – к заповедным уголкам, до коих не добиралась дружественная чистоте тряпка – под буфет, в поддиванную глубинку. И как-то во время его любований бурлящей на сливе водой я решил, что пора вымыть. Жена хлопотала по дому, но ради такого случая не грех было и отвлечься, что она с охотой и проделала. К нашему удивлению, он почти не предпринял попыток выцарапаться, однако сердце забилось столь неистово, как будто выскочило прямо на ладонь мне. Решив погибнуть, он дал себя хорошенько вымыть. Потом вытертого, спеленатого, жена носила его на груди, и дочь ревниво ходила рядом, он слушал их навостренными ушами. О размолвке, разведшей нас по углам, все просто забыли.

Человеку, наверное, надо иметь рядом существо, неспособное разделить его заботы, тяжкий долг, печаль. Не способное не в силу эгоизма, иной системы ценностей, собственной перегруженности жизнью – это отворачивает друг от друга и самых близких людей, а – по причине совершенно несхожих жизненных сфер, не могущих ни слиться, ни взаимно противостоять. Старики и внуки, просто люди и беззащитные звери…

Леонид Зрелов "А утром мы пошли в посадки"

Определить стиль и тип речи, ответ аргументировать. Озаглавить текст.

Найти предложения с обособленными членами предложения, однородными членами предложения.

Определить микротемы текста, совпадают ли они с абзацами?

Продолжить текст, рассуждая на заданную тему.

Материалы к уроку.

Тема "Причастие", "Деепричастие"

Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерешься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. На самый грубый поверхностный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из земли и воды. Но и в воде отражается все та же сплошная зелень.

Однородные члены предложения

А лес и впрямь был прелестный. Шатровые своды то глушили свет, то расступались перед сильным небесным свечением, и свет тогда перевыполнял чаши полян, растекался перламутровыми волнами и зависал ровно только прямо над головой, где рябило в крупинчатых облаках вечно-синее небо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Белоногова Н.И.

Данная работа направлена на осознание последовательности работы над сочинением. Поэтапно изложенный материал раскрывает особенность каждого критерия. Приведены примеры по отработке материала.

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.

Формирование коммуникативной компетентности в условиях систематической работы по комплексному анализу текста на уроках русского языка и литературы.

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 255 051
  • КНИГИ 583 381
  • СЕРИИ 21 648
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 538 414

Земля принадлежит им с начала мира. В общем, они олицетворяют неизменную мысль, упрямое желание, главную улыбку земли. Вот почему их надо спросить. Они, очевидно, хотят нам что-то сказать. Кроме того, не забудем, что они первые, вместе с зарей и осенью, с весной и закатами, с пеньем птиц, кудрями, взором и божественными движениями женщины, научили наших отцов, что на земном шаре есть бесполезные, но прекрасные вещи».

Тем, кто приезжает ко мне в гости в Алепино, я даю заполнять анкету. Не гостиничную, не служебную: год и место рождения, национальность и образование, но свою, придуманную анкету — шестьдесят шесть вопросов. Она интересна и мне и тому человеку, который ее заполняет. Потому что надо же хоть раз в жизни сесть над белым листом бумаги и задуматься о том, какие у тебя любимые цветы, дерево, явление природы; какой исторический подвиг тебя наиболее восхищает, какую книгу ты ценишь больше других, судьба какого исторического лица представляется тебе наиболее трагичной или в чем ты видишь идеал государственного устройства…

Так вот о цветах. Чаще всего в анкете отвечают друзья: ромашка, василек, ландыш, роза. Встречается незабудка, есть анютины глазки, есть гладиолус, гвоздика, донник… Если продолжать эту анкету, начнут встречаться, вероятно, жасмин, сирень, черемуха, хризантемы, мак… Естественно, есть более или менее установившийся круг популярных и любимых цветов.

Но однажды за чашкой чая в Москве зашел разговор о цветах, в частности о любимых. Помнится, так был поставлен вопрос: если бы заказать художнику картину, чтобы висела в доме, какие цветы вы предпочли бы видеть изображенными на картине?

— Лютик! — воскликнула Татьяна Васильевна. — Я бы хотела лютик!

Ее восклицание прозвучало неожиданно. Почему — лютик? Но с другой стороны — почему бы и нет?

Я стал вспоминать лютики, их глянцевые, лаковые лепестки, хотел представить, как они выглядели бы, написанные художником, но представился мне не букет лютиков, а наш летний луг. Ведь именно по этим цветам можно узнать летом, где и как текли через наш луг весенние мутные воды. Сначала они текут по дну оврага узким и бурным ручьем, потом, попадая на плоский луг, разливаются мелкой ширью, но все же не теряют лица потока. Всегда, даже на ровной земле найдется ложбинка чуть-чуть поглубже остального места, а такую ложбинку всегда найдет вода. Так, то разливаясь, то вновь сужаясь, то дробясь на несколько полос, то вновь собираясь в одну, вода добирается до крутого берега реки. Здесь она снова предстает мускулистым хлещущим потоком и падает с шумом в большую речную воду, чтобы потеряться в ней, но зато в конце концов достичь моря. Потечет вода к далекому Каспию, частица ее (ну хоть стакан), возможно, небезызвестным Волго-Доном попадет и в Черное море, и, сделавшись соленой и синей, гуляя там на белопенном просторе, забудет вода наш зеленый лужок, и как текла через него, пробиралась к реке, и как ходил по ней Серега Тореев в резиновых сапогах, и как ваш покорный слуга перепрыгивал через нее, опираясь на можжевеловую витиеватую палку, и как успела она косым отражением отрезать и подержать в себе крутой бугор с темными елочками на нем, и как пахла апрельская луговая земля, по которой она текла.

Читайте также:  Во что можно поиграть интересное

Но луг ее не забудет до самой осени. Там, где она текла темными потоками, загустеет трава, золотыми потоками зацветут лютики. И получается, что лютики — это воспоминание земли о весенней воде.

Конечно: эти дружные лаковые цветочки цветут не только на лугу, на месте мутных весенних ручьев, но и в саду, и около дороги, и на лесных полянах. Они, выражаясь казенно, активно участвуют в создании летней цветочной гаммы и тем не менее как-то умудряются не бросаться в глаза. Мимо поляны, цветущей лютиками, пройдешь, не обратив на нее особенного внимания, как никогда не прошел бы мимо поляны, цветущей купальницами, ромашками и даже одуванчиками. Но Татьяна Васильевна воскликнула: «Лютик! Я бы хотела лютик!» — и с этим ничего не поделаешь. Попал в любимые.

То же самое случалось у меня несколько раз со стихами и рассказами. Про некоторые думаешь: включать их в сборник или не включать? Не очень-то удались. Без них и сборник как будто цельнее, крепче. Пожадничаешь и оставишь, не выбросишь. А потом приходит читательское письмо. Оказывается, одно стихотворение, которое не хотел включать, кому-то (пусть хоть одному человеку) понравилось больше других.

То же самое случается и с людьми. Смотришь — невзрачная, некрасивая девушка, пожалеешь даже ее, а она, глядь, замужем первее красавицы. Значит, для самой дурнушки дело не безнадежно. Всегда найдется человек, который разглядит в ней некую, только ему видную красоту и полюбит.

А вовсе некрасивых цветов, как известно, не бывает.

Одуванчики цветут с весны и до осени. В течение целого лета не выберешь дня, когда нельзя было бы увидеть этот цветок. Но все же бывает в мае пора, когда разливается по земле их первая, самая дружная, самая яркая волна.

Москвичи, поезжайте в Коломенское! В неранние утренние часы солнце смотрит там со стороны Москвы-реки, со стороны знаменитого «Вознесенья», и вам придется пройти сначала всю зеленую поляну до музея, до вторых ворот, а потом оглянуться.

Справа вы увидите старинную медоварню, сложенную из неправдоподобно толстых бревен, темных, словно пропитавшихся медом, с которыми столь удачно сочетается омывающая их зеленым прибоем трава.

Прямо, на противоположном от вас конце ровной поляны, на другом ее как бы озерном берегу, стоит бело-сахарная, с очень синими (во всяком случае, синее майского неба) куполами Казанская церковь. Все пространство между вами и ней (а справа бревенчатая медоварня) мягко и ласково ослепит вас чистым теплом золото одуванчиков.

Не мудрено и в других местах увидеть цветущие одуванчики и даже в таком количестве и в такой, я бы сказал, равномерной распределенности, но не везде в золотое озеро их глядится душистая бревенчатая медоварня и сахарно-голубая церковь. Кажется, что и одуванчики здесь не расцвели вчера, а остались вместе с самим Коломенским от семнадцатого века.

Со всех сторон, из-за вишневых садов, из-за дубового парка, из-за Москвы-реки и со стороны шоссе, надвигается шум и скрежет наступающего города, который с каждым годом все туже стягивает кольцо. И уже дрожит и надтреснуто дребезжит от этого грохота одуванчиковая коломенская тишина. Скоро, не выдержав напора, она расколется, разлетится вдребезги. Торжествующий и злорадствующий шум нахлынет и погребет ее под собой, возможно, вместе с одуванчиками.

Один мой знакомый высказал в разговоре мысль, что всякий цветок так или иначе видом своим или по крайней мере схемой стилизует солнце. Словно миллионы маленьких детей взялись рисовать его, кто как может. У всех получается по-разному, но в основе каждого рисунка — кругленький центр, а от него в разные стороны — лучи. Кругленький центр то маленький, то большой, лучи то узкие, то широкие, полукруглые, то их много, то пять или шесть, то они белые, то красные, то синие, то как само солнце.

Мысль приблизительная, но позабавиться можно. Хотя и некуда деть при этом ни клеверной шапки, ни орхидей, ни всех, так называемых, мотыльковых, ни злаков, ни какой-нибудь там кошачьей лапки. Но вот что правда, то правда — одуванчик срисован с солнца.

Не будем сейчас думать о том, что, сорвав и держа стебель, мы держим вовсе не один цветок, а соцветие, корзину, как выражаются ботаники, и что один цветок представляет из себя тонюсенькую трубочку с зазубренными краями (неужели вы пошлете меня изучать незабудку!). Но, глядя на поляну и видя ее всю золотой, невозможно освободиться от впечатления, что некий художник-гигант окунал свою кисть прямо в солнце и разбрызгивал его по зеленой земле.

Еще больше это похоже на бесчисленные зеркальца, в каждом из которых отражается солнце. Сходство дополняется еще и тем, что, когда солнце уходит надолго или на ночь, одуванчики закрывают свои цветы, гаснут, поляна отражает теперь лишь монотонное потемневшее небо.

by Admin · Published 23.09.2019 · Updated 26.10.2019

Перед вами текст диктанта «Одуванчики» для 9 класса.

  • Количество слов в диктанте: 139 слов
  • Источник: по В. Солоухину
  • Класс: 9 класс

Одуванчики

Одуванчики цветут с весны и до осени. В течение целого лета не выберешь дня, когда нельзя было бы увидеть этот цветок. Но все же бывает в мае пора, когда разливается по земле их первая, самая яркая волна.

Поезжайте в Коломенское! В неранние утренние часы солнце смотрит там со стороны Москвы-реки, и вам придется пройти сначала всю зеленую поляну до музея, до вторых ворот, а потом оглянуться.

Справа вы увидите старинную медоварню, сложенную из неправдоподобно толстых бревен, с которыми столь удачно сочетается омывающая их зеленым прибоем трава.

Прямо, на противоположном от вас конце ровной поляны, на другом ее озерном берегу, стоит сахарно-белая, с очень синими куполами Казанская церковь. Все пространство между вами и ею мягко и ласково заполнит чистым теплом золото одуванчиков.

Кажется, что и одуванчики здесь не расцвели вчера, а остались вместе с самим Коломенским от семнадцатого века.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *