0

Звездный десант как снимали

Как остроумный и тонкий антифашистский фильм Пола Верховена американская пресса приняла за грубую неонацистскую агитку.

Ровно 20 лет назад, 7 ноября 1997 года, в американский прокат вышел «Звездный десант» Пола Верховена. Лента с ходу возглавила бокс-офис и попала в заголовки десятков печатных изданий. Увы, далеко не с хвалебными отзывами: фильм не поняли, а его создателей — режиссера Пола Верховена и сценариста Эдварда Ноймайера — обвинили в пропаганде неонацизма. В результате «Десант» провалился в прокате. Лишь годы спустя работу легендарного нидерландского режиссера признают и назовут одним из самых недооцененных шедевров своего времени. КиноПоиск вспомнил историю рождения «Звездного десанта», в котором до сих пор не все зрители видят истинный посыл его авторов.

«Книга была очень скучна»

В 1996 году по кинотеатрам всего мира ураганом пронесся «День независимости». При бюджете в 75 миллионов фильм собрал почти 817 млн долларов. Научная фантастика и до этого была в цене, но хит Роланда Эммериха о нападении инопланетян заставил студии сдуть пыль со своих сценарных портфелей и достать на свет все мало-мальски перспективные сценарии о пришельцах. «Охота на жуков на аванпосте № 9» — так назывался проект компании Sony, которая в лице подшефной студии TriStar Pictures выделила на его постановку баснословные по тем временам 105 млн долларов.

Фильм замышлялся под названием «Аванпост № 9», но в процессе работы стали слишком очевидны параллели между «Охотой на жуков» и книгой американского писателя-фантаста Роберта Хайнлайна «Звездный десант». Совпадали типажи героев, было очевидно, что воинствующих жуков авторы тоже позаимствовали из книги Хайнлайна. В результате студия приобрела права на произведение, сменила название и переименовала главных героев.

Режиссер Пол Верховен воспринял предложение снять свой третий жесткий и нетривиальный фантастический фильм (после «Робокопа» и «Вспомнить все») как шанс реабилитироваться после провального «Шоугелз». Он увидел в «Звездном десанте» возможность создать американскую интерпретацию другого своего знакового фильма — ленты «Солдаты королевы» с Рутгером Хауэром в главной роли и Второй мировой в качестве времени действия.

«В данном случае враг не германские войска, а гигантские насекомые. Это фильм о молодых людях. Кто-то из них выживает, но многие погибают. Здесь мы сталкиваемся с чувством невинности, когда ты совсем юн и думаешь, что мир — это чудесное место, где все будет хорошо. И это чувство уничтожается ужасами войны. Эта идея меня и привлекла», —
вспоминал Пол Верховен.

Книга Хайнлайна «Звездный десант» была опубликована в 1959 году и вызвала немало споров. Автор написал роман всего за несколько недель, узнав о решении правительства США приостановить испытания ядерного оружия. К мораторию присоединился СССР, но Хайнлайн был убежден, что нельзя отходить от политики силы. Его книга — манифест, заявляющий, что человечество должно воевать, а в обществе необходимы люди, которые готовы стать пушечным мясом и пожертвовать собой ради цивилизации. По одной из трактовок, арахниды в книжном «Звездном десанте» — это Советы, а люди ведут войну с империализмом. В романе Хайнлайна на «чувство невинности» нет и намека, он переполнен милитаристским пафосом, но Пол Верховен нашел в этом произведении философское зерно для своего нового фильма. Ему даже не пришлось читать роман целиком.

«Я остановился после двух глав, потому что книга была очень скучна, — признавался Верховен. — На самом деле это действительно плохая книга. Я попросил Эда Ноймайера рассказать мне сюжет, потому что я просто не мог это читать. Это слишком правая книга. И в фильме мы пытались — думаю, частично нам это удалось — прокомментировать правость. Это тот случай, когда мы попытались съесть один пирог два раза».

«Не тронулись ли эти ребята умом?»

Сюжет ленты Верховена строится вокруг молодого парня Джонни Рико (Каспер Ван Дин). Ему с детства вдалбливают в голову, что существуют международные конфликты, которые нельзя разрешить дипломатическим путем, что насилие — ключ к миру. Едва окончив школу, Джонни отправляется в космическую пехоту, чтобы воевать с арахнидами — жуками, угрожающими цивилизованному человеческому обществу. «Хороший жук — это мертвый жук», — доносится с телеэкранов. Эксперты твердят, что мысль о наличии интеллекта у арахнидов оскорбительна (подразумевая расхожий тезис о превосходстве человеческого вида над всеми другими) и всю эту заразу необходимо изничтожить. И тогда люди развертывают свой план Барбаросса, отправляя армаду звездолетов к поселениям жуков.

Фильм «Звездный десант» — симбиоз философии Роберта Хайнлайна, жизненного опыта Пола Верховена и его воззрений на внешнюю политику США. Несмотря на то, что режиссер переворачивает посыл книги с ног на голову, он не отказывается от манифеста Хайнлайна. У него нет черного или белого. Основная идея Верховена в том, что герои «Звездного десанта» с легкостью принимают правила жизни в милитаристском обществе. Верховен лишь усилил пропагандистский пафос Хайнлайна. Он одел военных в серую форму, навеянную экипировкой СС, сделал пропаганду еще более агрессивной, а героев — максимально узколобыми юнцами с промытыми мозгами. При этом сам режиссер не дает оценок этим персонажам, он не порицает ультрамилитаризм, но в то же время показывает своих персонажей таким образом, что зритель задается вопросом: «А не тронулись ли эти ребята умом?»

Один из критиков описал первые кадры «Звездного десанта» как «дальнего родственника вербовочной пропаганды Гитлера». Казалось бы, весьма громкое заявление, но оно правдиво. «Когда солдаты поворачиваются в камеру и говорят: „Я делаю свое дело!“ — это из Рифеншталь. Мы скопировали это [из „Триумфа воли“]. Эдакое подмигивание Рифеншталь», — не скрывал Верховен.

Сценарист Эдвард Ноймайер хотел использовать некоторые атрибуты фашистской Германии, чтобы создать определенную стилистику и «не делать обыкновенный фильм о гигантских жуках». Ноймайер поставил перед собой задачу — детально описать риторику пропаганды и общество, в котором заманивают в ряды десанта. При этом зритель должен задаваться вопросом: а на что эти люди вообще подписываются? Верховен же пошел дальше. Он не только использовал атрибутику, он воссоздал облик фашизма. «Я хотел, чтобы актерский состав выглядел так же, как актеры „Триумфа воли“. Может быть, есть еще что-то от рифеншталевской „Олимпии“, а именно культ арийского тела», — добавляет Верховен.

Актерский состав с множеством неизвестных молодых лиц мог бы спокойно прижиться в молодежном сериале «Беверли-Хиллз 90210». Само собой, культ арийского тела не ограничивается привлекательной внешностью, высоким ростом и статью. Верховен считал, что нельзя показать совершенство тела без сцен с обнаженной натурой, поэтому для него было принципиально важно снять сцену в общем душе, где голые девушки и парни шутят, обсуждая свои карьерные перспективы. «Идея, которую я пытался донести, в том, что у совершенных людей нет либидо, — говорит Верховен. — Они говорят о войне, о карьере и даже не смотрят друг на друга! Все сублимировано, потому что они фашисты».

По словам режиссера, актеры поначалу не хотели раздеваться. Они даже сказали ему, что они разденутся, только если он сам и оператор тоже будем голыми. Поскольку оператор Йост Вакано родился в нудистской колонии, а для Верховена раздевание тоже не являлось проблемой, сцена увидела свет (разумеется, только в изданиях на видеокассетах и DVD).

Впрочем, самые большие трудности в работе создавала не стеснительность актеров, а множество массовых батальных сцен, в которых на поле брани физически отсутствовала одна из сторон конфликта — гигантские жуки. Когда Пол Верховен снимал «Солдат королевы», ему все давалось легко. Противник был реален, осязаем и человечен. Его можно было ненавидеть, и Рутгеру Хауэру это прекрасно удалось. В «Звездном десанте» актерам приходилось подключать воображение.

«Было сложно добиться последовательности от актеров, получить от них мотивированную злобу, печаль, радость или испуг, — вспоминал Верховен. — Я помогал как мог, иногда играя роль жука. Фил [Типпетт] делал то же самое. Он носился вместе с ассистентом, держа в руках огромный шест, чтобы у актеров было понимание, насколько велики и быстры эти существа».

Типпетт руководил съемочным процессом наряду с Верховеном. Его участие в проекте режиссер называл одной из причин, почему он взялся за «Звездный десант». «Реальная причина с эмоциональной и креативной точки зрения — это возможность воссоединиться с Филом Типпеттом, с которым я не работал со времен „Робота-полицейского“. Он невероятно интересный художник. Я всегда знал, что нам еще предстоит найти совместный проект», — объяснял Верховен.

Читайте также:  Где найти микрофон в компьютере

«Однобокий фильм для одиннадцатилетних»

Поразительно, как «Звездный десант» вообще пропустили на экран c минимумом поправок. Верховен сделал все, чтобы создать отталкивающее впечатление. Многие персонажи мрут как мухи, причем самым ужасным образом. Верховен детально и максимально кроваво изображает, как бойцам отрывают ноги, руки, протыкают насквозь и калечат в прямом телеэфире. Если копать еще глубже, голландец сделал из своих героев жертв режима, которые были вынуждены добровольно пойти в армию. Иначе членам ультрамилитаристского общества не стать гражданами, не получить право голоса, не построить полноценную семью. В придачу ко всему вышеперечисленному своим фильмом Пол Верховен порицал Америку за повсеместные вторжения, за которыми следовали бесчисленные потери.

Снимая набеги землян на арахнидов, Верховен пародировал реальные, по его мнению, методы американских военных: вывалить как можно больше сил на территорию, не проведя разведки и применив максимально устрашающее оружие — бомбы, напалм или чего пострашнее. Он прошелся и по издевательствам над военнопленными, и по пропагандистским призывам.

Даже те, кто понял метафору и задумку режиссера, подняли вопрос, насколько уместно такое отображение фашизма и ультрамилитаристского общества. В прессе опрашивали психологов, интересуясь, насколько велико может быть влияние подобного фильма на молодежь. «Все эти мачо в черной кожаной одежде и сапогах — люди моего возраста сразу же проводят параллель с нацистами, — говорил доктор Уилл Миллер в интервью Entertainment Weekly в 1997 году. — А то, что эти персонажи — хорошие ребята, вносит пугающий посыл детям, которые понятия не имеют о технике нацистской пропаганды».

Большинство американских критиков не разглядели иронии и сатиры, упрекнув голландца в проталкивании радикальных правых взглядов. The Washington Post и журнал Time так и вовсе назвали «Звездный десант» фашистским кино. Верховен не мог понять, как эти издания могли додуматься до мысли, что человек, переживший нацистскую оккупацию, может снять кино, прославляющее фашизм. «Нас обвинили в неонацизме! — вспоминал Верховен в интервью Empire. — Это стало для меня огромным разочарованием. Они не смогли увидеть, что все сделанное мной — ироничная фашистская утопия».

Если в фильме «Звездный десант» зритель не видит гиперболы, иронии и утопичности происходящего, то и все остальное он воспримет неверно. Диалоги уже никого не высмеивают, а кажутся трешевыми. Герои не лишены эмоций — просто актеры отвратительно играют. Человечество не скатилось в бездумную агрессию и слепую ярость — на самом деле это сценарий зияет нестыковками и не может похвастать здравой логикой.

Поэтому для многих «Звездный десант» оказался не средством порицания, а тупым блокбастером с ужасными диалогами, пластиковыми лицами и нелогичным сюжетом. Так, New York Times заклеймила фильм «бестолковым, броским зрелищем». В Deseret News написали, что «перед нами кровавый нон-стоп-фестиваль, настолько лишенный вкуса и логики, что даже самый безмозглый летний блокбастер кажется интеллигентным кино». Даже критик Роджер Эберт, известный своими широкими взглядами на кино и хваливший сатиру в «Роботе-полицейском», увидел в «Десанте» лишь «однобокую картину для одиннадцатилетних фанатов научной фантастики».

В премьерный уик-энд фильм Верховена возглавил прокат, набрав 22 млн долларов, но потом сборы пошли вниз. Результатом стали провальные 54 миллиона в американском прокате. В Европе «Звездный десант» смотрели лучше, и оттуда пришло еще 66 миллионов. «Англичане поняли посыл фильма, — говорил Верховен журналисту британского Empire. — Я помню, как оказался в аэропорту Хитроу и увидел постеры „Звездного десанта“. Они были отличными. На них написали тупые фразы о войне, взятые из фильма. И тогда я подумал: „Наконец-то хоть кто-то понял, как продвигать это“. В Америке фильм продавали как очередной бах-бабах-блокбастер».

Фильм внезапно начали цитировать, когда американские войска снова вторглись в Ирак. Оказалось, что время идет, а методы не меняются, и перемены происходят лишь на уровне вооружений. Любители кино быстро сравнили рейд на планету арахнидов с наступлением в Шах Вали Кот, когда коалиционные войска планировали отвоевать плацдарм у 200 военных, а наткнулись на тысячу человек, окопавшихся в долине. Припомнили демонстративные бомбардировки Багдада, пытки членов «Аль-Каиды» и телеведущих, которые говорили, что армия США прибыла на Ближний Восток, чтобы «дарить любовь».

Впрочем, Верховена такое развитие событий не удивило. Он предупреждал об этом в самом фильме. Заканчивая «Звездный десант» на триумфальной ноте, режиссер добавил туда еще один пропагандистский ролик со слоганом: «Они продолжат сражаться, и они победят!» «В конце все безмерно рады, что впереди еще война, — подытоживает Верховен. — Это очень депрессивное кино!»

И снова всем привет!

Отгремело День Рождения, волей судьбы совпавшее с Днем Рождения Валерия Георгиевича, и я снова возвращаюсь к написанию блога.

Сегодня предлагаю вспомнить фантастический фильм "Звездный десант" Пола Верхувена. Насколько шикарным оказался первый фильм, настолько бездарными оказались все следующие части.
Полазил по интернету, собрал все интересные факты об этом фильме в одной записи.

Насколько хорошо это получилось – решать вам.

Действие фильма разворачивается в далеком будущем, в новом тысячелетии. Чтобы стать гражданином Федерации и получать блага и привилегии, люди отныне должны доказать свою пользу для общества, и многие выпускники школ отправляются в армию, дабы своей блестящей службой на благо человечества заслужить гражданство.

Друзья с детства Джон «Джонни» Рико (Каспер Ван Дин), Кармен Ибаньес (Дениз Ричардс) и Карл Дженкинс (Нил Патрик Хэррис) вместе посещали среднюю школу в Буэнос-Айресе, а после ее окончания вместе решили записаться в армию Федерации.

Тогда как отличница Кармен и участвующий в федеральных исследованиях психики Карл направлены в престижные войска, менее прилежный Джонни отправляется в учебный лагерь для мобильной пехоты. Их пути расходятся: Кармен получает должность офицера и пилота флота, Карл становится разведчиком, а Джонни судьба подкидывает все новые и новые испытания. Но бывшие друзья еще не раз пересекутся на войне: огромные насекомые с планету Клендату захватывают все живое, и человечество вынуждено вступить в отчаянную борьбу за свое настоящее и будущее…

Слоганом фильма стала фраза «Отныне человечество – вымирающий вид!»

Роман Роберта Хайнлайна «Звездный десант» вышел в 1959 году в октябрьском и ноябрьском выпусках «Журнала фэнтэзи и научной фантастики».

Фильм значительно отличается от книги, как по сюжетной составляющей, так и по видению того или иного персонажа. Например, в книге повествование ведется от первого лица Хуана «Джонни» Рико, сына состоятельных филиппинцев, которого призвали на военную службу в мобильную пехоту – престижное военное подразделение, в котором используются самое современное вооружение и механизированная техника. В фильме пехота представлена обычными пехотинцами со стандартным вооружением без бронированной техники, артиллерии, оружия большой дальности и т.д.

В ряд ранних телевизионных версий фильма не вошла сцена, в которой военнослужащие обоих полов принимают душ в общей душевой, и сцена с высасыванием мозга (присутствуют в издании на видеокассетах и DVD), так же были вырезаны различные сцены где видно как арахниды отрывают солдатам конечности или разрывают пополам военного корреспондента.

Сцену в душе Пол Верховен и оператор Йост Вакано снимали в одиночку, удалив с площадки весь съемочный персонал.

Съемки фильма продолжались с 29 апреля по 23 октября 1996 года и проходили в Лос-Анджелесе и штате Южная Дакота. Съемки сцен, где действие разворачивается на планете насекомых, Клендату, проходили на незаселенных землях штата Вайоминг.

Фильм «Звездный десант» был номинирован на «Оскар» в категории «Лучшие визуальные эффекты», а также на премию телеканала MTV за лучшую экшен-сцену. В целом, лента была удостоена трех наград и одиннадцати номинаций на различные престижные кинопремии.

Фильм вызвал горячие споры и многочисленную критику поднятых им социальных и политических темы, в которых некоторые критики увидели пропаганду милитаризма и даже фашизма.

Бюджет картины «Звездный десант» составил 105 миллионов долларов, сборы в американском прокате едва превысили 54 миллиона. Общие сборы фильма по миру составили немногим более 120 миллионов.

На момент создания фильма в нем было задействовано самое большое количество военной амуниции.

Около 300 художников и компьютерных дизайнеров трудились над созданием спецэффектов, прежде всего, всевозможных видов жуков. В общей сложности, в ленте задействованы 500 различных визуальных эффектов.

Читайте также:  Выпадающий список в excel из другого файла

Для создания космического флота сразу отказались от компьютерных моделей, на первом месте стояла детализация корабля, но корабли поддержки и транспорт в части эпизодов трехмерные. Было построено 13 кораблей Rodger Young (один 5,4 м, шесть 2,7 м, шесть 46 см), несколько транспортников и модель станции Ticonderoga.

Эскизы просто великолепны!

И их реализация в моделях:

Боевая станция "Ticonderoga":

Также интересны жучьи баталии. В большинстве случаев это трехмерные модели и лишь в эпизодах с трупами были куклы. Просчёт батальных кадров занимал до 32 часов! Жуки появлялись днём и ночью, под освещением луны…комбинировались лучи, идущие от солнца и отраженные от земли. Недаром над этим пиршеством визуальных технологий работали самые именитые студии.

Обладатель Academy Award Фил Тайппетт (Phil Tippett) уже знаком нам по работе над фильмами "Парк Юрского периода" и "Сердце дракона" ("Dragonheart&quot . Но его имя стало известным ещё в далёкие 80-е, когда он работал над картинами: "Звёздные войны: Эпизод V: Империя наносит ответный удар" ("Star Wars. Episode V: The Empire Strikes Back&quot , "Уиллоу" ("Willow&quot , "Робот полицейский 2" ("RoboCop 2&quot и др. Его компания, Tippett Studio, создала спецэффекты для 250 эпизодов "Звёздного десанта".

Обязанности Tippett Studio не ограничивались моделированием арахнидов и их анимацией. Студия была также вовлечена в создание различных эффектов на основе частиц, таких как огненный поток жука-танкера и энергетические выстрелы плазменного жука. Лерри Уисс вспоминает: "Во время моделирования внешнего вида "дыхания" жука-танкера, мы просмотрели множество документальных видеосъёмок настоящей лавы. Несмотря на то, что огненный поток не должен был быть лавой, он обладал некоторыми из её свойств."

Множество спецэффектов в "Звёздном десанте", категоризировать которые к какой-то определённой группе невозможно, были созданы Питером Кареном и его компанией VCE.

У лейтенанта Джина Ражчкка (Майкл Айронсайд, Michael Irongside) в начале фильма лишь одна рука. Но настоящий актёр – не инвалид. Карен рассказывает: "Эпизоды в классе были вначале сняты с Айронсайдом, носящим "протезную" руку, а затем без него. Протез был создан Кевином Яджером (Kevin Yagher) и привязывался к предплечью актёра, в то время как его настоящая рука была вырезана из кадра, а её место занял чистый задний фон".

В дополнение к этим и другим, Карен отвечал за создание нескольких "невидимых" эффектов. Когда Джонни Рико публично наказывают за вину в убийстве солдата во время тренировки, в кадрах, в которых использование плети было бы слишком опасным, она была заменена на свой цифровой аналог. Карен также отметил: "Кровавые раны от плети на спине Рико были созданы при помощи макияжа, а затем убраны из кадра до того, как цифровая плеть пройдётся по спине".

Тот самый агрессивный мужик из Буэнос-Айреса, заявляющий «Хороший жук – мертвый жук», – это продюсер фильма Джон Дэйвисон.

Сценарист Эд Ньюмайер появился в роли преступника, приговоренного к смерти.
Фото с ним, к сожалению, не нашел((

Стихи в песне Дэвида Боуи «I Have Not Been To Oxford Town» были слегка изменены – там упоминался XXI век, его поменяли на век XXIII. А кавер-версия этой песни исполнена Зои Полидурис, старшей дочерью композитора Бэйзила Полидуриса.

Улыбчивый рядовой Эйс Леви – не кто иной, как сын одного из главных киношных злодеев 90-х – Гэри Бьюзи, Джейк.
Герой Джейка Бьюзи исполняет на скрипке мексиканскую национальную песню «Ласточки». В Мексике это песня поется на прощание.

Во время съемок боя с жуком-танкером Каспер Ван Дин себе что-то сломал – то ли ребро, то ли руку (разные источники выдают различную информацию)).

Дину Майер в ходе съемок случайно ударили по голове, и она потеряла сознание.

Актер Клэнси Браун (сержант Зим) вам должен быть знаком по фильму "Побег из Шоушенка", где он так же сыграл человека в погонах, наделенного властью – надсмотрщика тюрьмы))

В фильме не обошлось и без погрешностей:

В сцене, где сержант Зим метает нож в кисть руки рядового Леви, при замедленном просмотре отчётливо видно, что вначале из руки струится кровь, а только после этого нож попадает в ладонь.

В середине фильма когда десант в первый раз высаживается на планету, в первом бою семеро человек минут 5 стреляют в упор по одному жуку и никак не могут его убить, при том что в финальной сцене трое таких же десантников с таким же оружием штабелями укладывают перед собой десятки жуков.

В качестве бонуса – видео с интересными фактами и киноляпами этого великолепного фильма:

Дмитрий Мороз

12 апреля 2005

Не боевые сцены

В самом начале фильма есть эпизод, в котором астероид, направляющийся к Земле, уничтожает оборонительные орудия лунного кольца. Другие лунные эпизоды, такие как полёт Кармен Ибенез (Дэнис Ричардс, Denise Richards) на тренировочном флайере, её управление Роджером Янгом во время отчаливания из дока, а также оба эпизода со станцией Тайкондирога были созданы студией Industrial Light & Magic под управлением супервизора Скота Скуайриса (Scott Squires).

Для эпизода с астероидом ILM построила 90 см космический "булыжник" для его большего соответствия модели студии Boss Film. По словам Скуайриса: "нам необходимо было удостовериться, что оба астероида будут выглядеть и двигаться схожим образом". Оборонительные орудия лунного кольца были созданы в том же масштабе, что и сама станция. Лазерные же лучи были анимированы на компьютере и затем помещены в кадры. Скуайрис добавил: "Мы также провели съёмки пиро-версии астероида, которая была затем взорвана. После этого мы наложили оба видеоряда на этапе компоузинга".

Лунное кольцо было создано путём съёмки одной и той же его секции. Внутренности кольца были построены с рассчётом на отсоединение верхних частей, благодаря которым было возможно движение дистанционно управляемой камеры. "Флайер Кармен представлял собой трёхмерную модель. Изначально мы планировали построить миниатюру, но из-за необходимости в сложных движениях как внутри, так и снаружи кольца мы решили, что целесообразнее будет смоделировать её на компьютере".

В следующем эпизоде, над которым трудилась ILM, Кармен пилотирует Роджер Янг во время его вылета из дока. Скуайрис вспоминает: "Мы потратили много времени на аниматику сцены, тщательно устанавливая временные метки и переснимая каждый кадр, пока Пол (Андерсон) не остался доволен". ILM построила 2,7 м модель звёздного крейсера, а также док лунной станции (над частями которого также поработала студия Thunderstone). "Стыковочные кабеля дока представляли собой трёхмерные модели", – говорит Скуайрис, – "Пар и газ были созданны при помощи программ моделирования на основе частиц. Мы также добавили в кадры трёхмерных рабочих в космических скафандрах".

Один из отдельных космических эпизодов в "Звёздном десанте" демонстрирует столкновение Роджера Янга с астероидом арахнидов. Задача по съёмке визуальных эффектов для него легла на плечи студии Boss Film Studios под управлением супервизоров Дэвида Джонса (David Jones) и Джима Райджела (Jim Rygiel), в то время как их компоузингом занималась студия POP Film.

Первая же сцена претендует на звание самой сложной во всём эпизоде. Камера покрывает огромные расстояния, демонстрируя вначале весь Роджер Янг, а затем, плавно приближаясь к рубке управления, дежурящую в ней Кармен Ибенез. Когда студия начала свою работу, часть с живыми видеосъёмками была уже отснята, поэтому Boss не могла вносить никаких изменений в сцену. Том Дедрес (Tom Dadras), супервизор по визуальным эффектам Boss Film, делится своими воспоминаниями: "Имея на руках готовую часть отснятых видеоданных, нам приходилось, во время разработки сцены, отталкиваться именно от неё".

"Как только мы закончили с аниматикой сцены, последовал этап съёмок звёздного крейсера", вспоминает Дедрес. Несмотря на то, что Boss Film построила для своих нужд 5,4 м модель Роджера Янга, размеры рубки управления, высота которой составляла всего 1,4 см, не позволяла приблизить камеру близко к модели. Решением стало создание трёхмерной рубки, которая заменит оригинал в определённое время движения камеры. Цифровая модель рубки была смоделирована на основе сосканированной студией Viewpoint части 5,4 м модели крейсера, в то время как текстуры подготовила Sassoon Film Design.

Финальным компоузингом сцены занималась студия POP Film. Продюсер Андре Д’Амико (Andrea D’Amico) вспоминает: "Из-за своей сложности эта сцена стала нелёгким испытанием не только для самой Boss, но и для наших компоузеров. Необходимо было очень постараться, чтобы совместить части Boss и наши, между моделью корабля, трёхмерной рубкой управления и живыми видеосъёмками. Будем надеяться, зритель не заметит переход между ними, и примет сцену за реальность".

В то время как эпизод продолжается, Роджер Янг сталкивается с летящим навстречу ему астероидом, в результате чего теряет верхнюю надстройку. Дедрес рассказал, что Boss построила две модели. "Первая представляла собой полноценный астероид, обладавший возможностью вращения в любом направлении, которое было нам необходимо. Вторая 6,6 м модель являлась лишь частью астероида. Она использовалась в кадрах столкновения со звёздным крейсером".

Съёмка самой сцены была нелёгкой задачей. "Модель астероида, сталкивающаяся с Роджером Янгом, имеет другой масштаб по сравнению с кораблём", – объясняет Дедрес, – "поэтому съёмка обоих элементов была произведена отдельно. Нам пришлось заранее спланировать буквально каждое их движение, а также освещение и тени, благодаря чему модели, снятые отдельно и построенные в различных масштабах, выглядели бы так, как если бы находились рядом".

Не меньше труда в сцену положила и студия POP Film. Д’Амико вспоминает: "Нами была сгенерирована карта звёздного неба, которая должна была соответствовать небу Sony из эпизодов сражений. Мы также занимались кадрами, в которых фигурировали основные двигатели Роджера Янга. Добавление дополнительного потока энергии, вырывающегося из них, заставило изрядно попотеть наши компьютеры". Достижение одинакового внешнего вида работающих двигателей кораблей Sony и Boss было также большой необходимостью. "Наш отдел компьютерного моделирования тесно сотрудничал с Sony", – вспоминает Д’Амико. "Мы использовали их шейдеры для создания голубой пылающей энергии, вырывающейся из двигателей".

"Вы хотите знать больше?"

Несмотря на свой "юный" возраст, студия Banned From The Ranch (сокращённо BFTR) успела заработать хорошую репутацию, участвуя в создании таких фильмов как "Пик Данте" и "Спаун". Для "Звёздного десанта" студия занималась компьютерной графикой в эпизодах Федеральной Сети (FedNet). Ван Линг (Van Ling), основатель и супервизор BFTR, вспоминает: "Пол Верховен хотел, чтобы наша графика была помесью заголовков из пропагандистских фильмов Второй Мировой войны, трейлеров второсортных фильмов 1950-х гг., а также Интернет-интерфейса "наведи и кликни".

Специально для "Звёздного десанта" BFTR создала несколько логотипов, включавших стандартный, появляющийся в начале фильма, а также его производные для других сцен: траурный чёрно-белый для сцены поражения, в огне – для начала войны и т.д.

В большинстве случаев логотипы BFTR были наложены на компьютерную графику других студий. Создание студиями ILM, VCE, Compound Eye и Sony компьютерных спецэффектов велось одновременно. Линг отметил: "Мы разрабатывали дизайн наших логотипов и их местоположение на основе тестовых сцен других студий, точно не зная, каким будет финальный результат".

Питер Карен (Peter Kuran) из VCE комментирует: "Работать с Banned From The Ranch было довольно легко, поскольку обе студии использовали компьютеры Macintosh". BFTR создала всю свою анимацию при помощи программ After Effects, Photoshop и ElectricImage.

Увеличивая видимые границы

Рисованные фоны давно стали неотъемлемой частью фильма, увеличивая видимую перспективу и ландшафты, не существующие на самом деле. Для "Звёздного десанта" студия Compound Eye под управлением Марка Салливана (Mark Sullivan) создала 23 цифровых рисунка.

Один из эпизодов, над которым трудилась Compound Eye, демонстрировал разрушенное поселение мормонов (Mormon). Салливан вспоминает: "Всё началось с создания и фотосъёмок миниатюры. Используя фотографии в качестве примера, мы нарисовали фон". Фотографические элементы, такие как пыль, миниатюрные ветряные электростанции и люди были затем наложены на видеоизображение. "В Вайоминге мы забрались на вершину горы и провели съёмку гулявших внизу людей. Мы также подрисовали некоторые элементы фона, включая каменные образования для их более экзотического внешнего вида".

Демонстрация внеземной природы в "Звёздном десанте" была также нелёгкой задачей. "Фоны, которые мы подготовили для эпизода в каньоне Хоппер (Hopper Canyon)", – говорит Салливан, – "включали в себя самое сложное движение камеры, с которым нам когда-либо приходилось работать. Изначально камера показывает наш фон, затем плавно поворачивается влево и вниз, демонстрируя зрителю пехоту, исследующую каньон".

Для сцены, в которой сотни пехотинцев вбегают в свои транспорты перед боем, рисованный фон был совмещён с панорамным фотографированием. "Мы пошли к Sony Pictures Imageworks, прихватив с собой наши проекты рисунков. После просчёта высоты положения камеры, угла наклона, а также типа линз, мы сфотографировали модели десантных транспортов, чтобы в конечном итоге интегрировать их в наш фон".

Другие спецэффекты

Множество спецэффектов в "Звёздном десанте", категоризировать которые к какой-то определённой группе невозможно, были созданы Питером Кареном и его компанией VCE. Воспитанник школы визуальных эффектов оригинальной трилогии "Звёздных войн", Карен со своей компанией работал над более чем 200 фильмами. Для "Звёздного десанта" VCE выполняла цифровое закрашивание элементов сцены, а также компоузинг изображения.

У лейтенанта Джина Расжака (Майкл Айронсайд, Michael Irongs >

Таким же способом бы снят эпизод, во время которого Джонни Рико (Каспер Ван Дин, Casper Van Dien) находится в заполненном жидкостью контейнере, в то время как робот лечит рану на его ноге. Протез ноги Яджера был наложен цифровым методом на место здоровой ноги актёра на этапе компоузинга.

В дополнение к этим и другим, Карен отвечал за создание нескольких "невидимых" эффектов. Когда Джонни Рико публично наказывают за вину в убийстве солдата во время тренировки, в кадрах, в которых использование плети было бы слишком опасным, она была заменена на свой цифровой аналог. Карен также отметил: "Кровавые раны от плети на спине Рико были созданы при помощи макияжа, а затем убраны из кадра до того, как цифровая плеть пройдётся по спине".

Пропаганда фашизма

За основу сюжета "Звёздного десанта" был взят одноимённый роман известного писателя-фантаста Роберта Хайнлайна (Robert Heinlein). В процессе работ над фильмом сюжет неоднократно изменялся в пользу добавления большего количества экшн-сцен. Но, в целом, он довольно неплохо передаёт задумки Хайнлайна.

После множества войн, расцвета преступности и коррупции к власти в мире приходят военные ветераны, создав глобальное правительство – Землю Федерацию, в которой существует всего два класса людей: "штатские" и "солдаты". Разница между ними состоит в том, что (по фильму): "солдат, в отличие от штатского, несёт персональную ответственность за безопасность государства, членом которого он является; защищая его интересы и, если необходимо, отдавая за него свою жизнь".

Смысл этих слов в том, что штатский не обладает правами гражданства. Только пройдя "Федеральную Службу" можно стать гражданином своей страны. Чтобы стать гражданином, Джонни Рико, а также его девушка Кармен Ибенез и друг Карл Дженкинс (Нил Патрик Харрис, Neil Patrick Harris), записываются на "Федеральную Службу"… как раз "во время", чтобы сражаться с угрозой из космоса – расой интеллектуальных насекомых под простым и лаконичным названием "Жуки".

Тем не менее, решив внести в "Звёздный десант" дух Второй Мировой войны, Пол Верховен добавил, по мнению многих критиков, обширное количество элементов фашизма (свастика, стиль одежды), феминизма и пропаганды середины прошлого столетия, которых в оригинальном романе Хайнлайна не было. Этим, а также рейтингом "R" (самый "строгий" рейтинг оценки фильмов в США, запрещающий просмотр фильма лицам до 18 лет) за излишнюю жестокость, "Звёздный десант" заработал себе, по словам критика Роджера Эберта (Roger Ebert) статус "детского фильма, который не сможет посмотреть ни один ребёнок".

"Присоединяйся сейчас!"

Выход "Звёздного десанта" состоялся 7 ноября 1997 года. Изначально планировалось выпустить фильм в августе, но паблишер Sony Entertainment насытила лето фантастическими картинами, и хотела придержать "Звёздный десант". Картину не смогла посмотреть молодёжь, а ведь, как известно, она составляет львиную долю аудитории научно-фантастических фильмов. В результате в США "Звёздный десант" собрал всего 54,7 млн. долл (бюджет составил 100 млн. долл.), в мире – 66,3 млн. долл. Суммарная же прибыль, как не трудно сосчитать, составила 121 млн. долл.

Тем не менее, фильм обзавёлся большим количеством фанатов, которые возжелали продолжения. Sony Entertainment не хотела рисковать дважды и сделала "Звёздный десант 2: Герой Федерации" ("Starship Troopers 2: Hero of the Federation") "direct-to-v >

В одном из интервью Тайппетт упомянул о возможности появления "Звёздного десанта 3". Что же, посмотрим. Будем надеяться, что Sony Entertainment создаст настоящее продолжение первой части, не хуже самого оригинала.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *